В сегодняшнем Апостоле мы слышали такие слова:
«Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние» (Евр. 11, 24–26).
Как видим, известная история с Моисеем получает у апостола Павла очень интересное осмысление. Прежде всего, рождается вопрос: почему жизнь Моисея при дворе фараона названа «греховным наслаждением»? Ведь он не делал там никакого греха.
Златоуст отвечает на этот вопрос так: «Грехом называется здесь нежелание страдать вместе с другими» (толк. на Евр. 11). О, тогда все становится понятней. Действительно, жить в полном довольстве и сытости, когда ближний твой притесняется и угнетается, – это грех.
Такая мысль очень полезна для нас в великопостное время. Всякое наслаждение, дозволенное Богом и в обычное время не греховное, становится греховным в суровые дни поста и покаяния. Всему свое время под солнцем. Великим постом всякому крещеному человеку просто стыдно не поститься, потому что постится вся Церковь. Когда миллионы людей ради Христа стесняют желудок, кладут поклоны, отказываются от развлечений, подымают молитвенный подвиг, надо иметь бесчувственное сердце, чтобы в эти дни не смирять каким-то образом и себя. Так что, братья и сестры, если кто-то из нас еще не начал поститься, давайте начнем это делать хотя бы по причине совести, из солидарности к другим верующим.
Далее, апостол Павел продолжает говорить о Моисее: «поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища». Здесь речь принимает совсем неожиданный оборот. Почему скорби Моисея названы «поношением Христовым»? Моисея и Христа разделяют полторы тысячи лет. До Моисея о Христе толком никто ничего и не говорил. Откуда же такое словосочетание?
«Поношение Христово в том, когда кто терпит поношение от своих, от тех, кому благодетельствует», – пишет Златоуст (там же). Когда мы терпим такое поругание и страдая прибегаем к Богу – это поношение Христово.
И в самом деле, Моисей прошел великий путь скорбей и искушений во время странствования по пустыне, терпя поношения от тех, кому благодетельствовал. Все трудности он преодолевал верой в Бога и верой во Христа, о котором Моисей предсказывал: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте» (Втор. 18:15). Моисей страдал от тех, для кого он старался, страдал безвинно, страдал с верою во Христа. Поэтому Павел говорит о нем, что он терпел «поношение Христово».
Все это Церковь говорит нам сегодня не только для того только, чтобы мы узнали нечто новое о Моисее. Сказанное прямо относится и к нам.
Во-первых, мы все с вами в некотором роде были сыновьями дочери фараона, т. е. сыновьями греха и мира. Но мы, подобно Моисею, отказались быть вельможами в царстве греха и решились страдать с народом Божиим. Имеется в виду то, что мы стали христианами, о которых Павел говорит: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). Христиане есть народ Божий, желающий жить благочестиво и страдающий от диавола, мира и своих грехов.
Во-вторых, и нам тоже нужно принять участие в «поношении Христовом». Как же у нас с вами это может быть?
Есть такой всеобщий мировой закон: всякое повреждение, всякая болезнь устраняются и лечатся через страдание, понуждение, подвиг, боль. Например, больному прописывают уколы и кормят противными порошками, а иногда даже требуется хирургическое вмешательство – его режут, чтобы вылечить. Таким «больным» после грехопадения сделалась наша поврежденная природа. Христос исцеляет заболевание нашей человеческой природы Сам в Себе, испытав предельную глубину человеческих страданий, и духовных и телесных, ибо Он страдал за грехи всего мира. Мы же должны в нашей христианской жизни добровольно приобщиться к опыту этих страданий – страданий за наши грехи, ибо Бог исцеляет и спасает нас не без нас. Мы тоже должны в этом поучаствовать, в свою меру.
Для этого Бог дает всякому человеку какой-то свой крест скорбей. Это или крест бедности, или семейный крест, или крест одиночества, или болезни – у каждого свое. Но Великий пост открывает нам уникальную возможность прикоснуться к Кресту Христову, поднять добровольные скорби исправления своих грехов и страстей. Все наши великопостные подвиги именно для этого нужны. Устал ты, например, от поклонов, ради Христа положенных – это хорошо. Значит, ты понес хотя бы какую-то ничтожную долю страданий Христовых, поучаствовал в Его боли, ибо и Христос уставал. Ты недоспал, недоел – прекрасно! И Христос недосыпал и недоедал ради нас, и ты разделил с Ним Его опыт. Тебя оскорбили, и ты смолчал – благодари Бога! Ты последовал примеру Христа, молчавшего на Его неправедном осуждении.
Так сегодняшнее апостольское чтение помогает нам понять смысл великопостных трудов. Все наши усилия – это реальное участие в «поношении Христовом», это действительное прикосновение к тайне Креста. Поэтому полюбим великопостную тяжесть, братья и сестры, и поймем ее драгоценный смысл.
Великий пост – это большой магнит, который тяжело держать в руках, но который притягивает благодать Божию. Подобно тому, как электричество проходит через провода, благодать сообщается нам через добровольные страдания и подвиг. Поэтому нам нужен Пост. «Даждь кровь и приими Дух», – говорит Церковь. Потрудись ради Христа и ради очищения своих грехов – и ты прикоснешься к исцеляющему древу Креста Христова.
Усвоим эту важную и высокую мысль для того, чтобы мы все делали с верными мыслями, для того, чтобы в день Страшного суда Божьего, когда Судья сядет на престоле и раскроются судебные книги, о нас с вами было прочитано так: раб Божий (имярек) «отказался называться сыном дочери фараоновой и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние».