Православный календарьПравославный календарь
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.

Елена Зелинская: «Доброе кино зарождается»

Недавно в Москве завершился фестиваль «Лучезарный Ангел», о фильмах конкурсной программы которого мы уже рассказывали нашим читателям. Об итогах фестиваля, а также о перспективах духовного становления современного российского общества мы решили поговорить с Еленой Зелинской, членом Общественной палаты, вице-президентом МедиаСоюза.


— Елена Константиновна, на только что завершившемся фестивале «Лучезарный Ангел» было представлено большое количество самых разнообразных фильмов, как мэтров нашего кинематографа, так и молодых режиссеров. Однако многие из фильмов конкурсной программы так или иначе затрагивали не только тему духовности, но и историческую тему. Чем, на Ваш взгляд, обусловлен такой интерес современного российского кинематографа к исторической тематике?

— На мой взгляд, этот интерес понятен. Пока мы не разберемся в том, что произошло с нами, со страной, мы попросту не поймем, куда нам двигаться дальше, потому что не будем знать, кто мы сами такие. Ведь, что такое история, что так ярко показано в фильме «Поп», получившем гран-при фестиваля? Наша история, это, прежде всего — самоидентификация, попытка вычленить, что в нас русское, а что советское. И это порой бывает очень не просто сделать: русский характер многогранен... Кто-то ведь может сказать, что и в советском мировоззрении было что-то хорошее, хотя я лично так не считаю.

— Чем же Вы объясняете такую довольно категоричную точку зрения?

— Главное, что характеризует советский период — это безбожие, жизнь, в которой человек отделен от Церкви, а в худшем случае вообще враждебен ей. О спасении души, о духовной жизни при советском строе вообще речь не шла... Поэтому для православного человека жизнь в стране, где проповедуется атеизм, где разрушаются храмы, где за героев почитают людей, уничтожавших духовенство как касту — такая жизнь, такой политический строй вообще не может рассматриваться как хоть сколько-нибудь положительный.

— Да, но как же быть тогда с восстановлением при советском строе института патриаршества? Ведь об этом тоже не следует забывать...

— Церковь все равно живет своей жизнью, и никак не связана с режимом. Христианству — две тысячи лет, православию — тысяча, и семьдесят лет какого-то одного политического строя… в историческом масштабе это просто ничто: стряхнули и пошли дальше. Недавно при мне владыка Евгений, сказал такую фразу: «Чем в более стесненных условиях живет Церковь, тем сильнее качество веры». Так что, думаю, восстановление института патриаршества — это даже не государственный процесс, это процесс сакральный, такой институт как патриаршество в принципе не может появиться без Божьей воли…

— Девиз фестиваля «Лучезарный ангел» звучит так: «Доброе кино возвращается». А чего, по вашему мнению, не хватает сегодняшнему российскому кинематографу для того, чтобы он стал по-настоящему добрым?

— Если честно, я всегда настораживаюсь, когда слышу слово «возвращение». К чему мы собираемся возвращаться? Обратно к советскому кинематографу? Да, в нем было меньше насилия, меньше стреляли, но ведь то же самое происходило и в Голливуде. Насилие на экране — достаточно современное явление, а раньше кинематограф был существенно мягче. Вопрос в другом: что искали герои советского кинематографа, что было их целью? Все их поиски лежали в области идеологии, морали, обрисованной в кодексе строителя коммунизма — это был такой советский суррогат нравственности. А фильмы, которые демонстрируются на «Лучезарном ангеле» пропитаны идеей духовного поиска, и это — никакое не возвращение, а абсолютно новое кино, настоящее русское кино, которое создается на наших глазах.

— На фестивале были представлены не только работы молодых кинематографистов, но и признанных мэтров, таких как Владимир Хотиненко, Александр Прошкин, Николай Досталь, чьи работы a priori привлекают в кинотеатры большое количество зрителей. Как Вы думаете, чем вызвана такая тенденция обращения массового кинематографа к проблеме нравственного становления человека, его духовного поиска?

— Как отметил на открытии фестиваля Владимир Легойда, поле духовной борьбы и духовного поиска, которое раньше были сосредоточено в русской литературе, переместилось в кинематограф. Конечно, все зависит от состояния общества; на каком языке общество лучше разговаривает, а главное — лучше слышит, на том языке до него информация и доносится.

Почему именно сегодня происходит обращение кинематографа к нравственной и духовной тематике? Мы жили в условиях одной единственной верной теории, и сам факт наличия других рассматривался как преступление, как инакомыслие. Прошло всего лишь 18 лет с тех пор, как исчез «железный занавес», как исчезли массовые запреты, как появились свободная пресса и свободный доступ к информации. Наш народ восемнадцать лет назад оказался в ситуации, в которой надо было объять необъятное, справиться с потоком хлынувшей на него с Запада информации. А иммунитета от всего того, что гигантским потоком нас захлестнуло, не было: к выбору-то нас не приучили! И этот «информационный шок» мы пережили в кратчайшие сроки! Западный мир оказался для нас как бы огромным супермаркетом — мы все сперва ринулись в отдел товаров для взрослых, и только потом стали разбираться, что в супермаркете, оказывается, и другие отделы есть, где, например, торгуют фильмами или книгами...

— То есть мы просто неправильно обрабатывали информацию?

— Мы не видели, а порой и до сих пор не видим некоторых очень важных вещей, тенденций. Например, говорят, что вся эта пошлая музыка, вся эта попса — это дурное западное влияние... Ничего подобного! В каждой американской школе есть свой хор, свой оркестр, который играет классическую музыку, джаз, так что для них вся эта попса — лишь маленькая часть от общей культуры. А, кроме того, не следует забывать, что весь перестроечный период сопровождался огромными экономическими потрясениями — семьям надо было элементарно выживать. И в этой ситуации было совсем не до музыки и не до оркестров... А сейчас настал новый период: мы выжили. Мы поняли, что выбрались из финансового и экономического болота. И пришла пора задуматься о душе.

— На прошедшем недавно Форуме «Православная Русь» много говорилось о необходимости возврата к традициям чтения, повышения интереса молодежи к книге... А как Вы считаете, что может заставить молодежь читать?

Я вас разочарую: заставить читать невозможно. Можно привить любовь к чтению, но сделать это можно только и исключительно в семье. И тут мы возвращаемся к основной, базовой проблеме: а что у нас происходит с семьей? Если малышу мама с детства читает сказки, тогда он подростком потянется и за Томом Сойером, и за рассказами Носова, а дальше — он уже снимет с полки и Шукшина, и Мериме, и Пастернака… Но начинаться все должно с «Репки»... Не следует забывать и том, что у современного молодого человека культурный фон совершенно другой, чем двадцать и тридцать лет назад. Для старшего поколения, выросшего при советском строе, литература была источником знаний обо всем: о западе мы судили по Ремарку, духовные поиски отождествляли с Достоевским, а историю учили по Пикулю… А сегодня для того, чтобы узнать как устроен современный западный мир, можно просто съездить за рубеж, можно прочитать в интернете последние новости; любое кино, любые книги доступны… Но в этом обновленном культурном фоне любовь к книге должна занять достойное место. И я думаю, что все это обязательно будет, просто сегодня, когда сбиты базовые понятия: семья, отношение к Родине, — нужно дождаться восстановления этих понятий. Да, сегодня необходимость духовного поиска очевидна, но вопрос в том, где мы будем искать? «Шестидесятники» искали ответ в области идеологии, в области науки, лбы разбивали о проблемах физики и лирики — и не нашли, пришли к пустоте. Сегодня искать нужно только в Церкви, вместе с Церковью, как единое целое, строить современную культуру.

— Планирует ли в ближайшее время МедиаСоюз какие-либо новые общественные мероприятия, способствующие возрождению духовности в России, продолжающие традиции возрождения нравственных и культурных традиций?

— Да, 11 декабря, мы проводим в Уфе фестиваль СМИ «Система ценностей». Фестиваль проводится во второй раз, в прошлом году он прошел в Москве. В этом году выросло и значение, и масштабы мероприятия — в нем примут участие около 700 журналистов со всей страны, поддержку оказывает Общественная палата, Правительство Республики Башкотарстан. Главная цель нашего фестиваля — понять, как именно современные медиа ориентируются в системе нравственных ценностей. В рамках фестиваля пройдет и конкурс журналистских работ.

В деятельности «МедиаСоюза» это не единственное мероприятие, направленное на сохранение, возрождение культурных и нравственных традиций. Например, мы оказываем информационную поддержку празднованию Дня семьи, любви и верности — возрожденного семейного праздника, который проходит в день памяти благоверных князей муромских Петра и Февронии.

— Я искренне желаю Вам успеха во всех Ваших начинаниях! Мы обязательно будем информировать читателей портала «Православная книга» о ходе грядущего фестиваля и обязательно расскажем о его результатах!

Беседовал Павел Сурков

Источник: Православная книга России

5 декабря 2009 г.

Рейтинг: 7.8 Голосов: 4 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×