Православный исследовательский центр «Хризма» неоднократно обращал внимание на проблему церковного раскола в Северной Македонии. Предпринимаются попытки решения вопроса неканоническим путём, что создаёт новые угрозы для вселенского Православия. О жизни Православной Охридской Архиепископии Сербской Православной Церкви и перспективах уврачевания раскола в Северной Македонии читайте в эксклюзивном интервью, которое дал Центру «Хризма» епископ Стобийский и местоблюститель Струмицкий Давид (Нинов) .
- В этом году исполнилось 19 лет с создания проекта договора о каноническом решении церковного вопроса в Северной Македонии, после чего было заключено Нишское соглашение. Однако оно так и не было принято Священным Синодом так называемой «Македонской православной церкви – Охридской архиепископии» (МПЦ-ОА). Как вы считаете, были ли тогдашние соглашения единственным верным вариантом решения церковного вопроса? Актуальны ли, на Ваш взгляд, они для нынешней ситуации?
- Нишское соглашение подписали три «митрополита» раскольнической «МПЦ», с ведома своего архиепископа. Они публично отстаивали его как единственно правильное с экклезиологической точки зрения, но позже под политическим давлением отказались от него. Тогда на призыв блаженнопочившего Патриарха Сербского Павла к литургическому и каноническому единству с Сербской Православной Церковью (СПЦ) положительно ответил его Блаженство, нынешний архиепископ Охридский и митрополит Скопский Иоанн.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в центре), Патриарх Сербский Ириней (справа), епископ Стобийский Давид (слева).
Важный и неоспоримый факт — это то, что Нишское соглашение уже в прошлом. Нынешняя реальность такова, что на его основе Священный Архиерейский Собор СПЦ 24 мая 2005 года издал Томос о самой широкой автономии Православной Охридской Архиепископии как канонической Церкви в Северной Македонии. Также он утвердил архиепископа Охридского Иоанна каноническим предстоятелем автономной архиепископии. Томос об автономии подписал блаженнопочивший Патриарх Сербский Павел. Таким образом, в диптихе Церквей Православная Охридская Архиепископия записана как автономная Церковь с томосом, находящаяся в составе всеправославно признанной канонической юрисдикции Сербского Патриархата.
Покаяние всегда верный и, если хотите, самый современный вариант (шанс) для тех, кто пребывает в расколе, выйти из него! Фактически, речь идёт о наилучшей возможности: переосмыслив, выйти из раскола и войти в спасительную Соборность Церкви. Архиепископ Охридский Иоанн, выполняя священный долг архиерея по сохранению единства Церкви, не создал раскол, а исцелил его. Теперь у нас на родине у людей есть возможность выбирать: принадлежать к Соборной Церкви или к расколу.
Предлагаю Вашему вниманию несколько ссылок, и кроме них таких примеров бесчисленное множество:
а) Эмилия Црвенковска, дочь безбожного коммунистического лидера Крсте Црвенковского (высшее должностное лицо в СФР Югославии (СФРЮ), секретарь ЦК Союза коммунистов Македонии, председатель Комиссии по расследованию государственной безопасности СФРЮ, вице-президент Президиума СФРЮ), пишет: «Мой покойный отец, Крсте Црвенковски, имеет самую большую заслугу среди македонских коммунистов за возвращение автокефалии церкви в Македонии» (Фокус, 18 мая 2012 г., № 881). Эмилия Црвенковска основывает свою позицию на словах Крсте Црвенковского, написанных в его мемуарах «Захваченная правда», Культура, Скопье, 2003.
б) Профессор исторического факультета раскольнической «МПЦ» Йован Белчовски в интервью телеканалу «Альфа» 20 ноября 2017 г. заявил: «Вы знаете, как у нас появилась автокефальная церковь? Спасибо покойному Крсте Црвенковскому! Хвала человеку, пусть земля ему будет пухом. Во время беседы с президентом Тито, Крсте просто сказал: Тито, мы должны, в первый раз, открыть академию и объявить автокефальную церковь»!
Итак, раскольнические епископы «МПЦ» поддерживают и подчиняются этнофилетическому расколу, созданному безбожными чиновниками Коммунистической партии. Однако, Церковь не может подчиняться решениям Коммунистической партии и никогда не сможет легализовать и скрепить их церковными томосами об автокефалии под политическим давлением.
Архиепископ Охридский и митрополит Скопский Иоанн (Вранишковский).
Следовательно, для Церкви всегда актуально призывать к покаянию, переосмыслению и приведению всего к единству со Христом и Его Телом, а затем, внутри Тела Христова, то есть Церкви, находить решение всех имеющихся вопросов. Опыт показывает, что нет проблемы, которую Церковь не смогла бы решить посредством диалога.
- На Амманском совещании 2020 г. было заявлено: «По вопросу о Северной Македонии делегации заявили, что этот вопрос должен решаться посредством диалога внутри Сербской Православной Церкви и при всеправославной поддержке». Как верующие Охридской архиепископии восприняли Амманское совещание? Что касается всеправославной помощи: какие поместные Церкви (или отдельные архиереи и верующие) за последние годы оказали наибольшую поддержку Охридской архиепископии? В частности, в связи с наличие большого числа албанцев в Сев. Македонии, оказывает ли какую-то поддержку Албанская Православная Церковь?
- Архиереи раскольнической «МПЦ» получили рукоположение от СПЦ. Следовательно, СПЦ является Церковью-Матерью «МПЦ», а раскол «МПЦ» находится в церковной юрисдикции СПЦ. Итак, эта проблема не могла, не может и не сможет быть решена без Матери-Церкви, т.е. СПЦ. Всеправославное согласие необходимо, потому что предметом нашей веры является и Соборность Церкви. Мы православные, в Символе веры исповедуем, что верим в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Если нет всеправославного признания, тогда и речи даже не может идти о Церкви!
Наша Церковь, Сербский Патриархат, приняла участие в совещании в столице Иордании, городе Аммане. Следовательно, верующие Православной Охридской Архиепископии Сербского Патриархата смотрят на совещание в Аммане как на необходимое и оправданное заботой о сохранении единства Церкви, которое является не внешним украшением, а самой сутью Церкви.
Участники братской встречи предстоятелей и представителей поместных Православных Церквей в Аммане, 2020 г.
Верующие Православной Охридской Архиепископии (несмотря на всю любовь, поддержку и понимание, которые они испытывают в связи с тяжёлыми условиями, в которых находится Константинопольский Патриархат) никогда не согласятся с экклезиологией, противоречащей православному Преданию и говорящей о том, что Константинопольский Патриарх является primus sine paribus (первым без равных). Наоборот, мы придерживаемся подлинной православной экклезиологии и признаём его primus inter pares (первым среди равных).
Верующие Православной Охридской Архиепископии в курсе, что в Шамбези была достигнута договорённость о том что возможные следующие томосы о получении автокефалии будут подписаны всеми предстоятелями поместных православных Церквей (договорённость не была достигнута только насчёт способа подписания).
Конечно же, соборное решение соответствует Преданию, если иметь в виду, что Кипрская Православная Церковь получила автокефалию на Третьем Вселенском Соборе. Православные Церкви больше не находятся под османским игом или тоталитарными системами. Поэтому пора восстановить Соборный образ управления Церковью. Проходят Поместные Соборы, должны собираться и всеправославные. Таким образом, не будут возникать проблемы, с которыми сегодня сталкивается Церковь.
Что касается вопроса поддержки, то я присутствовал на встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и блаженнопочившего Патриарха Сербского Иринея 15 ноября 2014 года в Белграде, на которой обсуждалась необходимость предпринять шаги для освобождения архиепископа Охридского Иоанна из тюрьмы, где он находился после политического приговора за свою веру в Соборность Церкви. После этого митрополит Волоколамский Иларион (который также присутствовал на встрече), выполняя евангельское повеление (Матфея 25:36), посетил архиепископа Охридского Иоанна в тюрьме в Скопье, а потом встретился с властями страны. После чего в кратчайшие сроки архиепископ Охридский Иоанн был освобождён из тюрьмы. Конечно, мы получаем поддержку от многих Церквей, от многих иерархов, но упомянутая поддержка Русской Православной Церкви является для нас одной из самых важных опор.
Архиепископ Охридский Иоанн в Троице-Сергиевой лавре, 2021 г.
Что касается албанских православных братьев, то на некоторые юбилеи и богослужения, организованные Православной Охридской Архиепископией, архиепископ Албанский Анастасий отправляет своих представителей, тем самым подтверждая литургическое единство Албанской Православной Церкви с автономной Православной Охридской Архиепископией. Забота о литургическом единстве, как мы уже писали, имела и всегда будет иметь существенное значение.
- В последние два года активно поднимается вопрос о предоставлении автокефалии «МПЦ-ОА», причём со стороны Константинопольского патриархата. На Ваш взгляд, могут ли какие-то Церкви, кроме Сербской Православной Церкви, участвовать в решении северомакедонского вопроса? В частности, Болгарская Церковь?
- В своём заявлении от 11 мая 2019 года Константинопольский Патриархат упоминает о праве апелляции по отношению к «МПЦ». То, каким образом Константинопольский Патриархат имеет право апелляции в Церкви, не является предметом этой дискуссии. Показательно, что Константинопольский Патриархат рассмотрел какое-то требование (кстати, сопровождаемое письмом политика) как они сами говорят «раскольнической церкви». Имеется в виду «церковь», которая не является частью Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, и, кроме того, даже не подпадает под каноническую юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Я хочу верить, что Константинопольский Патриархат имеет добрые намерения и в то же время осознаёт, что не имеет права в одностороннем порядке рассматривать вопрос о расколе «МПЦ»!
Священный Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви неоднократно и недвусмысленно определился с диалогом с «МПЦ», чтобы помочь каноническим путём преодолеть раскол и вернуться в спасительную Соборность Церкви. Диалогу помешали сама раскольническая «МПЦ», а также власти страны вынесением приговора о тюремном заключении архиепископа Охридского Иоанна и государственным преследованием Православной Охридской Архиепископии.
Насколько мне известно, СПЦ никогда не была закрыта для тех, кто добросовестно и каноническим путём хотел бы помочь решить проблему «МПЦ».
- Как Вы оцениваете перспективу уврачевания раскола в Северной Македонии? Как это может быть осуществлено? Что на это влияет?
- На данный момент мне нечего ни прибавить, ни убавить из высказывания нашего Святейшего Патриарха Сербского Порфирия, который в своём интервью «Радио Телевидению Сербии» 2 марта этого года чётко заявил, что он хочет найти решение раскола, в котором находится «МПЦ». Он считает, что Священный Архиерейскии Собор СПЦ всегда будет готов прийти к решению, но без какого-либо политического давления, которое ощутимо с самого начала создания раскола и до сих пор по отношению к данной теме.
Так что на решение проблемы больше всего влияют политики, которые своим давлением хотят использовать «МПЦ» в своих временных политических целях. Подражая своим украинским коллегам, политики из Северной Македонии, нарушая светский характер государства, установленный Конституцией, поставили себя на место лидеров раскольнической «МПЦ» и отправили письма церковным предстоятелям от её имени. Таким образом, они унизили саму «МПЦ» как неспособную решить свои проблемы. Когда политики хоть немного ослабят влияние на «МПЦ», можно ожидать решения проблемы раскола.
- Почему многие люди поддерживают «МПЦ-ОА» и не осознают погибельность раскола? Есть ли в «МПЦ-ОА» священнослужители и миряне, которые по крайней мере без агрессии относятся к Охридской архиепископии и готовы к диалогу?
- По устаревшим данным, в Северной Македонии проживает около двух миллионов жителей, а согласно некоторым современным исследованиям, из-за большой эмиграции, возможно, в стране проживает около миллиона пятисот тысяч жителей. Из них примерно 68% считают себя македонцами, но, конечно, не все они заявляют о себе как о православных христианах.
Хотя, по сути, мы говорим об очень хороших, честных и сердечных людях. Всё-таки в такой маленькой и, к сожалению, закрытой среде насколько хороший, настолько же и богословски необразованный народ, что связано с периодом коммунизма и расколом.
У нас никогда не было проблем с нашим народом! Напротив! Гонение Православной Охридской Архиепископии было и до сих пор организовано государственным аппаратом. Страна была осуждена Европейским судом за отказ зарегистрировать каноническую Православную Охридскую Архиепископию. Всё это вызывает у людей страх и неуверенность!
Торжества по случаю 1000-летия Охридской архиепископии. Северная Македония, Битола, монастырь свт. Иоанна Златоуста, 2018 г.
Конечно, мы встречаемся с некоторыми священниками и верующими, прихожанами раскольнической «МПЦ», у которых нет агрессивного подхода, но они всегда настаивают на встрече за закрытыми дверями, потому что боятся авторитетов «МПЦ» и властей.
Значит, на бумаге у людей есть формальная свобода, но она отличается от реальной свободы, которая является привилегией только тех людей в стране, которые провозглашают себя «мерой всего».
- Как Охридской архиепископии удаётся в неблагоприятных условиях сохранять приходы и защитаться от нападок? Получается ли вести работу с молодёжью и СМИ, противодействовать расколу в информационном пространстве?
- Православная Охридская Архиепископия не имеет ни правовой, ни какой-либо иной земной защиты. За последние почти двадцать лет, вследствие действий правительства и раскольнической «МПЦ», архиепископ Охридский Иоанн был заключён в тюрьму восемь раз. В течение многих лет епископы, священники, монахи, монахини, верующие представали перед судом по политическим судебным процессам. Два храма были снесены, наши священники, монахи и монахини были избиты...
Мы никогда и ничем на это зло не отвечали, чтобы не умножать зло. Но в нашей немощи проявляется сила Божья (2 Кор. 12: 9). Архиепископия издаёт печатные издания и использует все возможности для ознакомления людей с православной верой посредством различных лекций. На литургии в Архиепископии постоянно приходят новые лица.
Мы не забываем, что произошло в прошлом, но открыты для будущего, откуда исходит Христос. Поэтому мы стремимся с любовью открыть наши сердца нашим братьям, которые находятся в расколе, молясь, чтобы в будущем встретиться и быть вместе соборно во Христе.
- Епархии на территории Северной Македонии на значительном этапе истории окормлялись Болгарской Православной Церковью. В Северной Македонии есть граждане с болгарским самосознанием. Болгария, как и Сербия, поднимает вопросы о фальсификации исторического наследия в Северной Македонии. Вместе с тем, к сожалению, за последнее столетие происходили конфликты между сербской и болгарской сторонами. Как в Охридской архиепископии решают эти противоречия? Открыта ли архиепископия для верующих с болгарским самосознанием?
- К сожалению, даже в Церкви иногда вместо истории пишут мифологию! Святые Мефодий и Кирилл не славяно-болгарские, а всеславянские просветители. Древняя Охридская Архиепископия не была автокефальной церковью, и большинство её архиепископов были греками, среди которых есть известные, например: Иоанн IV Великий Комнин, Дмитрий Хоматиан, Константин II Кавасила, а также другие.
В новейшей истории епархии в Северной Македонии не находились под юрисдикцией Болгарской Православной Церкви, но перед Первой Мировой войной произошло неканоническое вторжение Болгарского Экзархата в каноническую юрисдикцию Константинопольского Патриархата, потому что церковные историки с 16 сентября 1872 г. рассматривали Болгарский Экзархат как раскольническую церковь, которая преодолела свой раскол с помощью Русской Православной Церкви 22 февраля 1945 года. Болгарский Экзархат снова вторгся в каноническую юрисдикцию Сербского Патриархата во время Второй Мировой войны, когда епископы раскольнического Экзархата вместе с болгарскими фашистскими оккупантами изгнали канонического митрополита Скопского Иосифа (Цвийича).
Для нас эти события принадлежат прошлому, исторической науке, и в первую очередь означают объединение в молитве за спасение всех людей, как правых, так и тех, кто оказался на неправильной стороне истории. Нас невозможно разделить прошлым, политикой и национальностью. Православная Охридская Архиепископия объединяет все народы, живущие в многонациональной и многокультурной Северной Македонии. Наши православные братья болгары не раскольники. Те, которые имеют церковное сознание, приходят на литургию в Православной Охридской Архиепископии и причащаются Тела и Крови Христовых, вместе со своими македонскими православными братьями славянского происхождения, со своими сербскими, греческими и другими православными братьями, проживающими в Северной Македонии.
Церковь не отменяет национальных особенностей, напротив, развивает и продвигает их, но не делает их кумиром. Все мы в Церкви один православный род. Этнофилетизм осуждается как экклезиологическая ересь (Константинополь, 1872 г.), так что для парасинагоги этнофилетизма, для разрушительного национального шовинизма нет места в Церкви, в которой нет ни иудея, ни грека, а мы все одно во Христе (Галатам 3:28). Церковная жизнь Православной Охридской Архиепископии строится на этих основах.
- С момента воссоздания Охридской архиепископии её верные во главе с архиепископом Иоанном (Вранишковским) подвергаются гонениям. Что бы Вы посоветовали верующим канонической Церкви на Украине, которые сегодня также подвергаются дискриминации и насилию?
- Священномученик Киприан Карфагенский подчёркивает, что даже мученическая кровь не смоет грех раскола. Точка зрения Священного Предания, которую часто подчёркивает наш архиепископ, заключается в том, что мы не ищем страданий, но когда Бог допускает их, мы здесь, чтобы получить их как благословение, как наш крест, через который мы достигаем воскресения. Невозможно прийти к воскресению, не будучи распятым на кресте. Православные христиане Украины сегодня призваны засвидетельствовать чистоту православной веры своей принадлежностью и верностью канонической Церкви в Украине, возглавляемой Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием.
Искушения и гонения, с которыми сегодня сталкиваются православные христиане в Украине, помогут им получить чрезвычайно богатый опыт внутренней жизни, которого нет ни в одном высшем учебном заведении. Следовательно, эти искушения помогут им получить духовную «докторскую степень». Этот опыт станет самым ценным наследием для будущих поколений. Искушение пройдёт, по словам святителя Иоанна Златоуста, умевшего сказать о тяжёлых обстоятельствах жизни: «это облако пройдёт»! Облако гонений на митрополита Онуфрия и Украинскую Православную Церковь пройдёт, но свидетельство веры останется во веки веков, записанное в Книге Жизни.
В то же время верующие канонической Церкви, предстоятелем которой является митрополит Онуфрий, не должны быть пассивными, а всеми законными средствами должны разрушать несправедливую систему и активно бороться до последних инстанций против дискриминации по отношению к ним, сопровождающейся нарушением верховенства права в области прав человека и религиозных свобод.
Верующие Церкви должны обратиться ко всем тем, кто причиняет им гонения и страдания, словами святого мученика Платона: ещё больше мучьте, чтобы ваша бесчеловечность была видна ещё яснее. И, с другой стороны, смирение и слава Церкви будут видны ещё больше.
Если перефразировать слова преподобного Порфирия Кавсокаливита, то мы не должны пытаться изгнать тьму из нашей жизни, потому что это может утомить нас и таким образом ничего не достичь. Мы должны с радостью стремиться стать мастерами по «включению» света Христа в нашей жизни, и тогда тьма просто исчезнет.
- Существуют ли богослужебные различия между Охридской архиепископией и «МПЦ-ОА»? В частности, используется ли в богослужении церковнославянский язык?
- Нет представления о богослужениях «МПЦ», но предполагаю, что особых различий в богослужениях нет. В Православной Охридской Архиепископии, естественно, церковнославянский язык используется ежедневно на богослужениях, особенно в монастырях.
- Напоследок поделитесь, пожалуйста: что для Вас наиболее значимо, ценно в русском Православии? Какие русские святые Вам близки?
- Имейте в виду, что этот ответ будет неполным. Русское Православие – это широта, глубина, высота, на которую неблагодарно ответить коротким ответом. Русское Православие – это Достоевский с «красотой, которая спасёт мир». Русское Православие – это Гоголь с «Размышлениями о Божественной Литургии». Русское Православие – это преподобный Серафим Саровский, святой Иоанн Кронштадтский и святитель Игнатий (Брянчанинов), на которых мы выросли. Русское Православие – это святитель Лука Крымский, затем Флоровский, Шмеман... Далее, русское Православие – это преподобный Герман Аляскинский и намного позже американец отец Серафим (Роуз), духовное дитя святителя Иоанна Шанхайского, который очень почитается в нашей стране с тех времён, когда в качестве иеромонаха он был профессором семинарии в Битоле. Русское Православие – это святой равноапостольный Николай Японский и православные японцы в Церкви в Японии.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и епископ Стобийский Давид.
Русское Православие на самом деле является подлинным Православием, которое, как мы уже сказали, не отменяет, а превосходит народы и цвет кожи и рождает вселенских святителей, таких как преподобный Софроний (Сахаров) и его старец, святой Силуан Афонский, который произнёс святодуховное изречение нашей эпохи: «Держи свой ум во аде и не отчаивайся».
Следовательно, сегодня невозможно быть православным и в то же время быть несчастным человеком! Православие – это радость духа и выход из всех человеческих тупиков, даже и от самой смерти!