Вот уже семь лет существует ежегодная Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия «За значительный вклад в развитие русской литературы». Впервые она была вручена 26 мая 2011 года писателю Владимиру Крупину. В 2012 году лауреатами стали Олеся Николаева и Виктор Николаев, в 2013-м – Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев, в 2014-м – Валерий Ганичев, Валентин Курбатов и протоиерей Николай Агафонов, в 2015-м – Юрий Бондарев, Юрий Кублановский и Александр Сегень, в 2016-м – Николай Блохин, Борис Екимов и Борис Тарасов. В 2017-м году новыми избранниками стали Виктор Лихоносов, Борис Споров и протоиерей Ярослав Шипов.
Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей беседу двух лауреатов Патриаршей премии – Александра Сегеня и Бориса Екимова, автора многих книг прозы, широко известных в России и за рубежом.
– Борис Петрович, вы – признанный литератор, лауреат многих литературных премий, причём самых разных, вас награждали и Солженицынской, и Бунинской, и Ясной Поляной, и Государственной. Противоборствующие в своих взглядах и устремлениях журналы «Наш современник» и «Новый мир» одинаково высоко оценивали ваши произведения. Что для вас литературная премия?
– Всякая литературная премия, Александр Юрьевич, это знак поощрения работы литератора. А во времена нынешние, безгонорарные – еще и материальная поддержка.
Это значит, «что чувства добрые я лирой пробуждал»
– А чем для вас стало присуждение Патриаршей премии?
– Патриаршая премия, каких бы претензий к ней ни предъявляли, как, впрочем, и к другим премиям, на мой взгляд – христианская по самому своему определению. А это значит, «что чувства добрые я лирой пробуждал», «с этой кафедры много доброго можно сказать» – основные законы русской художественной литературы, произнесенные и утвержденные Пушкиным, Гоголем, Толстым, но прежде, на заре осмысленного человеческого бытия, дарованные свыше.
Благодарен за Патриаршую премию, благодарен за понимание мною написанного. Благодарен митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту за высокую оценку моих рассказов и повестей. Публичные отзывы в печати сейчас редки. И потому для меня очень важны. Большое спасибо.
– С уходом Абрамова, Шукшина, Белова, Астафьева, Распутина ушла целая эпоха русской почвеннической литературы, ярким представителем которой, по мнению литературоведов, является Борис Екимов. А сами вы причисляете себя к этой плеяде писателей или считаете, что стоите особняком от них?
– «Почвенническая», «деревенская»… Мне эти формулы не очень нравятся. «Производственная», «городская», «деревенская», «военная» проза… Всё это несерьезно. Русская художественная литература едина. В ней – «Живые мощи», «Севастопольские рассказы», «Дама с собачкой», «Алеша Бесконвойный».
Читатели, в отличие от некоторых литературоведов, это понимали всегда. Сошлюсь на митрополита Климента, сказавшего о моих рассказах: «Они повествуют не только о жителях деревни, они обо всех людях». Думаю, что эти слова – не только о моей прозе.
– Не каждый писатель способен трезво оценить своё творчество. Нередко писатели удивляются, что популярными сделались сочинения, которые, по их собственному мнению, не такие уж главные. И наоборот, недооцениваются труды, кажущиеся творцу судьбоносными. Какое своё произведение вы рассматриваете в качестве самого главного в творческой карьере?
– На этот вопрос ответа нет. Мало от чего я отрекаюсь. Всё, мною написанное, – моё. Некоторым рассказам, повестям, книгам повезло более: они были напечатаны тиражами многомиллионными и разошлись по всей стране, а порою и далее. Это хорошо. Не зря написаны.
– Что для вас «Осень в Задонье»? Важная веха в творчестве или трамплин к какому-то новому произведению?
– Просто повесть. Вполне возможно, последняя. Такая вот «веха», возрастная. И, к сожалению, малопрочитанная. Нынешние журналы, книги, как выражаются издатели, – «малотиражные». Почему? Потому что все эти «тиражи» – в Москве. Но и московские журналы в последние годы постепенно вымирают, как мамонты.
– Традиционный вопрос для лауреата Патриаршей премии: каков был ваш путь ко Христу? К Церкви? Насколько важно для вас соблюдение церковных постановлений и традиций православной веры?
– Если устроит ответ, то только такой: «Повести и рассказы Бориса Екимова пронизаны христианским духом, в том числе и те, в которых нет прямого упоминания христианских реалий». Это слова митрополита Климента. Путь наш общий: многовековая, тысячелетняя, а значит, корневая Вера русского народа, которую не осилили черные годы.
Бог не в «брёвнах», а в душе, в житейском обиходе народа
Бог не в «брёвнах», а в душе, в житейском обиходе народа. Там Он жил. Отсюда нынешнее, достаточно быстрое возрождение.
– Как вы считаете, современная Церковь Московского Патриархата продолжает тот взлёт, который начался с приходом Патриарха Алекcия II?
– Не надо «взлёта», он опасен падением. Но есть очевидное: непростое, трудное, но возрождение, от ступени к ступени. Это – в храмах, в душах людей, в малых детях.
– Приходилось ли вам за границей сравнивать богослужения иных вероисповеданий с русскими?
– Приходилось. Наше богослужение – это высокий праздник для взгляда, для слуха и, конечно, для души. Но в храмах иных христианских вероисповеданий хорошо бывает просто посидеть в тишине, в одиночестве.
– Какие интересные встречи с читателями бывали в вашей жизни?
Главные встречи – через книги. Там – искренность, там не может быть лукавства. И хорошо, когда слово твое приходит к людям всей страны, от Камчатки до Питера. Книжные страницы, газетные, а прежде еще и всесоюзное радио или местное. «Мы вас по голосу узнаем», – говорили мне порой. А позднее удивлялись: «Вы – живой?! А мы думали, что вы умерли. По радио перестали говорить… Думаем – всё…».
Нынче книги выходят редко. И далеко не в таких тиражах, как когда-то при советской власти. Теперь – две тысячи да четыре тысячи экземпляров… Вот тебе и встречи с читателем. Спасибо, хоть есть Интернет. Что-то находят, читают. Порой отзываются.
– Над чем вы сейчас работаете, Борис Петрович? С чем намерены выйти к читателю в ближайшее время?
– Подступая к восьмидесятилетию, Александр Юрьевич, говорить о планах несерьезно. Возраст. Но… Хочется выпустить книгу с названием: «Давай здесь останемся жить». Может быть, последнюю. А там – как Бог даст.
– От всей души желаю, чтобы книга с таким названием появилась!