Верующая в Храме Христа Спасителя в Москве / Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»
Никакая человеческая жизнь не проходит без скорбей. Одни периоды кажутся внешне благополучными, спокойными, а другие — более тревожными.
Думаю, каждый вспомнит из рассказов знакомых и личного опыта случаи, когда в размеренной жизни многое внезапно менялось: падали доходы, возникали проблемы с работой, близкие люди проявляли себя с худшей стороны и так далее. Когда неприятные обстоятельства нарушают повседневный уклад, человек внезапно ощущает себя одиноким, растерянным. Невольно возникают вопросы: «Зачем на меня обрушились эти трудности? Почему все не могло продолжаться так, как я к этому привык?»
Испытания, с одной стороны, заставляют сильно тревожиться, а с другой — являются причиной нравственных открытий человека. Многие люди, пережившие трудности, признаются, что жили до этого словно в оцепенении. Во внешне благоустроенной жизни, как в результате оказалось, было не все в порядке. Дни, месяцы, годы казались рутинными, существование не несло особого смысла. Апатия, тоска, бессмысленность — состояния, которые посещали человека, когда он оставался с собой один на один. Выхода из ситуации не было, поэтому он старался, по крайней мере, о ней не думать: активно работать, обеспечивая себе хотя бы комфорт и достаток.
Внезапно постигшая неприятность напоминает вскрывшийся нарыв. В большинстве случаев она является решением назревших духовных проблем. Человек нередко свыкается с грехом, ленится с ним бороться, откладывает на долгое время необходимость пойти в храм, исповедоваться. Трудности нередко подталкивают человека к решительным действиям и становятся средством к исцелению от греха. Так, преподобный Ефрем Сирин высказывал мысль, что, подобно «стечению облаков», скорби вначале делают «воздух мрачным», но, как только дождь пройдет, становится тихо и ясно. Так, отмечает святой, и душевная скорбь омрачает мысли, но, как только молитвой и слезами «выйдет наружу, тогда производит в душе большую ясность, низведя в ум молящегося, подобно некоему лучу, мысль о Божией помощи».
Бывает, наоборот, человек постоянно находится в гуще событий. Одни яркие впечатления сменяют другие. Дополнительным развлечением становится пристрастие к алкоголю, компьютерным играм, просмотру фильмов. Без этой бурной жизни образуется пугающая пустота. Постепенно развлечения наскучивают, а ощущение опустошенности охватывает все сильнее.
В этом случае трудности способствуют тому, чтобы человек расставил верные приоритеты: хотя бы на время отвлекся от внешней мишуры и подумал о духовной жизни. В то же время испытания помогают избавиться от пресыщения. У преподобного Антония Великого есть емкое высказывание о том, что человек способен ощутить радость только после скорби. «Несладко пьет тот, кто не томился жаждою, несладко ест, кто не голодал... Так и вечными благами не насладимся мы, если не презрим маловременные», — говорил святой.
Перемены в жизни нередко затрагивают не только самого человека. Они влияют и на его взаимоотношения с окружающими. В сложные жизненные периоды человек в большей степени способен оценить труд, искренность, любовь друзей и родственников, проявить к ним ответные чувства. Иногда испытания, напротив, опережают значительную опасность, выявляя корыстные намерения окружающих: жажду славы, денег, власти.
Случается, что страдания одного человека могут вразумлять и других людей. Подтверждением этому становится эпизод из жизни праведной Аглаиды Римской. Внезапная весть о мученической смерти святого Вонифатия настолько поразила богатую римлянку, что она раздала все имение нищим и ушла в монастырь, где до своей смерти подвизалась и приносила Богу покаяние за прежнюю греховную жизнь.
После того как скорби отступают, некоторые люди могут найти в себе мужество и признать: испытания имели смысл. Они, разрушившие привычную жизнь, принесшие множество тревог, одновременно были и помощью. По мысли святителя Григория Богослова, существуют два основных смысла испытаний: во-первых, они случаются для того, чтобы человек исцелился от скверны греха, а, во-вторых, являются средством для духовного возрастания. В этом случае людям, незаслуженно перенесшим скорби, Господь дарует особую славу и великую награду в Царстве Небесном (ср. Мф. 5:12).