«Исповеди бывших» — новая форма атаки на Церковь

Что за сомнительное удовольствие — внимать заявлениям «бывших»! Уходят, хлопая дверью, с гордо поднятой головой, ощущая себя единственно правыми и отказывая собратьям и руководителям в нравственном достоинстве. Интернет заполняют суждения людей, главной заслугой которых является — ни много ни мало — снятие с себя церковных обетов!

Мир словно перевернулся, отступничество и придирки сделались новыми ориентирами, общественно одобряемыми качествами. Авторитетно вещают на церковные темы семинаристы-недоучки и выпускники богословских вузов, один из которых прославился матерными частушками и алкоголическими наклонностями, другой же, телеведущий, и вовсе разыгрывает какую-то инфернальную личность, человека из зазеркалья. Воспоминаниями обильно делятся расстриги, экс-насельники монастырей, оставившие аскетическое поприще и не упускающие возможности щегольнуть пресловутыми «успехом», «свободой» — приверженностью к мирскому. Одну за другой строчат публикации экс-священники, впавшие в многоразличные искушения и добровольно отлучившие себя от алтаря. Невзирая на сомнительный послужной список, они разражаются патетическим спичем на тему: «Не мы такие — жизнь такая», обличая церковные язвы, доведшие их милость до сложившегося прискорбного (впрочем, не всегда признаваемого ими за таковое) состояния.

Подобно теням, «бывшие» обступают с разных сторон, силятся заслонить настоящее. Не понимаю, о чём думает человек, рекомендующийся приставкой «экс»? Каких откровений ждать от того, кто по слову апостола Иоанна, оставил свою первую любовь? Нелепо и жалко — бывший муж и глава семейства в разводе принимается причитать в упадочном стиле: «Весь мир — бардак...» Бывший моряк, разочаровавшийся в море, спешит заявить об этом каждому встречному-поперечному… Малопочтенное зрелище!

Допустим, что «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого не написана. Вместо неё мы встречаемся с историей человека, лишившегося на войне обеих ног и доживающего век в претензиях и обидах. Весьма вероятно, что многие замечания являли бы горькую правду. И всё-таки «Повесть о настоящем человеке» есть повесть о настоящем человеке; история потери мечты стоит значительно меньше. Она могла бы, конечно, вызывать сочувствие, но ни малейшего желания вдохновляться данным примером.

Интерес представляет не «бывшее»; цену имеют верность и преодоление

В готическом сумраке «исповедей бывших» всё безнадёжно, постыло. Лишь бегство и отступление открывают новую главу для главного героя — исполненную, увы, продолжающихся сетований и мстительных счётов.

Видеть в «эксах» источник откровений — недоразумение чистой воды. Интерес представляет не «бывшее» и перегоревшее; цену имеют верность и преодоление.

«Исповеди»: от Августина до современности

Надгробие Абеляра и Элоизы на кладбище Пер-Лашез Надгробие Абеляра и Элоизы на кладбище Пер-Лашез

Собственно исповедь это напоминает с натяжкой. В литературном отношении воспоминания «бывших» наследуют, скорее, абеляровой «Истории моих бедствий» (с той разницей, что последняя — не агитка, но большая литература). Читатель вспомнит основную интригу, многократно перепетую и экранизированную. Бедствие Абеляра — в неспособности сделать выбор между карьерой священнослужителя и любовью к Элоизе, совращённой им молоденькой ученице. Пылкость чувств любовников преподносится как оправдание противозаконной связи; читателю предлагается сопереживать «жертвам системы», как выразились бы теперь. Пьер и Элоиза не в силах справиться со своей страстью, одновременно Абеляр стремится удовлетворить честолюбие: принять сан священника и посвятить жизнь преподаванию богословских дисциплин. Посему ни один, ни другой не желают вступать в брак, чтобы, по их мнению, «не порочить славу семейной жизнью». Дополнительные несчастья Абеляру приносят его вольные теологические изыскания. Острую критику автор встречает со стороны коллег, его заносчивый характер известен многим и наживает уйму врагов. Книгу об универсалиях предают официальной папской анафеме и сжигают.

Что и сказать, история путаная. Образ и поступки героя нельзя назвать положительными. И тем не менее «История моих бедствий» включает серьёзные философские размышления, полна самокритики и раскаяния. Много лет спустя Абеляр рассказывает обо всём происшедшем со спокойствием старика и снисходительностью к былым увлечениям. Он предваряет книгу увещанием к читателю терпеливо сносить всё и не отчаиваться: «Человеческие чувства часто сильнее возбуждаются или смягчаются примерами, чем словами. Поэтому после утешения в личной беседе я решил написать тебе, отсутствующему, утешительное послание с изложением пережитых мною бедствий, чтобы, сравнивая с моими, ты признал свои собственные невзгоды или ничтожными, или незначительными и легче переносил их».

Автобиография Абеляра не выдерживает сравнения с глубиной «Исповеди» Августина. И всё-таки она стоит несравненно выше современных опусов, коими жизнь монастырей, приходов, епархий России изображается в негативном свете — как средоточие неправды, властолюбия и корысти. «Критика системы» составляет единственное и исключительное их содержание. Жанрово это уже даже не исповедь как «признание», confession, но псевдоисповедь и антиисповедь — «исповедь-разоблачение» и «исповедь-вызов». Всего ближе таковые стоят к сюжетам жёлтой прессы, сенсационным откровениям перебежчиков и прочим сомнительным каминг-аутам.

«Исповеди бывших» выглядят как романтизация автором собственного бунтарства

Автобиографические истории «бывших», как правило, небрежно оформлены и лишены литературных достоинств. Но главное, что в мировоззренческом и культурном отношении они означают дальнейшее скольжение вниз. Цель — произвести сенсацию, вызвать шумиху, обеспечить неприятности для руководства и недавних товарищей, избранных мишенями обличения. И если проблема «Истории моих бедствий» — в чрезмерной откровенности описания порока, то реализм нынешних «исповедей бывших» выглядит целиком как манифестация и романтизация автором собственного бунтарства. Ну, а там, где на переднем плане — бунт и попытка давления, о мере, реализме и искренности можно забыть. Приходится говорить о стратегии очернительства, более или менее осознанной и исполняемой с разной степенью искусности.

Манипуляция и подлог в «исповедях бывших»

«Говорить правду» о негативных явлениях в жизни Русской Православной Церкви — пафос работ «бывших». Честно сказать, это напоминает попытки в подворотне «просвещать» малолетних, раскрывая глаза на определённые подробности жизни старших. И — да — подобные откровения могут вызвать в незрелом и неподготовленном сознании шок, подорвать доверие. Однако же всякий человек с опытом скажет, что крайний натурализм, где родители, учителя и соседи предстают похотливыми и алчными животными, — не есть правда в её настоящем значении. Это преувеличение, если подобные вещи утверждаются неосознанно, и то же самое представляет прямую манипуляцию и подлог в случаях, когда сниженная «правда» об отношениях и людях внушается целенаправленно и со знанием дела.

Обличители и критики недоговаривают. Наряду со сниженным, обсценным всегда есть место подлинному. Одновременно с похотью в человечестве присутствует и возвышенная любовь, наряду с корыстью проявляется и душевная щедрость. Наряду с властолюбием действуют забота и ответственность старшего лица, на фоне эгоистических склок сохраняются тёплая дружественность и готовность уступить. За фарисейской рамкой продолжают теплиться молитва и живое чувство Бога.

Да, недостатков в церковной жизни немало. Однако «исповеди бывших» лишены самого элементарного: намёка на доброе

Да, недостатков в церковной жизни немало. Свои проблемы присутствуют в монастырях, церковном управлении, имеет место карьеризм и невоздержный образ жизни отдельных служителей Церкви. Однако «исповеди бывших» лишены самого элементарного: намёка на доброе. Важнее всего для «бывших» — не отобразить церковную жизнь в многообразии, но всеми правдами и неправдами продавить установку на её испорченность. По той же причине нет охоты разбирать подробно собственные поступки и мысли. А зря: значительная доля конфликтов создана их неуживчивыми характерами, противоречивыми действиями.

Желание авторов дать максимальную картину безобразий выводит прямолинейный и однотипный реестр характеров и ситуаций. Тема «луча света в тёмном царстве» или, реже, «меня и таких, как я» служит заменой сюжетности. Разрекламированные «раскрытие правды», обнародование «запретных страниц» оборачиваются утрированием. Фактология реальных событий и имён не может прикрыть личную пристрастность автора.

Осознанные манипуляция и подлог — в переходе с позиции вдумчивого, доброжелательного исследователя к пропаганде: к попыткам подрыва доверия к монашескому искусу, проповеди, иерархии, к священному сану и духовному руководству как таковым.

Последствия «исповедей бывших» и интереса к таковым

Возникает резонный вопрос: чего ради всё это? Море слов льётся с единственной целью — как-нибудь приукрасить факт собственного отступничества. Человек мучается неправотой; чрезвычайные, по его мнению, обстоятельства должны как-нибудь сгладить проблему серьезнейшей вины в нарушении обетов, прелюбодеянии, оставлении семьи, оставлении сана, уходе в раскол, ересь, неверие, в другие религии.

Но критика — обоюдоострое оружие. В личностном плане критик самоуничтожается опережающим темпом. Переосмысливая «неправду и бессмысленность РПЦ», «бывший» опиливает ветвь, на которой сидит. При том, что моральных авторитетов и дисциплины больше нет, вакханалия неуправляемых мыслей, идей одолевает его. Вот почему «бывшие», на словах будто бы отчётливо знающие, в чём должна, по идее, состоять правда христианства и Церкви, впоследствии не создают своих лучших форм, не покоряют эверестов духовности и не привлекают к себе никого, за исключением таких же упадочных, вечно брюзжащих субъектов.

Начав один раз, «бывший» не может остановиться. Разочарование отдельных людей распространяется на церковность в целом, становится поводом к пренебрежительным оценкам традиции, богослужебных установлений, святых, а то и к полной утрате веры. Вспомнился один отзыв из сетевой дискуссии: «Что касается хулы на Духа Святого — у автора её “вагон”. Досталось и прп. Акакию из “Лествицы”, и самому Иоанну Лествичнику, и всем святым отцам Церкви вместе взятым, и самому институту монашества, да что там, Церкви вообще! Конкретный монастырь тут — малая часть претензий. И у меня в голове не укладывается, как могут христиане транслировать подобные вещи на весь свет. Причем это считается подвигом — человек “честно” расстригся, “честно” отказался от монашеских обетов, “честно” облил Церковь помоями... В этом плане мне гораздо ближе ушедшие монахини, о которых с жалостью упоминает автор. Они не стали, подобно автору, гордо отрясать прах РПЦ со своих ног, а ходят в храм, молятся, каются и даже присматриваются вернуться обратно в монастырь. Это живые души, которые, несмотря ни на что, не теряют связь с Богом».

Отдельного слова заслуживает читатель «исповедей». Успех обличительных сочинений относителен и все же вызывает сожаление. Иной раз сталкиваешься с откровенным абсурдом: отход от веры мыслится этаким подвигом, выражением принципиальной позиции, протеста против недостатков церковной действительности. С равным успехом «из чувства протеста, назло» можно нанести себе самому какое-нибудь увечье — выстрелить в ногу. Перевёрнутые смыслы, испорченность вкуса создают благоприятную среду для «исповедей бывших».

Феномен отступничества известен давно. Даже среди тех, кто своими глазами видел Господа и слышал Его проповедь, нашёлся Иуда. В числе «апостолов от семидесяти» упоминается целых пять отступников. И в последующие времена за Церковью следует огромное число сектантских, еретических, самосвятских сообществ, каждое из которых тщится отстоять свою «правду».

В наше время «бывшим» раскрываются новые невиданные возможности. Любое частное мнение, оформленное в сенсацию, расходится стремительно и обсуждается широко, от соцсетей до массовых изданий. Усиливаются тяга к происшествиям и скандалам, интерес к разного рода аномалиям, каноническим и моральным. Читателю в этих условиях приходится быть особенно осторожным. «Исповеди бывших» становятся новой формой атаки на Церковь. Понимание проблематики «бывших», расстрижений-расцерковлений-разводов, как срыва и болезни души избавляет от романтизации темы.

Большое в малом

В довершение очерка задумаемся ещё раз: о чём с таким упорством сообщают нам «бывшие»? О том ли, что монашество, пастырство, приходская и образовательная работа умерли? Этому не поверят. Самый рьяный критик воздержится от подобного утверждения. Тогда, может быть, они имеют в виду, что у них лично судьба не задалась, крест выдался особенной тяжести, которой невозможно нести и терпеть? Нет, наверняка тоже нет. В одинаковых и более сложных условиях на своём месте продолжают трудиться, молиться, служить клирики, причетники, монашествующие, причём совершают они это не по ограниченности или «рабской психологии», но осознанно и свободно, будучи людьми достаточного ума и развитых способностей. Таков их благой выбор и умение различать в малом большое. Такова вера этих людей, что справедливость и обеспечение прав не являются приоритетами. Лучшее, что можно предпринять для исправления нравов, — это «с терпением проходить предлежащее поприще», по слову апостола.

Андрей Рогозянский

3 марта 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«На священника смотрят в увеличительное стекло» «На священника смотрят в увеличительное стекло»
Прот. Андрей Ткачев
«На священника смотрят в увеличительное стекло» «На священника смотрят в увеличительное стекло»
Протоиерей Андрей Ткачев о пастырском служении и пастырях
О том, неизбежно ли «пастырское выгорание» и как с ним справляться, об идеале и реалиях жизни, как сказывается кризис семьи на пастырстве и с каким устроением должно идти в священники.
О зле в Церкви О зле в Церкви
Епископ Душанбинский Питирим
О зле в Церкви О зле в Церкви
Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим
О том, что делать мирянам, когда примеры цинизма, лжи, лукавства они видят от тех, кто поставлен проповедовать Истину.
Нынешняя критика Церкви — бледная тень того, что происходило в начале XX века Нынешняя критика Церкви — бледная тень того, что происходило в начале XX века Нынешняя критика Церкви — бледная тень того, что происходило в начале XX века Нынешняя критика Церкви — бледная тень того, что происходило в начале XX века
Заметки об открытой лекции Ф.А. Гайды
Федор Мелентьев
Несмотря на все лозунги и заявленные требования о необходимости церковной свободы, либералы воспринимали будущую свободную Церковь только как некий результат определенного давления на Церковь историческую.
Комментарии
Лана 9 августа 2017, 16:02
Благослови, Господи! Скажите. Если человек вел беспутную жизнь, отступил, бросил крест свой и развелся и по-граждански и в церкви, а потом раскаялся, покаялся, стал глубоко верующим, супруга простила его, - как восстановить семью? Или "что Бог сочетал, того человек не разлучает", - то есть, продолжать жить как в браке? Благодарю заранее за участие и ответы.
Екатерина24 июля 2017, 13:07
Уважаемая Александра (самый верхний комментарий)!
1. Иерей Димитрий Терёхин из Церкви не ушёл.
2. Он пока ещё не бывший отец, сан не снимали.
3. Последнее обвинение такожде неосновательное.
Будьте осторожны и не так поспешны в определениях, прошу. Спаси Господи и помилуй.
Александра 6 июня 2017, 10:08
К вопросу о бывших. Как раз Дмитрий Терехин, этот бывший отец не просто из Церкви ушел. Теперь он спелся с одним таким же бывшим и соглашается с тем, что Христос - мифологический персонаж.
Анастасия20 марта 2017, 04:57
Статья грамотно написана. Вопрос - что именно делает Церковь, когда выясняются страшные нарушения в монастырях или церквях? Мы ведь не хотим стать как католики, которые переводят педофилов-священников из одного прихода в другой, покрывая их мерзостные преступления. Да, есть частные истории "бывших", но ведь они не из пустоты выросли! Я сама чуть не стала жертвой одного такого "православного" монастыря на Урале, где меня сам настоятель "оставил" жить в монастыре, сразу в келью определили и послушания дали. Слава Богу, меня родители и сестра на следующий же день вытащили оттуда. А сколько таких наивных принявших обет и оставшихся по сути в секте внутри самой Православной Церкви?
МАРИЯ БУХТИЯРОВА17 марта 2017, 14:45
ЧТО Я МОГУ СКАЗАТЬ?! Я ГРЕШНИЦА Я НИ КОГО НЕ МОГУ СУДИТЬ-ОСУЖДАТЬ.Я ХОЖУ В ЦЕРКОВЬ ПОМОЛИТЬСЯ О СВОЕЙ ДУШЕ, ОДЕТЯХ,ОДРУЗЬЯХ-И ПОСЛЕ СЛУЖБЫ ВЫХОЖУ И БЛАГОДАРЮ БОГА ЗА ТО,ЧТООН ПРИВЕЛ МЕНЯ ЦЕРКОВЬ СРЕДИ ВСЕЙ ЭТОЙ СУЕТЫ,ДАЛ ГЛОТОК ЧИСТОТЫ,ЧТОБЫ ДАЛЬШЕ ЖИТЬ.СПАСИБО Б О Г У ЗА ТО ЧТО ОН НЕ ПЕРЕСТАЕТ М И Л О В А Т Ь НАС.
Мила16 марта 2017, 21:14
Правда земная -истина одного человека.

Книга мною прочитана. Со многими вещами нет согласия. Особенно про "узнать судьбу на Евангелии".
НО! Есть проблема в монастырях, особенно, женских. Так надо ее решать.
Давайте будем честными. М.К. написала свою правду, нет оснований ей НЕ верить. Можно быть несогласными, но не верить... нет. Верю.

На Исповеди у священника мы признаем свои грехи, просим прощения у Бога. ПРИЗНАЕМ.
Зачем прятать голову в песок? Все мы грешные и согрешаем, но и с Божьей помощью осознаем свои ошибки.
Роман Й11 марта 2017, 11:44
Кому больше дано , с того и больше спросится.Я это к тому, что спрос со священников у Бога намного строже, чем с простых мирян. А уж какой спрос с монахов - представить страшно! Так что нет смысла никого осуждать и обсуждать. Бог каждому воздаст. За всё. Боритесь , лучше , со своими грехами да немощами. Глядишь, и мир улучшиться.
Кирилл10 марта 2017, 10:22
Ой, любят тут многие в ненависти обвинить...Особенно, когда Христианин на защиту Церкви встает! Это тогда надо Святителя Николая тоже обвинять- он "умному" Арию по морде просто дал! За хулу на Бога и Церковь... Здесь никто никого не бьет, а нежные "верующие" о "любви" кричат- дескать, нету в Христовой Церкви её!"Мы должны..." мы должны Апостольские правила блюсти! А там сказано- всякий, кто осудит Божиих служителей- да будет извержен! Ну, а что касается одной из "бывших", Машеньки этой, Кикоть фамилия,-так ничего и никого нового в произведении крамолы и враг рода человеческого не являет.
НН 9 марта 2017, 21:01
Наталия:../ Это всё?! А где же дела, без которых вера мертва? Где совместная деятельность?/-Кто Вам мешает посетить больного прихожанина,соседа; купить продукты соседке-старушке, договориться со священником причастить больного, погулять с соседским ребёнком и тд? Совместные праздничные застолья, паломнические поездки, экскурсии, детские праздники - замечательно, но к спасению души никакого отношения не имеют. Это светская жизнь прихода приятна, но не все имеют возможность (из-за разных причин) вести такую жизнь. Молодые люди, многодетные семьи и молодые пенсионеры организуются и как-то копошатся, а остальные - в меру сил и возможности. Семейные люди в первую очередь заняты своей семьёй!
Наталия 9 марта 2017, 11:22
Если относиться так, как написал Александр Давыденко, то, конечно, проблемы нет.
А как быть тем, кто хочет не только прийти помолиться-причаститься и заказать требы?
Все, наверное, читали архим.Тихона Шевкунова и завидовали ему белой завистью: какие были священники, монахи, даже просто верующие люди. Где они все? Каждый сам по себе? Но тогда какая-же это церковь?!
Опять же жизнь православного христианина не должна быть изолированной. Батюшка зарабатывает на свою семью, прихожанин покупает требы и участвует в таинствах. Это всё?! А где же дела, без которых вера мертва? Где совместная деятельность? Где соборность, если каждый сам по себе?!
(О статье: познавательная - про Элоизу теперь знаю)
раиса 9 марта 2017, 10:37
Александр, , вы придерживаетесь другой крайности. У вас к церкви чисто потребительское отношение, получил,что хотел, а на остальное наплевать. а ведь Церковь это Тело Христово-единый организм, глава, которой Господь наш Иисус Христос. Не может быть все равно истинному христианину, когда его церковь поливают грязью. У таких православных сердце болит в прямом смысле. Думаю, что причина наших бед, что у "бывших", что у настоящих одна- отсутствие искренней молитвы. Вы совершенно точно выразились,хотя и не задумались над этим:"... отстоял службу и ушел". Надо молиться и чем сильнее искушения, тем больше молиться, возложить на Господа все наши печали и проблемы, только ОН может их решить.
Ирина 9 марта 2017, 00:35
Спасибо за актуальность статьи. Жалко и больно за "бывших", что они со своими обидами и самостью стали орудием тех, кто пытается расколоть нашу церковь.
Спасибо сайту, что не опускаетесь до склок и скандалов с "бывшими". Они наивно полагают, что мы не замечаем их совсем не православных методов борьбы "за правду ". А на своих сайтах они нас просто "забанивают", когда мы сомневаемся в их православности.
Александр Давыденко 8 марта 2017, 09:47
Согласен с НН. Лучше держаться за Церковь в плане таинств Исповеди и Причастия. Попостился , отчитал Последование ко Причастию с тремя канонами, пришел, исповедовался, отстоял службу, причастился, пошел домой. Всё! Вот что мне нужно от Церкви! Если получается так делать регулярно, то дай Бог! А вникать во внутрицерковные разборки, кто там "бывший" или "настоящий", "попы на мерседесах" и прочие - нет никакого желания, неинтересно.
Фомич 7 марта 2017, 22:50
Верить мирским авторам статей и комментаторам - себя не уважать.
Вениамин 7 марта 2017, 15:30
Спаси, Господи! Вспомнилось из Прп. Паисия Святогорца:
"Когда некоторые говорили мне, что соблазняются, видя в Церкви много неподобающего, я отвечал им так: «Если спросить муху, есть ли здесь в окрестностях цветы, то она ответит: «[Насчет цветов] не знаю. А вот консервных банок, навоза, нечистот во-он в той канаве полным-полно». И муха начнет по порядку перечислять тебе все помойки, на которых она побывала. А если спросить пчелу: «Не видела ли ты здесь в окрестностях какие-нибудь нечистоты?», то она ответит: «Нечистоты? Нет, не видела нигде. Здесь так много благоуханных цветов!»
Галина Чикваркина 7 марта 2017, 14:45
Отпавший от Церкви, уходит не от грешных священников и неправильной церкви, а от Христа уходит. Это же ясно. Что же это за вера, что чужие грехи заставляют отвернуться от Христа? Такие гордыней собственной захлебнутся.
Виктор 7 марта 2017, 14:43
Все сказано в сегодняшней речи Патриарха.
Исполнить бы.
раиса 7 марта 2017, 12:47
Наша Церковь свята и безгрешна, согрешают в ней отдельные ее члены. Возможно, что на приходе, монастыре недостойно ведет себя священник или игумен и ты не можешь с этим смириться и начинаешь все происходящее выносить на суд общественности. Подумай, не зря же ты оказался в такой ситуации. Господь испытывает тебя, Он всегда рядом и может и без тебя в один миг все изменить, но Он дает тебе настоящее дело, повод применить свои духовные силы, потерпеть, поплакать, помолиться. А твоего "христианства" хватило лишь на то, чтобы жаловаться куда попало, искушая всех. Смирись и пойми, что нет у тебя никакой любви и в твоем стремлении к "торжеству справедливости" тобой руководило что-то совсем другое.
Виктор 7 марта 2017, 12:45
Нина Ф.
Вы абсолютно правы.
Любые попытки умолчать - только во вред.
Алексей 7 марта 2017, 12:37
НинаФ.написала: "История Церкви 20 века, очень неоднозначная, ставит очень много вопросов... Так вот, вопросы эти остались без ответа..." А какого века - "очень однозначная, без вопросов"? А история блудного сына в Евангелии - "однозначная"? Нет, конечно: хочется и отца и сына жалеть, разве нет? И еще НинаФ. пишет: "Разочаровавшиеся в нынешнем состоянии РПЦМП, не есть отошедшие от Бога." Видите ли, кто говорит "Я люблю Бога, и не любит человека- лжец", говорит Сам Бог. Невозможно любить Бога и не полюбить конкретного священника, монаха, епископа "в нынешнем состоянии", как видишь перед собой. Поэтому по-человечески Вы и "бывшие" эти ПОЛНОСТЬЮ правы, но Вера тогда им=ЗАЧЕМ? Поэтому ушли они
Иулиания 7 марта 2017, 12:20
"И еще, если муж всё же уходит от жены, ей невредно честно подумать о своей вине в этом, а то ведь и следующий муж уйдет..."
А ежели жена уходит, мужу подумать? Однобокий взгляд на проблему ее не решает. В разводе виноваты оба. Либо изначально у обоих не было четкого понимания, что есть семья.
Наталья Богоявленская 7 марта 2017, 11:40
Кстати, самую мерзкую на мой взгляд книгу -- "Гаргантюа и Пантагрюэль" -- написал бывший монах Франсуа Рабле (15-й век).
Виктор 7 марта 2017, 10:12
Задумка хорошая, но статья ни о чем.

Эти бывшие - это нытики, а не христиане. Спрашивается, зачем тогда служить пошел, если такой хилый? Это все равно, что брать труса на войну. Кто воевал, тот скажет, что от трусов больше бед, чем от врагов. А хорошо бы сделать выводы по нашей системе подготовки священнослужителей. Как может назваться пресвитером мальчишка до 30-ти лет? Кому такие вот бывшие могут духовно помочь, если сами терпят поражения?

Сир.3:1 Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению.

И это свидетельство того, что мы не ценим и не знаем подвига новомучеников!
Нина Ф. 7 марта 2017, 09:00
Статья крайне поверхностная и циничная: этак, сверху вниз. Фарисейская статья. Любые проблемы должны обсуждаться, решаться, болезнь не нужно загонять внутрь. Кроме того, история Церкви 20 века, очень неоднозначная история, ставит очень много вопросов... Так вот, вопросы эти остались без ответа. Почему-то считается, что народ не поймёт. Поймёт. Все мы грешные. А вот утаивание и ретуширование рождает много негатива в ответ. Само понятие "бывшие" оскорбительно. Разочаровавшиеся в нынешнем состоянии РПЦ МП, не есть отошедшие от Бога. Ставить знак равенства нельзя. Есть и действительно злобствующие, но у большинства душа болит. И тем более болит, что и на истинных служителей ложится тень. Больно.
7 марта 2017, 08:52
Непонятно почему автор статьи так упирает на слове "бывшие"? Отец Дмитрий Терехин себя "бывшим" не считает, ибо никто его официально не запрещал и сана не лишал. Анонимный же священник, автор первой истории, продолжает служить как ни в чем не бывало.
По существу же статья является обычным переходом на личности. Вместо того чтобы решать назревшие проблемы в Церкви давайте поговорим о "бывших" (которые никакие не бывшие) - вот весь пафос статьи. И еще, если муж всё же уходит от жены, ей невредно честно подумать о своей вине в этом, а то ведь и следующий муж уйдет, и останется она одна.
Дмитрий 7 марта 2017, 08:47
Вторая книга Царств (16:5-14)


5 Когда дошел царь Давид до Бахурима, вот вышел оттуда человек из рода дома Саулова, по имени Семей, сын Геры; он шел и злословил,
6 и бросал камнями на Давида и на всех рабов царя Давида; все же люди и все храбрые были по правую и по левую сторону [царя]. 9 И сказал Авесса, сын Саруин, царю: зачем злословит этот мертвый пес господина моего царя? пойду я и сниму с него голову.
10 И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины? [оставьте его,] пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь?
Марина 7 марта 2017, 08:31
"тем не менее с этим надо что-то делать. проблема есть и люди очень страдают по опыту знаю. спасаются чтением Святых Отцов и памятью о горнем и только и только это держит как якорь. ." -Благодарю автора комментария за совет, который нашла здесь. Жаль, что авторы комментариев не подписываются, из каких они епархий или городов, косвенно можно было бы узнать, где более здоровая атмосфера. Врачу тел не каждому доверяем. А тут душа...
Ника Палеолог 7 марта 2017, 06:43
Очень поучительная статья.
Спасибо!
Иногда на форумах встречаются такие "исповеди бывших" и не знаешь, что и сказать. А тут вроде как глаза открылись, все понятно стало.
Елена Смирнова 7 марта 2017, 02:33
Четко и метко, а главное,-своевременно! Спасибо автору!
наташа 7 марта 2017, 02:22
Может в себе рьяно покапаться и рассмотреть свои проблемы, свои грехи, а не церковь и священослужителей в грехах обвинять. Церковь это Христос! Христос грешен ?????????? Что Христу угодно? Любовь? Тогда надо молиться за этих несчастных "бывших" ещё больше, а то какой нам толк если мы будем любить тех кто нас любит. А статья правильная, предупрежден значит вооружён, будем вооружаться молитвой тем более в пост. Христос всех прекрасно видит и "бывших" и нынешних. Бог судья.
Иван 7 марта 2017, 02:13
Olga 6 марта 2017, 15:00 "Тот, по чьей вине эти люди ушли из церкви, должен всю жизнь каяться в том, что соблазнил малых сих." Во-первых, слово Церковь пишется с большой буквы. Во-вторых, никто и ничто не может заставить верующего человека уйти из Церкви, если он сам этого не захочет. Ну и в-третьих, по Ваше логике Господь наш Иисус Христос и апостолы должны каяться, что они соблазнили тонкого и ранимого Иуду, и тот по их "вине" стал предателем...
Анна Рябикова 7 марта 2017, 01:02
В исповедях "бывших" есть и тоска, и уныние, и отчаяние, и духовная борьба. Значит, люди вовсе не безразличные, не равнодушные. Прежде навешивания ярлыков на данных людей, записывания их в стан врагов, атакующих Русскую Церковь, неплохо бы постараться услышать их стоны.
"Если не слышишь чужие стоны, не помогут ни посты, ни поклоны..."- Архимандрит Кирилл (Павлов).
Иулиания 6 марта 2017, 22:46
Успокойтесь, люди. Спасайте свои души. Лучше уже не будет. Нигде. Ни в чем. Надеюсь, все помнят, чем заканчивается Евангелие.
Дмитрий 6 марта 2017, 22:36
Как имевший опыт пребывания в секте скажу - именно такое отношение к "бывшим" характерно для сектантов. По-английски называется "shoot the messenger". То есть, вместо того, чтобы обратить внимание на то, что говорят, всячески ругают того, кто говорит.

К сожалению, статья наполнена самоправедностью и полнейшей нечувствительностью к проблемам этих "бывших", которые все же люди. Жаль, мне другие статьи этого автора нравились.

Конечно, некоторые "исповеди" бывших скорее похожи на излияния, выставление напоказ собственного морального уродства. Но - только некоторые. Автор же всех без разбора чешет под одну гребенку, включая и тех, по кому каток "недостатков, которых хватает" проехался.

Елена 6 марта 2017, 21:43
Как уже верно здесь кто-то отмечал, читайте Евангелие, а не исповеди "бывших" и пусть даже не "бывших", но стремительно стремящихся к приобретению этого статуса. И все будет на своих местах.
Наталья Богоявленская 6 марта 2017, 21:27
Всё это не новость, к сожалению. В 19-м веке революцию подготавливал кто? Террористы-народовольцы -- попы-расстриги, недоучившиеся семинаристы, бывшие священники. И уж они-то поглумились (в современном смысле этого слова) над Церковью вволю. А им подпевали художники-артисты -- всякие репины-маковские и иже с ними. Разве не было тогда проблем в Церкви? Были. Но они решались, почитайте хотя бы труды святителя Филарета Московского. Допускаю, что и сегодня проблем немало, хотя лично я о них не знаю. Но -- ТОМУ БОГ НЕ ОТЕЦ, КОМУ ЦЕРКОВЬ НЕ МАТЬ! Раз эти люди ушли из Церкви, значит, им и Бог не нужен, а нужна им скандальная слава. Однако и судья им -- Бог.
Алексей Адыканов 6 марта 2017, 20:57
Вероятно, проблема "бывших",монахов и священников - это проблема трудноискоренимого человеческого греха, который есть у все, но не все готовы в этом признаться. Особенно тяжело это сделать священникам, у которых обширный приход. И что говорить о наших временах, если уже во втором веке настоятели монастырей сетовали о том, что очень трудно найти хорошего духовника для братии и приходящих мирян. А без правильной исповеди нет и Причастия во благо. А без Причастия во благо души у всех костенеют. Отсюда и все греховные проявления среди всех категорий церковной иерархии. Спаси нас Господь...
Михаил 6 марта 2017, 19:34
Блестящая статья!!! Очень корректный тон. Без перехода на личности. Даже без косвенного указания на тех, чьи демарши и являются поводом к её написанию! Отрезвляюще действует на читателя, который видит в "откровениях" бывших настоящую "правду".
Очень своевременно эта статья вышла . Спасибо!
Лариса 6 марта 2017, 19:22
Прекрасная статья. Спаси Христос автора. Странно, но вот архимандрит Кирилл Павлов не стал бывшим! А жил он в той же самой Церкви, что и эти бывшие. Проблемы были есть и будут. И в раю проблемы были и среди апостолов предатель нашелся. Короче говоря пост и православных понесло....
Варвара 6 марта 2017, 18:47
Точно, умно и метко!
natalja 6 марта 2017, 18:45
Эти"бывшие служители"просто люди неверующие, а пришли "служить" в корыстных своих целях. Мое мнение такое, что много строят Храмов и Монастырей и нужны священники, и идут служить
люди без веры или маловерные. Вот и результат!







9
Николай 6 марта 2017, 18:22
Священник может быть трижды грешен любого мирянина приходящего в храм, но только через него,Господь отпускает нам грехи. Мы все, как овечки будем подвешены за хвостики, и какое мне дело до чужих хвостиков. Это надо помнить всегда.
Михаил 6 марта 2017, 17:41
Общество претендующее на то чтобы называться Церковью Христовой, должно являть чистоту и святость, любовь к Богу и ближнему.
6 марта 2017, 17:39
Как бы они себя не вели, это их дело. Меня сильно смущает тон статьи, пафосный и без сострадания к безумным людям. Они чудовищно оступились, и мне страшно читать тексты Кураева, потому как страшно за него. Даже до конца статью остлить не смогла из-за тона, который мало чем отличается от тех исповедей бывших. Простите, но раз автор публично выступил, значит призвал обсудить вопрос
ВЕКШИНА Людмила 6 марта 2017, 17:38
Статья замечательная, актуальная.
За годы богоборчества у нас многое перевернулось с ног на голову, и должны смениться поколения, прежде, чем вернуться былые вера и нормальные отношения между всеми ветвями церкви.
Новые информационные возможности, которые можно использовать разумно - во благо, всё-таки больше - исчадие ада и его служители.
Мой отец - простой работяга, любивший всех людей, книги и гармонь, беззлобно подсмеивался надо мной, когда я сетовала на то, что несколько раз в день хожу мимо католической церкви, а православный храм далеко. - "Кто хочет ходить в церковь, - ходит и за несколько километров", - говорил он. Папу за глаза называли "Человек Божий", не смотря на то, что он был атеистом и тихим, незаметным человеком, умеющим, если не нравится что-то, сказать, почему "не будет участвовать" и уйти...
Отец советовал искать причину неудачи или недовольства в себе, а не в других людях...
Поколение наших родителей и людей, кого называют сейчас "дети войны", куда более соответствуют образу христианина, чем мы - нынешние верующие. Мне думается,потому, что они были воспитаны в духе старого времени, то есть родителями, которым был дан запрет на веру, но они всё ещё имели её в подкорке сознания и закоулках души, не отдавая себе отчёта... То есть в тех людях больше Благодати, чем в нас, тоже стремящихся к вере, но то и дело "спотыкающихся", ибо росли в период насмешек над духовностью и церковью.
Только искренняя вера может изменить всё к лучшему. Искренняя и честная, в первую очередь, перед самим собой, сознающим, что "всегда пред Господом стою...", до чего ещё всем нам расти и расти...
Благодарю за отличные материалы на интересном и полезном сайте.
С уважением, Л.Векшина
р.Б.Сергий 6 марта 2017, 17:13
Покрой грех брата твоего и Господь покроет твои грехи...Если высшие(и не только)гражданские власти говорят красивые речи,а делами показывают совсем другое-это можно понять,они ,вероятно,не думают о Суде Божием.Но в церковной среде тоже есть серьёзные вопросы,требующие разрешения.И не только "бывшие" задаются вопросом:к чему мы идём.Ведь и обновленцы до раскола вместе молились,жили бок-обок.Сегодня назвали Католическую церковь сестрой,а что завтра?Совместные богослужения и изменение Символа веры и далее,как в пророчествах?Ведь если бы был конструктивный диалог по актуальным вопросам без замалчивания проблем,то меньше "ченухи" вышивали на нашу РПЦ.
Денис 6 марта 2017, 17:07
Здравствуйте! Спасибо за статью! Она своевременна. По-моему, сейчас православная церковь в России переживает некий кризис, т.е. когда в конце 80-х началась эпоха восстановления и все кризисы 90-х и так далее основной вопрос был открывать и восстанавливать храмы, часто не смотрели на многие другие вопросы. Сейчас ситуация изменилась и, возможно руководителям церкви, нужно пристальнее посмотреть на процессы и на людей, так как они пример для подражания для многих и многие (и я не исключение), к сожалению, о церкви судят именно по поступкам её служителей. Возможно может быть нужно сказать кому-то, что если хочешь ездить на дорогой машине и т.п. и т.д., то может нужно честно идти в бизнес...
НН 6 марта 2017, 16:42
Сергий:/Статья без ссылок на первоисточники и потому странная. Я лично ни о чем подобном не слышал./- Согласна. Я сознаю, что МАЛОВЕРКА, но при этом хочу верить, что "бывшей" оказаться Господь не попустит. Хотя один вопрос меня сильно интересует: почему на Патриаршией службе в Скорбященском храме в день юбилея митрополита Илариона Престол был вынесен из Алтаря на середину храма? В Православии это допустимо? При этом мне абсолютно всё равно, на каких машинах ездят священники, КАК и в каких коттеджах и квартирах живут, где учатся их дети и т.п и т.д. Мне нужно, чтоб священник не был в прещении, принял исповедь, отпустил грехи и причастил. А о жизни в монастырях мирским судить вообще глупо.
Павел Карташов 6 марта 2017, 16:41
"Что за сомнительное удовольствие — внимать заявлениям «бывших»!"

Действительно, пишут всякие бывшие клевету на Церковь. Например такие возмутительные тексты: "Одна из Церквей пала, а другая колеблется, третья заливается свирепыми волнами, иная претерпела другие непоправимые бедствия, одна взяла волка вместо пастыря, другая — морского разбойника вместо кормчего, третья — палача вместо врача"
Алексей Захаров 6 марта 2017, 16:11
Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? (Евангелие от Матфея 9:13). Научились ли мы миловать, а не требовать от других жертвы. Гордый Богу противится, но если "бывший", то точно ли у нас "много Бога"?
Алексей Захаров 6 марта 2017, 16:05
Сарказм: Мочи всех бывших под одну гребёнку! Мы же Христиане, должны защищать Церковь! (Сарказм окончен)
"... о чём с таким упорством сообщают нам «бывшие»? О том ли, что монашество, пастырство, приходская и образовательная работа умерли?..." Если внимательно читать, то совсем нет. У всех по разному. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (13:35. Евангелие от Иоанна) А мы проявили (проявляем) к ним Любовь? Так может отдельные "исповеди бывших" - это сирена о том, что может рвануть? Система земная, которая не имеет функций самоконтроля, или мёртвая, или однажды сломается. Скороварка без защитного клапана.
Нина 6 марта 2017, 15:45
Так ли уж все "бывшие" предатели и отступники? Дыма то без огня не бывает. А может человек доведен до отчаяния от того, что уже сделать ничего не может, его никто не слышит. Сколько у нас, мирян, самодуров-начальников, но мы то можем уволиться, в суд подать в конце концов, если уж совсем плохо а священослужитель? А кому из нас, мирян, хорошо от того что батюшек постоянно меняют? А где же духовничество? Только привыкнешь к одному батюшке, начинаешь ему доверять, идешь за советом, как уже его переводят да куда-нибудь подальше. А матушки с детками? Им то каково? Кто о них подумал, когда их отца с места на место переводят? Хорошо если рядом с домом и не надо школу менять...
Ирина 6 марта 2017, 15:24
Всем этим людям я глубоко сочувствую,наверно большинство из них действительно попали в серьёзные передряги,которые не каждый и сильный человек выдержит.Бог им судья,надеюсь многие из них вернуться со временем в церковь.Возможно многие из этих несчастных взяли на себя бремя выше их сил,не все могут быть монахами.Просто если мы посмотрим даже на относительно недавнюю историю наших святых,оптинских например,то увидим,что конец 19-начало 20 века были не легче,преподобные Варсанофий и Амвросий много чего испытали несправедливого в своей жизни и не отчаялись,не обругали Церковь.Вспомним кто против нас воюет-вот вам и ответ!
Михаил Шигорин 6 марта 2017, 15:03
Да, теперь предатели имеют шанс быстро оказаться в заложниках у врагов Православия со стажем -- жить-то на что-то надо, да и "успех" может в один прекрасный день обернуться нехваткой средств для уплаты по кредитам ("какая кабала, о чём эти полоумные?").

Впрочем, дай им Всевышний разума -- и слава Богу за всё.
Olga 6 марта 2017, 15:02
Вся статья пропитана ненавистью. Тот, по чьей вине эти люди ушли из церкви, должен всю жизнь каяться в том, что соблазнил малых сих. А проблем в церкви хватает. Разве это неправда? Священники на Landcruiser убивают людей. Иеромонахи в телешоу выступают. Не удивительно, что люди в такую церковь не верят.
Л.и. 6 марта 2017, 15:01
Никакая это ни новая атака на церковь, уважаемый автор такое было всегда и будет пока это будет существовать в самой церкви, да то о чем вы пишите очень проходит особенно для нас прихожан болезненно,но вот такими статьями вы ничего не изменила, копайте глубже.
раиса 6 марта 2017, 14:40
Любовь, почему вы решили, что все о чем вещают эти предатели, правда. А вы эту правду знаете? Вы можете гарантировать, что все о чем они говорят, в действительности происходит или это очередная грязь, надуманная для дискредитации Церкви Православной? Нет, это гарантировать не можете ни вы , ни кто другой, потому что не были свидетелями этого. А подтверждая эту так называемую "правду", присоединяетесь к недругам церкви. Православные, будьте осторожны в выражениях, особенно касающихся церкви и ее иерархии. Любящий православную церковь никогда не позволит себе сказать что-либо негативное о ней, и напротив, пребывающий в церкви формально, начинает призывать критиковать ее за недостатки.
Сергей 6 марта 2017, 14:35
Всяк бывает, это их личный опыт, и что случилось один Бог знает, но горе и тем кто соблазнит одного из малых сих, так сказал Бог
Галина Б. 6 марта 2017, 13:35
Я не аналитик, что в соцсетях творится мало знаю, поэтому о чем статья не поняла - ничего такого не слыхала. о.Андрею (Кураеву)сочувствую, думаю покается. Ну, а нас - прихожан и прихожанок не так-то легко сбить с пути. Нам просто некуда идти. Мы с Богом, мы настоящие, и вряд ли перейдем в разряд "бывшие". А вы?
Сергей 6 марта 2017, 13:34
Прекрасная статья! В сталинское время писали так:"...я этой книги не читал,но..."Автор преодолевая внутреннее омерзение прочитал уйму "исповедей""бывших людей",обобщил и...избегая малейшего намека на фактический материал написал статью о "явлении". Места для полемики здесь нет. Только два замечания. Андрей Кураев пока ещё дьякон РПЦ. Послушайте выступление А.И. Осипова на тему:"О причинах февральского переворота" ( приблизительное название)в МДА.
6 марта 2017, 13:21
"По тому узнают, что вы Мои ученики если будете иметь любовь между собою" Ин.13:35. Людей довели до отчаяния церковные начальники, до того, что они веру потеряли совсем, а вы этих же людей обвиняете. Да, они оказались слабы, не смогли противостоять этой средневековой системе власти-подчинения. И это не только их вина. Какая там христианская любовь, простого "человеческого" отношения нет у церковного начальства к подчиненным. Наверное это не везде так. Я даже в этом уверен. Но вот в Тверской и Кашинской епархии РПЦ все именно так. Самодурство митрополита не знает границ. Судя по тому, что опубликовал о. Дмитрий Терехин в Нижегородской епархии происходит тоже самое.
Гостья 6 марта 2017, 13:20
Хорошая статья, мне тут тоже дали почитать книгу аккурат во время поста исповедь бывшей монахини ,что -то около того. Я не могла осилить сей труд, так выдержки читала и в конце письмо от другой. Ну честно ощущение тоски, Огромной тоски и главное судят всех и вся , и ни какая это не исповедь Передала мне кстати светская дама, которая в церковь только на Пасху ходит. Зато на это ...Время и деньги тратит!!! Т. Е. Евангелие то, мы не читаем, а вот шелуху едим, да ещё обсасываем.
Вопрошающий 6 марта 2017, 13:17
В готическом сумраке «исповедей бывших» всё безнадёжно, постыло. Лишь бегство и отступление открывают новую главу для главного героя — исполненную, увы, продолжающихся сетований и мстительных счётов. Видеть в «эксах» источник откровений — недоразумение чистой воды. Желание авторов дать максимальную картину безобразий выводит прямолинейный и однотипный реестр характеров и ситуаций.Разрекламированные «раскрытие правды», обнародование «запретных страниц» оборачиваются утрированием. Фактология реальных событий и имён не может прикрыть личную пристрастность автора.
то же самое можно сказать про передачу "мой путь к Богу" http://www.spastv.ru/prg-23.html , где обличают все другие конфессии.
любовь 6 марта 2017, 12:44
Не судите и не судимы будете. К сожалению очень многое что говорят бывшие-правда. Очень много грязи.
Алексей 6 марта 2017, 12:44
Хорошая статья. Я наобщался с раскольниками, гордыня прет со всех щелей, это и удивляет! Они то должны знать, что рая нет на земле.
Да тут и по комментариям видно, как цепляет за "то ,что торчит". Все им должны, митрополит не тот,патриарх не тот, настоятеля дайте другого и быстро! Вы кого менять пришли в Церковь?
Игорь 6 марта 2017, 12:38
Любовь и молитва вытаскивают и из преисподней , а не критика и фарисейство.
Александр 6 марта 2017, 12:36
Статья актуальная. Правда, через чур философская. Суть, на мой взгляд, проще: стремление переложить на кого-то вину за собственные неудачи. Это проблема не только в Церкви. Думаю, образ "бывшего", поливающего грязью своих недавних соратников, уже стал привычным: скандалы - хлеб сегодняшних СМИ.
Полина 6 марта 2017, 12:22
Очень надменная публикация.
Владимир 6 марта 2017, 12:13
Хорошая статья. Прочитать бы ее нашему бывшему диакону А.Кураеву, жалко парня пропадает совсем
в своем ЖЖ.
Виктория 6 марта 2017, 12:09
Уместно вспомнить Амвросия Оптинского. «Отчего это, батюшка, — спросила одна особа, — игуменье дано право распоряжаться монахинями, как крепостными?» Старец ответил: «Более, чем крепостными. Крепостные могли хоть за глаза поворчать на своих господ и побранить их, а у монахинь и это право отнято: монахиня сама добровольно отдает себя в крепостное право» (1, ч. 1, с. 100).
Жаль человека, не перетерпела. Не готова была.
Протоиерей Андрей Милкин 6 марта 2017, 11:21
Большое спасибо, очень верно написано.
Ирина 6 марта 2017, 10:58
Очень точно, спасибо!
гость 6 марта 2017, 10:44
тем не менее с этим надо что-то делать. проблема есть и люди очень страдают по опыту знаю. спасаются чтением Святых Отцов и памятью о горнем и только и только это держит как якорь. неужели слова Христа о том что если кто то соблазнит одного из малых сих то ему лучше было бы жернов на шею... неужели эти слова не имеют смысла для этих критикующих и тех кто подтолкнул их к этому? одни своими словами соблазняют неокрепшие души уйти, а другие действиями эту критику порождают. Дай Господь не быть соблазном никому! это страшно.
раиса 6 марта 2017, 10:41
Решившись на такое, человек стал врагом церкви не просто так. Не думаю, что это случилось в одночасье. Его привела в церковь не любовь к Богу, не желание спасения, а что-то другое. В последствии , не получив в церкви желаемое, того, на что рассчитывал, разочаровался и стал ей мстить. Предатели всегда вызывают чувство омерзения, нет это не ненависть, это просто грязь.
Екатерина 6 марта 2017, 10:00
Очень хорошая статья
Светлана 6 марта 2017, 09:43
А разве батюшки не предавали друг друга в 1937 году,во время революции,когда был раскол церкви.Когда шла братоубийственная война.Когда полностью уничтожилось казачество.Когда людей насильно угоняли в Сибирь или на Соловки.Когда у матери забрали последнюю корову и семья начала умирать,потому что первый муж моей бабушки был казаком и на нашу семью были гонения.Как мои родственники убегали от раскулачивания на Кавказ,другие родственники оказались на Алтае.А дед мой Алексей родом был из Калужской области.А теперь какие батюшки толстые-только о своем чреве заботятся и о деньгах.Кому они помогли бедному?
Наталия 6 марта 2017, 09:37
Спасибо, прекрасная статья!

(Не помню где слышала) если в разрыве ты полностью винишь противоположную сторону - ты слепец, если говоришь: "виноваты оба", - ты различаешь лишь очертания проблемы, когда же говоришь:"ответственность целиком на мне", - вот тогда увидишь всю картину ясно.
Дмитрий 6 марта 2017, 09:31
Красочные защитные облучения. Ну а нет разве в том что твориться и вины каждого из нас? Зачем заниматься полемикой, когда дела наши о нас молчат? Недостаточно дел наших, если преобладает критика. Ведь не все сказочно гладко в церкви было и до 1917 года. Не потому ли и смогли воспитать такую ненависть к ней? Не повторяется ли история?
Валерий Ивкин 6 марта 2017, 09:30
Много намеков и общих определений. А чтобы по существу, пригласите "бывших" к открытой дискуссии? Гласность в Церкви так же важна, как и в светском обществе. И, о ужас, нужна так же свобода. Дарованная нам, кстати, Богом и отнимаемая людьми.
Александр Ерохин 6 марта 2017, 09:29
Спасибо автору, заставил внимательней посмотреть в себя, в свой внутренний мир.
Евгений 6 марта 2017, 09:19
"Да, недостатков в церковной жизни немало. Свои проблемы присутствуют в монастырях, церковном управлении, имеет место карьеризм и невоздержный образ жизни отдельных служителей Церкви."

Вот в этой цитате - главная причина появления "исповедей бывших". Священники с нетрадиционной сексуальной ориентацией, проворовавшиеся епископы, полное игнорирование мнения прихожан при смене настоятеля прихода - вряд-ли эти явления можно назвать осторожной фразой "отдельные недостатки в церковной жизни".

Эти "недостатки" церковной властью не обсуждаются, не осуждаются и фактически этим поощряются...
Александр 6 марта 2017, 09:18
Статья ваша - демагогия в стиле лекторов-атеистов сталинского периода. Вам, дуракам, самим не смешно? Церковь обросла пороками, как пень мхом, и вам об этом впрямую уже кричат со всех сторон, а вы всё так же себя числите в беленьких-пушистых. Откровенно пишу, - вы классические придурки. Не удивляйтесь, когда вас будут уже по настоящему бить, как неисправимых идиотов, которые напрочь потеряли чувство реальности. И это будут не те, обиженные-бывшие, даже не надейтесь. Это будет, как всегда, гопота. Безжалостная и бессмысленная. Как и вы сами.
иерей Алексей Сураев 6 марта 2017, 09:04
Появилась странная тенденция "бывших" записывать в ряды предателей, лгунов и клятвопреступников прежде, чем по-человечески разобраться в том, что они говорят. И да, ценность души "бывшего" для Бога точно такая же, как и всякого другого человека. И да, пока Церковь не научится очищаться от тех нечистот, которые в Ней появляются (и на которые, отчасти, жалуются "бывшие"), то "бывших" будет становиться всё больше. Если Церкви это не важно, то мне такую Церковь на данном отрезке времени Её существования просто по-христиански жаль.
Алексей 6 марта 2017, 09:04
Как то на исповеди вскользь пролепетал,что нет любви к Богу.Сегодня открылись причины:1-ПРИСТРАСТИЕ, 2-ЛЕННОСТЬ,3-ЗАБВЕНИЕ О БОГЕ(Авва Исайя 7сл.14абзац). Благодаря Вашим материалам осмелел и с Божией Верностью и Любовью , Исповедью и Покаянием своего гибельного состояния ...постараюсь преодолевать это безобразие, оставаясь в числе вразумляемых. Спасибо!
Андрей Боголюбский 6 марта 2017, 08:55
Того, кто находится в Церкви с рождения, никто и ничего смутить и испугать там не может. Никто и ничего. Она Мать наша. А у матери каких только сыновей не бывает.
Екатерина 6 марта 2017, 08:24
Мне кажется страшно оказаться в "бывших служителей",этот мир так быстро минует и мы окажемся на пороге вечности,и что он скажет,я отказался от служения Тебе Господь ,и мало того я клеветал.Нет страха Божия!!!Страшно будет умирать.А там демоны ждут и вечность. В мирное время,когда гонения прекращены на Церковь,эти люди отказываются от Святого,что-же это, как это пониамать?Они терзают Церковь изнутри.Все это делает гордыня.
Сергий 6 марта 2017, 08:21
Статья без ссылок на первоисточники и потому странная. Я лично ни о чем подобном не слышал вообще, хотя в сети много времени провожу, в том числе в пространстве православных сайтов. Ну разве что артист и ведущий Сергей Шнуров, о нем речь? Дайте, пож, ссылки на видео и ссылки на тексты.
Сергей 6 марта 2017, 08:05
Комментарии атеистов в интернете, излияния иуд, впечатление как будто прыскают духовным трупным ядом. Зачем читать их, грязнить свою душу? Прочитал одного иуду, больше желания нет!
ddd 6 марта 2017, 08:00
вам бы не людей учить, да судить, а за собой следить. Только слова красивы, а поступки - глаза бы не видели
вера 6 марта 2017, 07:21
Спасибо за статью!1.Мне кажется, что крайности везде.И у тех, кто критикует и у тех, кто пишет такие обратные статьи.2.Как быть если сам реально и не 1 раз сталкиваешься с недопустимыми поступками отдельных Церковных представителей и от этого НЕВОЛЬНО переносишь негативное отношение на всю Церковь. Вроде и не хочешь отступать и ничем совсем не хвалишься, а ноги в Храм не идут. Даже заходишь в Храм а былого благоговения как и не бывало.3.Сами священники ДЕЙСТВУЮЩИЕ обличают Церковь. Много раз разговаривала с исповедующим батюшкой о монашестве с разных сторон.И вот он на какой-то раз возьми и САМ дай мне почитать именно эти "исповеди бывших"...Как относиться? Логика: все всЁ знаем но молчим???
Любовь 6 марта 2017, 06:56
Попытки давления и облаивания церкви.Первый раз переступив церковный порог я с этого и начала.Ходила туда 15 лет и теперь вроде можно про меня сказать сколько волка не корми он в лес смотрит.Во первых я не волк,во вторых хотела бы вернуться.
гостья 6 марта 2017, 04:24
Хороша статья, да вот только самая первая фотография ни к селу, ни к городу.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×