Коммуникабельность и преподобный Агафон

Почти всё в жизни происходит постепенно. Постепенно складывается наше мировоззрение. Постепенно оно меняется. Постепенно мы приучаемся к добру или злу. Постепенно мы привыкаем к новой обстановке и новым людям.

В наше время коммуникабельность считается хорошим и полезным качеством для человека любой профессии. Как здорово – не теряться и чувствовать себя как рыба в воде в любом окружении! Как здорово – с любым человеком быстро находить общий язык и темы для общения! И в принципе все мы более или менее коммуникабельны.

Всем знакомо ощущение неловкости, когда первый раз приходишь на работу в незнакомый коллектив. Потом потихоньку начинаешь узнавать сотрудников и налаживать контакты. И с каким облегчением находишь общие точки соприкосновения. Как приятно, когда кто-то в незнакомом коллективе протягивает руку и помогает освоиться, первый заводит беседу и непринужденно знакомит со всеми. Бывает, вчера еще стеснялся спросить, сколько времени, а сегодня – и шутишь, и угощаешь обедом, а завтра – уже друзья. Бывает, еще вчера извинялся, что дотронулся рукавом до рукава, а сегодня уже пьем на брудершафт, а завтра игриво похлопываем друг друга по плечам (и другим местам) и подшучиваем друг над другом.

Коммуникабельность, и вправду, прекрасная вещь. Вот человек уверовал в Бога. Приходит в храм «с нуля». Первым делом учится изображать крестное знамение, писать записочки и ставить свечки. Общительный вне храма человек и в храме быстро узнает, что в свечном киоске работает матушка Зинаида, что у батюшки трое детей, что регента зовут Игорь и т.д. и т.п. Общительный человек быстро узнает, когда в храме престольный праздник и что это такое, какую книжку надо читать в первую очередь, где и когда и какие поклоны совершать, что есть и что не есть в пост. Общительный человек в храме быстро знакомится с постоянными прихожанами и становится своим – в «доску» православным. Через полгода поклоны перед иконами становятся не такими глубокими, а улыбки при встрече со знакомыми – гораздо более широкими. Казалось бы, еще недавно извинялся перед всеми за какие-то пустяки, но теперь мы – братья и сестры, а поэтому можно, как и на работе, игриво похлопывать друг друга по плечам и подшучивать друг над другом.

Когда же мы перестанем тащить в храм наши дурные светские привычки? Если мы не чувствуем в себе, что умерли для мира, то должны почувствовать хотя бы, что Церковь – мертва для мира, и мы должны оставить мир за церковной оградой, при входе в храм. Храм – не офис и не цех, а отношения духовной близости – это отношения совсем не светского раута и не панибратского неформального общения. Почему мы уверены, что если мы вместе ходим в один храм, то можно подшучивать друг над другом или друг друга обличать и наставлять? Обязанность обличать и наставлять в Церкви принадлежит священству. Причем принадлежит благодатно, наитием Духа Святого, ибо не человеческое это дело.

Во-первых, мы ошибаемся, когда думаем, что отношения людей в Церкви должны быть похожи на хорошие отношения вне ее. Отношения в Церкви – совершенно иные. Во-вторых, мы ошибаемся, когда думаем, что чем больше мы ходим в храм, тем более свободно можем себя там вести. Чем больше мы ходим в храм – тем меньше нас там должно быть видно и слышно – вследствие крайнего смирения перед святыней Божией.

Мне кажется, во многих отношениях между верующими должна сохраняться дистанция. Это не значит, что мы должны быть чужими друг другу, а значит, что должны с таким почтением относиться к «брату», как будто встретили его только что, как будто это малознакомый нам человек. Вот как иллюстрирует это патерик:

«Спросил брат у аввы Агафона: я хочу жить с братиями – скажи мне, как жить с ними? Старец отвечал ему: как в первый день, когда придешь к ним, так и во все дни твои веди себя пред ними как странник и не будь вольным в обращении. Авва Макарий спросил его: что же бывает от вольного обращения? Старец отвечал ему: вольность подобна сильному жгучему ветру, который если подует, то все бегут от него, он портит и плод на деревах. Нет другой страсти вреднее вольности – она мать всем страстям. Потому подвижнику не должно быть вольным, хотя бы он и один был в келье».

Часто мы путаем духовную любовь с фамильярностью, и кажется, что короткое обращение – от любви. Как раз от этого и предостерегает преподобный Агафон. Его совет превосходен. Незнакомцу практически никогда не ответишь нагло, резко, не пренебрежешь его словами, всегда будешь вести себя учтиво и обходительно. Реальность жизни такова, что больше всего мы грубим тех, с кем находимся в наиболее близких отношениях. В первую очередь – это супруги, родители, дети. Потом – друзья, коллеги.

Деревенские люди еще середины прошлого века чувствовали необходимость такой дистанции генетически. Как рассказывала мне одна бабушка, моя прихожанка, даже в ее семье ХХ века было принято, что дети называли мать с отцом на «вы». Когда она выросла и сама стала матерью, ее мама разрешила обращаться к ней на «ты», но братья называли маму на «вы» до самой смерти. К ее чести сказать, она так воспитала своих детей, что ее взрослый сын, сам уже отец троих детей, образованный москвич, до сих пор называет свою престарелую маму на «вы». Есть в этом нечто трогательное… Но и не только. Еще в этом – некая торжественность, почтительность и трепет. Недаром этой же дистанции в какой-то мере требует Священное Писание, в особенности в отношениях родителей к детям. Вспомним эти золотые слова, которые склонны забывать в первую очередь бабушки: «Лелей дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним, и оно опечалит тебя. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами своими» (Сир. 30: 9–10). Вообще Книга Иисуса, сына Сирахова, – кладезь премудрости, а стихи 1–13 главы 30-й нужно заучивать наизусть всем родителям. Идея этих строк не в том, чтобы воспитывать ребенка, как в колонии строгого режима, а в том именно, чтобы ребенок никогда не забывался, кто – он, а кто – мама и папа. Конечно, можно и поиграть с ребенком, и посмеяться. Опасно, когда родитель только играет и смеется с дитятей, так что ребенок уже воспринимает родителя не как авторитет власти, а как своего приятеля-сверстника.

Однако от этой прекрасной картины я хочу перевести ваш взгляд на еще более превосходную. Обратим взоры к XIX и XVIII векам и даже более ранним. Посмотрим на взаимное общение не только отцов и детей, но даже – мужа и жены. Во многих семьях супруги называли друг друга по имени и отчеству, причем не только в присутствии других людей, но и наедине. Об этом свидетельствуют многие русские писатели – как светские, так и церковные. Конечно, это не говорит о том, что во всех этих семьях были идеальные отношения. Но всё же обращение к родному человеку на «вы» имеет цель именно образования почтительной дистанции. Не эта ли дистанция была в отношениях Авраама и Сарры, когда они называли друг друга «господин» и «госпожа» (см.: Быт. 18: 12)? Так же называли друг друга святые благоверные супруги князья Петр и Феврония, святые князь-мученик Михаил Тверской и его супруга преподобная Анна Кашинская (см. их жития) и другие. Казалось бы, как можно «плоть от плоти» своей называть на «вы»? Но с другой стороны, если мы называем на «вы» какую-нибудь незнакомую Марью Ивановну, то не тем ли более должны уважать собственную жену (или мужа)?

В наш век тотальной коммуникабельности всё это просто немыслимо. В советском фильме «Ключ без права передачи» учитель литературы спрашивает у детей, что бы они сказали всему человечеству, если бы имели возможность сделать объявление всем. И дети начинают фантазировать. Сегодня не надо фантазировать. Нажал кнопки – и весь мир слышит и видит всё, что ты хочешь сказать. А особенный «драйв» создает возможность сказать всё это анонимно. Это стало уже просто манией какой-то – похулиганить, написать гениальное «здесь был Вася» на форуме и отключиться с чувством выполненного долга. Тут рушатся вообще все мыслимые дистанции. Зачастую тем людям, при встрече с которыми на улице молчали бы в тряпочку, в интернет-пространстве мы готовы «бесстрашно» сказать всё. Трудно диагностировать эту болезненную склонность. Это такое хамство? Или трусость? Или мания величия?

Меня забавляет: читаешь проповедь священника, спускаешься на комментарии – и, о чудо! Миряне (а может, вообще люди, далекие от Церкви?) под статьей пишут священнику, что нужно начинать с себя всё это исполнять или вовсе наставляют священнослужителя, как правильно жить по-христиански. Это, конечно же, всегда свидетельствует о «подлинном» смирении. Почему мы и в храме так не делаем? Произносит священник проповедь после Литургии, тут нам пришла в голову светлая мысль – и бегом на амвон: озвучить свой «пост». Может, смущает сакральное пространство храма?

    

Некоторых из моих прихожан отнюдь не смущает. И когда им на исповеди делаешь замечание или наставление, бывает, что не в меру смиренный ученик Христов с кротким видом перебивает пастыря и говорит, что нужно исполнять ему, священнику. Тогда, естественно, напрашивается вопрос: кто к кому пришел на исповедь?

Век коммуникабельности вынуждает нас забывать или игнорировать слова Священного Писания. Давайте вместе вспомним хорошо забытое. «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем» (Иак. 3: 1–2). Я благовествую только лишь потому, что на то поставлен. Я – священник. И если бы не был им, то не дерзал бы свое человеческое слово обращать для назидания других.

Есть, видимо, некая мера церковности, которая заставляет человека умолкать в присутствии священника, а священника – в присутствии епископа. Это чувство плохо поддается определению, но оно существует. Именно оно заставляет после хиротонии обращаться к новопоставленному только с наименованием «отец» или «батюшка», а к его супруге со словом «матушка». И меня смущают люди, которые спрашивают у меня, как ко мне обращаться вне храма. Как будто священный сан снимается и одевается, как рубашка! Но еще более меня смущают священнослужители, которые сами просят называть их просто по имени, когда они без подрясника. И когда кто-то, особенно верующие люди, меня называют просто «Сергей», я чувствую себя оплеванным. Точнее – даже не себя, а священнический сан. И это действительно плевок – в Таинство Священства, в мистическое апостольское рукоположение. Когда Дух Святой сходит на хиротонисуемого, упраздняется всё просто человеческое. Больше это уже не просто мужчина, но носитель благодати. И с этих пор нет уже ни приятелей и подружек, ни сыновей и дочерей, ни братьев и сестер, ни зятьев и невесток, а «батюшка» и «матушка». Только для их малолетних детей они – папа и мама, да и то пока не придут в совершенный возраст. Я подозреваю, что мои слова многих смутят, но так должно быть. Как прекрасно говорит преподобный Ефрем Сирин: «Почти иерея, исполняя заповедь Христову, в которой сказано: кто принимает пророка с радостью, во имя пророка, получит награду пророка (Мф. 10: 41)».

Должно быть, я не в меру стеснительный, но, хоть я и сам священник, для меня – великая проблема обращаться к другому собрату-священнику на «ты», даже если я его хорошо знаю. И свою супругу я хоть и не называю на «вы» (виноват все-таки век коммуникабельности!), но величаю «матушкой» даже дома. И она в ответ также называет меня «батюшка»…

Я не призываю вас, дорогие читатели, после прочтения этой статьи под каждым словом священника писать «одобрямс!» Так можно одобрить и откровенную ересь. Я, как всегда, призываю к рассуждению: каждое слово священнослужителя должно проверяться разумом Священного Писания и святых отцов. Но если уж нам приходится общаться в интернет-пространстве, то, по слову преподобного Агафона, не будем чувствовать себя вольным, даже когда в одиночестве своей «кельи» склонились над клавиатурой. Веди себя как в первый день знакомства – как перед реальными людьми, так и перед виртуальными. А если уж приходится сказать кому-то слово обличения, то будем стараться говорить его так, как советует апостол Павел своему ученику Титу: «Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого» (Тит. 2: 7–8). Аминь.

Священник Сергий Бегиян

12 сентября 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Трудно быть Богом, батюшка» «Трудно быть Богом, батюшка»
Свящ. Александр Дьяченко
«Трудно быть Богом, батюшка» «Трудно быть Богом, батюшка»
Приходские хроники
Священник Александр Дьяченко
Вот так у Господа всегда бывает: сделал ты вроде бы разовое доброе дело, а получается, что долго потом еще с него «купоны состригаешь».
Разомкнуть круг! Разомкнуть круг!
Священник Димитрий Шишкин
Раньше было время гонений, когда сатана старался погубить Церковь физически. Не получилось. Больше того – Церковь засияла ярче, прославился сонм новомучеников и исповедников. Но сатана не отступил, он лишь поменял тактику, и время страшных, бесчеловечных гонений сменилось временем чудовищного обольщения и соблазна… временем не менее страшным по своим последствиям, чем явное гонение. Страшное время! Время отчаянной и напряженной борьбы духов тьмы с Церковью. Имена этих духов известны: нажива, жадность, похоть, эгоизм, самолюбие, гордость…
Будьте дружелюбны! Будьте дружелюбны!
Андрей Сигутин
Будьте дружелюбны! Будьте дружелюбны!
Андрей Сигутин
По слову апостола Павла, вражда, ссоры, распри, разногласия – это дела плоти (см.: Гал. 5: 19–20). Неудивительно, что эти проявления ветхой природы человека так обычны в мире сем, лежащем во зле. Удивительно другое: почему же мы, православные, призванные быть сынами Божией любви и света, допускаем в наши отношения с братьями и сестрами во Христе это зло разобщенности и недружелюбия? Отчего среди православных часто нет взаимопонимания?
Комментарии
Максим 8 апреля 2016, 17:00
Очень сложно обращаться к священнику "батюшка" , или "отец такой-то", когда сам священник стесняется носить священнические одеяния. Иными словами он своего сана стесняется, а вы к нему - "батюшка"! Да и на ты у русских обращаться было принято не только к родителям, а даже к царю. Мы и к Богу на "ты" обращаемся и Богородице и к святым.
Анна 5 февраля 2016, 15:11
В местности, где я родилась,много старообрядцев. Да и мои дедушка и бабушка из таких семей. Да, там и сейчас во многих семьях принято обращаться к родителям на "вы". Но я не считаю что это правильно. Это отдаляет людей. Зачастую дети в таких семьях недостаточно откровенны с родителями, что в юности может повлечь ошибки. За советами и вопросами скорей пойдут к подружкам. "Вы" создает определенный барьер. Я к свекрови всегда обращаюсь на Вы, 20 лет. Сейчас в силу ее преклонного возраста ей требуется определенный уход. И я ловлю себя на том, что мы обе стесняемся друг друга. Это не брезгливость, но стеснение. Все вроде нормально, но барьер есть. Нет простоты в отношениях.
Мария16 декабря 2013, 06:51
Спасибо, отец Сергий за статью.
Светлана11 декабря 2013, 21:34
А мне нравится обращение матушка и батюшка, очень по родному. Может быть и сестрица, и братец, и деточки войдут в оборот. Ласково как-то, тепло от этого. А по правилам, да, наверное, наверное... Полезные у вас статьи, отец Сергий, спасибо.
Людмила 9 октября 2013, 18:04
Спаси Вас Господи! Дай Бог Вам здравия, благополучия и терпения. И победы на всех врагов!
Светлана20 сентября 2013, 01:24
Святая Матрона Московская
«Ходи в Храм и ни на кого не смотри, молись с закрытыми глазами или смотри на какой-нибудь образ, икону»
Ольга У.19 сентября 2013, 14:40
Благодарю Вас, Н.Н.
Н.Н.18 сентября 2013, 21:44
Ольга У.:
Скажите пожалуйста, а какой это Батюшка на самой верхней фотографии?

Ольга, спасибо Вам за вопрос. Это Владыка Питирим (Нечаев), Митрополит Волоколамский и Юрьевский. Царствие ему небесное.
Ольга У.17 сентября 2013, 23:21
Спасибо, Антоний!
Иван16 сентября 2013, 10:33
Хорошая статья! Спаси Господи, отче.

Единственное я не согласен с обращением родителям на "Вы". Да, была/есть такая традиция в некоторых регионах России. Но у нас такого не было, и мне такое отношение кажется холодным что ли.
Да и не по-русски это.

> В прошлом к одному лицу, даже князю или царю на Руси обращались исключительно на «ты». Обращения на «вы» к одному лицу не существовало. Так, в «Повести временных лет» дружина обращается к своему князю: «поиди княже съ нами въ Древляны на дань: и ты добудеши и мы». Опричник Василий Грязной писал царю Ивану Грозному «Не твоя б государскоя милость, и яз бы што за человек? Ты, государь, аки бог — и мала и велика чинишь».

> В Россию выканье пришло в 18 веке. В 1722 году Пётр I ввёл в России Табель о рангах, по которой ко всем вышестоящим (по рангу) надлежало обращаться на вы. За нарушение этого правила полагался штраф в размере двухмесячного жалования.
K*15 сентября 2013, 20:01
Ну и на счет "вы" и "ты" - думаю бремена неудобоносимые, в миру мы. И Господа мы на "ты"и святых, а человека чужого, чуждого я на ты никогда не назову, ну заслужил он пока. Плохо когда одному из людей не комфортно, а когда достаточно близки, пуд соли сьели, знают чем обидишь, а чем нет, когда это для того, чтоб ободрить, обрадовать - чего плохого. Мой кум, меня так может "поприветствовать", что менее близкому и в голову не уложется. Да и я его тоже. Нам же и в голову не придет обижаться. Это нормально, это мы так "связываем на земле".

Ну а в общем и целом очень правильно, спасибо, храни Господь!
Галина15 сентября 2013, 10:09
Огромное спасибо за статью.Есть о чем задуматься.На многое не обращала внимание,не придавала значение,а когда прочитала статью-как то зацепило.В семье старшего брата моей мамы дети обращатись к родителям на "вы".Тогда это как то дико казалось.А теперь,спустя 25 лет,понимаешь,что это другой уровень отношения друг к другу.
Николай15 сентября 2013, 00:02
Очень современная фотография к статье. Женщин в пять раз больше чем мужчин. У нас то же самое. По сравнению с этой бедой выканье и тыканье сущий пустяк.
Насчет именивания женщин матушкой очень спорный вопрос, поскольку это слово происходит от слова мать. Есть дети у нее или нет, мне не всегда известно. Если женщину не имеющую детей назвать матушкой, то в некоторых случаях человека можно сильно опечалить.
священник Сергий Бегиян14 сентября 2013, 20:34
Примеры к предыдущему комментарию из словаря:
В приложении для выражения почтительности. — Он мне: «Матушка Анна Савишна, разбойники ограбили; самого чуть не убили». Пушкин, Дубровский. [Лука:] Эх, барышня-матушка! Молодая, красивая — только бы жить в свое удовольствие. Чехов, Медведь.
Почтительное название жены священника или принявшей пострижение монахини. Из горницы - вышла матушка, толстая, приземистая женщина, и заговорила сердитым, хриплым голосом: — Это еще кого нелегкая принесла? — За батюшкой приехал. Л. Толстой, Отец Василий. Вся новая стройка, за исключением каменной келарни и покоев матушки-игуменьи, была деревянная. Мамин-Сибиряк.
священник Сергий Бегиян14 сентября 2013, 20:30
Отцу Владимиру Аксенову. Спаси Бог, отче. Оценка собрата-священника всегда очень важна.

Рабе Божией Ларисе. Честно говоря, даже после Вашего замечания, я все равно не вижу ничего дурного в выражении "молчать в тряпочку". А слово "матушка", на которое Вы наложили табу, употребляется даже не только для обозначения супруги священника, но и по отношению к любой пожилой женщине. И не только в церкви (или монастыре). Это - также почтительное наименование. Примеров такого словоупотребления - тысячи в произведениях русских классиков, которых нельзя упрекнуть в незнании норм светского или церковного этикета.
Ольга Трефилова14 сентября 2013, 12:36
Батюшка, но почему тогда к Господу мы обращаемся на "Ты"?
Владимир14 сентября 2013, 08:39
Это не обсуждается - батюшку надо/необходимо/уместно/правильно/требуется называть батюшкой.
Если кого и называют по имени, то это отдельные отношения, но если честно видел это только в среде самих священников, между собой так сказать. Чтобы миряне так вели себя - не видел. Наверно не до конца "воцерквился" )))
А вот трындеть в Храме - это действительно пакость, с этим надо в себе бороться.
Видел в жизни интеллигентов, кои называют своих оппонентов на "вы", но поступают потом с ними примерзко. И вообще напускное приличие в современном мире часто оказывается фарсом или ширмой внутренней гнилости.
Вы-ты - не показатель это.
Главное не сало в пост не есть, а не пожирать человеков.
вот как то так.
Батюшке за статью спасибо.
Проповедь по сути..
Юлия14 сентября 2013, 01:55
К одному из комментов ниже: согласна, что "матушка" - это не сан, не должность и т.п., но обращение в храме всё-таки приличнее "матушка" или по имени-отчеству.
С "вы" к родителям тоже тяжело согласиться, если учесть, что Отцу Небесному, Богородице и святым мы говорим "Ты".
Но о проблеме панибратства (а если честно - откровенного хамства) в околоцерковной среде говорить надо давно и серьезно. "Панибратство убивает братство".Хотя, думаю, всерьез такое обсуждение мало кто воспримет, и что-то менять никто не будет.
Сергей13 сентября 2013, 23:52
Замечательная статья!
Как часто за собой замечаю подобные вещи в обращении к священнику, с которым можно сказать, выросли в одной песочнице. А ведь действительно, надо иметь уважение, в первую очередь, к сану!
Лариса13 сентября 2013, 21:09
Братья и сестры! Не совсем по-христиански отбираете комментарии. Критику - даже не критику, а правду (на Истину никто и не замахивается) - не воспринимаете категорически. Жаль. Похоже, что ваш сайт постигнет участь Татьянинского сайта. Слово "конформизм" посмотрите в словаре. Божией вам помощи. Всех благ
Николай13 сентября 2013, 19:22
Спасибо за статью!
Читая такие строки сразу вспоминаешь: "ой, вот и я сам, того не замечая, скатываюсь в фамильярность. Пора остановиться!"
Действительно, если научиться встречать своих знакомых, коллег, родных..., с чувством, как будто в первый раз их встречаешь - это здорово.
Григорий13 сентября 2013, 19:06
Очень очень тяжело свободное обращение Вход и хождение по Храму как по собственному дому Разговоры во время службы Считание себя каки-то особенно своим Но дай Бог всем разума благоговения и памяти о своих грехах
Иулиания13 сентября 2013, 17:12
Простите, а как же правильно обращаться к инокиням?.. И не матушка и вроде не мать...
Лариса13 сентября 2013, 16:04
Супруга батюшки, к сожалению или к счастью, никак не "матушка". Для всех православных христиан она - сестра во Христе. Матушка - это игуменья в монастыре. К монахиням же существует общепринятое обращение "мать": мать Филарета, мать Нектария и т.п. Это знают все "батюшки", а тем более, священноначалие, но почему-то предпочитают об этом умалчивать.
А статья интересная. Со многим можно безусловно согласиться. Знаю, поскольку сама работаю за свечным ящиком в храме на довольно многочисленном приходе.
Василий13 сентября 2013, 14:54

Согласен с Ольгой, обращение на "Ты" гораздо теплее и непосредственнее.
Вот здесь хорошая статья: http://www.pravoslavie.ru/answers/43612.htm .
катрина13 сентября 2013, 12:32
Уважаемый батюшка ! Вы употребили выражение " молчали бы в тряпочку". Знаете ли Вы что обозначает это выражение, откуда оно пришло, и почему именно в " в тряпочку".Поинтересуйтесь.Когда в молодости я так сказала, мама сделала мне строгое замечание. Помню до сих пор.
р.Божия Ирина13 сентября 2013, 12:26
Жаль, что статья написана только для мирян.
Работники церкви порой так сплетнями своими и своей враждой между собой отталкивают мирян , что ходить в такой храм просто не хочется. Стыдно, что Храм Божий, сами служители его, превратили в борьбу за место "под солнцем" и гонят сплетни друг о друге сами , и родня их тоже преуспевает в этом.
Чем меньше знаешь о внутрицерковных делах, тем лучше и радостней поход в Храм Божий.
Не зря же сказано в Библии - "Суд Божий начнется с дома Божия".
Так что, очень даже актуальна тема, чтобы все таки служители Храма Божия начали смотреть в первую очередь за собой и своими близкими.
Мария13 сентября 2013, 10:10
Спаси Господи, батюшка! сколько бед у меня от этого греха, и по настоящее время. Помолитесь о мне, грешной.
Анастасия12 сентября 2013, 21:53
Спасибо за вашу проповедь и наставление. Я бы предложила отключить комментарии на православных сайтах к проповедям отцов церкви и священников. Возблагодарить их каждый может в личной молитве в тайне.
иерей Владимир Аксёнов12 сентября 2013, 21:08
Спаси Господи собрате за ёмкую статью! Видно пишешь не от книжных знаний, а от опыта духовной жизни. Это тобою произведённый хлеб духовный и я сегодня им не мало утешен.
Антоний12 сентября 2013, 19:28
Ольга, это митрополит Волоколамский Питирим (Нечаев). См. http://www.pravoslavie.ru/gallery/gallery87.htm
Елена12 сентября 2013, 18:44
Ваше преподобие, отец Сергий,с чувством облегчения и благодарности прочитала Вашу статью. Проблема элементарной невоспитанности наших людей, в т.ч. в храме (среди работающих там особенно)то же меня волнует. У нас культура, воспитание хромают! Этикет - не должно выкидывать и в храме. С начала элементарной вежливости бы научиться, а затем на высоты духовные взбираться!
Кроме того, у нас утеряно чувство иерархии! А ведь она и на небе есть! Очень хорошо об этом писал И.Ильин. Именно у него я поняла важности её во всём.
По поводу местоимения "ты".
Батюшка Серафим говорил, что Богу в молитве мы говорим "Ты", и людям так же должны говорить (дословно не помню, но суть эта). А выканье современные люди выдумали.
"Вы" вынужденная мера,как понимаю, т.к. у нас нет той высоты духа, души, что бы "ты" звучало уважительно,а не панибратски (как чаще всего с чужими бывает).
А по поводу обращения к родителям: если есть чувство благоговения к ним, то оно и в обращении на "ты" будет.
виктор12 сентября 2013, 18:35
Лет 35 назад я гостил у сослуживца по армии в деревенской области в Молдавии.И все в семье называли родителей на Вы,и меня почему-то это нисколько не удивило,а было только умиление от таких отношений.И во всем остальном оСергий прав,без обсуждения......
Ольга У.12 сентября 2013, 18:32
Скажите пожалуйста, а какой это Батюшка на самой верхней фотографии?
Елена12 сентября 2013, 18:29
Спасибо, батюшка! В точку, во-время, о наболевшем.
Лариса12 сентября 2013, 18:08
Удивительная статья!
В современном мире делается все, чтоб устранить естественную иерархию. Впервые задумалась над поднятым вопросом, когда прочла книгу архимандрита Лазаря (Абашидзе) "О тайных недугах души". В ней есть советы о том, как "не повреждать брата своего многословием, пустословием и свободным обращением с ним".
Хотя в жизни все не так просто... но нужно стремиться!

Особая благодарность о.Сергию за спокойный и мягкий тон. После прочтения не возникло ни желания разжечь пожар мировой революции, ни впасть в меланхолию, а напротив - перечитать забытые поучения отцев. Ну и жить по ним, конечно же:).
Виктория12 сентября 2013, 17:01
Благодарю за напоминание
Сергий12 сентября 2013, 16:42
Спаси Вас Господь отче!
Очень нужные и правильные слова и наставления, нам мирянам.
У нас у многих есть близкие батюшки и матушки, и мы бывает теряем то о чем вы написали.Еще раз спасибо за наставление и напоминание.
Егор12 сентября 2013, 16:27
Отец Сергий, благослови Вас Бог!
Гордыня, наша гордыня эта так называемая коммуникабельность.
Хочется почувствовать себя равным чуть ли не Богу, общаясь "накоротке" с Божьим служителем.
Прости нас грешных, Господи!
Аминь.
Ольга12 сентября 2013, 15:13
Вроде правильно все, но от обращения на "Вы" и по имени отчеству холодком как-то веет, отчужденной дистанцией, официозом... но это лично для меня, т.к. ко мне чаще обращаются на Вы и Ольга Сергеевна, но я предпочитаю на "ты" и Оленька))) Но к своему духовнику и его матушке обращаюсь конечо на Вы и "батюшка", "матушка", это даже не обсуждается!
Ирина12 сентября 2013, 14:20
Отличная статья. Как важно научиться понимать разницу между любовью и фамильярностью, между любовью и панибратством.
Спасибо!
Мария12 сентября 2013, 13:25
Спасибо, батюшка, за прекрасный душеполезный текст.
Баркова Наташа12 сентября 2013, 12:17
Спасибо большое дорогой Батюшка за Вашу статью. Очень своевременная и полезная для всех.Низкий Вам поклон.
Екатерина12 сентября 2013, 12:09
Большое спасибо за статью и поднятую тему, отец Сергий! Когда всё вокруг "бешено коммуницирует", когда люди в этом ритме жизни не успевают смотреть в глаза даже своим самым близким людям, Церковь - это единственное место, где человек, наконец-то, "закрывает свой рот", затихает и учится слушать, внимать. И люди действительно очень нуждаются в наставлении и вразумлении со стороны наших священнослужителей, наших батюшек. Так хочется научиться искренне благодарить Господа, благоговеть перед Ним, ощущать Его торжество и преклоняться перед Ним! А у нас, бедных, нет даже искреннего уважения к своим родителям, супругам, начальству, друзьям... Очень многие просто не привыкли кого-либо или что-либо уважать, иначе ведь нужно оторвать взгляд от себя, любимого, и взглянуть на других, на их достоинства и достижения, забыв о своих, так называемых, заслугах. Спасибо, отец Сергий, буду ждать Ваши следующие публикации.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×