Сегодняшний Апостол посвящен теме церковного единства. Святой Павел очень интересно формулирует свои мысли – в трех стихах он семь раз произносит слово «один»: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4:4–6).
Поговорим, братья и сестры, о начальных словах: «одно тело и один дух».
По единогласному толкованию святых отцов, Павел говорит здесь о церковном теле. Как у любого тела может быть лишь один дух, так и в теле церковном верующие должны пребывать в духовном единстве. Таков смысл Павловых слов.
Зададим самим себе вопрос: «Образуем ли мы в Церкви одно духовное тело?» Несомненно. В наших жилах течет одна и та же кровь – Кровь Христова, которой мы причащаемся. Наша плоть питается Его Плотью и делает нас духовными сродниками друг с другом. Нас объединяет единство веры и молитвы. Поэтому ответ на этот вопрос мы дадим утвердительный.
Зададим тогда и второй вопрос: «Объединяет ли нас с вами один и тот же дух жизни?» А вот здесь уже так однозначно ответить нельзя. Дух жизни у всякого христианина может быть разный.
Очень интересно об этом пишет святитель Феофан Затворник в книге «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Предлагая своей духовной дочери советы по подготовке к исповеди, он рекомендует исследовать, каким духом жизни она ведома. При этом святитель сообщает ей следующее.
В жизни каждого человека есть деятельная, внешняя сторона – это, условно говоря, тело жизни. За делами стоят мысли, по которым наши дела совершаются – это душа жизни. За мыслями стоят тайные расположения сердца, рождающие те или иные мысли или идеи. Так вот эти тайные расположения, совокупность чувств и желаний сердечных, составляют то, что святитель называет духом жизни. Оценивая дух жизни, Бог будет судить мир, как и говорит апостол Павел: «Бог будет судить тайные дела человеков» (Рим. 2:16). К сожалению, здесь не совсем верный перевод, в оригинальном тексте сказано: «Бог будет судить тайное людей» (по-церковнославянски переведено более точно: «егда судит Бог тайная человеком»).
Святитель Феофан говорит, что есть четыре духа жизни: богобоязненный – когда весь человек устремлен только на служение Богу и боится Его огорчить; самолюбивый – когда то же самое прилагается к себе (служу себе и боюсь огорчить себя); миролюбивый – служу миру, люблю мир (мир здесь как совокупность греха, вселенная без Бога). А четвертый дух жизни у святителя имеет интересное название: ни то, ни се.
Что это за дух? Святитель пишет, что этим, четвертым духом, дышит большинство людей. Такие люди не сказать чтоб уж сильно самолюбивы, но повод уклониться от самопожертвования найдут всегда. И не очень-то миролюбивы тоже, но «не прочь и потешиться вместе с миром делами мира». Небогобоязненные, может быть? Нет, что вы! К Богу они относятся хорошо, однако особо угождать Ему тоже не хотят. В церковь захаживают... О каких-то своих нуждах молятся... Но при этом мысль о служении Господу и ближнему от них далека. К делу спасения такие люди равнодушны.
Отношение Бога к первым трем категориям более-менее понятно. Как же Он смотрит на тех, кто относится к категории «ни то ни се»? Он отвергает таких людей, говорит святитель Феофан. Именно о таких Бог изрек в Апокалипсисе: «ты ни холоден, ни горяч... извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15–16). Таков дух жизни, который святитель Феофан называл «ни то ни се» и который, наверное, можно еще назвать духом теплохладности.
Здесь, братья и сестры, самое интересное то, что речь идет не о внешности жизни (она у всех может быть похожая), но о внутреннем наполнении, которое никто, кроме Бога, видеть не может. Вспоминаются слова Спасителя о Страшном суде: «будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется» (Мф. 24:40–41). Т. е. при абсолютной похожести внешних занятий люди получат в глазах Божиих совершенно разную оценку, ибо жили разным духом. Так и пишет святитель Феофан: «Формы жизни человеческой одинаковы... но дух и направление всего инаковы».
Вот и задумаемся, каким духом живем мы. Сразу предостережем себя, чтоб не начать оценивать наших близких по этим категориям: этот вот наверняка такого духа, а тот такого... Ни в коем случае! Будем помнить, что этот дух – тайный, и, кроме человека, носителя этого духа, только Бог знает его. Святитель Феофан написал это (и опубликовал впоследствии) для того, чтоб каждый человек сам себя оценил, в себя углубился, а не перемывал кости ближнему с «благочестивой» попыткой оценить его дух. Как сказали отцы: «Знай себя, и хватит с тебя».
Братья и сестры, совсем скоро начнется Рождественский пост. Как раз время, пользуясь советом Феофана Затворника, исследовать себя, узнать дух своей жизни. Для чего? Для того чтобы сделать очередной шаг к цели. А цель наша есть тот дух жизни, который святитель назвал духом богобоязненным. Это и есть христианский дух жизни, дух любви и служения, дух веры и упования, дух покаяния и радости – тот камертон, по которому мы должны настраиваться в эти благодатные дни, чтобы по окончанию поста «едиными усты и единым сердцем» воспеть новорожденного Христа. Ему подобает вечная слава, честь и поклонение во все роды и роды.
Спаси Господи за полезную статью.