Предлагаем вниманию читателей портала часть доклада епископа. Иоанна (Максимовича) «Положение Православной Церкви после войны» на Втором Всезарубежном Соборе (Сремские Карловцы, 1/14?11/24 августа 1938 г), посвященную положению Константинопольского Патриархата. Изложенные свт. Иоанном мысли и факты не потеряли актуальности и теперь, 80 лет спустя.

Православная Церковь переживает тяжелую эпоху своего существования в мире
Великая война, потрясшая все государственные и культурные основы на значительной части земного шара, давшая новое направление истории многих народов и государств, конечно, сильно отразилась и на положении Православной Церкви. Одни Поместные Церкви получили возможность свободнее и лучше развиваться внутренне и внешне, другие оказались в положении гонимых и раздираемых внутренними смутами. В общем же, Православная Церковь подвергается серьезному испытанию и переживает тяжелую эпоху своего существования и делания в мире.
Для обозрения положения Православной Церкви в настоящее время необходимо отдельно рассмотреть состояние каждой Поместной Церкви.
Первенствующая из Православных Церквей, Церковь Нового Рима – Константинополя, возглавляемая Патриархом, имеющим титул Вселенского, и посему и сама именуемая Вселенским Патриархатом, пространственно достигла своего кульминационного развития в конце XVIII века. В нее входила тогда вся Малая Азия, весь Балканский полуостров (кроме Черногории), с прилегавшими к ним островами, т. к. другие самостоятельные Церкви на Балканском полуострове были упразднены и вошли в состав Вселенской Патриархии. Вселенский Патриарх получил от турецкого султана, еще до взятия Константинополя турками, титул Милет-Баш, т. е. Глава народа, и считался главою всего православного населения турецкой империи, что не мешало, однако, турецкому правительству по всяким поводам сменять Патриархов и назначать новые выборы, причем всякий раз с новоизбранного взималась большая подать. По-видимому, последнее обстоятельство имело большое значение при перемене Патриархов турками, почему нередко случалось, что они смененного ими Патриарха вновь допускали на Патриарший престол после смерти одного или нескольких его преемников. Таким образом, многие Патриархи занимали свою кафедру по несколько раз, и каждое вступление на нее сопровождалось взиманием с них особой подати турками.

Епископские кафедры замещались греками, хотя на Балканском полуострове население славянское
Для восполнения суммы, выплаченной при вступлении на Патриарший престол, Патриарх взимал сбор с поставленных им митрополитов, а те, в свою очередь, – с поставляемого ими духовенства. Такой порядок пополнения финансов Патриархии накладывал отпечаток на весь строй её жизни. Также заметно сказывалась на Патриархии велико-греческая идея, т. е. стремление к восстановлению Византии, сначала в культурном, а в будущем и в политическом смысле. Для сего на все видные места назначались верные той идее люди, по преимуществу греки из предместья Константинополя Фанары, в котором находилась и Патриархия. Почти всегда епископские кафедры замещались греками, хотя на Балканском полуострове население было по преимуществу славянское.
С начала XIX столетия начинается освободительное движение среди балканских народов, стремившихся освободиться из-под власти турок. Возникают сначала полусамостоятельные, а затем и совершенно независимые от Турции государства – Сербия, Эллада, Румыния и Болгария. Параллельно с тем шло и образование новых Поместных Церквей, выделявшихся из Вселенского Патриархата. Хотя и с неохотою, под влиянием обстоятельств Вселенские Патриархи допускали автономии Церквей в вассальных княжествах, а затем признали полную самостоятельность Церквей в Сербии, Элладе и Румынии. Лишь Болгарский вопрос осложнился, ввиду, с одной стороны, нетерпения болгар, еще не добившихся политической самостоятельности, а с другой – благодаря неуступчивости греков. Самовольное провозглашение болгарской автокефалии на основании султанского фирмана не было признано Патриархией, и в ряде епархий создалась параллельная иерархия.
Границы новообразовавшихся Церквей совпадали с границами новых государств, которые все время росли за счет Турции, вместе с тем приобретая новые епархии из состава Патриархата. Тем не менее в 1912-м году, когда началась Балканская война, Вселенский Патриархат имел около 70 митрополий и несколько епископатов. Война 1912‒13 года отторгла от Турции значительную часть Балканского полуострова с такими большими духовными центрами, как Солунь и Афон. Великая война 1914‒18 годов на время лишила Турцию целой Фракии и Малоазиатского побережья с городом Смирна, впрочем, потерянных Грецией в 1922-м году, после неудачного похода греков на Константинополь.
Вселенский Патриарх не мог здесь так легко отпускать из-под своей власти отторгнутые от Турции епархии, как это делал прежде. Шла уже речь о некоторых местах, искони находившихся под духовной властью Константинополя. Однако все же Вселенский Патриарх признал в 1922-м году присоединение к Сербской Церкви всех областей, вошедших в пределы Югославии, согласился на вхождение в состав Элладской Церкви ряда епархий в Элладском государстве, сохраняя, однако, свою юрисдикцию над Афоном, а в 1937-м году признал даже автокефалию небольшой Албанской Церкви, первоначально им непризнанной.
Фактически Вселенскому Патриарху подчинены 5 епархий в пределах Турции и Афон – в Греции
Пределы Вселенского Патриархата и число его епархий значительно сократилось. Одновременно Вселенский Патриархат фактически потерял и Малую Азию, хотя она и осталась в его юрисдикции. По мирному договору между Грецией и Турцией в 1923-м году произошел обмен населением между этими державами, так что все греческое население Малой Азии должно было переселиться в Элладу. Древние города, имевшие некогда большое значение в делах церковных и славные в церковной истории, остались без единого жителя православного вероисповедания. В то же время Вселенский Патриарх потерял в Турции свое политическое значение, т. к. Кемаль-паша лишил его звания Главы народа. Фактически Вселенскому Патриарху ныне подчинены 5 епархий в пределах Турции и Афон с окрестными местностями – в Греции. Патриарх до крайности стеснен в проявлении даже бесспорных его прав в церковном управлении в пределах Турции, где рассматривается как обычный турецкий подданный-чиновник, да еще находящийся под надзором правительства. Турецкое правительство, вмешивающееся во все стороны жизни своих граждан, лишь в виде особой привилегии разрешило ему, как и Армянскому Патриарху, ношение длинных волос и одежды, воспретив это остальному духовенству. Патриарх не имеет права свободного выезда из Турции, а в последнее время правительство все настойчивей домогается перевода его в новую столицу – Ангору (древнюю Анкиру), где сейчас нет православных, но где сосредоточено управление всеми отраслями государственной жизни.

Однако действительная духовная мощь и даже действительные пределы власти далеко не соответствуют такому самовозвышению Константинополя. Не говоря уже о том, что почти везде власть Патриарха весьма призрачна и заключается главным образом в утверждении избранных на местах епископов или послании таковых из Константинополя, многие страны, которые Константинополь считает себе подчиненными, совершенно не имеют паствы, находящейся под его юрисдикцией.

В общем, Вселенский Патриархат, в теории обнимающий почти всю вселенную, а фактически простирающий свою власть лишь на несколько епархий, в остальных же местах лишь осуществляющий верховный поверхностный надзор и получающий за то некоторые доходы, преследуемый властью на месте своего пребывания и не поддерживаемый никакой государственной силой извне, потерявший значение Столпа Истины и сделавшийся сам источником разделения, а в то же время охваченный непомерным властолюбием, – представляет жалостное зрелище, напоминающее наихудшие времена истории Царьградской кафедры.
Святая Соборная Апостольская Церковь будет до скончания веков и этим все сказано.
А где территориально она будет, - это будет зависеть от достойности народов хранить Веру Православную. Может ошибаюсь. Но история так показывает.
Как же тяжело жить вне Церкви!
С глубокой тревогой переживаю все последние события, связанные с автокефалией.
...Хуже то, что на наших глазах подрывается авторитет столь любимого мною Православия".
Полностью согласен, уважаемый Алексей.
Есть только один вопрос - КТО ВСЕ ЭТО НАЧАЛ?
"р.б. Алексей19 сентября 2018, 13:38
"Забота о Православии явно вторична в этой борьбе".
Ну вот Вы и проанализировали ИСТИННЫЕ побудительные мотивы раскольников.
Стороны ведут себя как обыкновенные царьки, делящие территории сбора подати.(с)
Почему во мн. числе? Началась вся эта история давно с Денисенко и анафемы ему. В открытом доступе есть все причины анафемы, и одна (а их много!!) из них действительно - "учинение раскола в Церкви".
Если рассматривать раскол как "деление территории для сбора подати" то Вы совершенно правы.
И отношение к Денисенко и Варфоломею на данный момент - давно высказаны "И слово их, как рак, будет распространяться. " (с)
Примеров много, из последних - второбрачие и узаконивание греха.
Будет ли пример по Мф. 5:44?
А то пока Священный Синод и иерархи Русской Православной Церкви и сайт православие.ру дали пример критического отношения к вышестоящим и публикации этой критики в интернете. (с)
Наша Церковь - Апостольская и Соборная. И Ваш пример католического отношения - кто выше а кто ниже, к православным не имеет отношения. У нас все равны, и патриархи тоже, и ошибаться могут. Глава Церкви Христос, а не Варфоломей.
У нас нет Пап, поэтому претензии Ваши непонятны. Хотя кому многое дано с того много и спросится - особенно это относится к зачинателям расколов.
Может быть я Вас неправильно поняла? тогда извините и уточните.
Каждая публикация - это пример для подражания.
Будет ли пример по Мф. 5:44?
А то пока Священный Синод и иерархи Русской Православной Церкви и сайт православие.ру дали пример критического отношения к вышестоящим и публикации этой критики в интернете. И пример это уже дал плоды. Люди, которые раньше молчали, стали критически говорить и писать о Патриархе Кирилле, Московской Патриархии и т.п.
Вот один случай от 12.09.18:
https://pravlife.org/ru/content/kommentariy-ustavshchika-kievo-pecherskoy-lavry-po-povodu-sluzhby-prepodobnym-otcem-antoniyu
Это ловушка. Публичная критика > Небольшая неосторожность > Осуждение > Потеря благодати. Все. Ты во власти бесов.