Церковь особым образом отрезвляет нас благовествованием — евангельской притчей о богаче и Лазаре (см. Лк. 16, 19–31), которую Господь предложил Своим ученикам и людям, слушавшим Его.
Притча о богаче и Лазаре.
Жил когда-то человек, богач, который одевался блистательно, в самые дорогие одежды, и всю жизнь потратил на то, чтобы пировать и наслаждаться этим богатством. А у дверей его, около его дома лежал нищий, больной человек, настолько немощный и несчастный, что единственными его собратьями и спутниками были псы, которые приходили и лизали струпья, которые покрывали его тело. И человек этот мечтал только об одном, чтобы крошки со стола богача достались ему, чтобы хоть как-то свой голод и нужду он смог утолить. Пришло время, и умер богач и оказался в аду в мучениях. И там, возведя свои очи, он вдруг увидел Лазаря, этого несчастного человека, так его звали, который на лоне Авраама вместе с праведниками почивал. И, мучаясь в аду от страшных страданий, богач стал просить Авраама, чтобы он послал Лазаря, чтобы тот омочил только перст в воде и охладил уста страдающего богача. Но Авраам ему ответил отказом и сказал, что здесь, с лона праведников «к вам уже не переходят», это уже невозможно. Тогда богач стал просить, чтобы Авраам послал Лазаря к его родственникам, братьям, чтобы он их вразумил, чтобы они не жили так же, как жил он, бессмысленно прожигая свою жизнь в богатстве и неге, и не попали бы в это место страдания. Но Авраам сказал ему, что имеют от Моисея пророков, имеют Закон, этого достаточно для того, чтобы люди вразумились, но богач всё продолжал убеждать и говорил, что если кто-то придет, воскреснет из мертвых, тогда они вразумятся. На что получил ответ, что если Моисея и пророков не слушают, то если кто и воскреснет из мертвых, то это им не поможет, не вразумит этих людей.
Это очень отрезвляющая притча, которая со временем не теряет своей силы, так же как и всё Евангелие. Множество богачей мы видим вокруг себя, и это богатство используется ими для удовлетворения своих страстей и для вовлечения в страсти еще большего числа людей. Раньше хотя бы этот богач пировал где-то у себя дома, и об этом знали, может быть, пятьдесят или сто человек. Сейчас, благодаря средствам информации, техническим приспособлениям, миллионы и миллионы людей ежедневно наблюдают за этими безумными пирами, завидуют, осуждают и сами заражаются этой смертельной болезнью, стремлению к наживе, которая ведет в ад, страдание и муку вечную. Этот человек наслаждался всем, что было в мире: лучшими одеждами, похвалами своих друзей. Когда он умирал, собралось множество людей, все говорили, какой он был замечательный, прекрасный и, наверное, соорудили ему богатую могилу за такие деньги, на которые можно было бы накормить десятки нищих лазарей.
Но как только жизнь закончилась, тут же его безумие стало для него совершенно очевидным. Он оказался в месте мучения, страдания, как и другой богач из евангельской притчи, которому Господь говорил: «Безумный! Сегодня ж у тебя заберут твою душу, и богатство твое будет никому не нужно. И тебе, главное, оно уже не пригодится» (см. Лк. 12, 20). Ничего человек с собой не забирает: ни красивые дома, ни машины, ни золото, ни кучу друзей-льстецов, которые его окружают, а идет он нагой и несчастный на суд Божий, если в своей жизни совсем не готовился к Царствию Небесному. Богач мучается в огне, в пламене страдания и никак не может соединиться с праведниками, которые пребывают на лоне Авраамовом.
Авраам говорит: «Между нами такая пропасть, что отсюда туда уже не переходят». И эту пропасть богач вырыл сам, своими собственными руками. Мы видим, например, чем занимаются богатые люди. Они всячески себя защищают, и человеку бедному и несчастному, бомжу, невозможно даже приблизиться к ним, его просто не пустят. И действительно, это образ той пропасти между праведниками и грешниками.
Пропасть — социальное неравенство, огромное расстояние между людьми. Человек богатый, влиятельный, его родственники, друзья, мир, в котором он живет, и мир людей бедных и несчастных — как далеки они становятся, и как всё дальше и дальше один мир отдаляется от мира другого. Точно так же и мир грешников удален от мира праведников. Они никак не сообщаются, не соединяются. Только грешники могут взирать на праведников и страдать, сокрушаться о своей жизни.
Поэтому каждый из нас в своей жизни имеет волю и силу: выкопать этот ров или его преодолеть. Если бы этот богач помнил хотя бы об этом бедняке, несчастном Лазаре, общался с ним, то и в жизни вечной у него было бы намного больше шансов вместе с ним радоваться на лоне Авраамовом.
Конечно, это вовсе не значит, что все бедные люди и несчастные, что лежат на улице, что они все автоматически спасутся или спаслись, и что вообще все страдающие люди обязательно спасутся. Лазарь нам также показывает пример смирения. Он не роптал на Бога, не хулил, ни на кого не ругался, а только смиренно многие годы ждал, что ему достанутся крошки от стола богачей. Это слово ко всем нам. К богачам, чтобы все мы протрезвели и не оказались на месте того несчастного человека, имя которого даже неизвестно, который из ада в отчаянии взывал о помощи к святым, но было уже поздно. Жизнь, богатства, которые даны нам, каждому в своей мере (все мы богатые неизреченно), но сами этого не понимаем, должны послужить для того, чтобы соединиться с Богом, чтобы через любовь и милосердие проложить дорогу в лоно Авраамово, идеже все святые упокоеваются.
MP3
(MP3 файл. Продолжительность
и знаний о Боге, от чего и возникает пропасть. До революции о Боге знали все и бедные, и богатые, и в Церковь ходили все и бедные, и богатые, и образованные, и неграмотные, а сейчас ходят в Церковь только те, кто знает о Ее существовании.