Не подавай меча вместо пищи

Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

О том, кто может приступать ко Святому Причащению и что для это делать: нужно ли поститься, исповедоваться и молиться особым образом, рассуждает самый известный румынский старец и духовник архимандрит Клеопа (Илие).

Архимандрит Клеопа (Илие) Архимандрит Клеопа (Илие)
    

Святое Причастие приносит человеку великую пользу, если он действительно причащается с верой, подготовившись и получив разрешение духовника. А кто приступает недостойно, тот суд себе ест и пьет, ибо Причастие — это огонь, пожигающий недостойных, — ты видел, что сказано в молитвах перед Святым Причащением.

— Кто может причащаться Святых Христовых Таин?

Тот, чья жизнь чиста, непорочна; чьё извещение помысла чисто, на ком нет канонических препятствий и кто разрешён духовником, тот может причащаться, а кто не исповедан, не разрешён духовником и не выполнил назначенной ему епитимии, тот и к Причащению приступить не может. Ибо даже если он всего лишь раз в год причастится, он всё равно будет подобен Иуде, который причастился один раз, и вошёл тогда в него сатана, и он предал Господа (см.: Ин. 13:27).

Если кто-нибудь недостоин, тот и один раз в год да не причащается… А если он очистился и приготовился по каноническому порядку Церкви Христовой исповедью и выполнил полагающуюся ему епитимию — то да приступит со страхом и трепетом.

— Что вы можете сказать о причащении детей младше семи лет? Нужна ли тут исповедь?

— Невинных деток младше пяти лет хорошо будет причащать, если возможно, и каждое воскресенье. А детей шести-семи лет, особенно сейчас, хорошо будет исповедать и затем причастить, ибо сегодня дети видят и слышат много соблазнов: дома, по телевизору и повсюду, когда за ними не следят родители.

Также и о старых и больных говорит святой Симеон Фессалоникийский: «Старым и больным, на ком нет канонических препятствий, хорошо будет причащаться почаще, и в великие праздники».

Всегда перед Причастием, после того, как ты положишь свои поклоны, после того, как бросишь грех и выполнишь епитимию, назначенную священником, тебе нельзя перед Святым Причастием самое меньшее три дня ни вина пить, ни есть скоромной пищи или приготовленной на растительном масле. А в промежутки времени между постами ты не можешь причащаться без исповеди, без епитимии и без недели поста (или хотя бы трех дней). Перед тем, как причаститься, не ешь пищи с растительным маслом и не пей вина; только сухоядение. Так полагается перед Святым Причащением, братья.

— Расскажите нам о причащении монахов, о частом причащении.

Монастырские монахи, если у них есть хороший духовник, пусть исповедуются как можно чаще. У нас исповедь, как видите, совершается раз в неделю, в пятницу. Но у меня есть очень трезвенные[1] монахи, которые приходят по два, а то и по три раза в неделю на исповедь: «Отче, я пропустил утреню», «Отче, я не вычитал правила», «Отче, я съел то-то до трапезы», — и диву даёшься, чего только они не скажут. Если его укоряет совесть, то он приходит, ты кладешь руку ему на голову, разрешаешь его, и ему становится легко.

Так что и старые, и больные монахи могут причащаться раз в неделю; остальные, если им позволяет духовник, могут причащаться самое меньшее раз в сорок дней, а лучше всего — раз в месяц.

— А имеется ли какое-нибудь указание у святых отцов о причащении раз в сорок дней?

Да, есть, у святого Симеона Фессалоникийского. Он говорит, что раз в сорок дней каждый да готовится и да причащается, если на нём нет какого-нибудь канонического препятствия. Бывает грех, который и на двадцать лет запрещает Причащение.

В случае смерти, если ты видишь, что человек может умереть, ты подаёшь ему Причастие. Перед смертью нельзя запрещать ему причаститься; если же он не умрет и останется жив, то продолжит выполнять свою епитимию. Знайте это.

— Можно ли кому-нибудь причаститься, не исповедуясь?

— Нет. Никогда. Ни в случае смертельной опасности, ни в любом другом случае, нет. Сначала исповедь, а потом уже пусть причащается.

— Что вы можете сказать нам об общей исповеди, практикующейся по местам, на которой верующие не исповедуют индивидуально своих грехов и не бывает разрешения грехов с возложением рук на каждого?

Эта исповедь неканонична, она не имеет силы Таинства, а грехи остаются неразрешенными. Подобные практики нужно совершенно прекратить, чтобы не упразднялось Таинство Святой Исповеди и не были ввержены в осуждение как священник, так и верующий.

— Сколько раз в году должны исповедоваться миряне?

Исповедь не приурочена к каким-нибудь временам и срокам в течение года. Мы можем прибегать к духовнику каждый раз, когда испытываем потребность в том, чтобы облегчить свою душу от бремени грехов и получить утешение по благодати и надежду спасения. Чем чаще мы исповедуемся, тем лучше.

Однако обычно исповедь привязана к четырём постам. Четвертая заповедь Церкви учит нас исповедовать свои грехи четыре раза в году, в четыре поста. Наиболее преуспевающие и благочестивые пусть исповедуются каждый месяц, а остальные — хотя бы раз в год, а именно Великим постом[2].

— Сколько раз в году мы должны причащаться, по уставу Церкви?

— Святое Причастие, будучи тесно связано с исповедью, может быть преподано, после разрешения грехов духовником, в четыре поста или, самое частое, один раз в месяц для самых благоговейных и, самое меньшее, на Святую Пасху, но только после выполнения наложенной епитимии. Святой Иоанн Златоуст советует верующим причащаться самое частое двенадцать раз в году, в двунадесятые праздники, после разрешения грехов духовником, однако «со страхом и трепетом, чтобы не принять осуждение вместо пищи и смерть вместо жизни»[3].

— Какие главные условия надо выполнить, чтобы достойно принять Тело и Кровь Господни?

Приготовление ко Святому Причастию бывает двух видов: телесное и душевное. В общем оно состоит из следующих частей:

а) исповедь, то есть признание грехов, без которого никому нельзя причащаться, даже клирику. Только дети до семи лет освобождаются от исповеди;

б) примирение со всеми людьми. Никому нельзя причащаться, если он находится с кем-нибудь в ссоре, не примирился с кем-то, испытывает по отношению к кому-либо злобу, ненависть или желание отомстить. Бог, будучи Любовью, принимает в Святыне только тех, кто прощает и живет в любви;

в) воздержание от скоромной пищи и всякой телесной похоти и нечистоты. Супруги должны хранить себя в чистоте самое меньшее семь дней до Святого Причастия и еще три дня после Святого Причастия.

Верующие должны хранить себя в чистоте и поститься по средам, пятницам и во все четыре поста, когда они и причащаются. В случае тяжелой болезни священник назначает более короткий пост, в зависимости от обстоятельств. Те, кто причащается не во время постов, должны поститься самое меньшее от трех до семи дней перед Святым Причастием. Перед принятием Святыни христиане должны воздерживаться от пьянства, табака, развлечений, шуток, зависти, клеветы и так далее;

г) выполнение епитимии, наложенной духовником. Верующие не могут причащаться без согласия своего духовника и выполнения епитимии, наложенной на них на исповеди, кроме случаев болезни и других тяжелых обстоятельств, когда оказавшиеся в них люди могут принимать Святыню, в какой бы ситуации они ни находились;

д) молитва; верующие перед принятием Святого Причастия должны молиться особым образом: читать накануне Часослов, Псалтирь и Акафистник, класть по силам своим земные и поясные поклоны, подавать милостыню нищим и совершать другие добрые дела. Им особенно нужно прочитать вечером Акафист Спасителю, Канон Богородице[4], Канон покаянный, Канон Ангелу хранителю и Канон ко Святому Причащению, а утром — двенадцать молитв[5]. После принятия Святыни верующие должны прочитать благодарственные молитвы.

— Как полагается исповедоваться и причащаться монахам, по установлению святых отцов? Как часто могут причащаться монахи, схимонахи и больные монахи?

— Всё, что я сказал до сих пор об этом Святом Таинстве, действительно и для монахов. Монахи и схимонахи должны причащаться Тела и Крови Господней чаще мирян, но с должным приготовлением, по священным канонам, и с разрешения их духовника.

Монахи могут причащаться самое частое один раз в месяц или, как говорит святой Иоанн Златоуст, в двенадцать великих праздников[6]. Схимонахи, в особенности больные, а также старики могут причащаться самое частое один раз в неделю, по нашей монастырской традиции. Этому учат нас и наставления из «Служебника», где говорится: «Священники же приходские пусть учат своих верующих, чтобы в чистой совести, мужеский пол и женский, причащались они, если будет возможно, в Господские праздники в течение года, а если нет, то хотя бы в четыре поста пусть готовятся к причащению Святых Таин, однако с должным приготовлением и с согласия своего духовника да делают это»[7].

— Может ли спастись человек без духовника и исповеди?

— Нет. Никто не может спастись — ни миряне, ни монахи, ни клирики — без исповедания грехов и разрешения их духовником, по слову Господа, гласящему: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22–23). И в другом месте: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18).

Итак, как может войти кто-нибудь в Царство Небесное, не будучи развязан[8] на земле от своих грехов? А власть эта [вязать и решить] дана только избранным, то есть апостолам, епископам и священникам, но не мирянам. Мы все должны иметь своих духовников и исповедоваться регулярно, даже те, кому кажется, что у него нет грехов.

Так учит нас святой апостол и евангелист Иоанн: если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1: 8–9). А святой Симеон Фессалоникийский указывает: «Все мы должны каяться — и миряне, и монахи, и священники, и архиереи. Все будем каяться (исповедоваться), чтобы спастись»[9]. Без исповеди никто не может спастись, потому что все мы много согрешаем (Иак. 3: 2). Всякий человек зачат и рождён в грехах (см.: Быт. 8: 21; Пс. 50: 7; Мф. 7: 11; Рим. 3: 9). Священное Писание объясняет нам, что грех рождает смерть (Иак. 1: 15) и что ничто нечистое не войдет в Царство Божие (ср.: Откр. 21: 27).

Итак, будем помнить, что грех — это нарушение закона Божия, мерзость и нечистота пред Ним и что гнев Божий обрушивается на тех злых и грешных людей, которые умирают неисповеданными и нераскаянными. Грешники посредством исповеди и покаяния отводят от себя праведный гнев Божий и получают спасение души.

— Что вы думаете о тех клириках, которые слишком часто и без должного исследования совести верующих преподают им Святое Причастие?

— Священникам, которые преподают Святое Причастие верующим без должного исследования и епитимии, нужно внимательно прочитать наставления в Служебнике, которые касаются душевного и телесного приготовления верующих ко Святому Причащению. Священники должны хорошо знать священные каноны и практику Православной Церкви, а в случае необходимости — советоваться с местным епископом, которому они должны подчиняться всю жизнь.

Священники должны прочитать поучение святого Иоанна Златоуста о том, как нужно преподавать Святое Причастие. Вот что он говорит: «Немалое мучение ждёт на вас, священники, если вы, зная за кем-нибудь какое-либо зло, позволите ему причаститься этой Трапезы. Кровь Христова взыщется от рук ваших. Даже если бы то был воевода, даже если епарх, даже если это сам царь, увенчанный короной, но если он приступает недостойно (к Святыне), запрети ему. У тебя больше власти, чем у него. Потому что хуже бесноватого тот, кто согрешил и приступает. Ибо тот, поскольку он бесноватый, не будет мучиться, а эти, если приступают недостойно, предаются муке вечной. Итак, не только этим будем запрещать, но, коротко говоря, всем, кого увидим приступающими недостойно. Никто да не принимает как Иуда, чтобы не страдать, как Иуда»[10].

И ещё он говорит: «Не подавай меча вместо пищи. Но даже если бы он по безумию пришёл причаститься, воспрети ему. Не бойся. Бойся Бога, а не человека. А если ты не дерзаешь запретить ему, приведи его ко мне. Я не допущу этого, чтобы подобное совершилось. Я лучше с душой своей расстанусь, чем подам Кровь Владычню недостойно. И всю кровь свою пролью, прежде чем подам Кровь столь страшную кому не следует. А если, много исследовав, он не знал за ним плохого, то нет никакой вины»[11].

Поэтому духовник должен быть очень внимательным на исповеди, решая, кому воспретить, а кому достойно преподать Святыню. Если кто-нибудь проводит безнравственную жизнь и хочет путем обмана принять Святое Причастие, в него войдет сатана (см.: Ин. 13: 27) как в такого, кто уподобился Иуде.

Вопросы архимандриту Клеопе (Илие)
задавал архимандрит Иоанникий (Бэлан)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Ne vorbeşte Părintele Cleopa. Vol. 1, 4. Ediţie îngrijită de arhimandrit Ioanichie Bălan. Ed. a 2-a. Vânători-Neamţ: Editura Mănăstirea Sihăstria, 2004

8 ноября 2013 г.

[1] Трезвенные в аскетическом смысле, от слова «трезвение» – слежение за чистотой и ума и сердца.

[2] См.: Православное исповедание. Ч. 1. Вопрос 90.

[3] Ср.: Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 25-я на Первое Послание к Коринфянам. § 1 // Свт. Иоанн Златоуст. Творения: В 12 т. М., 2004. Т. 10. С. 272; Его же. О предательстве Иуды. Беседа 2. § 6 // Там же. М., 2005. Т. 2. С. 435.

[4] Имеется в виду Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевней и обстоянии, называемый также Параклисом Матери Божией.

[5] В Последовании ко Святому Причащению они напечатаны после Канона.

[6] См.: Свт. Иоанн Златоуст. Против аномеев Слово 6. § 3 // Свт. Иоанн Златоуст. Творения: В 12 т. М., 1991. Т. 1. С. 554.

[7] Ср.: Известие учительное // Служебник. М., 2003. С. 452.

[8] «Развязать» – именно так переводится церковно-славянское слово «разрешити».

[9] Ср.: Симеон Фессалоникийский, блаженный. Разговоры о святых священнодействиях и Таинствах церковных. Гл. 217. С. 316–318.

[10] Ср.: Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на святого Матфея евангелиста. Беседа 82. § 6 // Иоанн Златоуст, святитель. Творения: В 12 т. М., 2001. Т. 7. С. 828.

[11] Ср.: Там же. С. 828–829.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Сначала – призыв к покаянию, а потом – Причащение» «Сначала – призыв к покаянию, а потом – Причащение»
Прот. Валериан Кречетов
«Сначала – призыв к покаянию, а потом – Причащение» Протоиерей Валериан Кречетов: «Сначала – призыв к покаянию, а потом – Причащение»
Те формы, к которым пришла Церковь как Тело Христово в течение многих веков, требуют одухотворения, а не изменения. А Бог есть Дух, и с помощью Божией на дух, а не на форму должны быть направлены усилия.
«Опасно нарушить порядок, когда исповедь предваряет Причастие» «Опасно нарушить порядок, когда исповедь предваряет Причастие»
Прот. Владимир Гамарис
«Опасно нарушить порядок, когда исповедь предваряет Причастие» «Особенно опасно нарушить порядок духовной жизни, когда исповедь предваряет Причастие»
Протоиерей Владимир Гамарис
Говение для того и необходимо для мирских людей, которые постоянно пребывают в суете, в полезных трудах и в неполезных развлечениях, чтобы хотя бы перед Святым и Божественным Причастием отринуть суету, подышать кислородом вечности.
Прот. Думитру Стэнилоае о святом Причащении Прот. Думитру Стэнилоае о святом Причащении Прот. Думитру Стэнилоае о святом Причащении Протоиерей Думитру Стэнилоае о святом Причащении
Самые ревностные и проводящие как можно более чистую жизнь могут причащаться и чаще, но всегда после исповеди.
«Святые Тайны – это трапеза орлов, а не галок» «Святые Тайны – это трапеза орлов, а не галок»
Священники об исповеди и причастии
«Святые Тайны – это трапеза орлов, а не галок» «Святые Тайны – это трапеза орлов, а не галок»
Священники из Сибири, с Украины и Северного Кавказа об исповеди и причастии
«Скорее предам душу свою, нежели причащу Крови Господней недостойного; скорее пролью собственную кровь, нежели причащу столь страшной Крови того, кого не должно».
Мы причащаемся, чтобы всегда быть со Христом Мы причащаемся, чтобы всегда быть со Христом
Архим. Арсений (Папачок)
Мы причащаемся, чтобы всегда быть со Христом Мы причащаемся, чтобы всегда быть со Христом
Архимандрит Арсений (Папачок)
Когда нам причащаться? Это не вопрос времени, но твоей внутренней подготовленности, потому что к такому великому событию — принятию Бога — тебе действительно необходимо подготовиться.
«Если исповедь станет необязательной, это духовно обезглавит приходы» «Если исповедь станет необязательной, это духовно обезглавит приходы»
Прот. Вадим Леонов
«Если исповедь станет необязательной, это духовно обезглавит приходы» «Если исповедь станет необязательной, это духовно обезглавит наши приходы»
Беседа с протоиереем Вадимом Леоновым
Таинство покаяния – уникальная возможность для пастыря оказать личную помощь страждущей душе. Все иные формы встреч священника с прихожанами (беседы, паломничества, проповеди и т.д.) не имеют такой личной глубины и значимости.
Беседа о покаянном делании Беседа о покаянном делании
Игум. Нектарий (Морозов)
Беседа о покаянном делании Беседа о покаянном делании
Игумен Нектарий (Морозов)
Что есть покаяние? Каково место исповеди в покаянном делании и вообще жизни христианина? Нужно ли исповедоваться перед Причащением?
«Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением» «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»
Архим. Илия (Рейзмир)
«Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением» «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»
Беседа с одним из старейших насельников Свято-Троицкой Лавры, смотрителем Патриарших покоев архимандритом Илией (Рейзмиром)
Многое наша Церковь пережила. Но ни на йоту не отступила. Ни догматически, ни нравственно, ни канонически – ни на йоту. И тем более исповедь необходима людям сейчас.
Митр. Вениамин (Федченков) о пользе частой исповеди Митр. Вениамин (Федченков) о пользе частой исповеди Митр. Вениамин (Федченков) о пользе частой исповеди О пользе частой исповеди
Митрополит Вениамин (Федченков)
В дискуссии об исповеди и причастии необходимо принимать во внимание и духовный опыт подвижников благочестия. И потому предлагаем читателям отрывок из книги владыки Вениамина (Федченкова) «Божии люди», где говорится о важности исповеди.
Комментарии
Юрий12 ноября 2013, 13:20
Вот еще одно интервью с архимандритом Клеопой

http://www.pravoslavie.ru/put/59754.htm

Там про частоту немного другое сказано:

"если и можно говорить о каких-нибудь сроках и временных промежутках, больших или меньших, между причащениями, то эти сроки может назначать только духовный отец, в соответствии с духовным состоянием каждого, от раза к разу, по указаниям священных канонов, церковных правил и по учению Церкви. "
любовь11 ноября 2013, 22:08
Спаси, Господи, всех кто за сохранение православных традиций! Неужели новые богословы с дискотек80-90 не понимают, что они этим приближают пришествие ...... И если человек желает всем сердце соедениться с Христом, молитвы перед причастием, пост и исповедь для него это праздник. А о частоте причастия: у каждого человека должна быть своя мера. И такие слова должен или обязан не допустимы.
р.Б.Иулия11 ноября 2013, 18:58
Я так понимаю, что это наставления для Румынской Православной Церкви. У румын, болгар, и, по-моему, у сербов - редкое Причастие. А у нас - другая практика. Слава Богу!

Руслану - если почитаете еще раз наставления старца - там есть ответы на Ваши вопросы.
р.б. Сергий11 ноября 2013, 15:16
В каком труде, где написано что "Святой Иоанн Златоуст советует верующим причащаться самое частое двенадцать раз в году, в двунадесятые праздники" ?
р.Божия Ирина11 ноября 2013, 11:25
Наверное, все эти недоумения возникают от неясного изложения самими священниками правил перед Причастием.
Нужно четко написать , распечатать и положить в каждом храме листки с информацией о том, как приступать к Таинству Причастия.
Например:
1. Если вы хотите только Исповедь, то вы должны делать то то и то то. Я так например ,до сих пор не знаю, нужно ли обязательно поститься перед исповедью или пост ( минимум 3 дня) только для Причастия?
2. Для тех, кто думает причащаться, нужно сделать то и то.
Перечислить все четко, как это сделал румынский духовник.
И такие листки давать всем, кто приходит в Храм Божий.
Приходит человек второй раз и на исповедь, первый вопрос, который обязан задать батюшка: А ты читал этот листок о подготовке к Исповеди и Причастию? Не читал, иди и читай.
Вся эта информация должна быть одинаковой во всех храмах.
А то, получается нелепая ситуация, как было в одном известном монастыре недавно. Женщина подходит к старцу и он ей говорит: Перечисли свои грехи. Она ему: я не знаю, что есть грех. И он встает и начинает всем опять перечислять список грехов. Конечно, могут быть и исключения, и нюансы свои. Но, должны быть единые правила , иначе народ теряет доверие к церкви. Один батюшка говорит одно, другой другое.
Алексей В.10 ноября 2013, 19:54
Не представляю, как жить духовной жизнью, как иметь хоть какие-то духовные силы и не впадать в смертельное уныние, если причащаться так редко, как говорит автор статьи.
Миша Подлин10 ноября 2013, 10:16
миша: ПРИЧАСТИЕ без исповеди быть НЕ МОЖЕТ. Живем по ЕВАНГЕЛИЮ . Какие могут быть рассуждения. Моем руки когда запачкали, а не только перед едой.простите меня многогрешного
Василий Петрович 9 ноября 2013, 23:45
вот здесь более ранний ответ с этого же портала. Мой духовник руководствуется именно такими правилами: http://www.pravoslavie.ru/answers/6952.htm
Наталья 9 ноября 2013, 00:28
Пребываю в смущении после статьи.Хотелось бы услышать-почитать полемику от священства РПЦ МП,которые выступают за частое причащение.
Ника 8 ноября 2013, 22:34
Господи, слава Тебе за то, что есть еще у нас в Православной Церкви такие священники!
Именно так, в таком порядке (исповедь-причастие)и режиме, и жили мы всё время.
Даже если (что нереально, да и, вероятно, неполезно) причащаться каждый день, то и исповедь обязательно должна быть перед каждым причащением. Ведь, увы! грешим постоянно - в мыслях, в чувствах. Ох, бывает, что только-только отойдешь от Чаши - и осудишь мысленно или в раздражение впадешь, просто мысль какая-то неподходящая в голову лезет. Бывает, что по дороге из храма что-то произойдет или дома...
Страшно подумать, что станет с нами, если разрешать без исповеди приобщаться - в гордость впадем, станем фарисеями.
Господи, помилуй и прости!
Екатерина 8 ноября 2013, 17:29
Геннадию:
По поводу ссылок на о.Иоанна Кронштадтского: http://www.bogoslov.ru/text/1013701.html
Все-таки, как говорит наш батюшка, чтобы исповедовать как Иоанн Кронштадтский нужно самому быть как Иоанн Кронштадтский...Это ведь был уникальный человек, у него была такая исповедь общая, что люди рыдали и прилюдно открывали грехи свои... А потом у него были свои духовные чада и у них батюшка принимал частную исповедь...А как же слова молитвы перед исповедью: "не устыдися, ниже убойся, и да не скрыеши что от мене.. и далее: ..аз же точию свиде тель есмь, да свидетельствую пред Ним вся, елико речеши мне. Аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имети будеши. " В советское время, когда на всю Москву было пять храмов и на праздники действительно физически не возможно было уделить каждому даже 2 минуты это было вынужденным, объяснимым отклонением, сейчас все-таки и священников много и храмы открыты...А потом люди, которые приступали в те непростые времена к Таинствам были глубоко верующие и действительно благочестивые, сейчас мы другие, ну я за себя говорю, нам исповедь просто необходима...Просто пожилые священники, стоящие за общую исповедь, по своей чистоте душевной очень хорошо думают о людях...я сама знаю такого мною глубоко уважаемого и любимого батюшку. Как говорится "чистому все чисто". И все таки, думаю, должен быть духовник, которому нужно именно "исповедовать", то есть открывать грехи, неужели ж их нет...
валерий 8 ноября 2013, 16:21
Мне позиция архимандрита ближе по сути.Всегда боюсь подходить
к принятию Святых Тайн не подготовленным.Но прочитав статью
понял,делаю себе большие послабления при подготовке.Потом удивляюсь почему духовная жизнь не меняется и страсти оседлали будто-то всадник.
Руслан 8 ноября 2013, 14:16
Много противоречий в статье.
Мнение батюшки на счёт частоты Причастия разнитца с мнением большинства священиков РПЦ МП .
Мне почему-то после прочтения этой статьи вспомнилось Евангелие,случай с блудницей,которая была прощена Богом без всякого говения и подготовки.
Но почему-то некоторые священики полагают что мы, рядовые миряне, дескать не можем иметь такую глубину покаяния как у блудницы или разбойника на кресте.(хотя в молитвах ко Причастию их
упоминаем...как блудницу как разбойника приими Господи...)Значит нас должно что-то с ними роднить,и это уж точно не грехи их,а их покаяние. А если есть покаяние блудницы,мытаря,разбойника --тогда как...?Интересно,на чём основывается это их мнение?
Только Бог зрит в глубины души каждого,и видит меру покаяния.
Присутствовать на Литургии и не причащаться-вот где грех!
Господь каждый день призывает людей в Церковь и совершает Евхарестическое чудо можно сказать,а мы что делаем?
Извините если кого обидел.
Елена 8 ноября 2013, 12:40
Если так, то мало кому из простых смертных можно будет причащаться постоянно... А когда долго не причащаешься, то грехи начинают одолевать душу... И получается, еще хуже.
Diana Maralbaeva 8 ноября 2013, 12:18
Почему столь разнятся мнения о принятии Святых Христовых Тайн? Почему такие полярные точки зрения: нас благословляют причащаться не постясь, если соблюдаешь все годовые посты, особые постные дни и среду и пятницу, объясняя, что клирики не постятся перед Причастием...Кроме того, клирики и не исповедуются перед каждым Причастием...Хотя, мне кажется, что лучше исповедаться. Нас благословляют и убеждают в важности частого Причастия, еженедельного. А тут архимандрит говорит о 1 разе в месяц для самых благоговейных...Так как правильнее?
р.Божия Ирина 8 ноября 2013, 12:01
Очень благодарна за эту статью.
Интересно, сами (наши) священники читали ее?
геннадий 8 ноября 2013, 11:59
наш духовник практикует общую исповедь, утверждая, что частная займет столько времени, что людям gридется ждать не только до конца литургии, но и до конца дня. и это при том, что каждому будет отведено всего несколько минут. как же быть? во-вторых, мы имеем пример святого иоанна кронштадтского, который тоже практиковал общую исповедь. выходит, и его исповедь не принята богом, т.к. не канонична? получается, все, кто приходил к нему на службу, сейчас в аду? более того, тогда нужно считать и молитвы, которые не каноничны, но сказанные человеком от сердца, не бывают услышаны богом? мне кажется, здесь явный перегиб, хотя, конечно, духоносным отцам виднее.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×