Она словно вершина айсберга народного менталитета, погруженного в глубину веков. И в этом чудном и древнем образовании своеобразно, даже химерно, переплетаются язычество и христианство: когда человек по форме христианин, а внутренне имеет языческое устроение, когда формальные зримые православные ценности пытаются поставить на службу язычеству. Как, например, у бабки, мольфара или колдуна дом увешан иконами, а в заговорах своих она или он вспоминают святых.
В чем же конкретно состоит язычество? В чем суть его, если говорить одним предложением? Потакать своим страстям да грехам. Вот в чем истинная его суть. Потакать своим страстям да похотям и обожествлять их, возводить их в разряд божеств, облачая грех в мнимую «святость»: блуд и похоть – в богиню плодородия; гордыню и властолюбие – в богов войны, доблести, чести; чревоугодие – в сакральные ритуальные пиры или, например, древнеславянские поминальные тризны.
Сейчас язычество празднует Рождество Христово без Христа, пытаясь превратить его в милый домашний праздник уюта и комфорта. День Всех святых католической традиции 31 октября пытаются превратить скорее в День антисвятых, наряжаясь чертиками да ведьмами. Рождество святого Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна путают с Иваном Купалой. И в день памяти великого постника и аскета пьют, прыгают через костер и жарят шашлыки.
А вместо Крещения Господня, вместо Святого Богоявления, когда миру явилась Святая Троица и Христос Своим Пречистым Телом освятил источники водные, празднуют некую «прорубь». Вместо Божественной литургии едут в другую сторону – в прорубь, а потом часто и водочки-то с морозца, и в баньку, и уже в полубессознательном состоянии домой.
Спрашивается: где здесь Христос? Удаль залихватская – прыгнуть в студеную воду есть. Полуязыческое отношение к волшебной силе воды, очищающей грехи, тоже есть. Чревоугодие и пьянство также часто присутствует. Но Христос где? Где Тот, Кто истинно очищает грехи человеческие? И нужен ли Он в сердце человеческом? Или требуется некий вещественный материальный акт – прорубь, водочка, яблочком или огурчиком хрустнуть, а потом уже в баньку, чтобы там уже вволю предаться удовольствиям.
Ох, как тяжко душе оторваться от земного, как тяжело переступить порог неба на земле – храма. Вроде бы и хочется отпраздновать праздник Крещения Господня, но с Богом так трудно начинать разговор. Легче баночку с водой на окошко выставить, чтоб она в этот день энергией зарядилась. Легче в прорубь, а потом водочка и банька, и сладкая нега, и приятное полузабытье. Зачем идти в церковь? Храм – это ведь болезненная хирургическая операция по удалению греха. Там все напоминает о том, что болен и мне нужен Бог, нужен Врач.
Ну, а если не хочется расставаться со своим грехом? Если устраивает болотце свое, ставшее родным.
Как в фильме Мартина Скорсезе «Молчание». Сегун говорит католическому священнику, отрекшемуся от Христа, о том, что люди привыкли жить в грязи и не хотят из нее выбираться. Они изо всех сил пытаются сделать хорошую мину при плохой игре и обойти заповеди Божии, усыпив главную свою занозу – совесть.
Я не против окунания в проруби как физического упражнения. Может, оно и полезно. Не мне судить. Но сначала в такой праздник у человека должна состояться его личная встреча со Христом, перед ним лично происходит Богоявление Святой Троицы. Перед каждым из нас. Вопрос только в том, захотим ли мы направить к Богу свой духовный взор. Нужен ли мне Бог, Который пришел меня спасти? И на этот вопрос надо, мне кажется, ответить предельно честно. И если заглянешь в себя, то увидишь ни много ни мало кучу мусорную и тяжкую хроническую болезнь греха. И от нее сам не избавишься. Только Господь может избавить от нее. Затем и в мир Он пришел. И явился всем нам.
Вот о чем, наверное, следует подумать в праздник Крещения Господня.
Слава, Господи, Святому Крещению Твоему!