Проект документа «О подготовке ко Святому Причащению»

Москва, 11 сентября 2013 г.

Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.

Первоначальный проект данного документа был подготовлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам приходской жизни и приходской практики, затем отредактирован специальной рабочей группой, состоящей из представителей духовных школ. Далее проект был направлен на изучение в комиссию Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства, после чего был доработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия, председателем которой является Патриарх.

1. Краткий исторический обзор

Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин. Приобщаясь Святых Тела и Крови Христовых, верующие таинственно соединяются со Христом Спасителем, составляют Его единое Тело — Церковь, получают освящение души и тела.

Уже в апостольскую эпоху в Церкви установилась традиция совершать Евхаристию каждое воскресенье (а по возможности и чаще: например, в дни памяти мучеников), чтобы христиане могли постоянно пребывать в общении со Христом и друг с другом (см., напр., 1 Кор 10:16-17; Деян. 2:46; Деян. 20:7). Все члены местной общины участвовали в еженедельной Евхаристии и причащались, а отказ от участия в евхаристическом общении без достаточных к тому оснований рассматривался как пренебрежение Церковью и подвергался порицанию.

Количественный рост Церкви в III и, особенно, IV веке привел к существенным переменам в ее организации. В частности, евхаристические собрания начали совершаться все чаще, а присутствие на них рядовых христиан стало восприниматься многими желательным, но необязательным — равно как и участие в причащении. Церковь противопоставила этому следующую каноническую норму: «Все входящие в церковь, и слушающие священные Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святыя Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное» (2-е правило Антиохийского Собора).

Тем не менее, высокий идеал постоянной готовности к принятию Святых Таин оказался труднодостижим для многих христиан. Поэтому уже в творениях Святых Отцов IV века встречаются свидетельства о сосуществовании разных практик в отношении регулярности причащения. Так, святитель Василий Великий говорит о причащении четыре раза в неделю как о норме:«Причащаться же каждый день и приобщаться Святого Тела и Крови Христовой — хорошо и полезно, поскольку Сам [Христос] ясно говорит: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, имеет жизнь вечную ... Мы каждую неделю причащаемся четыре раза: в воскресенье, в среду, в пятницу и в субботу, а также и в прочие дни, если случится память какого-либо святого» (Послание 93 [89]).

Менее полувека спустя святитель Иоанн Златоуст отмечает, что многие — в том числе монашествующие — стали причащаться один-два раза в году, и призывает усердных христиан придерживаться древней нормы о причащении за каждой Литургией: «Многие причащаются этой Жертвы однажды во весь год, другие дважды, а иные — несколько раз. Слова наши относятся ко всем, не только к присутствующим здесь, но и к находящимся в пустыне, — потому что те [тоже] причащаются однажды в год, а нередко — и раз в два года. Что же? Кого нам одобрить? Тех ли, которые [причащаются] однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью. Такие пусть всегда приступают; а не такие [не должны причащаться] и один раз [в году]» (Беседы на Послание к Евреям 17, 4).

В IV веке была окончательно зафиксирована сложившаяся еще в доникейскую эпоху норма об обязательном евхаристическом посте — полном воздержании от пищи и питья в день причащения до момента принятия Святых Таин Христовых: «Святое таинство олтаря да совершается людьми не ядшими» (41-е [50-е] правило Карфагенского Собора; подтверждено 29-м правилом Пято-Шестого Собора). Однако уже на рубеже IV-V веков, как пишет святитель Иоанн Златоуст, многие христиане связывали причащение не только с евхаристическим воздержанием перед Литургией, но и с соблюдением Великого поста. Святитель порицает возведение этого обычая в ранг нормы: «Прошу, скажи мне: приступая к причащению раз в году, ты действительно считаешь, что сорока дней тебе достаточно для очищения грехов за весь [этот] период? А потом, по прошествии недели, опять предаешься прежнему? Скажи же мне: если бы ты, выздоравливая в течение сорока дней от продолжительной болезни, потом опять принялся за ту же пищу, которая причинила болезнь, то не потерял ли бы ты и предшествовавшего труда? Очевидно, что так. Если же так устроено физическое [здоровье], то тем более — нравственное... [Всего] сорок — а часто и не сорок — дней ты посвящаешь здоровью души — и полагаешь, что умилостивил Бога? <...> Говорю это не с тем, чтобы запретить вам приступать однажды в год, но более желая, чтобы вы всегда приступали к Cвятым Тайнам» (Беседы на Послание к Евреям 17, 4).

Вместе с тем, в Византии к XI-XII векам в монашеской среде установилась традиция причащаться только после подготовки, включавшей в себя пост, испытание своей совести перед монастырским духовником, прочтение перед причащением особого молитвенного правила, которое зарождается и начинает развиваться именно в эту эпоху [1]. На эту же традицию стали ориентироваться и благочестивые миряне, поскольку монашеская духовность в Православии всегда воспринималась как идеал. В наиболее строгом виде эта традиция представлена, например, в указании русского Типикона (гл. 32) об обязательном семидневном посте перед причащением.

В 1699 году в состав русского Служебника была включена статья под названием «Учительное известие». В ней, в частности, содержится указание и об обязательном сроке подготовки ко Святому Причащению — в четыре многодневных поста причащаться могут все желающие, а вне постов следует поститься семь дней, но этот срок может быть сокращен: «Три дни или един день да постятся точию».

На практике крайне строгий подход к подготовке ко Святому Причащению, имевший положительные духовные стороны, приводил, однако, и к тому что некоторые христиане подолгу не причащались, ссылаясь на необходимость достойной подготовки. Против этого злоупотребления была, в частности, направлена норма об обязательном причащении всех христиан Российской империи хотя бы раз в году, содержащаяся в «Духовном регламенте»: «Должен всяк христианин и часто, а хотя бы единожды в год причащатися Святой Евхаристии. Сие бо есть и благодарение наше изящнейшее Богу о толиком смертию Спасителевою содеянном нам спасении. Елижды аще ясте Хлеб сей, и Чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет. И напутствие к животу вечному. Аще не ясте Тела Сына человеческаго, и не пиете Крове Его, живота не имате в себе. И есть характир или знамение, которым являем себе быти уды единаго мысленнаго Тела Христова, сиесть, сообщники единой Святой Церкви... Того ради, аще который Христианин покажется, что он весьма от Святаго Причастия удаляется, тем самым являет себе, что не есть в Теле Христове, сиесть, не есть сообщник Церкви».

В XIX — начале XX века благочестивые люди стремились причащаться хотя бы во все четыре поста, а святые того времени, среди которых — святитель Феофан Затворник, праведный Иоанн Кронштадтский и другие — призывали приступать к Святым Таинам еще чаще. Исповеднический подвиг Церкви в годы безбожных гонений ХХ века побудил переосмыслить существовавшую ранее практику редкого причащения, так что сейчас большинство воцерковленных православных людей причащается со значительно большей частотой, чем христиане в дореволюционной России.

2. Говение

Определяемые духовником требования подготовки ко Святому Причащению зависят от частоты приобщения Святых Таин и духовно-нравственного состояния верующего.

Практика приуготовительного поста (говения) регулируется аскетической традицией Церкви. Пост в форме воздержания от скоромной пищи (а в более строгом варианте — в форме сухоядения) и удаления от развлечений, сопровождаемый усердной молитвой и покаянием, традиционно предваряет причащение Святых Таин. В то же время продолжительность и строгость говения как подготовки ко Святому Причащению могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни.

Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой для причащающихся несколько раз в году достаточно поговеть три дня, а для причащающихся чаще одного раза в месяц — одного дня, при условии соблюдения однодневных и многодневных постов, — вполне соответствует преданию Церкви, отраженному, в том числе, в Учительном известии.

Согласно церковной традиции, говение состоит не только в отказе от определенной пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении определенного домашнего молитвенного последования, которое обычно состоит из канонов и акафистов Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю, святым, иных церковных молитвословий. Объем и состав домашнего молитвенного правила в период говения, согласно Следованной Псалтири (точнее, включенному в ее состав «Правилу готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа»), может изменяться и находится в зависимости от духовного устроения готовящегося к причастию, а также объективных условий его жизни. Наиболее важная часть молитвенной подготовки причастника — последование ко Святому Причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Поскольку Евхаристия есть вершина всего богослужебного круга, присутствие на предваряющих Божественную литургию службах — в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) — является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых.

Духовникам при определении меры поста и объема молитвенного правила готовящегося ко Святому Причащению следует принимать во внимание душевное и телесное состояние говеющего, общую занятость и обремененность попечениями о ближних.

При подготовке ко Святому Причащению необходимо помнить, что целью говения является не внешнее выполнение формальных условий, но обретение покаянного состояния души, искреннее прощение и примирение с ближними.

3. Светлая седмица

Особый случай в отношении практики говения составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся» (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Исходя из этого правила, а также имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся в целом ряде приходов и епархий Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко Святому Причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи.

4. Евхаристический пост

От говения следует отличать евхаристический пост в строгом смысле слова — полное воздержание от пищи и питья с полуночи до Святого Причащения. Этот пост канонически обязателен (см. выше) и не может быть отменен. При этом следует заметить, что требование обязательного евхаристического поста не может быть применимо к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми заболеваниями, требующими неопустительного приема лекарств, и к умирающим.

Поскольку Литургия Преждеосвященных Даров согласно Уставу соединена с вечерней, совершение ее в вечернее время предполагает увеличение продолжительности евхаристического поста, в который включаются не только ночь и утро, но и день. Поэтому при вечернем причащении за Литургией Преждеосвященных Даров воздержание от пищи с полуночи сохраняется в качестве нормы. Однако для лиц, не имеющих физической крепости, Священный Синод Русской Православной Церкви на своем заседании от 28 ноября 1968 года установил возможность сокращения евхаристического поста при причащении вечером до шести полных часов [2].

Каноническое право предписывает воздерживаться в период подготовки ко Святому Причащению от супружеского общения. 5 и 13 правила Тимофея Александрийского говорят о воздержании в течение суток перед причащением.

5. Исповедь и причащение. Препятствия к принятию Святых Таин

В период говения готовящийся ко Святому Причащению совершает испытание своей совести, предполагающее искреннее раскаяние в совершенных грехах и открытие совести перед священником в Таинстве Покаяния. Исповедь перед причащением является неотъемлемой важной частью говения, поскольку не только очищает душу для принятия Христа, но и свидетельствует об отсутствии канонических препятствий к участию в Евхаристии. В отдельных случаях, с благословения духовника, миряне, намеревающиеся приступить ко Святому Причащению несколько раз в течение одной недели — в первую очередь, на Страстной и Светлой седмицах, — могут быть в качестве исключения освобождены от исповеди перед каждым причащением.

Не допускается причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид. Дерзающие приступать к Евхаристическим Дарам в таком помраченном состоянии души сами подвергают себя суду Божию, по слову апостола: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господне» (1Кор 11:29).

Каноны также запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского, 19-е и 44-е правила Лаодикийского Собора, 69-е правило Пято-Шестого Собора).

6. Причащение и вопросы семейной жизни, а также личной нравственности

Как отмечено в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (Х. 2) и в определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года, Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, все же не лишает причащения Святых Таин супругов, состоящих в брачном союзе, который заключен с принятием на себя всех законных прав и обязанностей и признается в качестве юридически полноценного брака, но по каким-то причинам не освящен венчанием. Эта мера церковной икономии, опирающаяся на слова святого апостола Павла (1 Кор. 7:14) и правило 72 Трулльского Собора, имеет в виду облегчение возможности участия в церковной жизни для тех православных христиан, которые вступили в брак до начала своего сознательного участия в таинствах Церкви. В отличие от блудного сожительства, являющегося каноническим препятствием ко причащению, такой союз в глазах Церкви представляет собой законный брак (за исключением тех случаев, когда законодательно допустимые «браки» — например, союз между близкими родственниками или однополое сожительство, которые признаны в ряде стран, — с точки зрения Церкви недопустимы в принципе). Однако долг пастырей — напоминать верующим о необходимости не только заключения юридически действительного брака, но и освящения такового в церковном священнодействии.

Подготовка детей ко Святому Причащению имеет свои особенности. Продолжительность и содержание подготовки определяются родителями в консультации с духовником и должны учитывать возраст, состояние здоровья и степень воцерковленности ребенка. Первая исповедь перед причащением, согласно 18-му правилу Тимофея Александрийского, совершается по достижении возраста десяти лет, но в традиции Русской Православной Церкви первая исповедь происходит, как правило, в возрасте семи лет. Следует признать, что для детей до трех лет евхаристический пост не является обязательным. По традиции, с трехлетнего возраста детей в православных семьях начинают приучать к воздержанию от пищи и питья перед причащением Святых Таин. К семилетнему возрасту ребенок должен твердо привыкнуть причащаться натощак, с этого же времени следует учить ребенка соблюдать перед причащением посильный однодневный пост и прочитывать молитвословия из Последования ко Святому Причащению.

7. Заключение

Таинство Евхаристии — центральное таинство Церкви: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день», — говорит Спаситель (Ин. 6:53-54). Поэтому регулярное причащение необходимо человеку для спасения.

В отношении того, с какой частотой следует причащаться верующему, возможны различные подходы, при соблюдении приведенного выше правила святителя Иоанна Златоуста причащаться всегда «с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью». Об этом же свидетельствуют и святые отцы последних веков. По словам святителя Феофана Затворника, «мера [причащаться] в месяц однажды или два раза — самая мерная», хотя «ничего нельзя сказать неодобрительного» и о более частом причащении [3]. В этом вопросе каждый верующий может руководствоваться такими словами этого святого: «Святых Таин причащайтесь почаще, как духовный отец разрешит, только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением и паче — со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно» [4].

11 сентября 2013 г.

[1] См.: Alexopoulos S., Hoek A., van den. The Endicott Scroll and Its Place in the History of Private Communion Prayers // Dumbarton Oaks Papers. 2006 [2007]. Vol. 60. P. 146–188.

[2] Журнал № 41 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года // Журнал Московской Патриархии. 1969. № 1. С. 3–5.

[3] Святитель Феофан Затворник. Письма. V, 757.

[4] Святитель Феофан Затворник. Письма. IV, 693.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Тайна благочестия Тайна благочестия
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин
Тайна благочестия Тайна благочестия
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин
В сентябре 2013 года был опубликован проект документа «О подготовке ко Святому Причащению», подготовленный Межсоборным присутствием. Он вызвал оживленную и даже весьма резкую дискуссию в православных СМИ и блогосфере. Прежде всего обсуждается вопрос: должна ли исповедь быть частью этой подготовки, то есть обязательно предшествовать Причащению? Однако в этом обсуждении выявился и еще целый ряд вопросов, связанных преимущественно и непосредственно с исповедью. Нужно ли мирянам каяться в помыслах? Лучше исповедоваться регулярно или ждать особого покаянного чувства? Как часто должен исповедоваться священник?
Великие румынские духовники об исповеди и причащении Великие румынские духовники об исповеди и причащении
Зинаида Пейкова
Великие румынские духовники об исповеди и причащении Великие румынские духовники об исповеди и причащении
Зинаида Пейкова
Первое, что мы должны делать, – это часто исповедоваться. А значит, прежде чем говорить о частом причащении, нужно говорить о частой исповеди.
Архим. Клеопа (Илие) о Причащении и подготовке к нему Архим. Клеопа (Илие) о Причащении и подготовке к нему Архим. Клеопа (Илие) о Причащении и подготовке к нему Не подавай меча вместо пищи
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему
Архимандрит Клеопа (Илие)
Ни в случае смертельной опасности, ни в любом другом случае, нельзя причащаться, не исповедуясь. Сначала исповедь, а потом уже пусть причащается.
«Сначала – призыв к покаянию, а потом – Причащение» «Сначала – призыв к покаянию, а потом – Причащение»
Прот. Валериан Кречетов
«Сначала – призыв к покаянию, а потом – Причащение» Протоиерей Валериан Кречетов: «Сначала – призыв к покаянию, а потом – Причащение»
Те формы, к которым пришла Церковь как Тело Христово в течение многих веков, требуют одухотворения, а не изменения. А Бог есть Дух, и с помощью Божией на дух, а не на форму должны быть направлены усилия.
«Опасно нарушить порядок, когда исповедь предваряет Причастие» «Опасно нарушить порядок, когда исповедь предваряет Причастие»
Прот. Владимир Гамарис
«Опасно нарушить порядок, когда исповедь предваряет Причастие» «Особенно опасно нарушить порядок духовной жизни, когда исповедь предваряет Причастие»
Протоиерей Владимир Гамарис
Говение для того и необходимо для мирских людей, которые постоянно пребывают в суете, в полезных трудах и в неполезных развлечениях, чтобы хотя бы перед Святым и Божественным Причастием отринуть суету, подышать кислородом вечности.
«Святые Тайны – это трапеза орлов, а не галок» «Святые Тайны – это трапеза орлов, а не галок»
Священники об исповеди и причастии
«Святые Тайны – это трапеза орлов, а не галок» «Святые Тайны – это трапеза орлов, а не галок»
Священники из Сибири, с Украины и Северного Кавказа об исповеди и причастии
«Скорее предам душу свою, нежели причащу Крови Господней недостойного; скорее пролью собственную кровь, нежели причащу столь страшной Крови того, кого не должно».
Мы причащаемся, чтобы всегда быть со Христом Мы причащаемся, чтобы всегда быть со Христом
Архим. Арсений (Папачок)
Мы причащаемся, чтобы всегда быть со Христом Мы причащаемся, чтобы всегда быть со Христом
Архимандрит Арсений (Папачок)
Когда нам причащаться? Это не вопрос времени, но твоей внутренней подготовленности, потому что к такому великому событию — принятию Бога — тебе действительно необходимо подготовиться.
«Если исповедь станет необязательной, это духовно обезглавит приходы» «Если исповедь станет необязательной, это духовно обезглавит приходы»
Прот. Вадим Леонов
«Если исповедь станет необязательной, это духовно обезглавит приходы» «Если исповедь станет необязательной, это духовно обезглавит наши приходы»
Беседа с протоиереем Вадимом Леоновым
Таинство покаяния – уникальная возможность для пастыря оказать личную помощь страждущей душе. Все иные формы встреч священника с прихожанами (беседы, паломничества, проповеди и т.д.) не имеют такой личной глубины и значимости.
Беседа о покаянном делании Беседа о покаянном делании
Игум. Нектарий (Морозов)
Беседа о покаянном делании Беседа о покаянном делании
Игумен Нектарий (Морозов)
Что есть покаяние? Каково место исповеди в покаянном делании и вообще жизни христианина? Нужно ли исповедоваться перед Причащением?
Комментарии
Алексей 4 апреля 2016, 06:53
Из сказанного выше следует, что в начале христианине причащались, чаще и состояние их духовного и телесного состояния было более чистым. Но нужно учитывать, что жизнь их была короче в том числе и из за гонений, нежели чем сейчас. Поэтому то что сейчас человек причащается реже нет нечего противоестественного. По поводу всяких правил и обязательств. Лучше их назвать не правилами, а примерами или образцами, эталоном благочестия. Человек стремится к ним и оценивает себя, насколько он достиг, делает выводы и трудится над собой. А то получается, в селе одна служба, а в городе каждый день и кто в городе исполнил правило посетил все службы ему можно на причастие и совесть его чиста, а сельскому жителю нельзя, он был всего на единственной службе в храме? У одного все книги и он молод всё прочитал, пошёл на причастие, а у другого нет возможности иметь все книги и зрение плохое ему всего не прочесть значит к причастию не допускать? А то что закон НИКТО не сможет исполнить до конца ясно из Гал.3:11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. И ещё Адаму всего одна заповедь дана была, смог ли он её исполнить???
Зато Лук.23:43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Христос сказал это тому кто ни разу не причастился. Поэтому образец, эталон, правило для духовника, а не для мирянина, пусть духовник решает допускать не допускать до причастия. Оценивая стремится ли тот кто перед ним стоит к этому эталону или делает это следуя традиции, моде или правилу не взирая на цель. Матф.5:48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Анна22 января 2015, 20:24
О женской нечистоте: т.е. получается, что женщина в постклимактерическом периоде может причащаться в любой день, а женщина помоложе - даже в Пасху, если вдруг "это" случилось, не может. Чем одна достойнее другой? Правила правилами, но почему никто до сих пор не может вразумительно объяснить смысл этого запрета?
Дмитрий23 августа 2014, 02:28
Нельзя серьёзно относиться к исповеди перед Причастием в той форме,как она происходит сейчас-за полтора часа священник должен выслушать и порой уврачевать душевные раны сотни прихожан.Это профонация исповеди!!!Если серьёзно исповедовать,то нужно каждому уделять минут по 15-20.
Мне кажется,что достаточно того,чтобы священник вопрошал у кающегося,действительно ли тот осознаёт свои сгрехи и каится в них.Особенно,если приход уже сложившийся,и батюшки знают свою паству!Ведь обходятся в других Поместных Православных Церквах без исповеди перед причастием!!!А мы опять хотим быть святее всех святых... И благими намерениями превратим Таинство в насмешку.
Да и не приходят на ум какие-либо каноны на счёт обязательности исповеди перед Причастием.
Но и само Причастие мы принимаем-ВО ОСТАВЛЕНИЕ ГРЕХОВ!!!Зачем их тогда отпускать перед Причастием священнику?
"Познай,что ты согрешил,и загладишь грехи свои"-прп.Нил Синайский.В таком сучае,так ли важна вербальная,формальная исповедь?
Николай Владимирович14 февраля 2014, 20:24
Явления обязательности(читай принудительности) чего-либо в духовной жизни недопустима! Вспомните,что произошло с обязательным Причащением в Российской империи. Точнее с Российской империей и ее Церковью. По-словам ген.Деникина,когда в армии отменили обязательную Литургию,ее стали посещать лишь 10% военнослужащих. Кем-же были остальные? И сейчас намного-ли иначе? Все это раскусили большевики-атеисты и ввели более эффективную идеологию покорения масс. А ведь именно идеологией является всякая обязательность в религии. Она необходима только государству и игнорировать трагический опыт ее перенесения в Церковь - преступно. Это опять даст повод дьяволу легализовать свой "миропорядок",возможно окончательно. Это драма предсказана всем государствам,а в Церкви она недопустима! Мы не напрасно ежедневно молимся о ней(и это не шизофрения): и непреобориму адовыми враты во-веки сохрани... А то чо молиться-то,если Господь и так сказал,что не одолеют?.. См.Откровение,22:8-13.
Человеку необходимы воспитательно-канонические рамки,но если традиция начинает превалировать над свободой в Духе Святом,мы фактически сталкиваемся с рядом ересей,начиная с этнического филетизма и заканчивая антихристовым экуменизмом. Будет,как на сочинской Олимпиаде; одна из африканских стран несла девиз: родина и мать дороже Царства Небесного...
Елена11 января 2014, 23:20
Если ты покаялся в каком то грехе,то надо работать над этим,чтобы впредь не делать того же.Постоянно каяться в одних и тех же грехах это не правильно.Поэтому 1 или 2 раза в год дать исповедь достаточно.Главное до следующей исповеди справиться с этим грехом.Иисус сказал грешнице:иди и впредь не греши.
Михаил Ш. 8 января 2014, 21:32
Продолжение.
Обязательная исповедь перед принятие СВЯТЫХ ХРИСТОВЫХ ТАЙН должно быть незыблемым правилом!!! Естественно, могут быть какие-то незначительные исключения, но только исключения. А исключение, как говорит русская пословица, подтверждает правило. ПОДТВЕРЖДАЕТ, а не отменяет.
Если не будет исповеди, говорить о душевной чистоте причастнка просто бессмысленно.
Те, кто апеллирует к частому причащению - каждое воскресенье, или даже несколько раз в неделю - должны вести исключительно высокую в духовном смысле, буквально подвижническую жизнь. В наше безбожное время, живя в миру, это практически невозможно. Попробуйте пройти по улице современного города хотя бы 5 минут и не согрешить - делом ли, словом ли, мыслию ли.
Я думаю, что в настоящее время и в монастырях действительно подвижническая жизнь крайне редка.
Говение (пост) перед исповедью и причащением также необходимо, ибо самоограничение плотское необходимо для духовной работы, без которой невозможно истинное покаяние, т.е. осознание своих грехов.
С уважением, Михаил Ш.
Михаил Ш. 8 января 2014, 21:28
Опубликованный документ, на мой взгляд, достаточно взвешенный и понятный любому христианину, который старается жить по-христиански (простите за тавтологию) в лоне нашей Матушки-Церкви.
Что касается людей, являющимися христианами только формально, они должны спрашивать разъяснения у священников, если действительно собираются воцерковиться.
Дискуссия об отделении исповеди от причастия, мне представляется, - от лукавого. Абсолютно прав старец Свято-Троицкой лавры архимандрит Илия (Рейзмир): "... горе ожидает нашу Церковь, как это и случилось с Греческой и с теми Церквами, где исповедь перед причащением утеряна и где любой первый попавший может приступить к причащению. Горе! И у нас тоже может случиться это горе".
Вера 7 января 2014, 15:42
Причастие без исповеди недопустимо.
Сантехник24 ноября 2013, 05:22
Ув. Редакция! Как-то не сразу осознал-сообразил… Знаете, а ведь основной дефект данного «Проекта» /естественно, лишь на мой субъективный взгляд/ – заключается в том, что при его прочтении Я НИ РАЗУ НЕ ВСПОМНИЛ О БОГЕ…
Пример-пояснение.
В тот момент, когда Вы читаете мой запоздалый комент, «рядом с нами находится Бог, который с умилением смотрит на каждого из нас, помнящих и ищущих Его, и который во всем готов помочь нам – только руку протяни»...
Т. е. ИМЕННО СЕЙЧАС ОЩУТИТЬ ПРИСУТСТВИЕ БОЖИЕ...

Понимаете, какой-то комментарий пытается хоть как-то напомнить читающим его о нахождении Бога в непосредственно рядом с ними, а фундаментальный, базовый документ «О ...» – нет! /Ошибаюсь?/.
Мы и так постоянно забываем о Господе – ну, важнейшие-то документы должны пробуждать в нас память о Нем… Нет?

Конечно, такой подход – объединить академическую строгость «Проекта» с напоминанием о Боге, несколько затруднит задачу авторов-разработчиков обсуждаемого документа…
Ошибаюсь? Извините… С уважением, Сантехник. 24.11.13.
Сантехник17 ноября 2013, 11:03
Пока ученые-богословы будут «доводить до ума» следующий /окончательный?/ вариант обсуждаемого документа, быть может имеет смысл принять и озвучить некоторые временные положения касательно его. Например.
1. Причастие без Исповеди недопустимо.
2. Форму же Исповеди определяет система «священник-грешник». (Например. Признавать наиболее «жгучие» грехи, «а остальное итогом исповедовать…» – бездна страстей-грехов в душе… Что, очевидно, есть правда…
Или: «Да знаю я тебя, – иди, причащайся…».)
3. Для удобства объяснения и усвоения глубинного смысла Таинства, допустимо условное разделение Его на духовно-мысленную и храмовую формы... Ошибаюсь?
4. Количество подготовительных к храмовому Причастию действий ограничивается способностью потенциального причастника находиться в памяти Божией при их /действий/ совершении… (Например. Если на искреннее мысленное произнесение «мытаревой молитвы» в памяти Божией едва-едва хватает силы внимания, то какой, простите, смысл вычитывать формально все необходимые Каноны и Правила… без Бога? Лучше уж попытаться сохранить концентрацию внимания на ощущении присутствия Господа во время мысленного произнесения 5-8-и слов «Иисусовой молитвы…»). Нет?
5. По Великим Праздникам не отталкивать от Чаши вообще никого из желающих причаститься – «постящихся, не постящихся…» – но, конечно, лишь после исповеди…

Или что-то вроде этого…
Сантехник. 17.11.13. Ошибаюсь? Простите…
р.Б. андрей 7 ноября 2013, 12:32
Полностью за проект, не нужно послаблений. Как же без таинства
Исповеди,очищающего душу и помогающего в борьбе с врагом.
По себе знаю какая легкость на душе после исповедания грехов.
И еще , я слаб и грешен и не знаю как я буду готовится к причастию
Без исповеди.
Игорь 1 ноября 2013, 17:58
Мое мнение, что причащаться мы должны на каждой литургии, на которой присутствуем. К этому призывал нас Господь:
26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее ВСЕ,
28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.(Матф.26:26-28)
"пейте из нее все".
Вся литургия, как апостольский путь ведет нас к Чаше. Причастие, как прообраз Тайного Вечере. И те, кто не желают по каким либо причинам принять тело и кровь Спасителя поступают, как если бы кто из апостолов на Тайной Вечере отказался принять Его тело и кровь. Согласитесь, выглядит нелепо.
А таинство Исповеди.. так это иное таинство, не имеющее прямого отношения к Причастию. К исповеди призывает нас наша христианская совесть которая у каждого верующего находится в состоянии постоянного покаяния, признает свою немощь и уповает на Божью помощь.
Что же касается говения, то каждый должен по своим силам поститься и читать молитвы, дабы не попасть в осуждение.
Не могу похвастать должным исполнением нам завещанного по своей немощи, но каюсь и молю Бога о прощении. И на каждой литургии иду на Причастие.
анастасия31 октября 2013, 10:14
Что значит отпадение одного из супругов от православия?
1.Принятие другой религии?
2.Не посещение храма, не участие в таинствах церкви?









протоиерей Алексий Носач30 октября 2013, 16:22
Хотелось бы уточнения для тех мирян, которые причащаются достаточно часто (по воскресеньям и большим праздникам). Им, наверное, достаточно соблюдения среды и пятницы (то есть они и так всегда постятся два дня на седмице), а добавлять в субботу лишний постный день не нужно. А иначе мы приравниваем тех людей, которые вообще не постятся, но перед Причастием постятся всего три дня, и тех, кто соблюдает все посты в течение всего года. Это не совсем справедливо. А если сделать для частых причастников послабление, то для всех воцерковленных людей будет стимул вести полноценную церковную жизнь, как это завещано святыми отцами Церкви и апостольскими правилами.
И.Т.22 октября 2013, 23:01
По поводу супружеского поста. Нужно было бы уточнить: кто причащается редко и постится 3 дня - тот и от супружеской жизни воздерживается 3 дня. Кто обязательно постится сутки, тот и от супр. жизни воздерживается сутки. Так логически следует из документа?
Сантехник22 октября 2013, 19:51
Ув. Редакция! Не хотелось влезать в это обсуждение потому, что уже итак слишком много сказано… Но знать и молчать – а потом примут не совсем то, что хотелось бы – так чего молчал раньше?
Документ слишком важен… Тут и историческая преемственность, и сегодняшний день… Уже за решимость его опубликовать авторам надо памятник ставить…
ЗАМЕЧАНИЯ:
1. Отсутствует цель документа – пусть не в строгой текстовой форме… Вполне можно ввести ее в название…
Правда, цель-название с буквы «О…»..? Может, и нормально…
2. Задача не сформулирована… Для кого вообще писался и предназначен этот документ – для 0.1%, для 1%, для 5% или для всей Православной полноты? Неважно, кто его прочтет, важно, чтобы он был доступен и понятен любому…
То, что не является Тайной, должно быть достаточно ясным… Нет?
3. Понятийный аппарат отсутствует – хоть основные понятия-то должны быть разъяснены... Нет?
Даже богословы не всегда однозначны в трактовках – вспомните хотя бы «грубятину» и «невареное» мясо…
А обычным людям – как..?
4. Проблему Исповеди-Причастия можно, конечно, обосновать ссылкой на авторитеты и документы… Но окончательное решение смотрелось бы гораздо более убедительно, если бы оно было бы подкреплено выводами из мало-мальски серьезного и целенаправленного анализа современной действительности… Ошибаюсь? Извините…
Если это повторение «ранешных» комментаторских замечаний, то и публиковать не стоит...
Сантехник. 22.10.13
Вячеслав19 октября 2013, 00:35
64 Апостольское правило, запрещающее пост в субботу, никто
не отменял. Я, как молодой священник, часто сталкиваясь с
ситуацией, когда прихожане постятся в день субботний, смущаюсь и не знаю, что-же им сказать. То ли - что нельзя
постится в субботу по Апостольскому правилу, то ли - что надо поститься (по неизвестному мне другому правилу).
В Проекте об этом никак не упоминается, а ведь это, на
мой взгляд - важный вопрос. Хотелось бы получить на него
ответ от опытных духовников. Заранее благодарен.
иерей Вячеслав

Дмитрий15 октября 2013, 13:39
При всем уважении к столь значимому документу.
Трехдневный пост перед субботней исповедью для причастия в воскресенье невозможен физически. Считаем на пальцах: четверг, пятница, суббота - три дня и плюс среда. Пост получается четырехдневный.
Анна13 октября 2013, 16:49
Как мне кажется, в данном проекте нет однозначности и полной ясности для простого мирянина.На сегодняшний день в разных приходах - разные толкования на этот счет. Я полагала, что рассматриваемый проект позволит всем приходам применять какие-то обобщенные нормы. Может быть следует внести конкретику, например: причащаться не менее стольки- то раз (больше можно), исповедоваться перед исповедью надо/ не надо, поститься столько-то дней и так далее, исключения и т.д. Читая проект, я полагала, что это предисловие, а конкретика, которую должны использовать священнослужители и миряне, будет ниже. Оказалось, что нет. Боюсь, что вопросы рядовых мирян в связи рассматриваемой темой не исчерпаны.
Знаю такой приход, откуда люди переходят из-за того, что служащий священник считает достаточным исповедоваться один раз в месяц, а причащаться каждое воскресение. Людей это смущает и они уходят в те храмы, где исповедь одобряется всякий раз перед причастием. В связи с этим и нужно разработать такой документ, которым будут руководствоваться все священники, хотя бы основные моменты.
Диакон Максим Тыртышный 9 октября 2013, 17:46
Благодарю Святейего Патриарха и участников Межсоборного Присутствия за создание этого документа и возможность его обсуждения.
Думаю, хорошо было бы упомянуть отличаются ли условия подготовки ко Святому Причащению для служащих священнослужителей от условий предписанных мирянам, если - да, то чем.
Полагаю, следует напомнить христианам, что на Светлой Седмице при отсутствии поста, необходимо придерживаться умеренности в пище накануне Причастия. (Возможно, есть смысл рекомендовать христианам в этот период воздержание от мясной пищи в день накануне Причащения).
Также, полагаю, не бесполезным будет в практическом, или в исторической контексте упомянуть следующую рекомендацию учительного известия: "вяко воздержатися от брашен и питий с вечера достоит, или вельми мало что вкусити".
Архимандрит Нифонт 5 октября 2013, 03:44
Исповедовать может не всякий священнослужитель, а только тот, кто получил специальную грамоту от архиерея, которая дает право на совершение исповеди. Обычно подобное разрешение выдается священнослужителю, который уже имеет достаточный пастырский опыт прослужив минимум 15 лет и то это ещё не даёт право на исповедь. Сам факт рукоположения в священники в греческой традиции еще не означает, что новорукоположенный батюшка сразу получает власть «вязать и решить».

Очень правильная практика в Греческой Церкви!!! Нет младо старчества! Не опытный священник то же самое, что не опытный хирург. Только священник врач души, а хирург врач тела. Тело временное, а душа вечная! Ошибка не опытности может очень дорого стоить!
Архимандрит Нифонт 5 октября 2013, 03:25
Не думаю, что будет большим секретом сказать о том, что готовящийся к совершению литургии священнослужитель не соблюдает дополнительных постных дней перед причастием, кроме тех постов, которые установлены Церковью. На это можно услышать возражение о том, что священник не может совершать литургию не причастившись, но ведь именно об этом говорят каноны и в отношении мирян. 9 Апостольское правило мы уже приводили. Что касается подготовки к причастию, то священники не имеют какого-либо особого привилегированного положения, о чем и пишет святитель Иоанн Златоуст: «Но есть случаи, когда священник не отличается от подначального, например, когда нужно причащаться Св. Тайн. Мы все одинаково удостаиваемся их, не так, как в Ветхом Завете, где иное вкушал священник, иное народ и где не позволено было народу приобщаться того, чего приобщался священник, людям запрещалось соучаствовать в том, что было для священников. Ныне не так — но всем предлагается одно Тело и одна Чаша... ».

Таким образом, мы видим, что возникает определенная коллизия – священник совершающий литургию освобождается от необходимости соблюдения дополнительных постных дней и обязательной исповеди перед причастием, мирянин, изъявивший желание причащаться каждый воскресный день вынужден помимо прочих постов соблюдать трех-дневный пост перед причастием, нарушая при этом 64 Апостольское правило, запрещающее пост в субботу.
Архимандрит Нифонт 5 октября 2013, 03:21

Подготовка к причастию: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей (Доклад протоиерея Димитрия Карпенко на XX съезде духовенства Белгородской и Старооскольской епархии)
02 Январь 2012.

Самая молодая Поместная Церковь – Православная Церковь в Америке, которая еще в прошлом веке имела те же самые проблемы, которыми мы задаемся в данном выступлении, в настоящий момент является одной из наиболее динамично развивающихся Церквей в Северной Америки. Подготовкой к причастию является сама Литургия по слову святого Николая Кавасилы: «псалмы и чтения Писаний предуготовляют нас к освящению Святыми Тайнами». Каждый верный причащается за каждой Литургией. Канон ко святому причащению и молитвы ко причащению входят в домашнее молитвенное правило.

Дополнительного поста не требуется. Соблюдение поста по средам и пятницам, а также больших постов является достаточным. Т.е. к верным предъявляются те же требования, которые выполняют сами священники (цитату из Святителя Иоанна Златоуста на этот счет мы уже приводили).

Исповедь требуется регулярная (по совету священника – раз в один-два месяца), по собственному желанию верующего (в большинстве храмов всегда можно поисповедываться до начала литургии или после вечерни), в случае если верный впал в смертный грех (убийство, прелюбодеяние, идолопоклонство – включая уход из церкви на длительный период). В Великом Посту исповедь обязательна для всех.

http://www.beleparh.ru
Архимандрит Нифонт 5 октября 2013, 02:52
19 мая 2009 Афон, игумен Ефрем
Практика Исповеди и Причастия и молитвенное правило перед Причастием.

Некоторые монахи исповедуются каждодневно. Причастие в Ватопеде бывает 4 раза в неделю: во вторник, четверг, субботу и воскресение. В остальные дни соблюдается строгий пост (без масла), в субботу – пища с маслом. Всего в монастыре бывает до 10 литургий в день, поэтому есть распределение монахов, когда кому причащаться.

Исповедь в Греческой Церкви не связана с Причастием. Человек, не совершивший смертных непростительных грехов, не имеет препятствия к Причастию. Причащение – от любви сердца, это стремление сердца. Молитвенное правило перед Причастием в Греции - Последование к причащению. Есть каноны, но не следует узаконивать их чтение. В вопросе подготовки не может быть принуждения.

То же самое относительно поста. Кто соблюдает все положенные Церковью посты, тот выполнил свой долг, а правила, запрещающего причастие непостившемуся, нет.
Николай 4 октября 2013, 16:52
Возможность приступать к Евхаристии дает крещение и вера. Дальше действует свобода во Христе, о которой говорит ап. Иаков. Отлучение от Евхаристии это отлучение от Церкви, процедура см. Церковное право (священник таким правом не обладает). Евхаристия это жизнь во Христе, ее нельзя регламентировать или заставить ею жить (штраф за неучастие в Евхаристии введенный Петром 1-м действовал до 1804 года). Жизнь вне тела Христова, т. е. автономное существование от Бога, неоднократно признавалось как ересь. Канон правил (который не имеют права отменить ни поместные типиконы ни уставы) говорит, что христианин должен праздновать день Воскресный, а праздник это Трапеза Господня (пр-ла 29-е соб. Лаодикийского, 15-е Св. Петра александрийского и 1-е Св. Феофана Александрийского, 80-е пр. 6-го всел. соб. предлагает отлучение если христианин не был за Св. причастием без уважительной причины 3-и воскресных дня подряд. Редкое причастие противоречит пр. Карфагенского собора с 124 по 128. Что касается обязательной исповеди перед Причастием, то это не толь не соответствует Преданию, Писанию, но и правилам Например 124 пр. Карфагенского собора. Иуда искариот тоже исповедовал грех перед священниками, а ап. Петр принес покаяние. Последствия редкого причастия описаны в писме Свмч. Киприана Карфагенского в писме к Цицелию, а это массовое отпадение от Церкви во время гонений, что Русской Церкви пришлось пройти в 20-м веке.
Анатолий 1 октября 2013, 20:33
Не совсем ясно сформулировано о «отдельных случаях» когда прихожанин может причащаться без исповеди, кроме как в Страстную и Светлую седмицах. Также в тексте проекта по - прежнему просматривается тенденция сложившейся практики в нашей Церкви, выражающейся в том, что Причащение больше нужно тому, кто к нему допускает, а не тому, кто сам причащается. Хотя Дух Святой в Писание обращается в предупреждении к самому человеку, который причащается: ««Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор 11:29). Наверное, меньше должно быть препятствий на пути к Причащению и больше ответственности, возложенной на самого принимающего Вечерю Господню и предупреждений о том, что Святые Дары могут «серьёзно опалить» при какой - либо нераскаянности.
Валерий 1 октября 2013, 03:47
Постимся ли в субботу? Один день супружеского вождержания - не опечатка ли?
Лариса30 сентября 2013, 16:21
Прекрасный документ. Он придает традиции правовой статус, что в современных условиях уже необходимость. Написано коротко и ясно: любой мирянин, прочитав этот акт, в состоянии оценить допустил он послабление или придерживается церковного канона.

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×