Православный календарьПравославный календарь
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.

Тоска по Святой Руси

Источник: Русский дом

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Пора всем нам от слов, про объединяющую роль Православия, которое может превратить наше общество в дееспособную нацию, перейти к делу — воспитанию граждан в духе христианской морали и нравственности. Тем более что Русская Православная Церковь как организация в последнее время демонстрирует активность, которой могут позавидовать другие общественные институты российского государства.

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 500 px. Размер файла 259017 b.
 М.В. Нестеров. Святая Русь
М.В. Нестеров. Святая Русь

В недавней поездке из Москвы в Санкт-Петербург довелось мне разговориться с образованным молодым человеком. Вид, манера поведения свидетельствовали о его успешности. Да он и не скрывал этого: «Мне 25 лет, а я уже многого добился. И всё потому, что понял: главное в жизни — уметь зарабатывать деньги. Будут деньги — остальное приложится. И духовность, и мораль. Вот мы, русские, жалуемся на инородцев, на мiровой заговор, мол, все беды от них, а на самом деле народ наш сам является источником собственных бед. Если бы меньше пили, а больше работали, то скорее бы освободились от своего варварства и приобщились к ценностям западной цивилизации, прониклись духом предпринимательства».

Говорил он уверенно, не сомневаясь в своей правоте: «Все ваши рассуждения о том, что для русского человека важно не материальное преуспеяние, не карьера, а жизнь по правде и справедливости, что русский человек стремится делать добро не только для себя, а для всего человечества, — не более, чем красивые слова. Вот вы говорите, что Православие спасёт мiр. А я утверждаю, что форма веры не столь важна. Поезд давно ушёл. И никогда уже мы не вернёмся к патриархальному образу жизни, земледелию, многодетным семьям, православной духовности и соборности. Для этих ценностей места в России нет. Она уже бесповоротно порвала со своими традициями и историей. А Церковь должна заниматься только своими прихожанами, не вмешиваясь в политику и повседневную жизнь общества. Для большинства моих сверстников единой правды вообще не существует, у каждого она своя».

«Сапсан» — поезд быстрый, вот уже и Санкт-Петербург. Прощаясь, молодой человек немного помедлил и сказал: «А всё-таки тоска по Святой Руси есть» и, резко повернувшись, зашагал по перрону.

Эта встреча вспомнилась мне, когда я прочитал последние социологические исследования. По данным ВЦИОМа, в 2008 году представление о себе у русских остаётся прежним. Среди положительных качеств, присущих русскому народу, отмечают доброту, честность — 40,6% опрошенных; душевность, благородство, порядочность — 26,1%; взаимовыручку, товарищество — 13,1%; терпимость, безотказность — 12,4 %; трудолюбие — 12,1 %; гостеприимство — 10,2%. Среди отрицательных — пристрастие к алкоголю, наркотикам — 43,2 %; надежда на «авось», лень, безынициативность, вялость — 23,2%; безкультурье-10,9%.

Однако, как пишет известный социолог Леонтий Бызин, исследование реальных ценностей, которыми люди руководствуются в повседневной жизни, даёт совсем другую картину. Ни коллективизма, ни духовности, ни бескорыстия на этой картине нет. Более того, на первом плане там оказываются противоположные качества: «Опрошенные отмечают доминирование в окружающих их людях таких качеств, как чёрствость, жадность, хамство и цинизм, готовность ради денег перешагнуть через нормы морали. Те, кто занимаются сравнительными социологическими исследованиями России и стран Европы, говорят, что более индивидуалистического общества, чем современная Россия, в Европе просто не существует, — пишет социолог. — Сегодня наше общество продолжает находиться в фазе трансформации, и куда она приведёт нас, остаётся непонятным. Возможно, ценности «идеальной России», духовной России, России великих писателей и философов продолжают существовать как некий недостижимый идеал. В практической жизни люди руководствуются совершенно иным моральным кодексом. Можно предположить, что такое рассогласование ведёт к тяжёлым моральным и культурным травмам. «Русский мiр» разрушен если не до основания, то настолько сильно, что от него остались одни фрагменты».

Социологи отмечают, что сегодня «духовное» воспринимается не как альтернатива высоким жизненным стандартам, а как их следствие. «Духовность» перестала быть монополией народа как целостной общности, а стала исключительным правом личности. Произошла девальвация таких ценностей, как долготерпение и непритязательность, они стали восприниматься современным обществом со знаком минус. Образ воина как собирательный образ народа заменился образом работника и в ещё большей степени — частного потребителя.

Изменилось отношение русских и к государству. По мнению большинства, «государство существует ради своих граждан; оно должно быть сильным, чтобы эффективно защищать их интересы» (68%), а с традиционным взглядом на государство («государство олицетворяет высший смысл деятельности отдельных граждан; жить ради государства, самозабвенно служить ему — нравственный идеал русского человека») соглашаются только 9,5 % опрошенных.

Несмотря на общую социально-политическую стабильность в стране, по данным ВЦИОМа, в 2008 году только 17,1%, т. е. меньшинство, признавали справедливость и эффективность нынешнего социального строя.

В опросах, связанных с поисками новой национальной идеи, на первое место выходит идея возрождения России как великой державы. Но в своей реальной жизни гражданин, воспитанный либерально-демократической властью, ничем не готов поступиться — не то что проливать кровь за «великую Россию», но даже самым малым.

Социолог Леонтий Зыбин считает, что современное российское общество (как и общество 90-х) антимобилизационно, оно поддерживает власть ровно до того момента, пока та лишь рассуждает о величии, но не требует от граждан никаких активных действий. Мы сами по себе — вы сами по себе.

В то же время стремление общества к национальному единству, запрос на формирование дееспособной нации, безусловно, существует. Это некий идеал, который пока только греет, но ни на что не мотивирует. Идёт попытка формирования современной нации в России, поиск её базового смысла, но попытка эта сопряжена с большими сложностями и проблемами.

Однако сами социологи признают, что сохранились какие-то таинственные «основы русской цивилизации», и это не может не радовать. Если есть основы, то почему же многие так боятся за судьбу русской цивилизации и русского народа? Важно понять, что это за основы. А это и есть те духовные ценности, на которых созидались русское государство, русский народ, русская культура -Православная вера. Именно Православие становилось ключевым ядром возрождения в трагические моменты русской истории.

Пора всем нам от слов, про объединяющую роль Православия, которое может превратить наше общество в дееспособную нацию, перейти к делу — воспитанию граждан в духе христианской морали и нравственности. Тем более что Русская Православная Церковь как организация в последнее время демонстрирует активность, которой могут позавидовать другие общественные институты российского государства.

Как руководство к действию звучат слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Есть только одно исцеление для человеческих душ — и многие из нас знают, как оно совершалось даже в жизни людей тяжко заблудившихся. Воры становились честными людьми, разбойники — законопослушными гражданами; люди, страдавшие от пьянства, освобождались от своего порока; блудники становились верными и заботливыми отцами семейств. Это исцеление приносилось в их жизнь покаянием, верой и силой благодати Божией.

Господь являет Своё живое, действенное, спасительное присутствие в мiре. И ныне звучат Его слова: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). И ныне мы молимся словами ветхозаветного пророка: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер. 6,16).

Я уверен, что пока у русского человека есть тоска по Святой Руси, у нашего народа великое будущее.

Александр Крутов

Источник: Русский дом

2 февраля 2010 г.

Рейтинг: 9 Голосов: 3 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

Другие статьи автора Александр Крутов

Новые материалы

Выбор читателей

×