Православный календарьПравославный календарь
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.

Библия Ветхого Завета: новозаветный взгляд

    

Сегодня, братья и сестры, мы встречаем в литургическом апостольском чтении интересный случай толкования ветхозаветных текстов новозаветной мыслью. Апостол Павел приводит цитату из пророка Исаии и тут же дает к ней комментарий. «Во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе» (Ис. 49:8), – цитирует Павел и добавляет: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6:2). Соотнесение пророчества с комментарием раскрывает довольно важную тему.

В контексте книги Исаии фразу «во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе» говорит Бог Отец имеющему прийти Мессии. Пророчествуется о помощи Отца Небесного Своему Сыну, Иисусу Христу, в дни Его служения на земле, а особенно во время крестных страданий. Здесь используется «время прошедшее пророческое».

Исаия для выражения несомненности будущего говорит о нем языком прошедшего. «Услышал» и «помог» – в смысле «услышу и помогу». Так и произошло: мы видим из Евангелия, что Бог Отец ни на мгновение не оставлял Своего Сына и исполнял все Его молитвы.

Однако апостол Павел извлекает это место из данного контекста и помещает в свой собственный, новый контекст. Проповедник относит эти слова к Церкви, к верующим. «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения», – говорит он, призывая христиан потрудиться ради своего спасения сегодня, не дожидаясь завтрашнего дня.

Казалось бы, Павел совершает недопустимое – вырывает, что называется, цитату из контекста. Но нет. Если мы углубимся умом в это место, нам откроется совсем иная картина. Дело в том, что Церковь, по определению Писания, есть Тело Христово.

Древние христиане очень живо переживали эту важнейшую характеристику природы Церкви. Они чувствовали и понимали: все то, что происходило со Христом, прямо касается их жизни, и даже в некотором смысле должно произойти и с ними. Христос проповедовал, и Церковь должна проповедовать. Христа гнали, и Церковь гонима. Христа слушали, и Церковь будут слушать. Христос распялся, и Церковь в сокровенной сути своей распята для мира. Христа Отец Небесный не оставил и нас не оставит. «Во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе», – говорит Бог не только своему Сыну, но и Церкви Его, а значит и всем нам. Поэтому Павел смело адресует эти слова современным ему верующим.

Новый Завет полон такими примерами. В четвертой главе Деяний рассказывается о том, как двое из апостолов, Петр и Иоанн, были впервые арестованы за проповедь. Их отпускают, они возвращаются в общину и рассказывают об аресте. Далее описывается первая молитва новозаветной Церкви: «Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его» (Деян. 4:24–26).

Откуда эти слова? Из второго псалма. «Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе, на Господа и на Христа Его». Нетрудно понять, что псалом мессианский и отражает события последних дней земной жизни Иисуса Христа. Приведенные слова – о Нем, о Христе. Но первая Церковь, прекрасно все это понимая, адресует их себе, потому что Церковь есть в некотором роде продолжение земной жизни Христа. Церковь суть Его тело. Поэтому все мессианские пророчества прямо касаются и Церкви Христовой.

Все это чрезвычайно важно для нашего церковного самосознания. Например, мы ведь тоже, по примеру древних христиан, читаем в церковных собраниях Псалтирь. Так же, как и в случае из Деяний, большая часть этой книги, если не вся книга полностью, возвещает о Мессии, о Христе. Говорится о врагах, окружающих Его, и о победе Его над ними; о Его уничижении и Его прославлении; о Его проповеди и Его крестных страданиях, о Его воскресении и вознесении; о Страшном суде, который Он будет вершить, и т. д. Причем часто эти мессианские смыслы мы воспринимаем через те или иные события жизни царя Давида, который есть прообраз Христа. Возникает вопрос: мы это читаем просто для воспоминания пророчеств о Спасителе, или в воспоминание жития Давида, или же здесь нечто большее?

Конечно же, нечто большее. Мы не только о Спасителе или о Давиде читаем, мы про Церковь читаем, про себя. К примеру, на утрени, на «Бог Господь», мы поем строки из сто семнадцатого псалма: «Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им» (Пс. 117:11). Этот псалом пели древние евреи во время больших праздников, вспоминая заступничество Божие за еврейский народ. В то же время псаломские слова изображают полную преследований жизнь Спасителя, а особенно Его крестные страдания. Но мы и к себе прилагаем этот псалом: мы вспоминаем, что враги Христовы не умерли, они живы, и они должны быть нашими врагами.

В нашей ситуации это нечистые духи и наши собственные страсти и грехи, с которыми мы боремся. «Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им», – говорим мы об этой борьбе, призывая Господа на помощь. Что же, мы вырываем стих из его контекста? Нет. Мы, будучи членами тела Христова, духовно участвуем в этом контексте.

То же самое происходит, когда мы молитвенно прочитываем все Писание. Там каждая строчка о Христе и о нас, ведь мы Христовы. Мы дети Его, друзья Его, сродники Его и члены Тела Его. И каждое слово Спасителя, так же, как и каждое пророческое слово о Спасителе, должны как-то исполняться и в жизни нашей (в своей мере). Нам нужно научиться, братья и сестры, читать Писание как книгу о своей духовной жизни.

Падения и восстания героев этой книги – это мои падения и восстания. Заповеди, данные этим героям, даны и мне. Земная жизнь Спасителя есть образ, соединяющий в себе всю полноту жизни каждого христианина и всех христиан, объединенных в Церковь Христову. Такими глазами смотрели на Писание древние христиане, и такими же глазами должны смотреть и мы.

Будем же любить Писание, будем изучать Писание, будем учиться жить по нему – и, даст Бог, бессмертные библейские строки станут повествованием и о нашей жизни, смерти и воскресении со всеми святыми, полюбившими Бога и слово Его.

Сергей Комаров

Источник: Портал «Православная жизнь»

15 сентября 2018 г.

Рейтинг: 9.6 Голосов: 248 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×