Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
С праздником, с воскресным днем, с Неделей блудного сына, которая напоминает каждому из нас о том, что все мы уходим, но по милости Божией возвращаемся к своему Творцу, к Богу, к Отцу. К Тому, Кто, несравнимо ни с кем на земле и на небе, любит каждого из нас – Своего сына, Свою дочь.
Из года в год мы слышим эту великую притчу, это великое Евангелие – Евангелие, потому что святитель Амвросий Медиоланский назвал рассказ Спасителя о блудном сыне самой настоящей благой вестью, самым настоящим законченным Евангелием. И разве это не благая весть?! Что, какие бы грехи, какие бы предательства, какие бы глупости ни сотворил человек, для Бога он все равно остается любимым ребенком, чадом, дочерью или сыном, который будет прощен, только бы в сердце его возгорелись любовь, понимание Отца, стремление к Нему, и если уж совсем человек придет в себя, как говорится в этой притче, то и благодарность Отцу Небесному.
Все в этой притче прекрасно, даже то, что человек покидает своего отца, уходит от него, наносит ему рану, предает его… Чем же это прекрасно? Это прекрасно для нас, падших людей, таких же, как этот блудный сын, хотя бы потому, что мы можем осознать весь ужас падения всего человечества и каждого из нас. Каждый штрих в этой притче удивителен, и с каждым годом, несмотря на то, что мы множество раз слышали эту притчу, открывается в ней все новое и новое.
Вот сын объявляет своему отцу, что он требует той достойной части от имения и наследства, чтобы пользоваться им, как он сам хочет. Наследство обычно дается после смерти родителя. Этот несчастный сын, так же, как и мы, когда погрязаем в своем себялюбии, говорит: «Ты для меня уже умер». «Ты для нас умер уже», – говорим мы каким-то задним умом, совершая хотения наших страстей, то, что противно заповедям нашего Отца, животворящим, творящим жизнь. А после что произошло? Этот блудный сын какое-то время был еще с отцом. В притче умалчивается почему. Но спустя некоторое время он ушел – ушел не с домами, не с вещами. С чем же он ушел? С деньгами, которые он потребовал выручить, продав часть имения отца – того, что отец созидал своим трудом и ради своих детей. «Отдай мне это как хочешь, не мое дело как. И дальше я буду жить так, как я хочу». И вот, несмотря на все эти обиды, раны, оскорбления, отец, когда этот несчастный сын пришел в себя и вернулся к нему, бросился ему навстречу. Издали увидев его бредущим, жалким, трепещущим: «А как примет меня отец?», кинулся ему навстречу, и обнял его, и покрыл его поцелуями отцовскими – все забыто, кроме любви. Это и есть Евангелие, это и есть Бог и каждый из нас.
Есть еще одна особенная часть этой притчи – общественное мнение, как бы мы сказали сейчас. Господь наш Иисус Христос и общественное мнение – это нечто диаметрально противоположное. Общественное мнение тянуло Ему на суд блудницу, чтобы Он осудил ее, а Господь осудил общественное мнение. Не грех! Грех, конечно же, мерзок пред Богом, но ненависть и отсутствие любви, на которых зиждутся общественные мнения издревле и до сегодняшнего дня, омерзительны пред Богом, хотя народ, как правило, пляшет под дудку этого общественного мнения, не желая ни размышлять, ни смотреть на самих себя. Ни смотреть на Бога, Который, вопреки общественному мнению – мы две недели назад читали в храме это Евангелие – подходит к омерзительному для всех Закхею и говорит: «Днесь в дому твоем подобает мне быти». А в прошлое воскресение мы читали о выразителе общественного мнения фарисее и о жертве общественного мнения мытаре. То же самое и сегодня. Общественное мнение и высшую человеческую справедливость выражает старший сын: «Как?! Ты принимаешь этого человека, который предал тебя, который отнял у тебя часть имения и прожил его с блудницами?» Причем заметьте, мы говорим «блудный сын», а на самом деле, если посмотреть, скажем, Евангелие короля Иакова на английском языке, там говорится «расточитель», то же самое и в греческом подлиннике: «расточитель». А о блуде, о позоре этого несчастного, о котором не помянул отец, говорит только общественное мнение, говорит только этот праведник – старший сын.
Общественное мнение возвело на крест Сына Божия. Общественное мнение убивает праведников всегда. Вспомним сравнительно недавнее время. В 1917 году общественное мнение признавало, что даже с симпатией относиться к Царю-мученику Николаю II – это омерзительно, это недостойно рукопожатных, свободных, стремящихся к справедливости людей, а оскорблять и его, и мученицу-царицу Александру – приемлемо. А каких только мерзостей не придумывали о них! И все в эти мерзости верили, потому что в них верило общественное мнение. А наши соотечественники тогда в большинстве своем склоняли свои головы не перед правдой Божией, а перед мнением общественным. Это потом мы стали прославлять Царственных страстотерпцев, писать их иконы. А тогда, в 1917 году, человек становился вне общества, если он возражал, что Государь, императрица, все близкие ему люди не отвратительные фигуры – самым мягким словом скажу, – которые разоряют страну, а люди достойные и свой долг исполняющие. Как только говорил человек такие слова про них и про долг, он становился абсолютно нерукопожатным, абсолютно вне общества, и если вначале так было в т.н. обществе просвещенном, среди интеллигенции, которая была законодателем общественного мнения, среди рабочих, служащих, то потом и все практически приняли не правду Божию, а мнение общественное. И когда в июле 1918 года объявили о расстреле царской семьи, то, по воспоминаниям современников – а таких воспоминаний много, – народ говорил страшные слова: «Собаке собачья смерть». Это вспоминает, кажется, Цветаева: она шла по городу, а по улицам бежали мальчишки и кричали об этой новости весело, и ни одни человек сочувственно не сказал ничего – потому что общественное мнение.
Господь всегда говорил то, что противоположно мнению общественному. Не потому, что это была сама Его цель – смешно так думать, – но потому, что мнение общественное не выражает правду Божию.
Но давайте о более светлом.
Блудный сын и 2000 лет назад, и сегодня все тот же. Он найдет объятия отца, потому что Господь Иисус Христос вчера и ныне и во веки Тот же, и это и есть главное благовестие Святого Евангелия. Сам Господь Иисус Христос стремится навстречу человеку, который идет к Нему, и иногда совершенно удивительные случаи подобных встреч происходят и сегодня.
В Псково-Печерском монастыре об этой истории знают уже, наверное, все, а вам я расскажу, потому что кто-то слышал ее, а кто-то нет. Это история вот о таком блудном сыне. Ведь это не обязательно человек, ушедший от Бога, это и человек, который ищет искренне Его и стремится к Нему, живя в обычном нашем мире. Полтора года назад, позапрошлым летом, произошел этот случай в Псково-Печерском монастыре.
Несколько лет назад, еще задолго до этого случая, ко мне и в Москве, и когда я был в поездках в Китае, подошел один китаец – довольно высокопоставленный в Китае человек. Подошел потому, что прочел книгу «Несвятые святые» на китайском языке. Он сказал, что ищет Бога, стремится к Нему, но живет как все, скажем так. И сказал еще, что очень-очень хочет понять, что это за Бог, Которого исповедуют православные христиане. Позапрошлым летом был Экономический форум в Санкт-Петербурге, и он был на этом форуме. Позвонил мне в Псково-Печерский монастырь через своего переводчика – может быть, даже кто-то знает этого переводчика – Женю Маркина, он был у нас в Псково-Печерском монастыре, учился здесь, и многие, здесь стоящие, его знают, он китаист, переводчик с китайского языка. И вот этот китаец позвонил и говорит, что он в Санкт-Петербурге, их руководитель Си уехал, сказав, что им можно остаться в Петербурге посмотреть город два-три дня, но он хотел бы приехать в Псково-Печерский монастырь, потому что ни разу не был ни в православном храме, ни тем более в православном монастыре. «Конечно же, приезжайте», – отвечал я.
Ранним-ранним утром, часа в 4, этот китаец на машине выехал из Санкт-Петербурга в Псково-Печерский монастырь. Я ждал его в настоятельском корпусе, приготовил легкий завтрак, а потом ему бы показали монастырь. Звонит переводчик: они уже у ворот. Сколько идти от ворот до настоятельского корпуса? Пять минут. Пять минут проходит – их нет. Десять минут – их нет, полчаса – их нет, пятьдесят минут – их нет. Я уже думаю: «Что же там случилось?!» Вдруг они появляются. Появляются вот с та-а-акими глазами – и у нашего русского Жени, и у китайца. Вижу, что люди абсолютно потрясены. Спрашиваю: «Что-то случилось?» – «Случилось». – «Что?» – А случилось вот что.
Те, кто был в Псково-Печерском монастыре, знают: как только входишь в обитель, первый храм, который видишь, – это Никольский храм, древний храм, построенный еще при преподобномученике Корнилии. И вот они видят этот храм. Двери храма открыты. Китаец впервые входит в православный монастырь, впервые видит православный храм, в который сразу же хочет войти, он входит в него – а там идет служба… на китайском языке. Я говорю: «В каком смысле? Как так?» Мне оба хором отвечают: «Служба идет на китайском языке». – «Не может быть!» «Владыка, – они с отчаянием, – служба на китайском языке!» И вдруг я понимаю, что происходит. Дней за пять до этого к нам приехала одна из делегаций – а к нам в обитель приезжают ежедневно пять-шесть групп, с которыми я встречаюсь, общаюсь… И я уже забыл, что приехала группа из Китайского подворья Москвы. Китайское подворье в Москве есть, знаете? У нас учился Андрюша Ли, китаец, он собрал общину, на это подворье ходят православные китайцы, священник, который там служит, китаист. И вот эта группа приехала в монастырь пять дней назад. Это была первая группа китайцев в Псково-Печерском монастыре, и они хотели тут послужить. Я разрешил, сказав: «Только не в Успенском соборе, потому что не все печорские бабушки знают китайский язык». Благочинному отцу Прохору поручил подобрать для них какой-то маленький храм, и когда они захотят, пусть в нем и послужат.
И вот из пункта А – города Пекин – в пункт В – Псково-Печерский монастырь – выезжает этот китаец, ищущий Бога; а из города Москвы в Псково-Печерский монастырь приезжают православные китайцы – и они встречаются. Я думал: «Что же этот человек делал 50 минут?» – а он был в объятиях своего Небесного Отца, он стоял там совершенно потрясенный. И мы были потрясены, потому что впервые в истории Псково-Печерского монастыря совершалась Литургия на китайском языке, да и не только в Псково-Печерском монастыре, я думаю, а и на всем Северо-Западе впервые. И навстречу этому человеку выбежал, не побоюсь этого слова, Отец его Небесный. И потряс его до глубины души.
Этот китаец был поражен, думал, что это я так сделал специально. Я ответил: «Специально, но не я». И он все понял.
Так близок к нам Отец наш Небесный – Господь наш Иисус Христос, содержащий всю Церковь в Духе Святом.
Ответим ли мы на эту любовь благодарностью Богу? Ответим ли мы Ему старанием в исполнении заповедей Его, искренним покаянием во всех наших глупостях, которые мы совершили в этой жизни? Только бы это было, а Он нас не только поймет, но даже не помянет грехи наши.
Благодать Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и Причастие Святаго Духа буди со всеми вами. Аминь.