Его борода давно седая, да и «хвостик» на голове теперь куда тоньше, чем в те времена, когда он проповедовал Евангелие на улицах, пляжах и в домашних церквях города Хантингтон-Бич в штате Калифорния.
Это было полвека назад, в 60-х – в горячие дни «Движения за Иисуса».
Отец Уэйн Уилсон, основатель православного храма в честь святого Варнавы в Коста-Меса, – провинциальном калифорнийском городке на полпути между Лос-Анджелесом и Сан-Диего, – давно уже носит черную рясу и наперсный крест, а не футболки и джинсы, в которых он щеголял, будучи уличным проповедником и лидером «Студенческого движения за Христа», но кое-что осталось без изменений. По-прежнему цель его жизни – проповедь святого Евангелия, Благой вести Иисуса Христа, Распятого и Воскресшего.
Именно благодаря этому в приходе храма святого Варнавы так много новообращенных. В последние восемь-десять лет приход пополняется в среднем на двадцать человек в год, однако процесс катехизации, – не быстрый и не легкий. Для того, чтобы катехизация была максимально полной, требуется как минимум шесть месяцев и регулярные занятия, на которых будущие православные изучают историю христианства, Символ веры, постановления Вселенских соборов, догматическое богословие, а так же постоянно ходят на богослужения, присутствуя в том числе и на всех церковных праздниках, а так же несколько раз исповедуются. Как говорит сам отец Уэйн, «мы медленно готовим тех, кто хочет принять святое православие, – мы не верим в фаст-фуды. Сначала нужно научиться очень многому и очень много усвоить».
Вот еще одна особенность этого прихода, отражающая его дух: за короткое время более двадцати миссионеров были откомандированы отсюда в такие места, как Албания, Аляска, Гватемала, Индия и Танзания. Эту деятельность приход осуществляет через «Православный христианский миссионерский центр». Отец Уэйн рассказывает с улыбкой: «Исполнительный директор центра, отец Мартин Рици, после того, как мы прислали ему своего пятнадцатого миссионера, решил нас навестить: сказал, что желает увидеть своими глазами, чем мы тут занимаемся».
«Просто мы всегда верили, что цель нашей приходской общины – это проповедь Евангелия, как учит этому святая Церковь и Предание. Мы должны заниматься катехизацией и держать свои двери широко открытыми для людей, желающих жить полной и глубокой жизнью во Христе, – независимо от их этнического и религиозного происхождения», – говорит отец Майкл, главный катехизатор прихода святого апостола Варнавы.
Что же до причины, по которой приход привлекает так много желающих принять православие, то и тут нет никаких секретов. «Мы просто делаем свою часть, а Бог заботится об остальном», – объясняет отец Уэйн.
Поскольку приход ориентирован на тех, кто не является православным с колыбели, здесь уяснили для себя несколько несложных правил.
Вот главное из них: весь приход изо всех сил старается приветствовать всех новеньких, независимо от их происхождения, национальности и дресс-кода. «Ведь для них это – целый подвиг: встать в воскресное утро и пойти в церковь, особенно в православную, столь отличную от нашей протестантской культуры. Меньшее, что мы можем сделать в ответ, – показать, что мы им очень рады», – говорит отец Уэйн.
По воскресеньям у дверей церкви всегда стоит человек, который встречает тех, кто здесь впервые: раздает информационные бюллетени и помогает «новичкам» сориентироваться в непривычном для них месте, подсказывая, как и что следует делать во время богослужения. Кроме того, каждый вновь прибывший получает диск «Добро пожаловать в храм святого Варнавы», рассказывающий о православии и о самом приходе, который можно послушать в машине по дороге домой.
В лавке всегда предостаточно книг, предназначенных самым разным читателям, от «новичков» до тех, кто здесь не первый год, но продолжает учиться. Священники считают своим долгом приветствовать всех приходящих и рады готовности прихожан поступать так же. «Мы не позволяем, чтобы во время кофе «новички» одиноко стояли, пока остальные обмениваются новостями и впечатлениями, – кто-то обязательно подходит к ним, приветствует и занимает», – рассказывает отец Уэйн.
Служение миссионерского прихода святого апостола Варнавы стало особенно плодотворным сегодня, когда сюда пришла молодежь нового поколения, которую привлекает прочная и древняя традиция православной веры.
«Иногда, когда я совершаю каждение и вижу всю эту молодежь, я вспоминаю дни “Движения за Иисуса”. – говорит с улыбкой отец Уэйн. – То были очень волнующие времена, когда люди тысячами приходили ко Христу. Но не может быть ничего более захватывающего, чем времена нынешние, когда мы имеем возможность помочь людям встретиться с Господом в лоне святой Православной Церкви. Теперь мы можем дать им нечто большее, чем знания, – а именно, духовные орудия и среду, в которой они могут вести жизнь во Христе таким образом, каким мы в шестидесятых не могли себе даже представить».
До того, как уверовать во Христа, он баловался наркотиками, колдовством и магией. Потом, вместе с другими разочарованными молодыми людьми – представителями альтернативной культуры панк-рока, потерявшими вкус к материалистичной американской культуре и искавшими истину, – он стал заниматься в кружке по изучению Библии, который собирался в «Магазине татуировок Сида», город Анахайм, штат Калифорния.
Встреча Турбо с православием произошла благодаря книге «Молодежь Апокалипсиса», изданной монастырем святого Германа Аляскинского в Платине, который был основан отцом Серафимом (Роузом).
Эта книга распространялась в среде христианского панк-рока южной Калифорнии, к которой принадлежал и Турбо.
Турбо хотел найти свое место в жизни. «Я вырос, будучи единственным “черным парнем” в округе, поэтому я жадно искал “идентичности”. Христианская панк-сцена на время дала мне это, но та церковь, в которую я ходил, хотя и давала чувство общности, но не могла дать идентичности», – объясняет Турбо.
Через чтение Турбо открыл для себя православную церковь и узнал про преподобного Моисея Мурина, жившего в IV веке православного монаха-эфиопа. Известно, что прежде чем прийти к покаянию и найти убежище в одном из монастырей Египта, преподобный Моисей был убийцей и главой шайки разбойников.
И вот Турбо посетил приход святого апостола Варнавы и стал готовиться к принятию православия. Вскоре за ним потянулись похожие на Турбо люди, – с дрэдами, татуировками, раскрашенными в разные цвета волосами, с пирсингом на губах и в носу. Как и в случае с Турбо, в православном христианстве их покорили благоговение, красота и глубина.
Когда Турбо задают вопрос, как православие изменило его жизнь, он задумывается, прежде чем ответить: «Семейная молитва и духовная жизнь теперь являются центром нашей домашней жизни. Это, возможно, одно из важнейших изменений». Он продолжает: «Кроме того, я понял, что мне нужно быть добрее к моей жене, да и вообще и быть по-настоящему добрым человеком. Не просто поддерживать какую-то христианскую “видимость”, а действительно стать благочестивым, – потому что я знаю, что буду судим».
Эдди (в крещении Иоанн) Валадез и Пейдж (в крещении Марина) Криссман тоже были участниками группы по изучению Библии в «магазине татуировок» и выступали на панк-сцене.
Эдди, появившийся в первый раз в приходе святого Варнавы весь в черном, с множеством татуировок и тяжелой серебряной цепью, свисавшей из заднего кармана, говорит, что искал «истинное христианство» и обрёл его в православии.
Пейдж, у которой тоже много татуировок, не говоря уже о пирсинге, считает, что христианская панк-сцена подготовила ее к православию. «У нас была идея того, что настоящее христианство заключается в том, что вы становитесь мертвы для этого мира; но мы не были знакомы с Церковью, потому что отвергали религию и сами по-своему толковали Библию», – говорит она.
Благодаря влиянию монастыря, основанного отцом Серафимом, и книге «Молодежь апокалипсиса» многие из этих молодых людей стали частыми гостями обители святого Германа Аляскинского. Девушки тем временем посещали скит святой Ксении.
В результате этого общения возродился и начал распространяться под эгидой монастыря святого Германа и прихода святого Варнавы черно-белый самиздатовский журнал «Смерть для мира». Его редакция каждый год ездит на христианский панк-рок фестиваль «Краеугольный камень» в городе Бушнелл штата Иллинойс. Многие ищущие истину молодые люди познакомились с православной Церковью через это служение.
Приход святого Варнавы иногда называют «приходом тату». Православный храм, расположенный по соседству, отправил сюда нескольких своих «ищущих» прихожан из среды представителей альтернативной культуры, заверив их, что там им «будет более комфортно».
Отец Уэйн не имел ничего против, но он обнаружил, что вновь прибывшие нуждаются в духовном отцовстве даже больше, чем другие. «Многие из этих молодых людей пришли из распавшихся семей и фактически никогда не имели настоящих отцов. Поэтому я проводил с ними больше времени», – объясняет он.
Эта гибкость в подходе к людям является краеугольным камнем пастырской деятельности отца Уэйна и отца Майкла. «У нас здесь нет “одинаковости”, – говорит отец Уэйн. Каждый человек уникален».
Отец Уэйн рассказывает одну историю, касающуюся окормления молодых представителей альтернативной культуры.
«Как-то я был на собрании духовенства, и один из наших священников остановил меня в коридоре и отвел в сторонку для беседы. Он сказал мне как-то недоверчиво: “Отец, я слышал, что вы приняли в свой приход целую банду мотоциклистов!” Как только я закончил смеяться, то объяснил ему, что это была не банда мотоциклистов, но позднее подумал: “А что, если и вправду это была банда? Разве банда мотоциклистов не нуждается в Христе и в Церкви?”»
«Мы разговаривали, – вспоминает Майк, – и вдруг Турбо бросил мне такие слова, словно бы из ниоткуда, в манере, присущей только ему: “Божия Матерь, Майк! Богородица!” Я ему ответил нечто вроде: “О чем это ты говоришь?” “Всё – отсюда”, – продолжил Турбо и объяснил мне, что он и его семья нашли для себя Православную Церковь. И вскоре после этого я впервые пришел в храм святого Варнавы».
Каким же был этот опыт? «На своей первой Божественной литургии я чувствовал, что действительно стою перед Богом. Я не мог остановить слезы», – вспоминает Майк.
Последующие несколько лет принесли с собой очередную волну интересующихся православием евангеликов из находящегося поблизости от храма евангелического университета. Многие узнали о христианстве благодаря истории или писаниям святых отцов, таких, как Иоанн Златоуст и Василий Великий, с чьими трудами познакомились на курсах теологии и истории, и захотели увидеть это христианство вживую. Джесси Коун, выпускник программы Torrey Honors program евангелического университета BIOLA University, объясняет свою мотивацию как желание найти не-евангелическую церковь, что в конечном итоге и привело его в приход святого Варнавы.
«В колледже я стал разочаровываться в том, как евангелики читают и преподают Библию, – объясняет Джесси. – То, как они читают Библию, имеет отношение к грамматике и языку, но не оставляет места Святому Духу».
Как и многие другие, он интересовался, что же стало с молодой и только начинавшей развиваться Церковью, описанной в «Деяниях апостолов», и был крайне удивлен, узнав, что это и есть Православная Церковь.
После шести месяцев катехизации он и его жена Келли были готовы принять святое крещение и присоединиться к Православной Церкви вместе со своими хорошими друзьями Майклом и Кортни Анра.
Несомненно, будет ещё не одно пополнение новичков, ищущих Истину и вопрошающих в будущем, и все они будут с радостью приняты приходом святого Варнавы. Здесь знают, что святое Благовестие жизненно необходимо для молодого поколения, – так же, как это было всегда на протяжении двух последних тысячелетий.
"Вот из таких мелочей и складывается общая картина русского православия, а потом люди в секты идут..."
Секты, действительно, тем и отличаются, что "мягко стелят..", но, по-видимому, многим и действительно, требуется что-то приятное и удобное, не обремененное никакой собственной ответственностью, выполнением "каких-то" заповедей и т.д. Так, на мой взгляд - это проблема именно тех людей, которые рады клюнуть на "бесплатный сыр в мышеловке", даже необязательно это должны быть материальные блага, они могут и скрываться под "духовными", главное, что от тебя самого поначалу ничего не требуется и с тебя ничего не спрашивается.
Ну не берем во внимание дюжину тетушек в платочках, назойливо крутящихся вокруг батюшек и одного-двух бородатых мужичков.
Возражаете? А много могут похвалиться, что о них побеспокоились в церкви, если кто в воскресенье не пришел? Вот то-то.
Но это не в осуждение, а для того, чтобы постараться принять то, что возможно и не было никогда, принять в сердце Бога, который есть Любовь. Принять ту любовь, о которой говорит апостол Павел в Послании к корифянам.
Учиться нужно, учиться, а не быть тем самым фарисеем, о котором вся текущая неделя.
Спаси Христос!
Они свои храмы не рушили, и попов не расстреливали...
У них православие, общинная жизнь развивались и жили, у нас разрушались и деградировали...
А вот у них поучиться нам стоит много чему, хотя бы человечности и единству!
Я знаю многих кто в храм не ходит, т.к. ноги больные...
А за несколько стульчиков и так между бабками война идет...
Вот из таких мелочей и складывается общая картина русского православия, а потом люди в секты идут...
Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа.
Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога.
Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?....."
Так что покрытая голова у женщин в церкви - это не чисто русская традиция. Это - из Библии, учение Апостола Павла.
И не смотрите раболепно, как "у них". Пусть "они" смотрят, как у нас и учатся.
"Вот в такой приход ходил бы с удовольствием!
А то в наш придешь, тебе и здрасте не скажут, и еще шикнут...
Ни кофе ни чая никогда не было. Пришли постояли и разбежались...
ПОЧЕМУ У НАС ТАК???"
Ну, вообще-то, это, конечно, кто за чем в храм ходит. Я просто на службе постоять, помолиться, иногда чтобы исповедоваться и причаститься, молебен заказать или панихиду.Обратятся с вопросом - отвечу, если знаю. А кофе, так - это ведь ни тогда, когда служба идет и кто-то может и шикнуть?Насколько я понимаю и в статье говорится о том, что кофе в лавке, а не в церкви и, видимо, после службы. Бог им, конечно, в помощь, только у нас тоже не хуже, обратись по-человечески и ответ получишь человеческий.Впрочим, у наших людей всегда была привычка всё свое хаить, а уж у молодежи Апокалипсиса...
А то в наш придешь, тебе и здрасте не скажут, и еще шикнут...
Ни кофе ни чая никогда не было. Пришли постояли и разбежались...
ПОЧЕМУ У НАС ТАК???
Спасибо за статью. Это правда, у нас люди более замкнутые на себя и "своих", а там такие открытые, жаждущие истины... и сразу приводят друзей. Мне приходится так контролировать себя, чтобы не сказать ничего лишнего и вообще молчать о своем пути, т.к. это вызывает бурю протеста.Не хватает нам доброты и жажды СЛОВА.
"Священники считают своим долгом приветствовать всех приходящих и рады готовности прихожан поступать так же. «Мы не позволяем, чтобы во время кофе «новички» одиноко стояли, пока остальные обмениваются новостями и впечатлениями, – кто-то обязательно подходит к ним, приветствует и занимает», – рассказывает отец Уэйн."
Полезно взять на заметку!