Православный календарьПравославный календарь
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.

Храм или балаган?

    

Буквально на днях Суд вынес приговор «ловцу покемонов». Соколовскому дали условный срок и эта новость стала причиной бурных общественных дискуссий и споров. В свое время такую же волну негодования подняла и скандальная выходка Pussy Riot в Храме Христа Спасителя, равно как и приговор участницам этого горе коллектива. Но сегодня имеется насущная потребность сказать о том, что в последнее время мы являемся свидетелями того, как в нашей Церкви появляются наши доморощенные «соколовские» и «пуськи», которые преспокойно кощунствуют в наших храмах и никакого наказания за это не несут. Более того – это кощунство происходит с благословения настоятелей этих приходов.

В начале мая рунет «взорвало» видео под названием «церковная акробатика», на котором прямо в храмовом помещении молодые люди в трико демонстрировали акробатические этюды – прыжки, вращения. Далее прямо в храме начались какие-то молодежные танцы в стиле «Дискотека-60-х», а закончился «пасхальный концерт» выступлением какого-то странного человека, который совершал некие действия, напоминающие шаманское камлание. И все это происходило в храме, перед иконостасом, который, правда, попытались закрыть ширмой. Такие «продвинутые миссионеры» нашлись в городе Перемышле Калужской области в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Оператор, снимавший данное бесчинство (возможно нецерковный человек, зашедший в храм) комментировал выступление акробатов восклицаниями «Oh my God» и показывал лица пожилых прихожанок, которые явно чувствовали себя неуютно в «свете» такого «продвинутого миссионерства». И, действительно, это видео за одну неделю собрало столько насмешек и издевательств в адрес Церкви, что говорить о какой-то миссионерской акции абсурдно. Это не миссионерство – это лжемиссионерство. Подлинное миссионерство сеет в души людей интерес к христианской вере, к духовной жизни, а не насмешки над Церковью.

Однако этот случай, к сожалению, далеко не единичен. Все мы помним, как в прошлом году на амвоне храма св. пророка Илии (город Апрелевка Наро-Фоминского района Московской области) непосредственно на фоне иконостаса некие барышни, вращая бедрами, спели «Let My People Go» Армстронга. Весь этот вполне эстрадный концерт у алтаря с песнями и плясками совершался под аккомпанемент музыкальных инструментов. Данная «миссионерская акция» была жестоко высмеяна на YouTube.

А чего стоит «детский праздник» (в день Славянской письменности и культуры) в московском храме Софии Премудрости Божией (в Средних Садовниках), где дети разукрашивали свои лица a la Хэллоуин. До чего только не доходят наши новоявленные миссионеры, которые не понимают, ни что такое миссия, ни смысл и содержание таковой – и «танец живота» и ламбада, и пляска матросов на палубе (палубу заменяет помещение храма), частушки и песни под гитары и «Пасхальный рэп, детка» и какие-то театральные постановки. И все это происходит в стенах храма! И речь идет не о каких-то конфузных прецедентах, а о целой тенденции превращать храм в балаган! Не надо лгать, что священная атмосфера храма не нарушается! Никакие завесы и ширмы не «отменяют» храм, не умаляют ту цель, ради которой святой храм построен и освящен! А цель – Совершение Божественной Евхаристии! Мы говорим – Святой Храм. Почему?

Греческое слово άγιος (святой) понималось, как «Отделенный для Бога», т. е. храм – особое место, особая территория (отделенная из всей нашей жизни), где происходит самое тесное соединение Бога и человека в Таинстве Святого Причащения. И чувство благоговения перед Святыней – есть непременное условие жизни христианина и вообще религиозного человека! Там, где нет благоговения перед Святыней – там нет никакой религии! Храм – место, где совершаются Таинства, где возносится молитва к Господу, а посему храмовая территория никак не может служить для каких либо шоу-программ. В Великой ектении принцип отношения к храму выражен следующим прошением: «О святем храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в он (в него) Господу помолимся». Какие же благоговение и страх Божий во всех этих плясках? Даже в примитивных языческих культах присутствует понимание того, что к чему-то священному необходимо относится с величайшей осторожностью, трепетностью и благоговением. Даже люди нерелигиозные это понимают и удивляются таким кощунственным акциям в храме при полном попустительстве настоятелей, а точнее сказать – с их радостного благословения.

Шаманы, развратные пляски, вульгарное поведение – есть самое настоящее кощунство и осквернение храмов. Возникает вопрос: чем эти действия отличаются от того, что сделали Pussy Riot и Соколовский? Только тем, что последние совершили свои акции без благословения? А суть то одна и та же! Еще раз повторим: не может быть никакой миссии там, где утрачивается чувство благоговения. Как можно привести человека в Церковь посредством превращения Церкви в цирк? И как будут относиться к священному те дети, которые являются подчас невольными зрителями или участниками этих безобразий? В наши дни, когда и так ребенок может спокойно нахамить взрослому, а подросток - распивать пиво и курить на ступеньках храма, очень важно прививать подрастающему поколению чувство уважения, благоговения. Однако некоторые наши настоятели шагают в ногу со временем, с духом этого времени – «нет ничего святого», все превратим в веселье – show must go on! И каково будущее этих детей? Там, где сакральное профанируется – нет религии, нет миссии – там только пуськи, соколовские, кощунство и хамство! Более того, в результате таких «миссионерских акций» Церковь подвергается осмеянию, глумлению и т.п.

Здесь нужно отметить очень важный момент: мы не против того, чтобы прихожане наших храмов занимались каким-либо творчеством. Напротив – это очень хорошо, если талантливый музыкант (пусть даже он играет рок или хип-хоп), режиссер, актер использует потенциал своей профессии (и свой собственный талант) ради того, чтобы донести христианскую весть до своих слушателей. Пусть он запишет в студии музыкальный альбом, поставит в театральной студии хороший спектакль, снимет добрый фильм – пожалуйста. Но это не должно происходить прямо в храме! И миссия в спорте – очень важная вещь, но ради этого не нужно превращать молитвенное помещение в батут, Церковь в цирк! Всегда можно провести подобное мероприятие в подсобном, отдельном от храма, помещении прихода, в воскресной школе, на какой-нибудь концертной площадке или в спортивном сооружении. Абсолютно безумно оправдывать кощунство «цирк в Церкви» плохой погодой или экономией денежных средств!

Также хочется сказать касательно некоторой странной тенденции, когда некоторые священники позволяют себе во время Пасхального Канона, более чем экстраординарное поведение. В прошлом году весь рунет взбудоражило видео «Веселыми ногами», на котором священник во время Пасхальной службы буквально носится вокруг престола с кадилом, после чего выбегает на солею и в каких-то диких прыжках, вращая кадилом, начинает христосоваться с народом. На нынешнюю Пасху уже несколько священников разных приходов запечатлены на видеокамеры в таких прыжках «Пасхальной радости».

Что можно сказать насчет всего этого? Опять же: Пасхальная радость не отменяет благоговения перед Святыней и соответствующего поведения священника в храме и за богослужением. Православная традиция нашей Церкви никогда не знала примеров подобного развязного поведения священника за богослужением. Апологеты «веселых ног» любят приводить в пример пророка Давида, который плясал и скакал перед ковчегом, который возвращался из плена на родину и в ответ на обличение своей жены Мелхолы сказал: «пред Господом играть и плясать буду» (2 Цар. 6: 21).

Однако, во-первых, царь Давид плясал и скакал не в храме, а на дороге перед ковчегом, который везли левиты, во-вторых, сам поступок Давида в данном случае беспрецедентен и выражает ту степень религиозного восторга, который сопутствовал израильтянам, когда их святыня возвращалась домой. Сложно себе представить, чтобы ветхозаветные священники прыгали и плясали в скинии собрания, в храме Соломона или тем более во святая святых. Наконец, не стоит забывать слов святителя Иоанна Златоуста о том, что «Новый Завет столь же отстоит от Ветхого, как Небо от земли». И, соответственно, ссылка на некий пример, а тем более прецедент из Ветхого Завета требует соответствующего подтверждения ссылкой на Новый. Однако таких ссылок «веселые батюшки» не дают.

Любой приведенный пример всегда должен соотноситься в целом с контекстом Священного Писания и истории Церкви. Почему приводится в пример пророк Давид, но ничего не говорится о том, как понимали богослужение святые преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, праведный Иоанн Кронштадтский? Разве можно себе представить, чтобы преподобный Сергий бегал по алтарю с кадилом или как преподобный Серафим кричал прихожанам «Радость моя, Христос воскресе» в припляску с гармошкой или балалайкой? Умели же наши великие святые обращать сердца людей ко Христу без всего этого свистопляса. И это было настоящее миссионерство, а не клоунада! Залог успеха их миссии – святость их жизни. К этому надлежит стремиться и нашим батюшкам, а не устраивать из храма балаган!

Та же «веселая миссия», которая уже осмеяна рунетом, никакого отношения к православной традиции не имеет, зато в ней легко угадывается влияние неопятидесятничества – харизматических сект, эмоциональные «богослужения» которых шокируют случайных очевидцев, ибо напоминают коллективное помешательство. «Миссионерское прогибание» под мир римо-католиков и протестантов своим печальным итогом имеет тот факт, что их храмы в Европе пустуют, сдаются в аренду (под игорные дома и торговые центры). Неужели мы хотим такое же будущее для нашей Церкви? А именно такое будущее ждет и нас, если наши дети будут воспринимать храмы, как балаганы, а христианскую веру, как исключительный повод для развлечения и смеха.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 671 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Елена26 февраля 2019, 17:05
Слава Богу, что у нас еще есть настоящие священники! Спасибо Вам, батюшка, за эту чудесную статью, в которой Вы даете абсолютно правильную оценку действиям настоятелей и прихожан упомянутых храмов!
Взрослые должны были запретить своим детям совершать такое кощунство в храме (Софии Премудрости Божьей), а прихожане храма в Апрелевке должны были ходатайствовать о лишении сана того опротестантившегося настоятеля, который даже головной убор носит не православного священника, а протестантского!
Считаю, что на произошедшее в упомянутых храмах должны были, прежде всего, должным образом отреагировать в патриархии, если бы там не было таких же "протестантского толка".
Елена15 апреля 2018, 15:48
Не описать словами мою радость, что данная тема наконец озвучена и озвучена духовенством! В свое время, когда я осудила проведение концертов в храмах Екатеринбургской епархии, меня подвергли всяческим притеснениям, в то время, как тенденция набирает опасные обороты! Одержимость миссионерством, которая охватила многих настоятелей, просто поражает. Тайные молитвы и молитва анафоры читаются в микрофон, царские врата намеренно сколачивают из реечек (только каркас), якобы в миссионерских целях, чтобы все прихожане все видели, Апостол читают по-русски... В богослужебных помещениях храма детские концерты, аплодисменты, зрители, музыка, танцы... Уже давно хочется задать - что дальше?
Анастасия Папуша21 мая 2017, 21:43
Как здорово что этот священник написал такую статью! С небольшим опазданием, но лучше поздно чем никогда. Я уже всерьез начала беспокоиться о нарастающей тенденции делать из храма ДК. Долгих лет жизни и спасения души этому смелому и трезвомыслящему священнику!
Елена Упакова21 мая 2017, 20:56
Предполагаю ,что и в семинарии поступают люди с определенной целью,короче "засланные казачки",для того ,чтобы разрушать изнутри церковь!Иначе откуда берутся "денисенки"?Здесь нужна активная позиция прихожан!Сейчас за нас взялись ,давят со всех сторон!А церковь всегда была ,как кость в горле!
Р.21 мая 2017, 09:53
Вопрос, как говорится, назрел. Полностью согласна с тем, что написал о.Александр. Храм, Дом Божий превращают в какие-то увеселительные заведения. Я хорошо отношусь к детям, но всякие утренники и хороводы с использованием деда мороза и снегурочки уместнее будут смотреться в детских садах, домах культуры ну, может, в воскресных школах. Словечки всякие появились-квесты, марафоны добра и т.д Смахивает на какую-то показуху. Это в полупустующих храмах западных веселят таким образом своих прихожан, а нам зачем пример брать(((
21 мая 2017, 00:48
Митрополит Ювеналий запретил такое в храмах своей епархии.
Надежда20 мая 2017, 23:05
Полностью согласна, особенно про Пасхальную службу, транслировавшуюся по Союзу. Про какую молитву можно говорить во время беготни перед глазами?!
Георгий20 мая 2017, 19:34
Всё правильно сказано, хотя с небольшим опозданием реагирует трезаомыслящее духовенство, но лучше поздно чем никогда. В режиме реального времени простые прихожане в интернете отстаивали правильное отношение к Храму, а вот среди оппонентов замечено много священников, такие батюшки вносят смуту среди православных.
20 мая 2017, 19:16
Замечательная статья. Может быть пора нам всем вспомнить , что мы и есть Православные? А? Иначе нас ждет участь европейских приходов , в которых дискотеки и прочие проявления "дкмократии" являются абсолютно нормальным явлением. Так что? Пора нам всем на эту тему высказаться
Сергий20 мая 2017, 17:21
"Миссионерское прогибание" под мир - убийственно точное определение. Большое спасибо автору статьи!
р.б Марина19 мая 2017, 22:14
СПАСИ ГОСПОДИ о АЛЕКСАНДР!!! ПОМОЩИ БОЖИЕЙ В СЛУЖЕНИИ И В ДЕЛАХ!!! все так и есть.ПРОСТИ НАС ГОСПОДИ грешных!!!
ирина19 мая 2017, 20:14
Меня смущают любые концерты в храме. Все то, что не относится к богослужению должно проходить на других площадках.В храме душа предстоит БОГУ, это святое святых и все остальное - по меньшей мере,дико.
р.Б.Алла19 мая 2017, 19:34
Подписываюсь под каждым словом!Много безобразий происходит в храмах и это печально.Нельзя подстраиваться под "моду вседозволенности"!Всегда в храмах было благолепие,душа отдыхала и это нужно сохранять.
ВЕКШИНА Людмила19 мая 2017, 18:10
Трезвая и нужная статья, отче Александр.
По Маяку прошла новость, что "в сети набирает популярность ролик, где девушка прикурила от свечи в храме"
Дурной пример заразителен, да ещё, если он принесёт "славу в Интернете..."

Слава Богу, что есть возможность молиться. Даровал бы ещё и разумение верующим, что всё церковное - Свято...
Спаси, Господи.
Людмила19 мая 2017, 16:16
Здравствуйте! Только из этой статьи узнала о таких вещах. А как это вообще возможно? Я отнюдь не мракобес, но такие вещи способны вызвать только недоумение и отвращение у любого нормального, в том числе и невоцерковленного человека. Это не миссия, а 100% антимиссия. Церковь должна быть Церковью - подлинной, апостольской. А кого надо Господь в нее и так приведет. Спаси Господи, батюшка, что подняли этот вопрос. И помоги нам Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×