Стереотипы и предубеждение – пожалуй, самое «живучее», что есть на нашей многострадальной планете. Например, есть такое мнение, что Церковь и высокие технологии – понятия плохо между собой совместимые и встретить православного батюшку в местах, связанных с высокотехнологичными разработками, окропляющих святой водой промоботов и другие сложные системы шанс один на миллион, наверное вероятнее встретить инопланетянина в кулинарии.
Но мне повезло встретить известного пастыря, консультанта пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси по биоэтике Федора Лукьянова в Физтехпарке, где располагается один из центральных офисов нашего издания. В минувшие выходные он приехал в московский технопарк «Физтехпарк» для того, чтобы провести чин освящения самого комплекса, а также расположенных в нем офисов инновационных компаний.
Справедливости ради отметим, что и в среде верующих находятся сомневающиеся в уместности дружбы Церкви с современными высокотехнологичными компаниями. Они, к примеру, активно выступают против внедрения «электронных паспортов» и «повальной чипизации», пугая своих собратьев по вере перспективами «электронного концлагеря».
Но будет большим лукавством воспринимать страхи и домыслы всерьез. Достаточно будет внимательно ознакомиться с Основами социальной концепции Русской Православной Церкви – документом, утвержденным в ходе Архиерейского собора еще в 2000-м году – чтобы понять, что само по себе развитие новых технологий вовсе не опасно для веры. О чем, кстати, на своих проповедях неоднократно говорил и Патриарх московский и всея Руси Кирилл.
Еще несколько лет тому назад, вступая перед участникам XII Всезарубежного съезда православной молодежи, Предстоятель РПЦ особо отметил, что «уделяя особое внимание воспитанию юношества "в духе и истине", заботясь о его нравственном возрастании и укреплении в вере, Церковь должна говорить с молодыми людьми на понятном и доступном им языке, используя для этого, в том числе и последние достижения в области информационных технологий».
- Сегодня действительно многие изменения в нашей жизни связаны с высокими технологиями, - поделился своими мыслями с «Русской Планетой» отец Федор. - Надо заметить, что это исторически не новое явление. Изобретение бумаги, пороха и колеса произвели не менее масштабные изменения в человеческом обществе. Страницу за страницей мы открываем ту великую Книгу, которую написал самый талантливый Ученый-Сам Творец мира. А так как человек сотворен по образу и подобию Божию, то и мы способны познавать и создавать, подобно нашему Отцу. Высокие технологии это особое творчество, и здесь мы, как нравственные существа, несем груз отвественности за свое творение, которое, несомненно, создается с благими намерениями.
В чине освящения Физтехпарка 18 марта приняли участие его сотрудники, а также представители компаний-резидентов и слушатели проводимых в здании технопарка учебных семинаров Освещение прошло в доброжелательной, дружеской атмосфере. Окропив святой водой от мала до велика отец Федор пожелал гостеприимным хозяевам успехов в учебе и труде на благо развития и приумножения инноваций.
- Важно, работая с роботами, оставаться человеком, - заметил в беседе с «РП» пастырь, - быть внимательными к нашим ближним, не забывать, что любовь, на которой основана Вселенная, это чувство не только свободное, но и взаимное. Как часто, совершенствуя свою работу, мы забываем о наших ближних, которые вот здесь, сегодня, сейчас ждут нашей помощи.
Слова священника заслуживают самого пристального внимания, в том числе и потому, что нельзя отрицать очевидный факт: неудержимое развитие высоких технологий неизбежно приводит к ситуации, когда они начинают буквально довлеть над личностью, превращая самого человека лишь в некую рабочую функцию, в живого робота из плоти и крови.
Но технологический прогресс должен, прежде всего, служить интересам человека, не причиняя ему вреда. О чем, к слову, говорят три основополагающих постулата робототехники, в свое время предложенные всемирно известным американским фантастом, биохимиком и популяризатором науки Айзеком Азимовым.
Вспомним их:
- Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред;
- Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону;
- Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.
Пришло время дополнить эти три закона новым – четвертым: человек должен оставаться человеком. Собственно для того в этот теплый весенний день и приехал в кузницу инноваций «Физтехпарк» отец Федор Лукьянов – лишний раз напомнить всем нам об этом высшем предназначении.