Что за сомнительное удовольствие — внимать заявлениям «бывших»! Уходят, хлопая дверью, с гордо поднятой головой, ощущая себя единственно правыми и отказывая собратьям и руководителям в нравственном достоинстве. Интернет заполняют суждения людей, главной заслугой которых является — ни много ни мало — снятие с себя церковных обетов!
Мир словно перевернулся, отступничество и придирки сделались новыми ориентирами, общественно одобряемыми качествами. Авторитетно вещают на церковные темы семинаристы-недоучки и выпускники богословских вузов, один из которых прославился матерными частушками и алкоголическими наклонностями, другой же, телеведущий, и вовсе разыгрывает какую-то инфернальную личность, человека из зазеркалья. Воспоминаниями обильно делятся расстриги, экс-насельники монастырей, оставившие аскетическое поприще и не упускающие возможности щегольнуть пресловутыми «успехом», «свободой» — приверженностью к мирскому. Одну за другой строчат публикации экс-священники, впавшие в многоразличные искушения и добровольно отлучившие себя от алтаря. Невзирая на сомнительный послужной список, они разражаются патетическим спичем на тему: «Не мы такие — жизнь такая», обличая церковные язвы, доведшие их милость до сложившегося прискорбного (впрочем, не всегда признаваемого ими за таковое) состояния.
Подобно теням, «бывшие» обступают с разных сторон, силятся заслонить настоящее. Не понимаю, о чём думает человек, рекомендующийся приставкой «экс»? Каких откровений ждать от того, кто по слову апостола Иоанна, оставил свою первую любовь? Нелепо и жалко — бывший муж и глава семейства в разводе принимается причитать в упадочном стиле: «Весь мир — бардак...» Бывший моряк, разочаровавшийся в море, спешит заявить об этом каждому встречному-поперечному… Малопочтенное зрелище!
Допустим, что «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого не написана. Вместо неё мы встречаемся с историей человека, лишившегося на войне обеих ног и доживающего век в претензиях и обидах. Весьма вероятно, что многие замечания являли бы горькую правду. И всё-таки «Повесть о настоящем человеке» есть повесть о настоящем человеке; история потери мечты стоит значительно меньше. Она могла бы, конечно, вызывать сочувствие, но ни малейшего желания вдохновляться данным примером.
Интерес представляет не «бывшее»; цену имеют верность и преодоление
В готическом сумраке «исповедей бывших» всё безнадёжно, постыло. Лишь бегство и отступление открывают новую главу для главного героя — исполненную, увы, продолжающихся сетований и мстительных счётов.
Видеть в «эксах» источник откровений — недоразумение чистой воды. Интерес представляет не «бывшее» и перегоревшее; цену имеют верность и преодоление.
«Исповеди»: от Августина до современности
Собственно исповедь это напоминает с натяжкой. В литературном отношении воспоминания «бывших» наследуют, скорее, абеляровой «Истории моих бедствий» (с той разницей, что последняя — не агитка, но большая литература). Читатель вспомнит основную интригу, многократно перепетую и экранизированную. Бедствие Абеляра — в неспособности сделать выбор между карьерой священнослужителя и любовью к Элоизе, совращённой им молоденькой ученице. Пылкость чувств любовников преподносится как оправдание противозаконной связи; читателю предлагается сопереживать «жертвам системы», как выразились бы теперь. Пьер и Элоиза не в силах справиться со своей страстью, одновременно Абеляр стремится удовлетворить честолюбие: принять сан священника и посвятить жизнь преподаванию богословских дисциплин. Посему ни один, ни другой не желают вступать в брак, чтобы, по их мнению, «не порочить славу семейной жизнью». Дополнительные несчастья Абеляру приносят его вольные теологические изыскания. Острую критику автор встречает со стороны коллег, его заносчивый характер известен многим и наживает уйму врагов. Книгу об универсалиях предают официальной папской анафеме и сжигают.
Что и сказать, история путаная. Образ и поступки героя нельзя назвать положительными. И тем не менее «История моих бедствий» включает серьёзные философские размышления, полна самокритики и раскаяния. Много лет спустя Абеляр рассказывает обо всём происшедшем со спокойствием старика и снисходительностью к былым увлечениям. Он предваряет книгу увещанием к читателю терпеливо сносить всё и не отчаиваться: «Человеческие чувства часто сильнее возбуждаются или смягчаются примерами, чем словами. Поэтому после утешения в личной беседе я решил написать тебе, отсутствующему, утешительное послание с изложением пережитых мною бедствий, чтобы, сравнивая с моими, ты признал свои собственные невзгоды или ничтожными, или незначительными и легче переносил их».
Автобиография Абеляра не выдерживает сравнения с глубиной «Исповеди» Августина. И всё-таки она стоит несравненно выше современных опусов, коими жизнь монастырей, приходов, епархий России изображается в негативном свете — как средоточие неправды, властолюбия и корысти. «Критика системы» составляет единственное и исключительное их содержание. Жанрово это уже даже не исповедь как «признание», confession, но псевдоисповедь и антиисповедь — «исповедь-разоблачение» и «исповедь-вызов». Всего ближе таковые стоят к сюжетам жёлтой прессы, сенсационным откровениям перебежчиков и прочим сомнительным каминг-аутам.
«Исповеди бывших» выглядят как романтизация автором собственного бунтарства
Автобиографические истории «бывших», как правило, небрежно оформлены и лишены литературных достоинств. Но главное, что в мировоззренческом и культурном отношении они означают дальнейшее скольжение вниз. Цель — произвести сенсацию, вызвать шумиху, обеспечить неприятности для руководства и недавних товарищей, избранных мишенями обличения. И если проблема «Истории моих бедствий» — в чрезмерной откровенности описания порока, то реализм нынешних «исповедей бывших» выглядит целиком как манифестация и романтизация автором собственного бунтарства. Ну, а там, где на переднем плане — бунт и попытка давления, о мере, реализме и искренности можно забыть. Приходится говорить о стратегии очернительства, более или менее осознанной и исполняемой с разной степенью искусности.
Манипуляция и подлог в «исповедях бывших»
«Говорить правду» о негативных явлениях в жизни Русской Православной Церкви — пафос работ «бывших». Честно сказать, это напоминает попытки в подворотне «просвещать» малолетних, раскрывая глаза на определённые подробности жизни старших. И — да — подобные откровения могут вызвать в незрелом и неподготовленном сознании шок, подорвать доверие. Однако же всякий человек с опытом скажет, что крайний натурализм, где родители, учителя и соседи предстают похотливыми и алчными животными, — не есть правда в её настоящем значении. Это преувеличение, если подобные вещи утверждаются неосознанно, и то же самое представляет прямую манипуляцию и подлог в случаях, когда сниженная «правда» об отношениях и людях внушается целенаправленно и со знанием дела.
Обличители и критики недоговаривают. Наряду со сниженным, обсценным всегда есть место подлинному. Одновременно с похотью в человечестве присутствует и возвышенная любовь, наряду с корыстью проявляется и душевная щедрость. Наряду с властолюбием действуют забота и ответственность старшего лица, на фоне эгоистических склок сохраняются тёплая дружественность и готовность уступить. За фарисейской рамкой продолжают теплиться молитва и живое чувство Бога.
Да, недостатков в церковной жизни немало. Однако «исповеди бывших» лишены самого элементарного: намёка на доброе
Да, недостатков в церковной жизни немало. Свои проблемы присутствуют в монастырях, церковном управлении, имеет место карьеризм и невоздержный образ жизни отдельных служителей Церкви. Однако «исповеди бывших» лишены самого элементарного: намёка на доброе. Важнее всего для «бывших» — не отобразить церковную жизнь в многообразии, но всеми правдами и неправдами продавить установку на её испорченность. По той же причине нет охоты разбирать подробно собственные поступки и мысли. А зря: значительная доля конфликтов создана их неуживчивыми характерами, противоречивыми действиями.
Желание авторов дать максимальную картину безобразий выводит прямолинейный и однотипный реестр характеров и ситуаций. Тема «луча света в тёмном царстве» или, реже, «меня и таких, как я» служит заменой сюжетности. Разрекламированные «раскрытие правды», обнародование «запретных страниц» оборачиваются утрированием. Фактология реальных событий и имён не может прикрыть личную пристрастность автора.
Осознанные манипуляция и подлог — в переходе с позиции вдумчивого, доброжелательного исследователя к пропаганде: к попыткам подрыва доверия к монашескому искусу, проповеди, иерархии, к священному сану и духовному руководству как таковым.
Последствия «исповедей бывших» и интереса к таковым
Возникает резонный вопрос: чего ради всё это? Море слов льётся с единственной целью — как-нибудь приукрасить факт собственного отступничества. Человек мучается неправотой; чрезвычайные, по его мнению, обстоятельства должны как-нибудь сгладить проблему серьезнейшей вины в нарушении обетов, прелюбодеянии, оставлении семьи, оставлении сана, уходе в раскол, ересь, неверие, в другие религии.
Но критика — обоюдоострое оружие. В личностном плане критик самоуничтожается опережающим темпом. Переосмысливая «неправду и бессмысленность РПЦ», «бывший» опиливает ветвь, на которой сидит. При том, что моральных авторитетов и дисциплины больше нет, вакханалия неуправляемых мыслей, идей одолевает его. Вот почему «бывшие», на словах будто бы отчётливо знающие, в чём должна, по идее, состоять правда христианства и Церкви, впоследствии не создают своих лучших форм, не покоряют эверестов духовности и не привлекают к себе никого, за исключением таких же упадочных, вечно брюзжащих субъектов.
Начав один раз, «бывший» не может остановиться. Разочарование отдельных людей распространяется на церковность в целом, становится поводом к пренебрежительным оценкам традиции, богослужебных установлений, святых, а то и к полной утрате веры. Вспомнился один отзыв из сетевой дискуссии: «Что касается хулы на Духа Святого — у автора её “вагон”. Досталось и прп. Акакию из “Лествицы”, и самому Иоанну Лествичнику, и всем святым отцам Церкви вместе взятым, и самому институту монашества, да что там, Церкви вообще! Конкретный монастырь тут — малая часть претензий. И у меня в голове не укладывается, как могут христиане транслировать подобные вещи на весь свет. Причем это считается подвигом — человек “честно” расстригся, “честно” отказался от монашеских обетов, “честно” облил Церковь помоями... В этом плане мне гораздо ближе ушедшие монахини, о которых с жалостью упоминает автор. Они не стали, подобно автору, гордо отрясать прах РПЦ со своих ног, а ходят в храм, молятся, каются и даже присматриваются вернуться обратно в монастырь. Это живые души, которые, несмотря ни на что, не теряют связь с Богом».
Отдельного слова заслуживает читатель «исповедей». Успех обличительных сочинений относителен и все же вызывает сожаление. Иной раз сталкиваешься с откровенным абсурдом: отход от веры мыслится этаким подвигом, выражением принципиальной позиции, протеста против недостатков церковной действительности. С равным успехом «из чувства протеста, назло» можно нанести себе самому какое-нибудь увечье — выстрелить в ногу. Перевёрнутые смыслы, испорченность вкуса создают благоприятную среду для «исповедей бывших».
Феномен отступничества известен давно. Даже среди тех, кто своими глазами видел Господа и слышал Его проповедь, нашёлся Иуда. В числе «апостолов от семидесяти» упоминается целых пять отступников. И в последующие времена за Церковью следует огромное число сектантских, еретических, самосвятских сообществ, каждое из которых тщится отстоять свою «правду».
В наше время «бывшим» раскрываются новые невиданные возможности. Любое частное мнение, оформленное в сенсацию, расходится стремительно и обсуждается широко, от соцсетей до массовых изданий. Усиливаются тяга к происшествиям и скандалам, интерес к разного рода аномалиям, каноническим и моральным. Читателю в этих условиях приходится быть особенно осторожным. «Исповеди бывших» становятся новой формой атаки на Церковь. Понимание проблематики «бывших», расстрижений-расцерковлений-разводов, как срыва и болезни души избавляет от романтизации темы.
Большое в малом
В довершение очерка задумаемся ещё раз: о чём с таким упорством сообщают нам «бывшие»? О том ли, что монашество, пастырство, приходская и образовательная работа умерли? Этому не поверят. Самый рьяный критик воздержится от подобного утверждения. Тогда, может быть, они имеют в виду, что у них лично судьба не задалась, крест выдался особенной тяжести, которой невозможно нести и терпеть? Нет, наверняка тоже нет. В одинаковых и более сложных условиях на своём месте продолжают трудиться, молиться, служить клирики, причетники, монашествующие, причём совершают они это не по ограниченности или «рабской психологии», но осознанно и свободно, будучи людьми достаточного ума и развитых способностей. Таков их благой выбор и умение различать в малом большое. Такова вера этих людей, что справедливость и обеспечение прав не являются приоритетами. Лучшее, что можно предпринять для исправления нравов, — это «с терпением проходить предлежащее поприще», по слову апостола.
1. Иерей Димитрий Терёхин из Церкви не ушёл.
2. Он пока ещё не бывший отец, сан не снимали.
3. Последнее обвинение такожде неосновательное.
Будьте осторожны и не так поспешны в определениях, прошу. Спаси Господи и помилуй.
Книга мною прочитана. Со многими вещами нет согласия. Особенно про "узнать судьбу на Евангелии".
НО! Есть проблема в монастырях, особенно, женских. Так надо ее решать.
Давайте будем честными. М.К. написала свою правду, нет оснований ей НЕ верить. Можно быть несогласными, но не верить... нет. Верю.
На Исповеди у священника мы признаем свои грехи, просим прощения у Бога. ПРИЗНАЕМ.
Зачем прятать голову в песок? Все мы грешные и согрешаем, но и с Божьей помощью осознаем свои ошибки.
А как быть тем, кто хочет не только прийти помолиться-причаститься и заказать требы?
Все, наверное, читали архим.Тихона Шевкунова и завидовали ему белой завистью: какие были священники, монахи, даже просто верующие люди. Где они все? Каждый сам по себе? Но тогда какая-же это церковь?!
Опять же жизнь православного христианина не должна быть изолированной. Батюшка зарабатывает на свою семью, прихожанин покупает требы и участвует в таинствах. Это всё?! А где же дела, без которых вера мертва? Где совместная деятельность? Где соборность, если каждый сам по себе?!
(О статье: познавательная - про Элоизу теперь знаю)
Спасибо сайту, что не опускаетесь до склок и скандалов с "бывшими". Они наивно полагают, что мы не замечаем их совсем не православных методов борьбы "за правду ". А на своих сайтах они нас просто "забанивают", когда мы сомневаемся в их православности.
"Когда некоторые говорили мне, что соблазняются, видя в Церкви много неподобающего, я отвечал им так: «Если спросить муху, есть ли здесь в окрестностях цветы, то она ответит: «[Насчет цветов] не знаю. А вот консервных банок, навоза, нечистот во-он в той канаве полным-полно». И муха начнет по порядку перечислять тебе все помойки, на которых она побывала. А если спросить пчелу: «Не видела ли ты здесь в окрестностях какие-нибудь нечистоты?», то она ответит: «Нечистоты? Нет, не видела нигде. Здесь так много благоуханных цветов!»
Исполнить бы.
Вы абсолютно правы.
Любые попытки умолчать - только во вред.
А ежели жена уходит, мужу подумать? Однобокий взгляд на проблему ее не решает. В разводе виноваты оба. Либо изначально у обоих не было четкого понимания, что есть семья.
Эти бывшие - это нытики, а не христиане. Спрашивается, зачем тогда служить пошел, если такой хилый? Это все равно, что брать труса на войну. Кто воевал, тот скажет, что от трусов больше бед, чем от врагов. А хорошо бы сделать выводы по нашей системе подготовки священнослужителей. Как может назваться пресвитером мальчишка до 30-ти лет? Кому такие вот бывшие могут духовно помочь, если сами терпят поражения?
Сир.3:1 Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению.
И это свидетельство того, что мы не ценим и не знаем подвига новомучеников!
По существу же статья является обычным переходом на личности. Вместо того чтобы решать назревшие проблемы в Церкви давайте поговорим о "бывших" (которые никакие не бывшие) - вот весь пафос статьи. И еще, если муж всё же уходит от жены, ей невредно честно подумать о своей вине в этом, а то ведь и следующий муж уйдет, и останется она одна.
5 Когда дошел царь Давид до Бахурима, вот вышел оттуда человек из рода дома Саулова, по имени Семей, сын Геры; он шел и злословил,
6 и бросал камнями на Давида и на всех рабов царя Давида; все же люди и все храбрые были по правую и по левую сторону [царя]. 9 И сказал Авесса, сын Саруин, царю: зачем злословит этот мертвый пес господина моего царя? пойду я и сниму с него голову.
10 И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины? [оставьте его,] пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь?
Спасибо!
Иногда на форумах встречаются такие "исповеди бывших" и не знаешь, что и сказать. А тут вроде как глаза открылись, все понятно стало.
"Если не слышишь чужие стоны, не помогут ни посты, ни поклоны..."- Архимандрит Кирилл (Павлов).
К сожалению, статья наполнена самоправедностью и полнейшей нечувствительностью к проблемам этих "бывших", которые все же люди. Жаль, мне другие статьи этого автора нравились.
Конечно, некоторые "исповеди" бывших скорее похожи на излияния, выставление напоказ собственного морального уродства. Но - только некоторые. Автор же всех без разбора чешет под одну гребенку, включая и тех, по кому каток "недостатков, которых хватает" проехался.
Очень своевременно эта статья вышла . Спасибо!
люди без веры или маловерные. Вот и результат!
9
За годы богоборчества у нас многое перевернулось с ног на голову, и должны смениться поколения, прежде, чем вернуться былые вера и нормальные отношения между всеми ветвями церкви.
Новые информационные возможности, которые можно использовать разумно - во благо, всё-таки больше - исчадие ада и его служители.
Мой отец - простой работяга, любивший всех людей, книги и гармонь, беззлобно подсмеивался надо мной, когда я сетовала на то, что несколько раз в день хожу мимо католической церкви, а православный храм далеко. - "Кто хочет ходить в церковь, - ходит и за несколько километров", - говорил он. Папу за глаза называли "Человек Божий", не смотря на то, что он был атеистом и тихим, незаметным человеком, умеющим, если не нравится что-то, сказать, почему "не будет участвовать" и уйти...
Отец советовал искать причину неудачи или недовольства в себе, а не в других людях...
Поколение наших родителей и людей, кого называют сейчас "дети войны", куда более соответствуют образу христианина, чем мы - нынешние верующие. Мне думается,потому, что они были воспитаны в духе старого времени, то есть родителями, которым был дан запрет на веру, но они всё ещё имели её в подкорке сознания и закоулках души, не отдавая себе отчёта... То есть в тех людях больше Благодати, чем в нас, тоже стремящихся к вере, но то и дело "спотыкающихся", ибо росли в период насмешек над духовностью и церковью.
Только искренняя вера может изменить всё к лучшему. Искренняя и честная, в первую очередь, перед самим собой, сознающим, что "всегда пред Господом стою...", до чего ещё всем нам расти и расти...
Благодарю за отличные материалы на интересном и полезном сайте.
С уважением, Л.Векшина
Действительно, пишут всякие бывшие клевету на Церковь. Например такие возмутительные тексты: "Одна из Церквей пала, а другая колеблется, третья заливается свирепыми волнами, иная претерпела другие непоправимые бедствия, одна взяла волка вместо пастыря, другая — морского разбойника вместо кормчего, третья — палача вместо врача"
"... о чём с таким упорством сообщают нам «бывшие»? О том ли, что монашество, пастырство, приходская и образовательная работа умерли?..." Если внимательно читать, то совсем нет. У всех по разному. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (13:35. Евангелие от Иоанна) А мы проявили (проявляем) к ним Любовь? Так может отдельные "исповеди бывших" - это сирена о том, что может рвануть? Система земная, которая не имеет функций самоконтроля, или мёртвая, или однажды сломается. Скороварка без защитного клапана.
Впрочем, дай им Всевышний разума -- и слава Богу за всё.
то же самое можно сказать про передачу "мой путь к Богу" http://www.spastv.ru/prg-23.html , где обличают все другие конфессии.
Да тут и по комментариям видно, как цепляет за "то ,что торчит". Все им должны, митрополит не тот,патриарх не тот, настоятеля дайте другого и быстро! Вы кого менять пришли в Церковь?
в своем ЖЖ.
Жаль человека, не перетерпела. Не готова была.
(Не помню где слышала) если в разрыве ты полностью винишь противоположную сторону - ты слепец, если говоришь: "виноваты оба", - ты различаешь лишь очертания проблемы, когда же говоришь:"ответственность целиком на мне", - вот тогда увидишь всю картину ясно.
Вот в этой цитате - главная причина появления "исповедей бывших". Священники с нетрадиционной сексуальной ориентацией, проворовавшиеся епископы, полное игнорирование мнения прихожан при смене настоятеля прихода - вряд-ли эти явления можно назвать осторожной фразой "отдельные недостатки в церковной жизни".
Эти "недостатки" церковной властью не обсуждаются, не осуждаются и фактически этим поощряются...