«Всё, мною написанное, – моё»

Беседа с писателем Борисом Екимовым

Вот уже семь лет существует ежегодная Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия «За значительный вклад в развитие русской литературы». Впервые она была вручена 26 мая 2011 года писателю Владимиру Крупину. В 2012 году лауреатами стали Олеся Николаева и Виктор Николаев, в 2013-м – Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев, в 2014-м – Валерий Ганичев, Валентин Курбатов и протоиерей Николай Агафонов, в 2015-м – Юрий Бондарев, Юрий Кублановский и Александр Сегень, в 2016-м – Николай Блохин, Борис Екимов и Борис Тарасов. В 2017-м году новыми избранниками стали Виктор Лихоносов, Борис Споров и протоиерей Ярослав Шипов.

Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей беседу двух лауреатов Патриаршей премии – Александра Сегеня и Бориса Екимова, автора многих книг прозы, широко известных в России и за рубежом.

Борис Екимов Борис Екимов

– Борис Петрович, вы – признанный литератор, лауреат многих литературных премий, причём самых разных, вас награждали и Солженицынской, и Бунинской, и Ясной Поляной, и Государственной. Противоборствующие в своих взглядах и устремлениях журналы «Наш современник» и «Новый мир» одинаково высоко оценивали ваши произведения. Что для вас литературная премия?

– Всякая литературная премия, Александр Юрьевич, это знак поощрения работы литератора. А во времена нынешние, безгонорарные – еще и материальная поддержка.

Это значит, «что чувства добрые я лирой пробуждал»

– А чем для вас стало присуждение Патриаршей премии?

– Патриаршая премия, каких бы претензий к ней ни предъявляли, как, впрочем, и к другим премиям, на мой взгляд – христианская по самому своему определению. А это значит, «что чувства добрые я лирой пробуждал», «с этой кафедры много доброго можно сказать» – основные законы русской художественной литературы, произнесенные и утвержденные Пушкиным, Гоголем, Толстым, но прежде, на заре осмысленного человеческого бытия, дарованные свыше.

Митрополит Калужский и Боровский Климент Митрополит Калужский и Боровский Климент

Благодарен за Патриаршую премию, благодарен за понимание мною написанного. Благодарен митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту за высокую оценку моих рассказов и повестей. Публичные отзывы в печати сейчас редки. И потому для меня очень важны. Большое спасибо.

– С уходом Абрамова, Шукшина, Белова, Астафьева, Распутина ушла целая эпоха русской почвеннической литературы, ярким представителем которой, по мнению литературоведов, является Борис Екимов. А сами вы причисляете себя к этой плеяде писателей или считаете, что стоите особняком от них?

– «Почвенническая», «деревенская»… Мне эти формулы не очень нравятся. «Производственная», «городская», «деревенская», «военная» проза… Всё это несерьезно. Русская художественная литература едина. В ней – «Живые мощи», «Севастопольские рассказы», «Дама с собачкой», «Алеша Бесконвойный».

Читатели, в отличие от некоторых литературоведов, это понимали всегда. Сошлюсь на митрополита Климента, сказавшего о моих рассказах: «Они повествуют не только о жителях деревни, они обо всех людях». Думаю, что эти слова – не только о моей прозе.

– Не каждый писатель способен трезво оценить своё творчество. Нередко писатели удивляются, что популярными сделались сочинения, которые, по их собственному мнению, не такие уж главные. И наоборот, недооцениваются труды, кажущиеся творцу судьбоносными. Какое своё произведение вы рассматриваете в качестве самого главного в творческой карьере?

– На этот вопрос ответа нет. Мало от чего я отрекаюсь. Всё, мною написанное, – моё. Некоторым рассказам, повестям, книгам повезло более: они были напечатаны тиражами многомиллионными и разошлись по всей стране, а порою и далее. Это хорошо. Не зря написаны.

– Что для вас «Осень в Задонье»? Важная веха в творчестве или трамплин к какому-то новому произведению?

– Просто повесть. Вполне возможно, последняя. Такая вот «веха», возрастная. И, к сожалению, малопрочитанная. Нынешние журналы, книги, как выражаются издатели, – «малотиражные». Почему? Потому что все эти «тиражи» – в Москве. Но и московские журналы в последние годы постепенно вымирают, как мамонты.

– Традиционный вопрос для лауреата Патриаршей премии: каков был ваш путь ко Христу? К Церкви? Насколько важно для вас соблюдение церковных постановлений и традиций православной веры?

– Если устроит ответ, то только такой: «Повести и рассказы Бориса Екимова пронизаны христианским духом, в том числе и те, в которых нет прямого упоминания христианских реалий». Это слова митрополита Климента. Путь наш общий: многовековая, тысячелетняя, а значит, корневая Вера русского народа, которую не осилили черные годы.

Бог не в «брёвнах», а в душе, в житейском обиходе народа

Бог не в «брёвнах», а в душе, в житейском обиходе народа. Там Он жил. Отсюда нынешнее, достаточно быстрое возрождение.

– Как вы считаете, современная Церковь Московского Патриархата продолжает тот взлёт, который начался с приходом Патриарха Алекcия II?

– Не надо «взлёта», он опасен падением. Но есть очевидное: непростое, трудное, но возрождение, от ступени к ступени. Это – в храмах, в душах людей, в малых детях.

– Приходилось ли вам за границей сравнивать богослужения иных вероисповеданий с русскими?

– Приходилось. Наше богослужение – это высокий праздник для взгляда, для слуха и, конечно, для души. Но в храмах иных христианских вероисповеданий хорошо бывает просто посидеть в тишине, в одиночестве.

На награждении Патриаршей литературной премией. Фото: patriarchia.ru На награждении Патриаршей литературной премией. Фото: patriarchia.ru

– Какие интересные встречи с читателями бывали в вашей жизни?

Главные встречи – через книги. Там – искренность, там не может быть лукавства. И хорошо, когда слово твое приходит к людям всей страны, от Камчатки до Питера. Книжные страницы, газетные, а прежде еще и всесоюзное радио или местное. «Мы вас по голосу узнаем», – говорили мне порой. А позднее удивлялись: «Вы – живой?! А мы думали, что вы умерли. По радио перестали говорить… Думаем – всё…».

Нынче книги выходят редко. И далеко не в таких тиражах, как когда-то при советской власти. Теперь – две тысячи да четыре тысячи экземпляров… Вот тебе и встречи с читателем. Спасибо, хоть есть Интернет. Что-то находят, читают. Порой отзываются.

– Над чем вы сейчас работаете, Борис Петрович? С чем намерены выйти к читателю в ближайшее время?

– Подступая к восьмидесятилетию, Александр Юрьевич, говорить о планах несерьезно. Возраст. Но… Хочется выпустить книгу с названием: «Давай здесь останемся жить». Может быть, последнюю. А там – как Бог даст.

– От всей души желаю, чтобы книга с таким названием появилась!

С Борисом Екимовым
беседовал Александр Сегень

16 августа 2017 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Надо преклониться перед нашей заветной древностью» «Надо преклониться перед нашей заветной древностью»
Писатель Виктор Лихоносов
«Надо преклониться перед нашей заветной древностью» «Надо с усилием преклониться перед нашей заветной древностью»
Беседа с писателем Виктором Лихоносовым
Лауреат Патриаршей литературной премии-2017 о казачестве и о том, как создавался роман «Наш маленький Париж», о значимости России царской для нас сегодняшних, о святых местах Тамани-Тмутаракани.
Без лукавства, тщеславия и корысти Без лукавства, тщеславия и корысти
Александр Сегень
Без лукавства, тщеславия и корысти Без лукавства, тщеславия и корысти
Беседа с поэтом Юрием Кублановским
Это было удивительное зимовье: полярная ночь, холод – и книги. И вот в своей келье (сотрудники Соловков жили в братских кельях) я понову перелопатил Соловьева, Ключевского, Забелина… Вернулся в Москву другим человеком.
Западноевропейская и русская литературы Западноевропейская и русская литературы
Александр Ужанков
Западноевропейская и русская литературы Западноевропейская и русская литературы
Беседы о русской литературе
Александр Ужанков
Русская литература гораздо важнее, чем европейская. Неслучайно XIX век русской литературы в мировом контексте считается «золотым веком».
Комментарии
Elena Rakitianskaia18 августа 2017, 12:07
Дорогой Борис Петрович! Здоровья Вам и радости, долгих лет жизни и творчества! Спасибо Вам большое! Ваши книги со мной со дней юности и до сего дня. Вы давно стали неотъемлемой частью моей жизни. Хорошо помню, как впервые я читала ваши рассказы: лето, около 5 часов утра, на одной руке лежит двухмесячная дочка, а в другой- книга рассказов Бориса Екимова. Я хожу по комнате, качаю дочку и не могу оторваться от книги. И для меня всегда радостно "открывать" ваше творчество для тех, кто ваших книг ещё не читал.Всего самого наилучшего Вам и вашим близким!



Наталья Богоявленская16 августа 2017, 22:35
Борис Екимов -- из числа моих любимых писателей. Когда-то в "Новом мире" всегда выделяла его из многих. Боль за Россию, искренность -- вот что слышишь и чувствуешь в его рассказах. Вообще замечательно, что есть у нас Патриаршая премия, -- её лауреатами действительно становятся лучшие. А это свидетельствует о том, что Церковь разбирается в литературе, что бы о ней ни говорили и как бы вокруг ни злобствовали.
Светлана16 августа 2017, 15:30
Поздравляю Бориса Петровича с премией! Совсем недавно познакомилась с творчеством этого замечательного писателя, чему очень-очень рада! Смешно сказать, книга попалась в руки случайно, когда перебирала бабушкину библиотеку. Но потом не хотелось ее выпускать из рук. Читала запоем. Очень понравилось, спасибо за замечательные образы людей и родной донской деревни, чувства, описанные в рассказах и повестях. Они настоящие!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×