Он водил его от картины к картине. Он говорил увлеченно и без остановки. Об искусстве он мог говорить часами. Он жил искусством. А его спутник, по-видимому, нет. В Третьяковку он согласился пойти по соображениям вежливости — и теперь с трудом удерживался от зевоты. Не удержался: зевнул сладко и протяжно, когда остановка перед очередным холстом затянулась особенно надолго, а бурлящий поток описаний и комментариев как будто подхватил его своими водами и на этих же водах укачал. Он слушал о том, как художник тонко передал ощущение робкого утреннего света, осторожно заглядывающего в лесную чащобу за стволы могучих деревьев и в глубины оврагов. О том, как выстроена композиция, какими приемами мастер вводит зрителя в пространство утреннего леса. О том, что картина написана в соавторстве. И о многом-многом другом. Он слушал и не слышал, потому что картина перед его глазами ему была знакома. Не только ему — всем, пожалуй, знакома. А раз так, то к чему столько подробностей? Зевок. «Это же три медведя! Я со школы помню! Пойдем дальше».
Удивительно, для одного человека произведение Шишкина — целая вселенная, для другого — три медведя. Четвертого даже не заметил. Так бывает и с внутренним миром христианина. Один, заглядывая в себя, способен различить тонкие движения души и духа, борьбу помыслов, требования плоти, грехи крупные вкупе с мелкими. Другой видит все тех же мишек, т. е. не обращает внимание, где в его душе свет, а где тьма, где в его глазе бревна, а где сучки. За грехи же почитает лишь самые крупные проступки. И то не все.
Искусствоведами можем мы не быть, но искусными христианами быть обязаны. Именно искусными, потому что это дело всей нашей жизни, это наша основная специальность, в этом мы должны преуспеть, от этого зависит наша жизнь вечная.
Христианин должен профессионально разбираться в двух вопросах. Во-первых, «что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2), как поступать в соответствии с этой волей. Другими словами, как облечься в нового человека и какой образ жизни при этом полагается, какие дела праведности приличны (Еф. 4:24). Во-вторых, что есть мерзость пред Господом, как отложить ветхого человека и удалить от себя всякий «запинающий нас грех» (Евр. 12:1).
Поговорим о втором. Что такое грех? Что принести на исповедь? О чем сокрушаться и проливать слезы? От чего отгребаться, бегать, с чем бороться? Занявшись этими вопросами всерьез и вплотную, христианин обнаружит, что тремя мишками дело не ограничивается. Самый общий путь распознания греха пролегает от точки «этого нельзя делать» до точки «этого нельзя не делать». Новоначальный христианин заостряет свое внимание в первую очередь на «отрицательных» заповедях и в их нарушении справедливо видит грех. Но постепенно и заповеди блаженств начинают звучать в его сердце призывом. Он вдруг понимает, что это всё не про каких-то других блаженных, а про него самого. Он, именно он, должен стать блаженным — и если таковым не становится, то грешит. Черпая из глубин молитвы «Отче наш», он учится видеть свои грехи, как долги неисполненного призвания.
Эх, казалось всего три медведя, а тут…
Набив изрядное количество духовных шишек, набравшись опыта, христианин все лучше понимает, почему грешить не следует. Он осознает, что грехи подобны пятнам грязи на одеянии души и взывает к Богу вместе с пророком Давидом: «Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега» (Пс. 50:9). Его покаяние — возвращение блудного сына в отчий дом, где грязная, пропахшая свиньями одежда сжигается, а чистая одевается (Лк. 15:22). Он понимает, что в небрачной одежде пир грядущего царствия будет для него закрыт (Мф. 22:13). Он знает, что на белоснежном, парадном костюме неуместны и крупицы грязи.
Вот и в игре света и тени разбираемся потихонечку…
Грехи он начинает подмечать, как острые осколки, рассыпанные по жизненному пути дьяволом. Прежде он топтался по ним, словно обезумев, не осознавая вреда. Теперь же, приходя в «ум Христов» (1Кор. 2:16), старательно обходит их стороной, а те духовные раны и струпья, которые приобрел прежде, не надеясь на самолечение, показывает Небесному Врачу.
Вот колючие сучки…
Движение к Богу прекратилось? Молитва «не идет»? Возможно, ты уперся в стену, отделяющую тебя от Бога, закрывающую от Его Света. Не сам ли ты собирал ее из кирпичиков своих грешков и бревен грехов? Не сам ли воздвиг вокруг себя темницу? Исповедание есть просьба к Господу, чтобы Он это «средостение» разрушил (Еф. 2:14).
Вот и могучие стволы…
Со временем абстрактное слово «грехопадение» наполняется смыслом. Грех, как замаскированную охотничью яму, нужно распознать издалека, чтобы вовремя свернуть на другую тропку. Грех — это еще и болото, не желающее отпускать своего гостя, затягивающее все глубже. Если уж оказался в яме, в болоте, то «из глубины» (Пс. 129:1) взывай к Богу — у Него одного избавление.
Вот и овраги…
Христианину грех становится ненавистен, как рабство (Ин. 8:34). Содеянный грех тяжким грузом лежит на сердце, неудобоносимым бременем придавливает к земле, не позволяя и шагу ступить, мешая двигаться к Богу. Раскаиваясь, мы просим Господа снять с нас оковы, освободить от греховного груза и с радостью желаем заменить его на бремя Христово, благое и легкое (Мф. 11:13).
А вот и соавторство…
А ведь и само слово «грех» — говорящее. Точнее, его греческий аналог «ἁμαρτία», который переводится как «промах», «непопадание в цель». Да и русскому уху несложно уловить схожесть таких слов, как «грех», «огрех», «погрешность». Значит, грехом является всё то, что уводит нас от духовной цели, т. е. от соединения с Богом, от наследия жизни вечной, от правильного результата своего бытия.
Вот и многое, многое другое…
Надеюсь, эти рассуждения помогут христианам немного сориентироваться — а дальше дело за нами. В галереях своей души мы призваны стать не зевающими экскурсантами, а увлеченными специалистами, которые рано или поздно принесут свои «Третьяковки» в дар. Только уже не Москве, а небесному граду Новому Иерусалиму.
И как это Вы ловко заманили картиной в эти рассуждения, прямо как перспектива художественная затянула идея про аналогию картины и греховного осознания. Здорово!! Вот только детей то как к ней подводить теперь в галерее - не лес уже воспринимается с мишками, а сучки-овраги-стволы непускающие на ум придут:)) а может так и лучше!! Спасибо вам, пытливый батюшка!!!
dmitri kuznetsov: ///Справедливости ради заметить, присутствует небо на картине, но настолько туманно и расплывчато, что не оно в данный момент алтарь программы, маковка вопроса.///
Дмитрий! Видимо, «зрение» Ваше «притупилось» (Втор.34:7), раз Вы не видите Неба на этой картине. Бог сотворил природу и «увидел, что это хорошо» (Быт.1), а Шишкин – «певец» этого Творения. В его полотнах – его православная душа. Каждая картина Шишкина говорит о Творце. Из «Добротлюбия»: "К праведному Антонию приступил один из тогдашних мудрецов и сказал: "Как сносишь ты, отче, такую жизнь, лишенный утешения, какое доставляют книги?" Тот отвечал: "Книга моя, господин философ, есть эта сотворенная природа. Она всегда со мною, и когда хочу, могу читать в ней словеса Божии". Эти слова в полной мере можно отнести к творчеству Шишкина. Конечно, у каждого свои «вкус и цвет», свое восприятие света: кому-то по душе «Черный квадрат», а кому-то – шишкинский лес (пусть и с мишками Савицкого) в легкой утренней дымке, за которой виден ясный и светлый день.
А статья - душеполезная.
Но я не во всем с Вами согласна. "Искусный" -- это категория профессиональных заний и предмет гордости за себя (скажем честно, порой перерастающей в гордыню). Можно быть ведущим искусствоведом по творчеству Шишкину, более того, лучшим специалистом по "Троице" Рублева, например. Изучить там каждый штрих, исследовать через рентген и т.д. Но при этом, например, с омерзением относиться к русской церкви. Хороший это специалист и преподаватель? Да, конечно, превосходный! И может быть даже лучший. Понял ли он, что хотел сказать икон Рублев? Риторический вопрос...
Там и с искусным в отношении к "замыслу Бога". Встречаешь много знающих людей: и Святых Отцов они всех изучили, да так что консультирую своего духовника, и Литургику и т.п. Такие специалисты, что и других считают своей обязанностью обязать все это вызубрить. Но приблизили эти знания их к Богу? Хочется верить, что да. Но изучить ведь не всегда значит понять... Иногда это просто потешить самолюбие. Гордыня и все.
Сложно это -- выстроить шкалу оценок своих взаимоотношений с Богом. Нет, я конечно же понимаю, что Вам пришлось в статье многое упрощать для понимания, чтобы обрисовать идеал. Но порой думаешь: "Сдать бы все хотя б на троечку. Не отправит с глаз долой -- уже здорово!" :)
Спаси Господи!
Доброй молитвы всем.
Чтение потрясающе лапидарно и образно.И об игре света и тени вкусно не запамятовал автор.Позвольте еще в палитре певца русского леса Ивана Иваныча Шишкина подчеркнуть композиционный прием срезания верхушек деревьев краем картины.Возникает своеобразный интерьер.Уют,келейность,комфорт и не прямая и явная зависимость от глуби тучесозидающей.Не сугубо ли противопоказано использовать эстетам-христианам при работе над своими полотнами изживания грехов такие композиционные методы?Получается,за деревьями не леса,а неба не видеть.А без хлябей небесных и шишкинская непролазно-потаенная хвойная юдоль и резвость новоначальных мишек Савицкого в широком общемировом смысле,по-моему,гроша ломаного не стоят,не говоря уже о четырех тысячах тех александровских целковых,что заплатил Третьяков Шишкину,правда
предварительно уговорив Савицкого стереть свою подпись под холстом.Справедливости ради заметить,присутствует небо на картине,но настолько туманно и расплывчато,что не оно в данный момент алтарь программы,маковка вопроса.Вот на шишкинском"среди долины ровная"до небес точно не семь верст и все лесом.Вот на таком,зовущем любого и подмастерье и гиганта антисатанинской живописи на духовный труд и оборону небе Новому Иерусалиму,наверное,самое место.
"Во-первых, «что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2), как поступать в соответствии с этой волей. Другими словами, как облечься в нового человека и какой образ жизни при этом полагается, какие дела праведности приличны (Еф. 4:24)". Вот об этом тоже хотелось бы узнать побольше, если возможно.
Про исповедь и грехи некоторая литература есть (лучшей, даже просто шикарной, в этом ряду я считаю книгу Епископа Виссариона (Нечаева) "Уроки покаяния в Великом каноне святого Андрея Критского"), а вот про понимание воли Божией мне практически ничего не встречалось.
Спаси, Господи!
Помолитесь и о мне, раб Божьей Ольге.
Олег - я помолилась за тебя