Православный календарьПравославный календарь
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.

«Христос победил весь мир без единого солдата» (+ВИДЕО)

Несвятые святые – наши дни

Протоиерей Олег Тэор – настоятель псковского воинского храма в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами России. Отец Олег проходил армейскую службу в гарнизоне Кронштадта. Во время посвящения во диаконы вокруг престола его водил отец Нафанаил (Поспелов), а во время рукоположения во священники – отец Иоанн (Крестьянкин). Отца Олега связывает многолетняя духовная дружба со старцем протоиереем Николаем (Гурьяновым). Окормляя военнослужащих, отец Олег бывал в Чечне, Сирии, Югославии и Дагестане. Многие называют его «дивизионным батюшкой».

Очередной рассказ из серии «Несвятые святые – наши дни» подготовлен издательством Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник»

Всегда в окружении верующих

Протоиерей Олег Тэор Протоиерей Олег Тэор Я был верующим с детства. У нас в округе в деревне все были верующие, поэтому я с младенчества всегда был в окружении верующих. Когда я учился в школе, уже в средней или старшей, к нам приехал учитель из Эстонии, от которого мы впервые услышали, что Бога нет.

И я всегда старался быть с верующими, быть в Церкви, прислуживал в храме, читал. Общался с людьми благочестивыми, в том числе и со старцами. Старец отец Николай Гурьянов мне, когда я был в Самолве до рукоположения в священники, послал весть, чтобы я подъехал к нему. И я тогда с пересадками, на водных судах добрался до него. И он минут за 15 дал мне наставлений больше, чем другие не могли дать за несколько лет. Отец Николай дал полотенце, показал, как орарем владеть, какие говорить прошения, когда диаконом буду. Впоследствии я часто бывал у старца Николая и даже не раз ночевал у него.

И я решил: чтобы еще один храм не был закрыт, идти в священники

В то время закрывали храмы – закрывали вообще. Чтобы было меньше религиозных обществ. И если свободный храм где-то был, то в области, в глубинке. Занимали эти места протестанты или другие вероисповедания. И я решил: чтобы лишнего замка не было на храме, чтобы еще один храм не был закрыт, идти в священники.

Как я служил в армии

Я постоянно учился, никогда не был свободным, посещал вечернюю школу. И когда я сдавал последний экзамен, мне дали два конверта прошитых, больших, толстых, чтобы я один конверт отдал, вероятно, в военкомат в Ленинграде, а второй, когда прибуду в свою часть, командиру части. А было так, что как только я сдал последний экзамен, надо было сразу же идти на автобус, так что я сразу же и отправился в Ленинград в военкомат. В Ленинград я прибыл рано, не было, наверное, и 6 часов утра. Я пошел в Никольский морской собор, потому что знал, что он открыт. Там с панихидного стола одна бабушка дала мне икону небольшую, которую я постоянно хранил. И в армии тоже: Господь умудрял, чтобы не видно было ее никому.

Нас потом из Ленинграда везли долго, мы плыли мимо Кронштадтского собора, еще и Владимирский собор был виден – мы так объезжали вокруг. Наконец попали в Кронштадт. Мне еще до этого сказали: «Мы отправим тебя туда, где ты в церковь не будешь ходить». В то время в Кронштадте не было ни одного открытого храма, и там я проходил службу. Ко мне относились хорошо, потому что были в то время и тайные верующие среди военнослужащих и офицеров.

«Вокруг престола меня водил отец Иоанн (Крестьянкин)»

А после армии я решил идти учиться в семинарию. И было собрание по этому поводу, и один Герой социалистического труда с пятиконечной Золотой звездой говорил, что таким, как я, надо головы оторвать. Такая вот «свобода» была.

Я пошел священником, чтобы был где-то открыт храм. А раньше не шел, потому что у меня не было музыкальных данных, а в нашей местности все считали, что диакон, священник, церковные певчие должны служить музыкально. А я пошел так. Это было зимой, примерно в день преподобного Корнилия, праздник был. И как раз случилось, что у меня потерялся паспорт в монастыре. А потом оказалось, что один батюшка, сейчас не помню кто, надел быстро мое пальто и ушел. А там был паспорт. Я владыке Иоанну, митрополиту, говорю, что у меня паспорт потерялся, что, наверное, тот батюшка взял. А он мне: не будем тебя рукополагать. Я шел мимо братского корпуса, и тут идет отец Илий, духовник Святейшего Патриарха. И он сказал мне: «Не беспокойся». Я почувствовал будто какой-то елей, приятность такая прошла по моей груди, по мне всему.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Прошло сколько-то времени, и на Вознесение меня стали рукополагать в диаконы. У меня все хорошо было, я знал службу, даже отец Феодорит, фельдшер, наблюдал за мной. И все сказали, что я знаю службу лучше всех. Но митрополит Иоанн сказал, что ему диаконы не нужны – нужны священники.

В Вознесение меня рукоположили в диаконы, вокруг престола вел архимандрит Нафанаил. Потом мы пошли во Псков к Троице. Шли вместе с отцом Иоанном (Крестьянкиным), шли много пешком по Пскову. Отец Иоанн (Крестьянкин) кланялся почти каждому человеку, здоровался… Дошли так до епархии. В епархии в гараже была комната, где мы ночевали. В самый Троицын день у меня было рукоположение уже в священники, диаконом я был 10 дней. И вокруг престола меня водил отец Иоанн (Крестьянкин). Потому что остальным надо было петь – у них были голоса. Так что отец Иоанн (Крестьянкин) вокруг престола меня вел. Я потом бухгалтеру говорил, Нине Владимировне, что так вот случилось, а Нина Владимировна тогда сказала: это не случайно, это Промыслом Божиим. Впоследствии я ездил к отцу Иоанну (Крестьянкину) часто очень, особенно когда был на первом приходе.

«Трезвый» камень старца Николая

Отец Иоанн и ко мне приезжал в Дновский район, в село Белое, на Рождество Пресвятой Богородицы. Народу много у нас собиралось. Но крыши были плохие, текло. И мы в храме ставили ведра, где подтеки были через чердак. А в ведра ставили веники, чтобы не слышно было, как вода стучит. Потом, конечно, справили крышу, и храм стал одним из лучших и известных.

Отец Иоанн, отец Николай – они были трезвенники, бессребреники – деньги не брали. Когда надо было дать деньги за проезд или что-то такое еще, то отец Иоанн не брал, и отец Николай тоже.

У отца Николая около стенки, там, где он жил, в огородике, был небольшой камень. И у кого спиртное было, он брал бутылку и разбивал об этот камень. Однажды его родственник говорит: «Отец Николай! Я же свой» А он: «Да, свой. И я тебе свой». И разбил бутылку.

Очень простые были, экономные. Старец отец Николай экономил даже бумагу. У меня сохранились его письма и другие документы, где он записывал. Очень экономно бумагу использовал, и одежду тоже. В заплатках был. Брюки в заплатках. Как-то его – он уже пожилой был – поощрили, отправили то ли в Москву, то ли на юг куда-то. И его заметил кто-то из правительства, Косыгин, что ли. И говорит: «Вот у нас какое государство, что и духовенство имеет право лечиться». Отца Николая тогда попросили подрясник снять. А как увидели его брюки, что очень много заплаток везде, ему говорят: «Ладно, не надо». Так он в подряснике и ходил.

Крестный ход… вокруг вокзала

Станция Дно в наше время Станция Дно в наше время

У нас не было Чаши большой, только была небольшая. Я говорю: «Отец Иоанн! Нам нужно побольше Чашу, потому что народу много будет». Отец Иоанн тогда у отца Серафима из Лазаревской церкви попросил сосуды, чтобы взять с собой. А на станции «Дно» была комнатка: когда рано прибудешь туда, там и останавливались, и ночевать там можно было. И вот отец Иоанн на станции «Дно» стал искать эту комнатку для проезжих пассажиров. А «Дно» – станция узловая. Они тогда с Василием Васильевичем, тенором из Петербурга, были… Пришли на вокзал, стали искать эту комнату. Идут-идут, обошли весь вокзал. Отец Иоанн (Крестьянкин) и говорит: «Вот, с сосудами обошли крестным ходом вокзал».

Был еще прекрасный человек – отец Анатолий, иеродиакон. Он с одной рукой был. А ремень монашеский так крепко затягивал, что палец не просунешь. Всегда он ходил с мешком через плечи, а в мешке были книги. У отца Анатолия я переодевался, останавливался всегда. Он знал людей, что в деревнях жили, и они его знали. В детстве к нему очень придирались те, с кем он жил: и не так свечку взял, и другое… Всё придирались к нему.

В «горячих точках»

Главный командующий ВДВ сказал: есть, мол, священник во Пскове. Я сразу готов был лететь. И мы летали в Чечню, в Югославию, когда там бомбили, в Сирию – там очень хорошо к нам относились. Мы разоблачили СМИ, которые везде вещали, что сирийцы употребляют газы. И родственники моих знакомых из Москвы спрашивают: «Как вы там среди газов себя чувствуете?» А газы не успели подвезти, их везли только – сейчас я не помню, через какие страны, но бывшего социалистического лагеря, по-моему. Они не довезли эти газы, а уже распространили везде о них. И нам пришлось это разоблачить. Тогда всё хорошо обошлось.

Народ Сирии очень хорошо к нам относился. Я с этим крестом был, они его видели… Там мусульман много, но мусульмане и христиане как в одной семье живут. Даже было так: в одной мусульманской семье родился ребенок, и в тот же день меня пригласили в эту мусульманскую семью благословить их ребенка. Я пошел. Были рады, когда видели священника.

Я в Чечню свез, наверное, около тонны бумаги, чтобы ребята письма домой писали

Сейчас вспоминают, как я был в Чечне или в других «горячих точках», что для ребят это была радость. Я в Чечню свез, наверное, около тонны бумаги, чтобы они письма домой писали, и показал, как конверты делать. В Сирию тоже с гуманитарной помощью ездили. Тоже возили туда продукты, и детям, конечно… Опасались очень, чтобы меня где-нибудь [не убили]… Один сириец все время считал нас, сколько нас человек, чтобы все были на месте. О страхе некогда было думать. Знали, что надо ехать, и ехали, вернее – летели на самолетах туда. Потому что мы чувствовали: мы востребованы там, в нас нуждаются.

Бомбежки видели. Когда в Сербии были, и в Югославии – они не любят, что их югославами называют… Видели, что было сразу после английских бомбежек… Когда туда прибыли, говорили: вот, одну женщину ранило, их, местную. Так что, было, конечно, много всего. А страха не было, потому что некогда. Может, на наш, духовенства, пример и другие смотрели.

Знамение нашего спасения

Однажды вызвали меня в райисполком, секретарь мне говорит: «Вы не должны напутствовать умирающих». А я приходил соборовать – и люди не умирали, а, наоборот, выздоравливали. И я был виноват, что они выздоравливали. Вот такие были сложные времена.

Я светским вопросам уделял внимание, религиозному мировоззрению Пушкина, теме «Пушкин и Церковь». К тому же в то время считали, что Пушкин – это чуть ли не кандидат в КПСС, и приводили разные кощунственные произведения, с чем Пушкин, может быть, и не всегда соглашался. Поэтому я находил всё, что свидетельствовало: Пушкин был верующим. Ведь, когда он был в Святогорском монастыре, он завещал похоронить себя недалеко от алтаря. Он был и отпет. А перед смертью у Пушкина спросили, какого священник позвать на напутствие и исповедь, он говорит: «Любого». Это было на Конюшенной в Санкт-Петербурге, там его и отпевали.

Церковь и государство – всё должно быть в гармонии. Тогда лучший порядок будет

Церковь и государство – всё должно быть в гармонии. Тогда лучший порядок будет. И, конечно, надо бороться с кощунством, насмешками, с тем, что оскорбляет верующих. Как вот на днях было, когда в святом месте грязные ботинки помыли. А потом Кадыров заставил извиниться. Человек должен извинения принести или оправдаться, если он что-то не так сделал. Так и в государстве тоже. Что толку, что расстреливали во время революции, после революции тех, кто не соглашался с коммунизмом? К чему привели? Привели к тому, что Господь победил. Не коммунисты, а Господь победил. У коммунистов столько оружия, и пропаганда была, а у Иисуса Христа ни одного солдата не было. Иисус Христос победил весь мир без единого солдата Своим мученичеством. Потому-то в мире на всех почетных местах воздвигнут крест, а это знамение нашего спасения.

Протоиерей Олег Тэор

15 октября 2020 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 1597 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Больше видео можно найти на YouTube-канале Издательства Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник».

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Татьяна 9 декабря 2020, 14:53
Олег Теор удивительный батюшка,мы ночевали в храме Александра-Невского в Пскове на полу на скамейках,мы из Воронежа совершали паломничество в Псково-Печерский монастырь и заехали к о.Олегу..Я помню он нам выдавал матрасы ,шутил,угощал чаем ...прекрасный душевный человек.
Сергей Елькин30 ноября 2020, 10:38
Хорошая статья!
Егор Тит 5 ноября 2020, 18:47
Хорошие слова.
Елена17 октября 2020, 11:25
Спасибо хорошим священникам, что служат Богу и людям и нас учат!
Елена15 октября 2020, 16:02
Ровно пять лет назад посчастливилось быть в псковском храме и слушать отца Олега Тэора. Он изменил моё отношение к государственности и воинству - теперь постоянно обращаемся с молитвой к блгв.князю Александру Невскому, икону которого подарил отец Олег. Хотя у меня в окружении нет военнослужащих, примеры отца Олега не раз помогали настроить работу и отношения с близкими.
рБ Марина15 октября 2020, 14:02
СПАСИ ГОСПОДИ ОТЕЦ ОЛЕГ ЗА НАСТАВЛЕНИЕ!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В СЛУЖЕНИИ И В ТРУДАХ!!!ПРОСТИ ГОСПОДИ нас грешных!!!
Лариса_15 октября 2020, 10:10
Спасибо нашим священникам за их попечение о нас. Низкий поклон. И сейчас они, как никогда, на передовой.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Протоиерей Олег Тэор

Новые материалы

Выбор читателей

×