Православный календарьПравославный календарь
Духоносные старцы
Митр. Лимасольский Афанасий
У меня было такое ощущение, что этот человек подобен Моисею, стоящему на горе Синай перед Богом.
Страшная история, или Как священник боролся с колдуньей
Диакон Андрей
Он поднимает на нее взгляд и видит, что у нее вместо глаз – две горящие плошки, и из них на него изливается холодная, лютая… ненависть.
Фрэнк (Антоний) Атвуд: «Если Бог знает, что для меня лучше всего быть казненным…»
Впервые в истории Аризоны рядом с приговоренным находился священник. По признанию репортера, он никогда не видел, чтобы казнь проходила так мирно.
Надоедать не буду!
Записки соцработницы
«Заказы я начну присылать ВКонтакте. Я есть и в Фейсбуке, и в Одноклассниках, но мне удобнее в ВК. Будем держать связь эпистолярно!»
Христианские смыслы фильма «Вариант Омега»
Протодиакон Владимир Василик
Фильм «Вариант Омега» апокалиптичен. Апокалиптичность фильма следует понимать как картину борьбы добра и зла, которая проходит по душам человеческим.
Как совместить работу и семью?
Анна Сапрыкина
Самое трудное в проблеме «совмещения семьи и работы» – количество ролей, которые приходятся на душу современного родителя.
Молитесь за епископа!
Митрополит Лимасольский Афанасий
Мы не избрали креста священства ни для себя, ни для своих детей, ни для своих внуков. Мы думаем: пусть кто-нибудь другой этим занимается. А вот хороших священников и епископов нам подавай.
Архимандрит Иов: духовный отец
Фильм к 80-летию духовника Сретенского монастыря
Однажды Шамиль решил: «Надо жить по-христиански – соблюдать посты, ходить в храм, – и тогда, быть может, родится живая вера». Так и получилось.
Может ли репродукция быть святыней Церкви? Ч.1. Постановка проблемы
Владимир Немыченков
В.С. Кутковой пишет: «Тираж святыням противопоказан, ибо они перестанут быть сакральными».
Меньше фарисейства!
Максим Первозванский о деликатности детской Исповеди
Исповедь – это не озвучивание списка грехов, а попытка что-то исправить и осознать.

Рай и скорбь

На днях в храме вновь услышал не дающий порой людям покоя вопрос:

– Вот попаду я в рай, и как же я смогу там радоваться, если кто-то из близких мне людей не спасется?

    

Об этом, и правда, многие спрашивают, и дальше даже того идут:

– Как же Бог, если Он, и вправду, любовь, сможет допустить, чтобы кто-то мучился в то время, когда другие будут радоваться?

И выводы, соответственно, делаются, что либо Бог не благ, либо мучения адские не вечны, либо и вовсе их нет… Или даже вообще ничего нет…

Но ничего такого в данном случае человек не говорил, а спросил именно то, что спросил.

И грех за такое вопрошание человека осудить или посмеяться над ним, потому как беспокойство, им высказанное, так или иначе, но на любви основывается и потому понимания и уважения достойно. И ответа достойно – тем более. Потому отвечаю. Правда, ответы мои тоже всё больше на вопросы похожи.

– Спрошу и я вас: почему вы решили, что попадете по смерти именно в рай?

– Спрошу и я вас, – говорю. – Вы, конечно, не сердитесь на меня, но почему вы решили, что попадете по смерти именно в рай?

– Я не знаю… – задумалась собеседница, – я на милость Божию надеюсь. Могу и не попасть, разумеется.

– Значит, точно не знаете, и это тоже большой вопрос – участь ваша загробная, как и моя, как и любого другого человека?

– Да, безусловно.

– И тем не менее в этом плане вы Богу готовы довериться – делая при этом, конечно, всё, чего требует ваша христианская совесть?

– А что же мне еще остается?..

– А раз так, и во всем остальном тоже доверьтесь.

Я мог бы, наверное, многое еще постараться «от себя» сказать. Например, что «грешники сами виноваты в своих мучениях, и потому их не жалко». Или что спасенные и достигшие обителей райских будут всецело поглощены созерцанием Божественной красоты, будут утешаться любовью Божией и забудут обо всем прочем. Я подобные объяснения встречал – в разных книгах и у разных авторов. Но, тем не менее, ничего такого говорить не стал. По одной, но очень важной причине: я не знаю, как всё будет в той, другой жизни, поскольку сам нахожусь еще в этой. И я не хочу ничего намеренно или не намеренно упрощать или, наоборот, усложнять, пытаясь своим ограниченным умом постигнуть и – более того – объяснить то, что может быть постигнуто лишь в вечности.

Бог не оставляет нас без того, что нам действительно необходимо, и значит – эти ответы нам здесь и сейчас не нужны.

Я знаю другое. Знаю, что есть множество иных вещей, иных вопросов, на которые ответа в этом, дольнем мире не найти. Почему рождается ребенок в семье, в которой никто ему не рад, и почему супруги, день и ночь молящие Бога послать им чадо, остаются бездетными? Почему смерть похищает того, кто так нужен, так дорог нам, а всеми забытый и словно потерявшийся в этой жизни старик живет, подбираясь потихоньку к столетнему рубежу, сверх меры «насыщенный днями» и «злобой их», ожидающий смерти как избавления от страданий? Почему люди зачастую любят тех, кто пренебрегает ими, и сами пренебрегают теми, кто любит их? Почему такой хороший, такой замечательный человек ушел отсюда, так и не обретя веры, ушел, оставшись чуждым Церкви и Бога? Бесконечный ряд «почему», вопросов, не имеющих удовлетворительного ответа.

Но Бог не оставляет нас без того, что нам действительно необходимо, а раз так, то значит эти ответы нам здесь и сейчас не нужны. Господь всё ведает, ничто не сокрыто от Него, в том числе и тяжкие раздумья, и сомнения, и все наши мысленные тупики. Потому-то и говорит Он Своим ученикам и нам говорит о том мгновении, когда мы встретим Его: «В тот день вы не спросите Меня ни о чем» (Ин. 16: 23). Все вопросы наши потеряют свое значение, разрешатся окончательно и бесповоротно в Нем. Мы переживаем это иногда в какой-то очень маленькой, крохотной мере еще здесь, когда в скорби и стеснении сердца молимся и в молитве исполняемся чувства присутствия Божия. Не меняются, быть может, еще внешние обстоятельства, не исчезают трудности, но скорбь уходит, она словно растворяется в свете и любви Отца к Его неразумным, немощным детям…

Так или примерно так я и постарался ответить моей собеседнице. И она этим ответом удовлетворилась.

Рейтинг: 9.6 Голосов: 148 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Светлана 2 февраля 2018, 11:20
Противоречия для христианина тут никакого нет, потому что тут на земле несмотря на все зло вокруг есть надежда на загробную участь, на утешение после смерти! Можно радоваться этой Благой вести, о Христе и спасении.

И нигде не сказано, что дама из статьи радуется здесь. Если задаёт такие вопросы - сомнительно, что радуется.

Для меня тоже это самое страшное, что может быть. Гораздо страшнее, чем самой попасть в ад. Лучше я в аду, а тот, кто дорог - в раю. Потому что в вечности уже ничего не изменить, и там будет невыносимо знать о вечном мучении близкого. Идея, что я там просто забуду всех, кто дорог - извините, не утешает. Что-то в этом есть противное любви.
Olga Stepanova 2 июля 2014, 17:16
Вопросы, затронтуе в статье, самые главные и важные, и ответы на них формируют веру человека. Но эти ответы приходят не столько через ум, сколько через сердце, ищущее истину.

Сначала человек осознает, насколько разумно и красиво все создано в нашем мире, что все содержится любовью, и начинает благодарить милостивого Бога за весь мир, за свою жизнь и даже за напасти, которые с ним случаются, потому что они очищают и приближают его к состоянию невинности, бывшей в раю. Тогда он начинает всецело доверять Богу и полностью вверяет себя, всех близких, всех людей и тварей Его благому Промыслу. И если такого человека спросить, как там будет, на том свете? - то он с уверенностью ответит, что наш любящий Бог, положивший за нас жизнь, лелеит каждую душу и даст ей наилучшую для нее долю.
НН 2 июля 2014, 15:25
Евгений:
"Но Бог не оставляет нас без того, что нам действительно необходимо, а раз так, то значит эти ответы нам здесь и сейчас не нужны.". Чудовищное заявление автора не дающее никаких надежд.

Евгений, простите меня, но то, что Вы написали - это слова НЕверующего человека... Совсем. Многие из нас маловеры, но всё же не до такой степени. Простите!
Елена 2 июля 2014, 03:04
Бог отнимет у нас память о прошлой жизни, страданиях, гибели близких и дальних. Ничто не омрачит нашего блаженства. (Старцы)
Александр 1 июля 2014, 23:38
Осипов А.И. ответил на этот вопрос со ссылкой на святых отцов примерно так: "Потому-то Бог и благ, что геену сотворил", т.е. подобное соединяется с подобным, подробнее в лекциях Осипова А.И.
Валерий 1 июля 2014, 21:55
Вера-это полное доверие Богу.Без вариантов.

Ничего мы не знаем о Нем,более того,что нам открыто, и все сверх этого-глупые,бесполезные,а может и вредные догадки.
Это,примерно,как рассуждения муравья о природе Вселенной,не более.Просто ни о чем.
Толик 1 июля 2014, 20:09
Собеседница:
"– Вот попаду я в рай, и как же я смогу там радоваться, если кто-то из близких мне людей не спасется?"
Интересно, а здесь она может радоваться? Если может, то тогда такой вопрос к ней:
А как Вы здесь, в миру, можете радоваться, если вокруг столько боли и страданий других людей, близких Вам... и не близких?
---
Ну, просто противоречие возникает. Простите.
Ирина Рюрик 1 июля 2014, 18:46
Для Евгения

Евгений: "Но Бог не оставляет нас без того, что нам действительно необходимо, а раз так, то значит эти ответы нам здесь и сейчас не нужны.". Чудовищное заявление автора не дающее никаких надежд.
----------------------------------------------------------
Евгений, а в чем заключается чудовищность данной фразы автора? Потому что я чудовищности в этой фразе не вижу. Может Вы заметили то, чего я не заметила?
Надежда 1 июля 2014, 17:17
Бог пришёл на землю смиренным человеком. Жил среди людей, учил, лечил, избрал учеников, принял на себя все грехи всего человечества и умер за них на Кресте. И воскрес, обещая воскресение и блаженную вечность любому, кто в Него верует и за Ним следует. Скажите, а что ЕЩЁ Он мог бы сделать для вас или ваших близких?? Единственное, чего Он не делает - Он не тянет в рай против вашей воли, насильно.
И второе: Бог и святые люди для христьянина - первыи и самые близкие, духовное родство. А кровное, если нет духовной близост и понимания, по ту сторону ничего не будет значить.
Евгений 1 июля 2014, 15:42
"Но Бог не оставляет нас без того, что нам действительно необходимо, а раз так, то значит эти ответы нам здесь и сейчас не нужны.". Чудовищное заявление автора не дающее никаких надежд.
ТаняСем 1 июля 2014, 13:09
Надо же-сто раз сама задавалась тысячами "почему" и вот они,пожалуйста,озвучены в статье и дан ответ,который раскрыл одним махом все "непонятки"-не время,значит и все!!!Слава Богу за все!Очень хорошая статья и напоминание о том,что есть рай и скорбь и где мы все окажемся после решит только Господь и наше доверие к Богу!!!Спаси,Господи и помилуй!
Елена М 1 июля 2014, 13:08
По-моему, такие вопросы у людей возникают только тогда, когда есть дефицит веры, когда говорят: я конечно верю, но ты докажи мне.Признаться в том, что веры-то и не хвает тяжело.Наша земная жизнь дается нам как подготовка к экзамену, а этот экзамен каждый из нас сдет по-разному, хотя для подготовки есть и Библия и Заповеди,в которых прописано: что для человека значит любить здесь на земле?Как-то приснился мне сон, что мне показывают, что есть рай. И так мне там понравилось, так было хорошо и ничего уже и не надо, только бы находиться там бесконечно и всё. А проснулась и так мне вдруг стало стыдно за то, что мне там было так хорошо, что в те минуты даже не пришло ни одной мысли о близких мне людях, сразу захотелось перед ними загладить свою вину (о которой они и не подозревали), сделать для них что-то доброе, полезное и хорошее.
Nadin 1 июля 2014, 12:38
Да,иногда встречаются такие парадоксальные явления, что без доверия Богу не обойтись.
СпасиБо за статью!
Нина 1 июля 2014, 11:50
Хороший ответ. И размышления.
Andrey 1 июля 2014, 11:22
Спасибо за статью. Хотя, лично для меня, действительно иногда трудно принять некоторые обстоятельства. То есть я понимаю, что если такова ситуация, то значит так угодно Богу, ему видней, но иногда так хочется изменить ситуацию.
Светлана Ризун-Булах 1 июля 2014, 11:05
Слава Богу! Мне немощной, надеюсь для вразумления, и вопрос и ответ, послужили.
Антон 1 июля 2014, 10:54
Спасибо!
N-a 1 июля 2014, 10:33
очень нужные слова сейчас оказались. Спасибо!
Любовь 1 июля 2014, 10:28
Ставрогин в романе Достоевского говорил что если будет выбор между Христом и истиной, он предпочтет остаться со Христом....Самое тяжелое в православии это смирение, а как довериться Богу? Это страшно...Господь кроме Любви еще и судья праведный.
Алексец 1 июля 2014, 10:14
Спасибо!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×