Апостольское чтение 5-й Недели по Пасхе рассказывает нам об одном событии в жизни древней Церкви, которое имело огромные последствия для всего мира. Речь идет о появлении первой церковной общины, состоящей из уверовавших язычников.
«Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу» (Деян. 11:19–21).
Чтобы лучше понять слова апостола Луки, необходимо прояснить их исторический контекст. Давайте вспомним главные события в жизни Церкви, начиная с момента ее основания.
Христова Церковь родилась в день Пятидесятницы, вместе со схождением Святого Духа на общину учеников. Эта Церковь должна была возвестить во всех народах об Иисусе Христе, Мессии евреев и Спасителе мира (см. Ин. 1:41 и Ин. 4:42). Проповедь распространялась в определенном порядке. Первыми ее услышали палестинские евреи и эллинисты – евреи из разных стран Римской империи. Потом Благая Весть достигла ушей самарян, потомков нееврейских поселенцев из Месопотамии и Сирии. После был крещен первый прозелит, евнух-ефиоплянин. Следующими христианскую проповедь должны были услышать язычники – и здесь евангельское благовестие встретилось с большой проблемой. Эта проблема обитала в сознании самих проповедников.
Дело в том, что между палестинским иудеем и иностранцем-язычником в то время существовала такая культурная пропасть, которую нам, жильцам современных городов, трудно себе представить. Евреи не считали язычников полноценными людьми, и общение с ними строго запрещалось ветхозаветным законом. Иудей, прикоснувшийся к язычнику, или евший с ним, или даже зашедший к нему в дом, считался оскверненным. Для иноплеменников у евреев имелось короткое и емкое определение: «пес». И вот представьте себе, что этим «псам» нужно было проповедовать, а потом и причащаться с ними из одной чаши! Сознание добропорядочного иудея, пусть даже и уверовавшего во Христа, не было способно вынести такого потрясения.
Поэтому, несмотря на прямое повеление самого Христа: «идите, научите все народы» (Мф. 28:19), никто, по всей видимости, никуда идти не собирался. Апостолам гораздо удобнее было организовывать Церковь в виде еврейской Мессианской общины с духовным центром в Иерусалиме. Судя по всему, великое повеление Христа ученики собирались реализовать только через обращение в христианство прозелитов (язычников, принявших иудейство).
Что же делает в этом случае Господь? В связи с такой ситуацией Он применяет, как сейчас говорят, особые санкции. Начинаются они с первоверховного Петра. Господь трижды показывает ему видение сосуда с нечистыми животными, говоря при этом: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян. 10:15). Затем озадаченный апостол отправляется к сотнику Корнилию – язычнику, который во время проповеди Петра получает Святого Духа и крестится вместе со своими друзьями. Только теперь Петр понимает истинное значение своего видения. Впоследствии Кифа должен будет рассказать все это остальным апостолам и убедить их, что и язычников можно принимать в Церковь.
В отношении же других христиан попускаются меры гораздо более жесткие. Начиная от убийства Стефана в Иерусалиме воздвигается великое гонение на христиан, во время которого были убиты, согласно Преданию, более 2000 верных. Оставшиеся ученики были вынуждены покинуть Иерусалим и разойтись далеко за пределы Палестины. И вот здесь начинается самое главное.
Оказавшись в греческих городах, христиане все так же не проповедовали никому, кроме иудеев. Первыми, кто решились нарушить это правило, были эллинисты – «Кипряне и Киринейцы», как сказано в сегодняшнем чтении. Им, с детства впитавшим в себя эллинскую культуру, было гораздо легче сообщаться с язычниками, чем иудеям палестинским. Не получив на это никакого повеления, лишь по движению своего верующего сердца они начинают благовествовать язычникам в Антиохии – и проповедь имеет огромный успех. В это время Петр встречается в Иерусалиме с одиннадцатью апостолами и рассказывает им про свое видение и про крещение Корнилия. Уже подготовленные Петром апостолы узнают про обращение Антиохии, посылают туда Варнаву – и первая Церковь из бывших язычников получает признание от апостолов. Круг замкнулся, и воля Божия свершилась. Язычники стали христианами! Двери в христианскую Церковь отныне открылись для всего мира. Именно отсюда, из Антиохии, Павел – апостол язычников – и совершит впоследствии свои миссионерские путешествия по разным городам Римской империи. Антиохия языческая станет центром миссионерства и катехизации для всего мира.
Но могли ли так думать об этом иерусалимские христиане тогда, когда их выгоняли из Иерусалима? Можно себе представить, каким шоком для них стал побег из города, в котором они обрели веру; города, с которым были связаны самые счастливые воспоминания их жизни. Как невыносимо тяжело для них было оставить в Иерусалиме своих духовных отцов – 12 апостолов! С какой тяжестью на сердце они входили в новые, чужие для них языческие города, с ненавистными для них капищами, с улицами, полными идольских изваяний. Чужие люди, чужой язык, чужая культура – каким потрясением было это для них, евреев, которые никогда не покидали пределов любимой ими Земли обетованной! И могли ли они при этом думать, что это вынужденное бегство нужно Господу, нужно для евангельской проповеди?
Несомненно, для них это было трагедией. А для нас, вчерашних язычников, трагедия эта обернулась радостью. Им, этим рассеявшимся еврейским христианам, особенно же их спутникам – эллинистам, мы обязаны нашим христианством. Именно через них Бог подарил христианство всему миру, распространив впоследствии евангельское благовестие даже до края земли. При этом никто не понимал значения всего происходящего, но при этом совершалась воля Божия.
Так действовал Бог в истории, братья и сестры. Так Он действует и сейчас. Во время смуты, политических потрясений, гонений понимает ли человек до конца все то, что происходит с ним и его народом? Да, он ужасается пролитию крови, скорбит о невинных жертвах, мучается при виде горькой несправедливости, его тошнит от льющихся на него потоков лжи. Все это он не может не видеть и не понимать. Но это лишь внешняя канва тех великих процессов, которые творит воля Божия, закрытая для человека. «Великая же и неизследованная, славная же и ужасная, ихже несть числа» [1] творит с нами Бог, христиане. Неисповедимы пути Того, без воли Которого и волос не упадет с головы человека. «Я делаю дело во дни ваши, дело, которому не поверили бы вы, если бы кто рассказывал вам» (Деян. 13:41), – говорит нам Господь. «Непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11:33), – пишет о Господе апостол Павел.
Да, человек может что-то предполагать, делать какие-то наведения... Но тайна Промысла Божьего, ведущего христианина ко спасению, непроницаема, как океанская глубь. «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь» (Ис. 55:8). Как правило, ничего не понимает бедный человек, если только Бог ему не откроет, но и это понимание приходит гораздо позже. Ради блага самого человека Господь иногда попускает очень тяжелые испытания, вызывающие у верующего муку и недоумение.
Сегодняшнее апостольское чтение учит нас: христианин, в смутное время общественных волнений, политических неурядиц, разгула греха; во время беспросветной тьмы, когда кажется, что почва уходит из-под ног и не на что опереться, помни: совершается «воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2). Творится то, что попущено по грехам нашим. Опирайся на Христа – другой опоры нет. Живи верой и надеждой и утешайся молитвой. Бог не оставит Своих, лишь бы ты был Христов. Полагайся во всем на Господа, проповедуй Имя Его – и твои скорби обратятся в радость.
Таков смысловой посыл рассмотренного нами отрывка. Эти красивые истины мы не выдумали – в них вмещаются судьбы тысяч людей, живших в I веке. Пусть же этот урок из церковной истории поможет нам, братья и сестры, правильно ориентироваться в изменчивом пространстве современной жизни и твердо стоять на камне веры, который есть Христос Господь, достойный всякого прославления, а более же всего следующими сладкими словами: «Христос Воскресе!»