Святитель Саак I, Католикос Армении

(† 7 сентября 439 г.)

Святитель Саак (иконописец – Г. Казарян) Святитель Саак (иконописец – Г. Казарян)
Святитель Саак (Исаак) родился 29 сентября 348 года в семье будущего первосвятителя Армении Нерсеса[1] и его супруги Сандухт Мамиконян. После смерти матери младенец был отдан на воспитание деду, по достижении же Сааком отроческого возраста его отправили в греческие земли для получения образования. Одаренный и смышленый отрок в совершенстве овладел философией и риторикой, а также знаниями греческой, сирийской и персидской словесности. Возмужав, Саак вступил в брак и родил свое единственное дитя – дочь Саакануйш[2].

После скоропостижной кончины своей супруги Саак полностью посвятил себя служению Богу и предался аскетическим подвигам. Вокруг него собрались его сподвижники (числом около шестидесяти), которые вместе со своим учителем, во власяницах и веригах, босые, стали обходить армянские города и деревни, укрепляя народ в христианской вере.

Преподобный Саак, будучи светильником Святого Духа, вскоре был поставлен Господом на высокой свещнице: в 387 году он был избран на кафедру католикоса – предстоятеля Армянской Церкви. Это было поистине промыслительным событием, так как в 387 году территория царства Великой Армении была разделена между ее соседями – Восточной Римской империей (Византией) и Сасанидской Персией. Армению ждали вызовы и выборы исторического значения, для которых стране и Церкви необходимо было иметь такого духоносного пастыреначальника, каким был святой Саак.

Создание армянского алфавита. Г. Ханджян Создание армянского алфавита. Г. Ханджян
Величайшим свершением, которое имело место в годы католикоса Саака и при его непосредственном участии, стало создание в 405 году армянского алфавита преподобным Месропом Маштоцом (360–440). Именно святитель Саак стал вдохновителем и сотрудником святого Маштоца в деле создания армянской письменности и книжности. После 405 года Саак и Месроп, эта священная двоица великих миссионеров, посвятили себя первоочередной задаче – переводу Священного Писания, богословских и богослужебных текстов на армянский язык. За сравнительно короткий срок святитель Саак и преподобный Маштоц подготовили целое поколение переводчиков, встав во главе которых они перевели Библию и другие необходимые тексты на армянский язык. Неустанными трудами их страна Армянская, как морем, наполнилась Богопознанием.

Организовав школы в подвластной персам части Армении, святые Маштоц и Саак переехали в византийскую часть страны. Получив разрешение и финансовую помощь от императора Феодосия Младшего (408–450) и Константинопольского архиепископа святителя Аттика (406–425), а также пользуясь поддержкой святителя Акакия – епископа г. Мелитены (ок. 370 – ок. 438), Саак и Месроп стали открывать армянские школы и в византийской части Армении.

Преподобный Месроп Маштоц и святитель Саак. Средневековая миниатюра из армянских рукописей Преподобный Месроп Маштоц и святитель Саак. Средневековая миниатюра из армянских рукописей
В 421 году, после четырехлетнего пребывания в подвластной ромеям Армении, святитель Саак вернулся на свою кафедру – столицу Вагаршапат (Эчмиадзин). Здесь католикос вместе с князьями (нахарарами) утвердил на царство царевича Арташеса (Арташира; 421–428).

Молодой и неопытный царь Арташес вел неподобающую царю разгульную жизнь, не слушаясь ни отеческих наставлений великого Саака, ни прещений князей. Вскоре он стал ненавистен подданным, и князья решили свергнуть Арташеса с царского трона. Положение осложнялось тем, что Арташес был последним представителем династии Аршакидов, и его свержение означало бы упразднение царства и всецелое подчинение Армении Персии. С этой безумной затеей князья обратились к католикосу, прося его примкнуть к ним.

Святитель Саак пришел в ужас от этого губительного плана. Не поддавшись ни уговорам, ни угрозам князей, полный пастырской любви даже к развратному Арташесу, архипастырь смело заявил, что не может променять своего царя на правителя-перса: «Не дай Бог, чтобы я предал своего заблудшего овча волкам или вместо того, чтобы заботиться об его исцелении, ниспроверг его в бездну. Хотя царь и блудит, но он крещен; хотя и блудит, но он – христианин. Грешит плотью, но в своей душе он верит во Христа. Да, он питает немощь к женщинам, но не поклоняется огню. Итак, я не променяю свою больную овцу на здорового волка!»

Святитель ответил: никогда он не примет правителя-огнепоклонника и не предаст царя-христианина, хоть тот и грешник

Не достигнув желаемого, князья решили вместе с царем свергнуть и католикоса. В начале 428 года они отправились ко двору персидского царя Бахрама V (420–438), где обвинили своего царя и первоиерарха в том, что они предались грекам. Бахрам вызвал Арташеса и святителя Саака к своему двору, где их ожидали князья вместе со своим споспешником епископом Сурмаком. По их требованию персидский двор лишил Арташира царства, а Саак был смещен с кафедры католикоса. Они были арестованы и отправлены в заточение, а их имущество конфисковано. Царство Великой Армении было упразднено, а страна была превращена в простую провинцию во главе с правителем-персом.

Преподобный Месроп Маштоц и святитель Саак. Средневековая миниатюра из армянских рукописей Преподобный Месроп Маштоц и святитель Саак. Средневековая миниатюра из армянских рукописей
На место Саака персы назначили Сурмака, однако полнота Церкви не приняла лжекатоликоса. В 429 году сами князья изгнали Сурмака с кафедры, а на его место поставили некоего сирийца Бркишо (429–432) – человека корыстного и развратного. Через три года снискавший всеобщую ненависть Бркишо также был изгнан.

Персидский двор был вынужден освободить от уз Саака и отослать его в Армению, разрешив ему лишь заниматься духовными и учительскими делами, а для исполнения административных функций персы назначили католикосом другого сирийца – Шмуела (432–437).

Так в 432 году святитель Саак вернулся к своей пастве, четыре года молившейся и боровшейся за его возвращение. Святитель оставил свою кафедру в Вагаршапате, где уже правил Шмуел, и удалился в г. Багреванд, куда к нему прибыли его соратник преподобный Месроп Маштоц и многочисленные ученики. Несмотря на трудности, чинимые Шмуелем, святитель Саак продолжал свою просветительскую деятельность, постоянно находясь среди своей паствы, обходя, несмотря на свой возраст, веси и повсюду распространяя свет Христов.

Вскоре в Армению из Византии вернулись Леонтий (Гевонд) и Корюн – ученики святых Месропа и Саака, которые принесли с собой отборные экземпляры греческого оригинала Священного Писания и постановления III Вселенского Собора (Эфес, 341). Несмотря на то, что Церковь Армении приняла учение Эфесского Собора, несториане пытались протолкнуть свое учение, распространяя в Армении сочинения основоположника несторианства Феодора Мопсуестийского (ок. 352 – 428).

Святитель Саак и Месроп Маштоц принялись за главную задачу – перевод Библии на армянский язык

В 435 году Архиерейский Собор Армянской Церкви во главе с католикосом Сааком и преподобным Месропом обратился к предстоятелю Константинопольской Церкви святителю Проклу (434–446) с просьбой разъяснить тонкости христологического догмата. Патриарх Прокл в ответ на запрос Собора составил и отправил свой «Томос о вере, к армянам», где излагал православное учение Церкви о Богочеловеке. В переписке со святыми Сааком и Маштоцом состоял также святитель Акакий Мелитинский. В этот период, уже имея в наличии греческий оригинал Священного Писания, святитель Саак и Месроп со своими учениками стали редактировать армянский перевод Библии, первоначально сделанный с сирийского Пешитто. Новый, отредактированный на основе греческого текста армянский перевод Библии стал официально принятым текстом Священного Писания для Церкви Армении.

Полуразрушенная усыпальница святителя Саака Полуразрушенная усыпальница святителя Саака

Тем временем князья, приведшие страну к трагедии, горько сожалели о содеянном и умоляли святителя вернуться на свою кафедру вместо Шмуела, умершего в 437 году. Католикос простил кающихся, однако отказался снова взойти на престол.

Через два года, 7 сентября 439 года, во время совершения над ним Таинства Елеосвящения, маститый старец отошел в вечную жизнь, оставив безутешными преподобного Маштоца, своих учеников и весь народ. Честные его мощи были перенесены и погребены вблизи г. Аштишат, а над ними была построена гробница[3].

Великий Саак, по слову его ученика и отца армянской историографии Мовсеса Хоренаци, «родился смертным, но оставил по себе бессмертную память».

Геворг Казарян

7 сентября 2018 г.

[1] Святитель Нерсес I Великий, католикос Армении (353–373).

[2] Имя «Саакануйш» в переводе с армянского означает «Сладость Саака». Саакануйш вышла замуж за спарапета (главного военачальника) Армении Амазаспа Мамиконяна и родила трех сыновей – Вардана, Амаяка и Амазаспяна. Последние удостоились мученического венца в 451 г., сражаясь против персов, которые пытались уничтожить в Армении христианство и насадить зороастризм.

[3] Усыпальница святителя Саака в числе многих других святынь была осквернена во время геноцида армян в 1915 г. Сейчас она находится в полуразрушенном состоянии в исторической провинции Тарон Западной Армении (ныне на территории Турции).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Святитель Нерсес I Великий, католикос Армении Святитель Нерсес I Великий, католикос Армении
Геворг Казарян
Святитель Нерсес I Великий, католикос Армении Святитель Нерсес I Великий, католикос Армении
(† 25 июля 373 года)
Геворг Казарян
Весной 370 года на поле Дзирав произошла битва между христианами и огнепоклонниками. Святитель Нерсес, поднявшись на вершину горы Нпат, молился до заката солнца, пока персы не были разбиты.
Домостроительство Сына Домостроительство Сына
Святитель Фотий Великий
Домостроительство Сына Домостроительство Сына
Из послания к Армянскому католикосу Захарии I
Святитель Фотий Великий
Христос был побит камнями, но не схвачен. Был продан за тридцать сребреников, но честною кровью Своей выкупил мир от греха. Он молился, чтоб научить меня молитвой избежать искушения. Преклонил колена на землю, чтоб соединить небесных с земными.
Преподобный Месроп Маштоц Преподобный Месроп Маштоц
Геворг Казарян
Преподобный Месроп Маштоц Преподобный Месроп Маштоц
Геворг Казарян
В течение сорока лет день и ночь, в летний зной и в зимнюю стужу, обходил он города и веси, уча, переводя, открывая школы и монастыри, украшая народ нравами Христовыми.
Комментарии
м.Фаддей-Тадеос 8 сентября 2019, 02:13
Очень познавательная статья. Спаси Господь автора!
Макс28 сентября 2018, 04:18
Армяне не монофизиты,потому что монофизиты- это евтихиане,т.е. последователи архимандрита Евтихия, Евтихий анафематствован ААЦ на Соборе в Вагаршапате 491 года, на I и II,IV,VI Двинских Соборах, на Соборе 726 года в Манацкерте, на Манацкертском Соборе 726 года анафемаатствованы монофизитские богословы: Севир Антиохийский,Юлиан Галикарнасский и это только с V по VIII век,правда на тех же Соборах анафематствован и Халкидонский Собор 451 года, но это уже другая история...
Ованес15 сентября 2018, 11:39
Elene: "Евхарестического общения у нас с Армянской Апостольской Церковью нет, т. к армяне монофизиты. А здесь почитаешь, так православней и не бывает."
Тогда Армянская церковь не отпала от Полноты Православия. И в дальнейшем, вплоть до 1920-х, а может и позже (знающие лучше пусть поправят), были армянские Православные кафедры на территории Армянского нагорья и приходы в Малой Азии, потом в Греции. Святые Саак и Месроп - православные
Рита12 сентября 2018, 20:50
Спасибо, Геворг, за статью))
elena 9 сентября 2018, 18:33
Евхарестического общения у нас с Армянской Апостольской Церковью нет, т. к армяне монофизиты. А здесь почитаешь, так православней и не бывает.
Ованес 7 сентября 2018, 21:40
Благодарим редакцию и автора Геворга Казаряна за статью. И просим новых статей.
Святителю отче Исааке моли Бога о нас, о моих родных и друзьях.
Борисъ 7 сентября 2018, 20:17
Спасибо большое за интересную статью.
Анна 7 сентября 2018, 12:21
Спаси Господи автора и редакцию! Очень важно сейчас об этом и знать, и помнить. Святителю отче Сааке моли Господа Бога о нас!
Всегда думала об этом: такие разные святые, разные национальности, особенности, судьбы и скорби, а все они там вместе, родные Господу Богу...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×