Состояние Вселенского Патриархата

Доклад свт. Иоанна Шанхайского на II Всезарубежном Соборе

Предлагаем вниманию читателей портала часть доклада епископа. Иоанна (Максимовича) «Положение Православной Церкви после войны» на Втором Всезарубежном Соборе (Сремские Карловцы, 1/14?11/24 августа 1938 г), посвященную положению Константинопольского Патриархата. Изложенные свт. Иоанном мысли и факты не потеряли актуальности и теперь, 80 лет спустя.

II Всезарубежный Собор II Всезарубежный Собор

Православная Церковь переживает тяжелую эпоху своего существования в мире

Великая война, потрясшая все государственные и культурные основы на значительной части земного шара, давшая новое направление истории многих народов и государств, конечно, сильно отразилась и на положении Православной Церкви. Одни Поместные Церкви получили возможность свободнее и лучше развиваться внутренне и внешне, ​другие​ оказались в положении гонимых и раздираемых внутренними смутами. В общем же, Православная Церковь подвергается серьезному испытанию и переживает тяжелую эпоху своего существования и делания в мире.

Для обозрения положения Православной Церкви в настоящее время необходимо отдельно рассмотреть состояние каждой Поместной Церкви.

Первенствующая из Православных Церквей, Церковь Нового Рима – Константинополя, возглавляемая Патриархом, имеющим титул Вселенского, и посему и сама именуемая Вселенским Патриархатом, пространственно достигла своего кульминационного развития в конце XVIII века. В нее входила тогда вся Малая Азия, весь Балканский полуостров (кроме Черногории), с прилегавшими к ним островами, т. к. ​другие​ самостоятельные Церкви на Балканском полуострове были упразднены и вошли в состав Вселенской Патриархии. Вселенский Патриарх получил от турецкого султана, еще до взятия Константинополя турками, титул ​Милет​-Баш, т. е. Глава народа, и считался главою всего православного населения турецкой империи, что не мешало, однако, турецкому правительству по всяким поводам сменять Патриархов и назначать новые выборы, причем всякий раз с новоизбранного взималась большая подать. ​По-видимому​, последнее обстоятельство имело большое значение при перемене Патриархов турками, почему нередко случалось, что они смененного ими Патриарха вновь допускали на Патриарший престол после смерти одного или нескольких его преемников. Таким образом, многие Патриархи занимали свою кафедру по несколько раз, и каждое вступление на нее сопровождалось взиманием с них особой подати турками.

Фанар Фанар

Епископские​ кафедры замещались греками, хотя на Балканском полуострове население славянское

Для восполнения суммы, выплаченной при вступлении на Патриарший престол, Патриарх взимал сбор с поставленных им митрополитов, а те, в свою очередь, – с поставляемого ими духовенства. Такой порядок пополнения финансов Патриархии накладывал отпечаток на весь строй её жизни. Также заметно сказывалась на Патриархии велико-греческая идея, т. е. стремление к восстановлению Византии, сначала в культурном, а в будущем и в политическом смысле. Для сего на все видные места назначались верные той идее люди, по преимуществу греки из предместья Константинополя ​Фанары​, в котором находилась и Патриархия. Почти всегда ​епископские​ кафедры замещались греками, хотя на Балканском полуострове население было по преимуществу славянское.

С начала XIX столетия начинается освободительное движение среди балканских народов, стремившихся освободиться из-под власти турок. Возникают сначала ​полусамостоятельные​, а затем и совершенно независимые от Турции государства – Сербия, ​Эллада​, Румыния и Болгария. Параллельно с тем шло и образование новых Поместных Церквей, выделявшихся из Вселенского Патриархата. Хотя и с неохотою, под влиянием обстоятельств Вселенские Патриархи допускали автономии Церквей в вассальных ​княжест​​вах​, а затем признали полную самостоятельность Церквей в Сербии, ​Элладе​ и Румынии. Лишь Болгарский вопрос осложнился, ввиду, с одной стороны, нетерпения болгар, еще не добившихся политической самостоятельности, а с другой – благодаря неуступчивости греков. Самовольное провозглашение болгарской ​автокефалии​ на основании султанского фирмана не было признано Патриархией, и в ряде ​епархий​ создалась параллельная иерархия.

Границы ​новообразовавшихся​ Церквей совпадали с границами новых государств, которые все время росли за счет Турции, вместе с тем приобретая новые епархии из состава Патриархата. Тем не менее в 1912-м году, когда началась Балканская война, Вселенский Патриархат имел около 70 ​митрополий​ и несколько ​епископатов​. Война 1912‒13 года отторгла от Турции значительную часть Балканского полуострова с такими большими духовными центрами, как ​Солунь​ и Афон. Великая война 1914‒18 годов на время лишила Турцию целой ​Фракии​ и Малоазиатского побережья с городом Смирна, впрочем, потерянных Грецией в 1922-м году, после неудачного похода греков на Константинополь.

Вселенский Патриарх не мог здесь так легко отпускать из-под своей власти отторгнутые от Турции епархии, как это делал прежде. Шла уже речь о некоторых местах, искони находившихся под духовной властью Константинополя. Однако все же Вселенский Патриарх признал в 1922-м году присоединение к Сербской Церкви всех областей, вошедших в пределы Югославии, согласился на вхождение в состав ​Элладской​ Церкви ряда ​епархий​ в ​Элладском​ государстве, сохраняя, однако, свою юрисдикцию над Афоном, а в 1937-м году признал даже ​автокефалию​ небольшой Албанской Церкви, первоначально им непризнанной.

Фактически Вселенскому Патриарху подчинены 5 ​епархий​ в пределах Турции и Афон – в Греции

Пределы Вселенского Патриархата и число его ​епархий​ значительно сократилось. Одновременно Вселенский Патриархат фактически потерял и Малую Азию, хотя она и осталась в его юрисдикции. По мирному договору между Грецией и Турцией в 1923-м году произошел обмен населением между этими державами, так что все греческое население Малой Азии должно было переселиться в ​Элладу​. Древние города, имевшие ​некогда​ большое значение в делах церковных и славные в церковной истории, остались без единого жителя православного вероисповедания. В то же ​время​ Вселенский Патриарх потерял в Турции свое политическое значение, т. к. ​Кемаль​-паша лишил его звания Главы народа. Фактически Вселенскому Патриарху ныне подчинены 5 ​епархий​ в пределах Турции и Афон с окрестными местностями – в Греции. Патриарх до крайности стеснен в проявлении даже бесспорных его прав в церковном управлении в пределах Турции, где рассматривается как обычный турецкий подданный-чиновник, да еще находящийся под надзором правительства. Турецкое правительство, вмешивающееся во все стороны жизни своих граждан, лишь в виде особой привилегии разрешило ему, как и Армянскому Патриарху, ношение длинных волос и одежды, воспретив это остальному духовенству. Патриарх не имеет права свободного выезда из Турции, а в последнее время правительство все настойчивей домогается перевода его в новую столицу – Ангору (древнюю ​Анкиру​), где сейчас нет православных, но где сосредоточено управление всеми отраслями государственной жизни.

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский
Такое внешнее унижение иерарха града Св. Константина, некогда бывшего столицей Вселенной, не поколебало к нему почтения в среде православных, благоговеющих перед кафедрой св.св. Златоуста и Богослова. С высоты её – преемник св.св. Иоанна и Григория мог бы духовно руководить всем православным миром, если бы обладал их стойкостью в защите правды и истины и широтою взглядов недавнего Патриарха ​Иоакима​ III. Однако к общему упадку Вселенской Патриархии присоединилось направление её деятельности после Великой войны. Потерю ​епархий​, вышедших из её владения, а также потерю своего политического значения в пределах Турции Вселенская Патриархия ​восхотела​ восполнить подчинением себе областей, в которых до настоящего времени не было православной иерархии, а также Церквей тех государств, где правительство не является ​православным​. Так, 5-го апреля 1922 года Патриарх ​Мелетий​ назначил Экзарха западной и центральной Европы с титулом Митрополита ​Фиатирского​ с местопребыванием в Лондоне; 4-го марта 1923 года он же хиротонисал чешского архимандрита ​Савватия​ в Архиепископа Пражского и ​всея​ Чехии; 15-го апреля 1921 года основана митрополия Венгерская и всей центральной Европы с кафедрой в Будапеште, хотя там уже был сербский епископ. В Америке устанавливается ​архиепископия​, подчиненная Вселенскому престолу; затем в 1924-м году создается епархия в Австралии с кафедрой в Сиднее. С 1938 года Архиепископу Австралийскому подчинена Индия. В то же время происходит подчинение отдельных частей Русской Православной Церкви, оказавшихся ​отторженными​ от России. Так, 9 июня 1923 года Вселенский Патриарх принимает в свою юрисдикцию Финляндскую епархию, как автономную Финляндскую Церковь; 23 августа 1923 года на таких же правах подчинена Церковь Эстонская; 13 ноября 1924 года Патриарх Григорий VII признал ​автокефалию​ Польской Церкви под надзором Вселенской Патриархии, т. е. скорее автономию. В марте 1936 года Вселенский Патриарх принял в свою юрисдикцию Латвию. Не ограничиваясь принятием в свою юрисдикцию Церквей отпавших от России окраин, Патриарх ​Фотий​ принял в свою юрисдикцию русского митрополита в Западной Европе ​Евлогия​ с подчиненными ему приходами, а 28 февраля 1937 года архиепископ юрисдикции Вселенского Патриарха в Америке рукоположил епископа ​Феодора​-Богдана ​(Шпилько​) для Украинской Церкви в Северной Америке. Таким образом, Вселенский Патриарх стал действительно Вселенским по пространству территории, ему теоретически подчиненной. Почти весь земной шар, кроме небольших пространств трех ​Патриархатов​ да территории Советской России, по представлению деятелей Вселенской Патриархии, входит в состав Вселенского Патриархата. Безгранично расширяя свои вожделения о подчинении себе русских областей, Константинопольские Патриархи стали заявлять даже о незаконности присоединения Киева к Московскому Патриархату и о том, что существовавшая прежде Киевская Южно-русская митрополия должна подчиниться Константинопольскому престолу. Таковая точка зрения не только выражена ясно в ​томосе​ от 13 ноября 1924 г. по поводу отделения Польской Церкви, но и проводится Патриархами весьма последовательно. Так, рукоположенному, с разрешения Вселенского Патриарха, викарию митрополита ​Евлогия​ в Париже присваивается титул епископа ​Херсонесского​, словно Херсонес, находящийся ныне на территории России, подчинен Вселенскому Патриарху. Следующим последовательным шагом Вселенской Патриархии было бы объявление всей России под юрисдикцией Константинополя.

Однако действительная духовная мощь и даже действительные пределы власти далеко не соответствуют такому ​самовозвышению​ Константинополя. Не говоря уже о том, что почти везде власть Патриарха весьма призрачна и заключается главным образом в утверждении избранных на местах епископов или послании таковых из Константинополя, ​многие​ страны, которые Константинополь считает себе подчиненными, совершенно не имеют паствы, находящейся под его юрисдикцией.

Патриарх ​Мелетий​ IV Патриарх ​Мелетий​ IV
Нравственный авторитет Константинопольского Патриарха также пал весьма низко, ввиду крайней неустойчивости его в церковных делах. Так, Патриарх ​Мелетий​ IV устраивал «Всеправославный конгресс» из представителей отдельных Церквей, который постановил ввести новый стиль. Постановление это, признанное лишь частью Церкви, внесло страшный раскол среди православных. Патриарх Григорий VII признал постановление ​«Живоцерковного»​ собора о низложении Патриарха Тихона, которого незадолго перед тем Константинопольский Синод объявил «исповедником», и затем вступил в общение с «обновленцами» в России, которое поддерживается доныне.

В общем, Вселенский Патриархат, в теории обнимающий почти всю вселенную, а фактически простирающий свою власть лишь на несколько ​епархий​, в остальных же местах лишь осуществляющий верховный поверхностный надзор и получающий за то некоторые доходы, преследуемый властью на месте своего пребывания и не поддерживаемый никакой государственной силой извне, потерявший значение Столпа Истины и сделавшийся сам источником разделения, а в то же время охваченный непомерным властолюбием, – представляет жалостное зрелище, напоминающее ​наихудшие​ времена истории ​Царьградской​ кафедры.

Епископ Иоанн (Максимович)

Деяния Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей. – Белград, 1939. – С. 389‒394.

19 сентября 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Епископ Бачский Ириней: Большинство Поместных Православных Церквей продолжают признавать каноническим митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, игнорируя гражданина Сергея Думенко Епископ Бачский Ириней: Большинство Поместных Православных Церквей продолжают признавать каноническим митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, игнорируя гражданина Сергея Думенко Епископ Бачский Ириней: Большинство Поместных Православных Церквей продолжают признавать каноническим митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, игнорируя гражданина Сергея Думенко Епископ Бачский Ириней: Преследование канонической Церкви вызвано углублением раскола на Украине
На официальном сайте Сербской Православной Церкви размещено рождественское интервью епископа Бачского Иринея изданию «Печат» (Сербия) от 30 декабря 2022 года, в котором, в частности, затрагивается тема положения Украинской Православной Церкви, переживающей новую волну гонений.
Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал
12 мая 2022 года в столице Кипра Никосии состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона с Блаженнейшим Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостомом.
Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм
23 мая 2022 года «Синод» раскольнической структуры «ПЦУ» под руководством Епифания Думенко заявил о создании религиозной организации с названием «Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра (мужской монастырь) Украинской Православной Церкви (Православной церкви Украины)», для которой хочет заполучить один из храмов Верхней части Лавры.
Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион принял участие в работе Всероссийской научно-богословской конференции «Епископ в жизни Церкви: богословие, история, право».
В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников
Отдел по ересям и культам Пирейской митрополии Элладской Православной Церкви опубликовал в греческом издании «Вима Ортодоксия» статью «Что означает для Православия разрушение Христианства на Западе?».
Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине
Вышла в свет книга члена Синодальной библейско-богословской комиссии протоиерея Андрея Новикова «Русская Церковь на страже Православия в XXI веке».
Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви
Коснувшись в интервью журналу «Международная жизнь» церковной ситуации на Украине, Святейший Патриарх Сербский Порфирий подчеркнул: «Мы не изменим нашу позицию. Оказываем и продолжим оказывать значительную поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви».
Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви
Вышла в свет книга «Украинский церковный вопрос», продолжающая серию книг, посвященных теме украинского раскола. Ее автор — митрополит Пирейский Серафим — один из наиболее авторитетных иерархов Элладской Православной Церкви, пламенный защитник интересов Церкви, ее чистоты исповедания и целостности ее канонического строя.
Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках
По своему жанру письмо представляет собой краткое историко-каноническое исследование, в котором деятельность Фанара всесторонне анализируется на основании документов о передаче Киевской митрополии Московскому Патриархату в 1686 г., канонических правил и томосов Константинопольского Патриархата.
Комментарии
Петр Павлович Иванов Мюнхен25 сентября 2018, 00:39
Не лишне вспомнить гонения на Православных Болгар со стороны турецкого Патриархата во времена оккупации Болгарии турецкими захватчиками. Подданные Турции - греческие епископы настолько дико притесняли Православных Болгар, что только жалобы Болгар туркам предотвратило истребление богослужебного церковнославянского языка и священства из Болгар. На сегодняшний день, некоторые монастыри и приходы в Болгарии переходят на песнопения Русской Православной Церкви не только в силу несомненной высоты, но и из желания избавиться от влияния турецких мелодий - коими полна певческая культура стамбульского Патриархата.
Евгений23 сентября 2018, 21:57
Святителю отче Иоанне моли Бога о нас!
Святая Соборная Апостольская Церковь будет до скончания веков и этим все сказано.
А где территориально она будет, - это будет зависеть от достойности народов хранить Веру Православную. Может ошибаюсь. Но история так показывает.
Как же тяжело жить вне Церкви!
р.Б. Евгений21 сентября 2018, 06:46
"р.б. Алексей19 сентября 2018, 13:38

С глубокой тревогой переживаю все последние события, связанные с автокефалией.
...Хуже то, что на наших глазах подрывается авторитет столь любимого мною Православия".

Полностью согласен, уважаемый Алексей.

Есть только один вопрос - КТО ВСЕ ЭТО НАЧАЛ?

"р.б. Алексей19 сентября 2018, 13:38
"Забота о Православии явно вторична в этой борьбе".

Ну вот Вы и проанализировали ИСТИННЫЕ побудительные мотивы раскольников.
Елена Борисовна20 сентября 2018, 20:20
Спасибо за напечатанный доклад святителя-митрополита Иоанна Шанхайского, многое становится понятным, что происходит сегодня на Фанаре.
Татьяна В.19 сентября 2018, 14:45
р.б. Алексей19
Стороны ведут себя как обыкновенные царьки, делящие территории сбора подати.(с)

Почему во мн. числе? Началась вся эта история давно с Денисенко и анафемы ему. В открытом доступе есть все причины анафемы, и одна (а их много!!) из них действительно - "учинение раскола в Церкви".
Если рассматривать раскол как "деление территории для сбора подати" то Вы совершенно правы.
И отношение к Денисенко и Варфоломею на данный момент - давно высказаны "И слово их, как рак, будет распространяться. " (с)
Примеров много, из последних - второбрачие и узаконивание греха.
Ольга19 сентября 2018, 14:42
Как точно сказано!Как будто сейчас святой Владыка свой доклад представил!Спасибо!
Татьяна В.19 сентября 2018, 14:27
Александр19
Будет ли пример по Мф. 5:44?
А то пока Священный Синод и иерархи Русской Православной Церкви и сайт православие.ру дали пример критического отношения к вышестоящим и публикации этой критики в интернете. (с)

Наша Церковь - Апостольская и Соборная. И Ваш пример католического отношения - кто выше а кто ниже, к православным не имеет отношения. У нас все равны, и патриархи тоже, и ошибаться могут. Глава Церкви Христос, а не Варфоломей.
У нас нет Пап, поэтому претензии Ваши непонятны. Хотя кому многое дано с того много и спросится - особенно это относится к зачинателям расколов.
Может быть я Вас неправильно поняла? тогда извините и уточните.
р.б. Алексей19 сентября 2018, 13:38
С глубокой тревогой переживаю все последние события, связанные с автокефалией. Тревога моя не столько о возможном разрыве с украинскими братьями (хотя об этом, конечно, переживаю тоже). Хуже то, что на наших глазах подрывается авторитет столь любимого мною Православия. Один из мощных аргументов безбожников состоит в том, "что церковь это инструмент подчинения масс, при этом сама церковь не соблюдает принципы, которые она проповедует народу". Разве не это мы наблюдаем на наших глазах? "Последние будут первыми?", "Возлюби ближнего своего?", отказ от гордыни, тщеславия? Стороны ведут себя как обыкновенные царьки, делящие территории сбора подати. Забота о Православии явно вторична в этой борьбе.
Александр19 сентября 2018, 11:42
Слава Богу!
Каждая публикация - это пример для подражания.

Будет ли пример по Мф. 5:44?
А то пока Священный Синод и иерархи Русской Православной Церкви и сайт православие.ру дали пример критического отношения к вышестоящим и публикации этой критики в интернете. И пример это уже дал плоды. Люди, которые раньше молчали, стали критически говорить и писать о Патриархе Кирилле, Московской Патриархии и т.п.
Вот один случай от 12.09.18:
https://pravlife.org/ru/content/kommentariy-ustavshchika-kievo-pecherskoy-lavry-po-povodu-sluzhby-prepodobnym-otcem-antoniyu
Это ловушка. Публичная критика > Небольшая неосторожность > Осуждение > Потеря благодати. Все. Ты во власти бесов.

Василий19 сентября 2018, 10:24
Все ли экклезиологические суждения отцов Карловацкого собора любезны редакции или только некоторые?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×