Православный календарьПравославный календарь
Не стрелять в сердца
Елена Кучеренко
Люди стали ближе. Ближе – не против кого-то, а за то, чтобы все, везде и всегда были живы…
Образцовые христианские семьи
Анна Сапрыкина
Людям удавалось создавать христианские семьи, строить добрые и крепкие отношения, учить детей вере и идти всей семьей к совершенству в самых разных условиях.
Патриарх Тихон и комсомолка Маша
Марина Бирюкова
Не одну только салфетку вынесла она тогда из Донского монастыря, но нечто гораздо более важное.
«Обопрись на Бога! Он не оставит!»
Елена Кучеренко
В это страшное время либо ты веришь Богу и молишься, либо просто сойдёшь с ума.
Архимандрит Нектарий (Хаджипетропулос): «Мы служим народу Божию и Церкви, и весь наш заработок направлен на это»
Мы, монахи, не кладем деньги себе в карман, не копим их, всё идет на нужны нашей общины.
«И исчезнет страх, с которым взираем мы в завтрашний день»
О новой книге по трудам архим. Иоанна (Крестьянкина)
Только живая вера способна оградить нас от волны страха, который захлестывает весь мир.
Мысли о «Декларации об учении о русском мире»
Протодиакон Владимир Василик
Понятие «Русского мира» – культурное и историософское, оно не может быть догматизировано.
«Тот, кто убил моего мальчика, жив...»
Две истории о прощении
Плакала Василиса Васильевна. И гладила по голове этого человека, который Ваську ее убил.
«Когда все еще было хорошо»
Елена Кучеренко
Парадокс в том, что счастливым можно быть только в настоящем. Больше никогда.
Любовь Божия и вечные муки
Священник Валерий Духанин
Терять отведенное здесь время жизни, думая, что потом нам и так всё простят, – безрассудно и глупо.

«Печать антихриста» или печать Божия?

Вряд ли найдется такой верующий человек, который не слышал бы о «печати антихриста». И многие думают, что о ней написано в книге Апокалипсис, – но это не так. Словосочетание «печать антихриста» в Библии отсутствует. Книга Откровения рассказывает о «начертании антихриста». Понятия сходные, но все же не до конца тождественные. Начертание отнюдь не равняется печати.

В греческом тексте 13-й главы Откровения мы видим слово χάραγμα [х'арагма], которое означает «начертание, знак». В случаях использования слова «печать» появляется другой термин – σφραγίς [сфрагис] (отсюда сфрагистика – наука, изучающая печати). Но «печать» в Апокалипсисе как раз связывается не с антихристом, а с Богом. «Начертание антихриста» и «печать Бога» – таково словоупотребление книги Откровение.

О печати антихриста в Библии не написано

Мы с вами тысячу раз слышали о печати антихриста, о которой на самом деле в Библии не написано. И почти никто не говорит о печати Творца, про которую Библия повествует. Странное дело: получается, о Христе христианам как-то скучно беседовать. Подавай страшилки, ужасы, антихриста, диавола… В пику этой странной тенденции хотелось бы поговорить о Божией печати.

В Откровении о ней упоминается в следующих стихах:

«И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Откр. 7: 2–3).

Итак, ангел, имеющий Божию печать, посылается Господом для того, чтобы запечатлеть верных в преддверии антихристовых гонений. Что же означает это запечатление?

Печать широко использовалась в древнем мире. Прежде всего, она была знаком принадлежности, собственности. Например, клеймили скот и рабов, чтобы легко определить, какому собственнику они принадлежат. Для той же цели купцы запечатывали тюки с товарами, владельцы виноградников запечатывали кувшины с вином. По клейму на товарах определяли их хозяина и вместе с тем качество продукции. Если учесть эту символику, кто такие запечатленные Богом? Это рабы Всевышнего, которые в некотором смысле представляют своего Господина.

Особый разговор о значении царской печати. Восточные деспоты имели при себе перстни-печатки, которыми заверяли официальные документы, а также обозначали свои личные вещи. Например, когда фараон поставил Иосифа правителем над Египтом, он надел свой перстень на руку Иосифа в знак предоставленной ему власти (см.: Быт. 41: 42). Царь Артаксеркс передал свой перстень Аману, а когда Аман лишился власти, печать перешла к Мардохею (см.: Есф. 3: 10; 8: 2). Царь Дарий запечатал перстнем ров, в который бросили пророка Даниила (см.: Дан. 6: 17). Камень, приваленный ко гробу Христа, тоже был запечатан правительственной печатью (см.: Мф. 27: 66). Если применить эту символику к запечатлению верных, получается, что они принадлежат Отцу Небесному, находятся под Его защитой и обладают вверенной им духовной властью (последнее особенно применимо к священникам, могущим «вязать и решить»).

В древней Церкви запечатление имело литургическое измерение: его связывали с Таинством Крещения

В древней Церкви картина запечатления имела литургическое измерение. Прежде всего, ее связывали с Таинством Крещения. Действительно, Крещение есть некая печать Божия, которая показывает, что крещенный стал собственностью и достоянием Господа. Также Крещение благодатно запечатлевает то изменение человеческого сердца, которое уже произошло. Ведь в первые века христианства крестили в основном взрослых людей, которые долго готовились к Таинству, исповедали веру и сдавали небольшой экзамен епископу. Крещение было благодатной печатью, которую получал уже уверовавший и нравственно изменившийся человек. Крещение толкуется как запечатление и в некоторых посланиях апостола Павла (см.: 2 Кор. 1: 22; Еф. 1: 13; 4: 30). Итак, согласно этой символике запечатленный Богом есть крещенный.

Также духовным запечатлением является Таинство Миропомазания. Апостол Павел часто говорит о том, что христианин запечатлен даром Святого Духа. В посланиях апостола можно встретить такие выражения:

  • «запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф. 1: 13);
  • «не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4: 30);
  • «Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1: 22).

В древности Святой Дух подавался верующему через возложение рук епископа, а сегодня – в Таинстве Миропомазания. В самом последовании Таинства священник, совершая помазание святым миром, произносит: «Печать дара Духа Святого». Если понять «запечатление» как миропомазание, то ангела, запечатляющего избранных, можно сравнить с епископом или священником, совершающим Миропомазание.

Толкователи отмечают еще один возможный смысл Божественного запечатления. У пророка Иезекииля написано:

«И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца. И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9: 3–4).

В еврейском тексте пишется не просто «сделай знак», а «сделай знак ת», причем ת («тав») – последняя буква еврейского алфавита, которая в древности изображалась как крест.

Возможно, запечатление христиан во времена антихриста будет означать то, что Господь поможет им с верою и терпением пронести через годы гонений свой личный крест христианского благочестия и верности Создателю. «Печать животворящего Креста отличит неверных от верных, непосрамленно и с дерзновением пред ними носящих знамение Христа», – писал святой Андрей Кесарийский. «Крест – прообраз будущего спасения и… означает конец: последняя буква – знак последнего выбора», – предполагал отец Даниил Сысоев, объясняя данное место.

Есть и другие возможные толкования картины запечатления ангелом верных.

«Печать эта есть отображение на лучших и избраннейших членах Христианской Церкви той Божественной благодати, которая, преображая их душу, преобразит и их внешний вид – чело», – говорится в Толковой Библии Лопухина.

Иные церковные писатели говорят о печати мученичества. Есть и такие, которые видят здесь избрание, благословение, охранение Божие. Многие предполагают, что речь идет о печати христианской веры, которую обретут в конце времен иудеи, согласно пророчеству апостола Павла (см.: Рим. 9: 11). На ту мысль, что запечатленные есть уверовавшие из евреев, также наводит последующее в 7-й главе перечисление израильских колен (см.: Откр. 7: 4–8).

Печать (Имя Божие) на челе может означать постоянную память о Господе, непрерывное общение с Ним

Если ассоциировать Откр. 7: 2–3 с Откр. 22: 4, где о спасенных говорится: «И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их», тогда, согласно нашим экзегетам, печать (Имя Божие) на челе может означать постоянную память о Господе, непрерывное общение с Ним, чрезвычайную близость к Творцу и неугасимую любовь к Нему.

Итак, вот сколько мы нашли различных пониманий библейского образа Божией печати! Кажется, именно это прежде всего должно волновать верующего человека: что такое печать Божия, как ее получить и сохранить. Но, увы, нам порой бывает более интересен антихрист с его ужасами, чем Христос. Помнится, еще в конце 1990-х отец Андрей Кураев рассказывал, что во многих городах на вопрос: «О Христе будем говорить или об антихристе?» – народ единодушно отвечал: «Об антихристе!» Думаю, что если и теперь повесить в каком-нибудь городе две афиши: «Знаменитый богослов N прочтет лекцию о Христе» и «Знаменитый богослов NN прочтет лекцию об антихристе», у богослова NN будет во много раз больше слушателей.

Действительно, есть такой недуг церковного сознания, который связан с недостатком нашей любви ко Христу. Исцеляются от него подлинным интересом к Священному Писанию, частым участием в Литургии, духовным трудом по исполнению заповедей и тщательным изучением своей веры. Церковные толкования на Откровение также смело можно внести в список книг, необходимых для прочтения всякому православному человеку. И кроме 13-й главы, рассказывающей о начертании зверя, стоит обратить не меньшее внимание и на главу 7-ю, повествующую о печати Всевышнего. Имеющий эту печать не примет начертания антихриста, и по-настоящему любящий Христа не изменит своей любви никогда.

Сергей Комаров

22 января 2018 г.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 2967 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Тайна Апокалипсиса Тайна Апокалипсиса
Николай Глубоковский
Тайна Апокалипсиса Тайна Апокалипсиса
Николай Глубоковский
С момента своего появления и доселе Апокалипсис остается загадкой, где – по меткому выражению блаженного Иеронима – столько тайн, сколько и слов.
Молиться и учиться Молиться и учиться
Протоиерей Андрей Ткачев
Нам не пристало спокойное благодушие, отдающее неверием. Но нам не пристала и нервная активность, способная пугать, сбивать с толку, ссорить людей между собой. Жар сердца стоит уравновешивать холодностью ума. К.С. Льюис говорил о «проветривании ума воздухом иных эпох», то есть о чтении и погружении в проблематику времен минувших. Одним словом, мало молиться, нужно еще и учиться. По мере сил, по чуть-чуть, но обязательно.
Об одном современном соблазне,
или Новомученики Российские об отношении к новшествам в нашей жизни
Об одном современном соблазне,
или Новомученики Российские об отношении к новшествам в нашей жизни

Юрий Максимов
Последние два столетия сопровождались значительными изменениями и новшествами в жизни, изменившими привычный быт человека. Свойственно это и для нашего времени, и есть среди православных христиан люди, которые поддаются соблазну смотреть на любые крупные новшества, появляющиеся в жизни, как на нечто греховное само по себе.
Комментарии
Лиана13 августа 2019, 18:08
Скажите что означает печать Соломона?
Нина23 февраля 2018, 13:00
Очень полезная и поучительная статья. Спаси Господи Вас, Сергей Комаров.
Татьяна Соболь28 января 2018, 15:26
Cтрашно за себя и за близких.Спасибо за статью
Сергий24 января 2018, 00:26
Сергею 22.01 21.21.Есть такая проблема,что христиане мало внимания уделяют Христу,не усердствуют соединиться с Ним.Но есть такая поговорка:прдупрежден-значит вооружен.Есть книги о кознях диавола,и считаю,приносят пользу тем,кто стремится к трезвенной жизни.У Паисия Святогорца не мало примеров в его книгах и о себе и о других.Например,он говорит над кем приобретает власть лукавый и как избавляться от его влияния.Старец Ефрем Аризонский еще в Начале 90-говорил в беседе как будет действовать антихрист(есть видео на ютубе).Нельзя быть слишком самоуверенным,нужно изучать труды св.отцов.Феофан Затворник говорит,что за помысел:О,теперь у меня все пойдет как по маслу,Господь Свою отнимает помощь.
Людмила23 января 2018, 23:42
Читать надо полностью,а не урывками.Число же запечатленных было ...и далее по тексту.
Леонид23 января 2018, 22:38
Замечательная статья! Теперь стало многое более понятным.
Ирина23 января 2018, 16:51
Юлия, согласна с Вами. Про Христа и свои грехи и «волос не упадет» наш , это не вызывает такой-то интерес и любопытство в массах, печать, инн и далее по списку
Ставр Годинович23 января 2018, 11:29
Приветствую вас братья и сестры, мир вам!
По моему скромному мнению читать надо всё, что отразил Господь наш Иисус Христос в Святом Писании, и не оди раз, да обязательно с молитвою о получении разумения на прочитанное, тогда толк будет, и не стоит уделять лукавому более чем прочтение о написаном в Библии, много чести.
Сергей22 января 2018, 21:21
Георгию: Нет. Эти лекции объединять нельзя! Более того, лекции об антихристе читать крайне не полезно. Мне трудно привести точные указания святых отцов на эту тему. Но они весьма многочисленны. Суть их в том, что для души опасно и вредно глубоко исследовать деяния "кандалашки", даже с благой целью. Один известный богослов готовил к изданию том, посвящённый ухищрениям и козням лукавого, в части нападения на монахов. Но он получил весьма серьёзные уведомления, о вреде подобного исследования. Он предал огню сей труд. О мерзости не принято писать в подробностях, дабы не уподоблять подробность исследования, труду о любимом предмете. Как скандал "пиарит" гадость, при предании оной огласке.
Анна22 января 2018, 20:32
Спасибо за полезную статью.
Что тогда включает в себя понятие начертание?
Георгий22 января 2018, 16:18
А почему бы лекции не объединить? Чтоб картина бытия складывалась ясней?
Сергей Рымарев22 января 2018, 13:29
Спасибо р.Б. Сергию за прекрасный анализ интересов, так называемых, современных православных христиан. Будем знать Христа и никакой антихрист нам не страшен! И точка! Многая лета р.Б. Сергию!
Андрей22 января 2018, 08:00
Очень интересная и правильная статья. Спаси нас всех Господи!
Юлия22 января 2018, 05:40
"Думаю, что если и теперь повесить в каком-нибудь городе две афиши: «Знаменитый богослов N прочтет лекцию о Христе» и «Знаменитый богослов NN прочтет лекцию об антихристе», у богослова NN будет во много раз больше слушателей" - именно, именно, отец Сергий :). И игумен N хорошо это объясняет, в том числе - почему следует считаться с условиями, если мы не на Марсе живем. Или кто-то на Марсе?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×