Памяти генералиссимуса А.В. Суворова
Среди
многих славных русских имен имя Суворова стоит
особняком: название «суворовец» стало
высшим знаком отличия российского солдата. Суворов не
проиграл ни одного сражения, и потому его имя носит
один из высших полководческих орденов. Сам герой,
увенчанный славой, титулами и наградами, был прост и
скромен. «Доброе имя есть принадлежность
каждого честного человека, – писал он в одном
из писем, – но я заключал доброе мое имя в
славе моего Отечества и все успехи относил к его
благоденствию. Никогда самолюбие, часто производимое
мгновенным порывом, не управляло моими деяниями. Я
забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе
общей». 6/19 мая исполняется 208 лет со дня
кончины славного генералиссимуса.
А.В. Суворов. Холст, масло. Неизвестный художник. Конец XVIII в.
Войны, которые несут нам страшные скорби и тяготы, мы называем величайшим злом, моральной болезнью человечества, бичом Божиим, наказанием за грех и отвращение от Бога. Человеческими средствами невозможно до конца отвратить это бедствие, поскольку оно попущено Самим Богом, «полезное всем подаваяй».
«Любящим Бога… все содействует во благо» (Рим. 8: 28). Польза в данном случае для человека заключается в том, что он, отдавая свою жизнь на поле брани за веру, православное Отечество и его богоустановленную иерархию, имеет возможность исполнить самую, пожалуй, трудновыполнимую, высшую заповедь – заповедь самоотвержения, подъять подвиг Христов и удостоиться высокой награды от Бога. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», – говорит Господь (Ин. 15: 13).
На Руси всегда народом были особо любимы «чудо-богатыри» – «христолюбивое воинство» и его православные вожди – люди, которым выпадает на долю нести за всех нас тяготы походов, подвергаться смертельным опасностям в битвах… Молодое поколение воспитывалось на поучительном примере их жизни, деятельной, жертвенной любви, ревностного и самоотверженного служения вере и Отечеству.
Исключительное место среди великих воинов Христовых по искреннему народному почитанию занимает Александр Васильевич Суворов – фельдмаршал, генералиссимус, никем не побежденный герой российский, увенчанный лаврами граф Рымникский, князь Италийский.
«Глазомер, приводящий в изумление своею верностью; инициатива, никогда и ничем не парализуемая; быстрота решения и энергическое исполнение, несмотря ни на какие препятствия; понятная всякому простота действий; полное пренебрежение численным перевесом неприятеля, так как “бьют уменьем, а не числом”; в заключение, как венец всего… безусловное убеждение в успехе – вот что передавалось от Суворова войскам и делало их послушным победным орудием в его руках. Прибавим ко всему этому патриотизм, благочестие, любовь к солдату, близкое знакомство со всеми мелочами его быта, со складом его понятий, с процессом образования его идей, уменье с солдатом говорить и обращаться и проч., и проч., и тогда увидим, какая масса могучих нравственных нитей связывала последнего солдата суворовской армии с вождем. Следствием были постоянные победы, и эти неизменные победные свойства Суворова сделались в свою очередь причиною, что солдат стал его считать каким-то высшим существом. Говорили, что знал он человеческую душу насквозь; не мог на него прямо смотреть тот, у кого нечиста совесть; видел труса по лицу, ставил его вперед, и делался трус храбрецом. Бог дал ему змеиную мудрость, ведал он “Божью планиду”, умел разрушать и волшебство, и козни диавола именем Божиим, крестом да молитвой. Знал он все на свете, проницал замыслы врагов, чуял в безводных местах ключи; не начинал сражения прежде, чем отойдет обедня, что служат на небе ангелы Господу; Божий посланец оберегал его в бою. И смело шли за вещим Суворовым войска, слепо доверяясь своему вождю.
В Италии, в каком-то сражении, при одной частной неудаче рота или какая-то небольшая часть, услышав сзади крик: “Суворов здесь”, рванулась вперед и легла чуть не поголовно под губительным огнем неприятеля. На Треббии Фукс был зрителем упорного боя, наблюдая его с небольшого возвышения вместе с Дерфельденом; он заметил, что как только появится Суворов в своей белой рубашке там, где войска приходили от неудачи в расстройство, порядок восстановлялся тотчас же. Дерфельден объяснил Фуксу, что насмотрелся на подобные явления в продолжение 35 лет, как знает Суворова; что этот непонятный чудак есть какой-то талисман, который довольно развозить по войскам и показывать, чтобы победа была обеспечена». Такими словами, как будто взятыми из житийного сказания, описывает Суворова его биограф, военный писатель генерал-лейтенант А.Ф. Петрушевский.
Сильно и точно характеризуется личность и деятельность Суворова в высочайшем приказе от 6 мая 1900 года, в столетие кончины великого полководца: «Славный подвигами на защиту Русской земли, великий учитель и воспитатель армии генералиссимус князь Италийский граф Суворов-Рымникский неизменно являл собою пример самоотверженного служения престолу и Родине. Грозный врагу, милостивый к побежденному, поборник правды, радетельный о младшем и преданный военной науке, он представляет высокий образец человека и воина, сильного верою в Бога, преданностью царю и любовью к Родине».
Истинный православный христианин, исполненный страха Божия, Суворов начинал и заканчивал молитвой каждый свой день, строго соблюдал посты, хорошо знал чин церковной службы, читал и пел на клиросе за богослужением, сам строил храмы. Перед каждым сражением он молитвенно взывал к Богу о помощи. Хорошо знавший Евангелие и его заповеди, Суворов, конечно же, помнил слова Спасителя: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5). Поэтому он постоянно призывал солдат: «Все начинайте с благословения Божия… Молись Богу: от Него победа!».
«Победа – враг войны» – один из самых сильных афоризмов Суворова. Верный путь к победе этот великий военный педагог усматривал вправильномвоспитании и обучении войск, что делает возможным достижение суворовского идеала воина-победоносца – орудия Промысла Божия, носителя высшего государственного интереса, защитника чести русского имени, ведь от личных качеств воина подчас зависит не только исход сражения, но и само существование государства…
Великий полководец разработал особую военно-педагогическую систему, нацеленную на практическое обучение военному делу с одновременным развитием в солдатах доблестных чувств, лучших боевых и нравственных качеств: дисциплинированности, исполнительности, смелости, самообладания, энергии, упорства, человеколюбия, твердой уверенности в соответствии их действий правде Божией, что приводило к уверенности в победе, – качеств, которые, подкрепляемые благодатной помощью Божией, помогают нравственно и физически одолеть врага на поле боя. Суворовская система основана на приоритете духовно-нравственных православных ценностей, почему многие и называли ее «консервативной», и направлена она, прежде всего, на раскрытие и совершенствование в воинах тех высоких духовных свойств, которые сохраняются в душе каждого человека как образа Божия.
Военный исследователь описывает нравственную атмосферу в русской армии времени Суворова в таких словах: «И подлинно, тогдашние русские войска были истые войска римские, столь же твердые, суровые, неустрашимые и уверенные в победе… Нижние чины, большею частью настоящие, коренные русские, с телом крепким, как железо. Офицеры, между которыми было много уроженцев остзейских губерний, суровые, как их климат, опытные и образованные многими войнами и тогдашней военной мудростью. Солдаты – усердные, послушные, готовые на все; в лагере – агнцы, в бою – львы… Что для римского воина был его короткий меч, то для них был их штык; горе было противнику, ожидавшему сильного удара, направленного твердою рукою… Вера в непобедимость даровала им победу, ибо кто решился не отступать, тот либо побеждает врага, либо умирает. Но коль скоро противник убедился в этом, то скоро лишается мужества и отступает, если только не может подавить превосходством силы. Так самопожертвование горсти храбрых приносит плоды даже для будущего времени… Непредвиденные неудачи могут на мгновение удручить народ, но если он имеет подобные воспоминания, то всегда сохраняет ту силу напряжения, которая дарует побуждение и стремление к новым подвигам».
Суворов сам обучал воинов закону Божию и молитвам. Он воспитывал в офицерах и солдатах страх Божий, любовь к православным властям и Отечеству, учил держаться правды Божией в самых сложных ситуациях, помогал своим подопечным правильно ориентироваться в духовно-религиозных вопросах, «дабы они познавали грехи и наказания» и тем самым отвращались бы от дурных проступков, служили бы не за страх, а за совесть. Он воспитывал воинов в покорности воле Божией и уповании на Бога: «Провидение забросило нас в облака… Знаешь ли ты трех сестер, которые перевели нас через горы?.. Они называются Вера, Надежда, Любовь – с ними Бог!».
Очевидно, что без подобного духовного руководства воины не смогли бы ясно понять, ради какой высокой цели они идут на смерть, увидеть, что есть нечто более драгоценное, чем земное скоропреходящее существование.
Венец духовно-нравственных качеств воина – самоотверженность вплоть до самопожертвования. Суворов исподволь упорно подводил солдат к постижению сути этой христианской добродетели, он не уставал повторять: «Умирай за Дом Богородицы! За Матушку! За Пресветлейший Дом! Церковь Бога молит. Кого из нас убьют – Царство Небесное; живым – слава, слава, слава!» Вот какие великие обетования от Бога дерзновенно провозглашал Суворов своим «чудо-богатырям»!
Великий военно-практический и духовно-нравственный опыт прославленного полководца сконцентрирован в его «Науке побеждать» – произведении, которое имеет для потомков Суворова огромное значение и которое названо исследователями «величайшим памятником православной культуры».
Новое издание «Науки побеждать» |
По глубине мысли, образности языка, выразительности слога «Наука побеждать» не имеет себе равных в мировой военной литературе. Окончательно текст этого произведения выработался к середине 1790-х годов. В более широком смысле к «Науке побеждать» нужно отнести и наставления «Полкового учреждения», составленного Суворовым намного ранее, и отдельные места из многочисленных приказов, инструкций, реляций, писем, донесений… Суворовские афоризмы, его меткие, живые поговорки вошли в нашу речь в качестве крылатых выражений.
Интерес к «Науке побеждать» с годами не ослабевает, и уже в наши дни традиционный, «канонический» ее текст публиковался не раз. Кто-то брал «из этого родника» военно-практическую часть, кто-то, чаще всего делая упор на «простой морали», интересовался воспитательным аспектом…
Но есть в наследии Суворова такие глубинные пласты, которые сложно разглядеть тем, у кого закрыты «духовные очи».
В 1913 году под тем же названием – «Наука побеждать» – Военным книгоиздательством В. Жукова была издана небольшая брошюра, которая была составлена, как сказано в предисловии к ней, «по материалу, заключающемуся в записках и копиях с собственноручных чертежей и рисунков генералиссимуса Суворова и его же надписей к ним на различные интересные и важные вопросы военного дела. Означенный материал сохраняется в роду К.Л. Нонненмана и ныне передан для издания». Капитан Нонненман сопроводил рисунки и подписи Суворова пространным пояснительным текстом, дав своему изданию выразительный суворовский заголовок – «С нами Бог! Стратегия на все времена»[1].
Чертежи и рисунки А.В. Суворова, непритязательные с виду, – не только иллюстративный материал к курсу основ военного дела, но и наглядное пособие для лучшего усвоения духовно-нравственных законов Священного Писания и святоотеческого предания, без знания которых нельзя правильно понять не только законы ведения победоносной войны, но и законы социально-политического устройства и развития всех прочих сфер нашей жизни. Рисунки и пояснения к ним Суворова – это инструкция по применению в жизнь Божественных заповедей – «устава Царя Небесного и царя земного». Внешней простотой, легкостью и доступностью для понимания суворовские рисунки как будто подчеркивают легкость несения благого ига веры Христовой, говорят о тех вечных, бесконечных радости и блаженстве, которые получает человек, исполнивший до конца свой долг перед Богом и ближним.
«Вся деятельность Суворова, его кампании, его военно-педагогические приемы и взгляды, его суждения по различным военным вопросам, рассеянные в его приказах, заметках, корреспонденции, — все это составляет неисчерпаемый родник, из которого каждый может поучаться весьма много и все-таки при новом изучении будет нападать на новую идею; каждый из этого родника возьмет, сколько может», — писал в XIX веке полковник Генерального штаба Н.А. Орлов.
Вот почему в минувшем было предпринято новое издание «Науки побеждать», в которую вошли и военно-практическая, и духовно-нравственная составляющие наследия полководца. А иллюстрации к новому изданию «Науки побеждать» Суворова взяты из книги, ставшей в настоящее время редкостью – «Жизнь Суворова в художественных изображениях: Собрание портретов, картин, гравюр, рисунков, карикатур, снимков со статуй, медалей и других произведений живописцев, граверов, скульпторов и других художников», которая была подготовлена офицерами Генерального штаба М.Б. Стремоуховым и П.Н. Симанским в 1900 году, когда Россия отмечала 100-летие со дня смерти одного из величайших своих героев.
«“Господа, не английские деньги, не русские штыки, не австрийская кавалерия и тактика, не Суворов водворят порядок и одержат победы с желанными последствиями, а справедливость, бескорыстие, которое внесут в политику, прямота, благородство и порядочность, привлекающие сердца, – вот чем можно достигнуть всего”, – разве нельзя эти слова Суворова повторить в наши дни? Вера в Бога не только не расслабляла Суворова, но она-то и давала ему силы быть бесстрашным и нравственным человеком, воином-христианином – Суворовым», – писал в своей книге «Беседы с русским народом» святитель Иоанн Шанхайский.
Быть нравственным человеком в наше время почти что подвиг. И на этот подвиг нас вдохновляют суворовские правила, имеющие своим основанием вечные Божественные истины. Вот в чем суворовская «стратегия на все времена».
[1] Переиздание этого варианта суворовской «Науки побеждать», в которой сконцентрированно выражена духовная часть наследия великого полководца, было предпринято в 1996 году с участием Преображенского храма в Тушине, где тексту было предпослано хорошее предисловие православного церковного духа.