Православный календарьПравославный календарь
Архимандрит Иов: духовный отец
Фильм к 80-летию духовника Сретенского монастыря
Однажды Шамиль решил: «Надо жить по-христиански – соблюдать посты, ходить в храм, – и тогда, быть может, родится живая вера». Так и получилось.
Молитесь за епископа!
Митрополит Лимасольский Афанасий
Мы не избрали креста священства ни для себя, ни для своих детей, ни для своих внуков. Мы думаем: пусть кто-нибудь другой этим занимается. А вот хороших священников и епископов нам подавай.
Надоедать не буду!
Записки соцработницы
«Заказы я начну присылать ВКонтакте. Я есть и в Фейсбуке, и в Одноклассниках, но мне удобнее в ВК. Будем держать связь эпистолярно!»
Фрэнк (Антоний) Атвуд: «Если Бог знает, что для меня лучше всего быть казненным…»
Впервые в истории Аризоны рядом с приговоренным находился священник. По признанию репортера, он никогда не видел, чтобы казнь проходила так мирно.
Христианские смыслы фильма «Вариант Омега»
Протодиакон Владимир Василик
Фильм «Вариант Омега» апокалиптичен. Апокалиптичность фильма следует понимать как картину борьбы добра и зла, которая проходит по душам человеческим.
Меньше фарисейства!
Максим Первозванский о деликатности детской Исповеди
Исповедь – это не озвучивание списка грехов, а попытка что-то исправить и осознать.
Как совместить работу и семью?
Анна Сапрыкина
Самое трудное в проблеме «совмещения семьи и работы» – количество ролей, которые приходятся на душу современного родителя.
Может ли репродукция быть святыней Церкви? Ч.1. Постановка проблемы
Владимир Немыченков
В.С. Кутковой пишет: «Тираж святыням противопоказан, ибо они перестанут быть сакральными».
Страшная история, или Как священник боролся с колдуньей
Диакон Андрей
Он поднимает на нее взгляд и видит, что у нее вместо глаз – две горящие плошки, и из них на него изливается холодная, лютая… ненависть.
Духоносные старцы
Митр. Лимасольский Афанасий
У меня было такое ощущение, что этот человек подобен Моисею, стоящему на горе Синай перед Богом.

«Пример для нашей жизни и творчества»

Памяти игумена Андроника (Трубачёва)

На Валааме. Начало 1990-х гг. На Валааме. Начало 1990-х гг.     

Отошли в прошлое сороковины по игумену Андронику.

Ушел человек не просто образованный, а по-настоящему – по-старинному – просвещенный (почти забытое ныне качество). Потеря невосполнимая!

Его научная, издательская, культурологическая деятельность дана нам и в наследство, и в поучение. Здесь слово «деятельность» наполнено подлинным смыслом самобытного строгого подвижничества, знающего границы своих возможностей и подчиненного кругу своих интересов. Он, кажется, всегда следовал совету своего прадеда Александра Ивановича Флоренского:

«Всякий общеизвестный деятель, и даже всякий деятель даже в науке, должен быть односторонен, в крайней степени фанатик, чтобы быть силой. Человек, слишком широко смотрящий на жизнь, может быть и очень мудр, но бессилен как деятель».

Его лекции, как, впрочем, и проповеди, раскрывали в нем фундаментального и страстного ученого по призванию

Игумен Андроник нес послушание секретаря Синодальной богослужебной комиссии, с 1989 года являлся доцентом Московской духовной академии и семинарии, где преподавал Нравственное и Пастырское богословие, Священное Писание Нового Завета, Патрологию. Его лекции, как, впрочем, и проповеди, раскрывали в нем фундаментального и страстного ученого по призванию, поэтому все, им написанное и сказанное, несло печать энергичной одаренности, умевшей простым языком выразить глубокую, духовно полезную мысль. Это подкупало любую аудиторию.

***

В 1990-м году Патриарх Алексий назначил 38-летнего игумена наместником только что возвращенного Церкви Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. И тот не подвел: сразу закипела работа по восстановлению трех скитов, двух храмов и келлии игумена Дамаскина (Кононова), длительному (в 1832–1881 гг.) настоятельству которого великая обитель обязана своим расцветом.

Однако главное достижение отца Андроника – не в реставрации внешнего благолепия Валаамской святыни, а в созидании ее внутреннего – духовного – содержания. Соборы братии, неукоснительное исполнение послушаний, возрожденный строгий Устав, ежедневные богослужения, обязательные для всех иеромонахов проповеди – все это ввел в монашеский обиход наместник. Ему удалось позаимствовать у Военно-морского флота России несколько кораблей для своей «монастырской флотилии». Он организовал Паломническую службу и основал Издательский отдел, где сказался его 14-летний опыт работы в Издательском отделе Московской Патриархии под руководством митрополита Питирима (Нечаева). Столь великолепная редакторская школа, помноженная на личную целеустремленную любовь к церковной книжности, практически все решила в жизни игумена. Он даже смог за один день подготовить и провести на Валааме незабываемую по задушевности встречу Б. Н. Ельцина и Патриарха Алексия II.

Игумену Андронику потребовалось лишь два с половиной года, чтобы поднять Валаамский монастырь на подобающую Северному Афону высоту.

«Промыслом Божиим устроилось так, что этот человек сыграл определяющую роль в моей жизни, – вспоминал начальник Валаамского подворья в Москве игумен Петр (Романов), постриженный в монашество отцом Андроником. – Все свои дарования и энергию души он направил на создание духовного и культурного климата возрождающейся обители. Особенно следует отметить огромный вклад игумена Андроника в восстановление музыкально-певческой культуры Валаама. Будучи сыном церковного композитора, много писавшего для хора Троице-Сергиевой лавры, он очень внимательно относился к выбору богослужебных песнопений, ориентируясь на древние распевы как в оригинальном звучании, так и в обработке. В период его игуменства на основании возрождения древнего валаамского распева стал формироваться современный валаамский обиход, который теперь является настоящим сокровищем Северного Афона.

Все, с чем отец Андроник сталкивался в жизни, он осмысливал с христианской точки зрения

Все, с чем отец Андроник сталкивался в жизни, он осмысливал с христианской точки зрения. Талантливый и хорошо образованный человек, он легко находил общий язык с людьми из разных сфер культуры и искусства. Мне он как-то в свое время сказал, что признак духовного движения в человеке – либо культура, либо святость.

Выросший в православной семье и с детства впитавший традиционную церковную культуру, игумен Андроник и монастырь обустраивал как единую семью. Так, например, он говорил, что ему бы хотелось, чтобы пища в трапезной для братии была домашней, а не такой, как в столовке».

***

Мирская судьба Александра Сергеевича Трубачёва непринужденно переступила через комсомольскую юность, преодолела хулиганистый норов заядлого спартаковского болельщика, шагнула навстречу серьезному образованию в Историко-архивном институте и к 30 годам свершила главное: вернула в лоно духовного звания, предначертанного ему недюжинными предками – священномучеником Зосимой Трубачевым и священником Павлом Флоренским. К тридцатому году жизни он принял монашеский постриг.

Поначалу отец Андроник взялся за изучение житий преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Но, прислушавшись к родственному совету, целиком переключился на изучение и издание работ Павла Александровича Флоренского. Его комментарии к творениям великого мыслителя и энциклопедиста ХХ века сами по себе являются беспрецедентным научным трудом. Поэтому досужие разговоры о «внуке, всем обязанном собственному деду», разбиваются о глубину исследовательской работы ученого монаха. Да и какое это счастье – иметь волю и склонность к реализации своей «обязанности» – продолжить дело предков.

Досужие разговоры о «внуке, всем обязанном собственному деду», разбиваются о глубину исследовательской работы ученого монаха

Собственно, постижению творческого наследия Флоренского и отдался целиком отец Андроник, о чем свидетельствуют его кандидатская диссертация, защищенная на кафедре основного богословия Московской духовной академии, учрежденные и возглавляемые им Музеи священника Флоренского в Сергиевом Посаде и Москве, Центр изучения, охраны и реставрации наследия Павла Александровича. Принял он участие и в создании «Историко-культурного музея села Завражье», находящегося в Костромской губернии. Это чудесное волжское место, которое с XV столетия здравствует под небесным покровительством святого старца Макария Унженского, родина не только великого режиссера Андрея Тарковского, но и предков Флоренского.

Андроник в Кабинете П.А.Флоренского. Музей в Москве Андроник в Кабинете П.А.Флоренского. Музей в Москве     

***

Именно сейчас, когда снят траур по отцу Андронику, я испытываю пронзительное желание вспомнить общение с ним – насыщенно-краткое, откровенно-конструктивное, какое только и возможно с монашествующим.

Все началось в 1994-м году, когда Иван Голицын доверил мне рукопись своей бабушки, художницы Н. Я. Симонович-Ефимовой, – об отце Павле, с которым она и ее муж – скульптор И. С. Ефимов – дружили много лет. Своеобразный дневник Нины Яковлевны, дословно передающий беседы с Флоренским и размышления о его неповторимой личности, буквально пленил меня и дал богатый материал для трех публикаций в «Музыкальной жизни», «Литературной» и «Общей» газетах. Следом я написала еще статью о сестре религиозного философа – художнице Раисе Александровне Флоренской.

Вот таким образом я познакомилась с внуками отца Павла – искусствоведом Марией Сергеевной Трубачёвой и ее братом – игуменом Андроником. Несколько раз была в их родовом «гнезде» в Сергиевом Посаде еще до того, как дом Флоренского получил статус музея.

Помню простую старинную – обжитую – гостиную, стол под абажуром, тихую беседу. Из соседней комнаты раздается голос уже редко встающей с постели дочери Флоренского Ольги Павловны.

– Саша, – зовет она сына. Конечно, для нее он – Саша, а не Андроник. В 1918-м году к ней, полугодовалой, в своем дневнике обратилась мама Анна Михайловна, рожденная Гиацинтова: «Ничего особенного я от тебя не требую – будь тиха, кротка, нежна и послушна». Кажется, Мария и Александр нравом да лицом пошли в бабушку и маму. Их облик совершенно не озабочен собой, а потому безыскусно хорош.

***

Ранней осенью 1997 года мы обсуждали программу задуманного нами концерта, посвященного памяти Флоренского и Всех новомучеников и исповедников Российских. Открывать ее должен был хор Троице-Сергиевой лавры и Московских духовных школ под руководством великого регента архимандрита Матфея (Мормыля). Но тот постоянно ссылался на плохое самочувствие и держался уклончиво. Не подействовало на него даже благословение Патриарха и личная просьба протопресвитера Матфея Стаднюка. Со мной отец регент вел бесконечные телефонные разговоры, как говорится, «за жизнь», благо, что у него в келлии стоял отдельный аппарат. Но с положительным ответом медлил.

Вот тогда-то за дело принялся отец Андроник. Встретились мы в одном из академических залов. Разговор вышел на славу, достойный пера всех наших классиков. Игумен излагал суть программы, составить которую помогла доктор искусствоведения Марина Павловна Рахманова. Архимандрит твердил о своем никудышном здоровье. Первый не поддавался жалобам второго, будто не слышал его стонов, и продолжал толковать о порядке песнопений. Длилось это культурологическое «тяни-толкай» около часа. В конце концов отец Матфей втянулся в обсуждение, увлекся, загорелся и дал твердое согласие на участие в концерте. Да, игумен умел настоять на своем и добиться успеха в самом, казалось бы, безнадежном деле.

Игумен умел настоять на своем и добиться успеха в самом безнадежном деле

Отец Андроник повел меня в трапезную академии, чтобы отметить победу. Монастырский хлеб, скитский мед, особый травяной чай были поистине великолепными. Ну, а беседа с игуменом, его постоянные и непередаваемые реплики в адрес сидящих поблизости студентов и вовсе незабываемы. То была совершенная «партитура» смыслов, образов и интонаций.

8 декабря 1997 года, в день трагической кончины Павла Александровича Флоренского, в столице открылся его Музей-квартира на улице Бурденко, а вечером в Концертном зале им. П. И. Чайковского состоялось грандиозное музыкальное действо, на котором присутствовал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Лишние билеты спрашивали уже на платформе станции метро «Маяковская». Около здания филармонии была ужасная толкотня. Нам никак не удавалось провести Его Святейшество через столпотворение у служебного входа. Отцу Андронику пришлось буквально выбить вторую дверь.

Буклет CD-диска с записью концерта памяти П. А. Флоренского Буклет CD-диска с записью концерта памяти П. А. Флоренского     

Концерт удался на славу. Хор был в ударе. Вдохновенно регентовал архимандрит Матфей. Блистательно солировал протодиакон Николай Платонов. Они представили 12 песнопений Русской Православной Церкви из служб об усопших А. Д. Кастальского, Г. Ф. Львовского и диакона Сергия Трубачёва. Кондак «Днесь новомученикам российским» (греческого распева) исполнили дважды. Получился подлинный «Русский реквием», который словно корреспондировал шедевру христианской культуры – «Реквиему» Моцарта, любимому произведению Флоренского, данному во втором отделении Камерным оркестром Российского Национального оркестра и Московским Государственным академическим камерным хором, под общим управлением народного артиста СССР Владимира Минина.

Между этими произведениями ведущие солисты Большого театра России и Московского театра «Новая опера» исполнили «Фантазию и фугу для органа, до минор» И. С. Баха, «Псалом № 140. ‟Господь, к Тебе взываю”» для сопрано, арфы и органа С. М. Ляпунова, а также премьеру вокального цикла М. М. Ипполитова-Иванова «Семь псалмов царя Давида» для меццо-сопрано и арфы.

Концерт явился незабываемым событием в культурной жизни Москвы

Все номера как нельзя более соответствовали замыслу мемориальной программы. Артисты, очевидно, осознавали исключительность повода, собравшего их в тот вечер, и подняли свое выступление на высочайший уровень. Потому концерт явился незабываемым событием в культурной жизни Москвы.

***

Патриарх Алексий II с особым вниманием отнесся к торжеству в память отца Павла Флоренского. Через 10 лет, в 2007-м году, Первосвятитель отметил в специальном обращении:

«Необычайна разносторонность талантов и творческих интересов этого российского энциклопедиста ХХ века. Начав свой творческий путь с выдающихся богословских сочинений, он затем обратился к познанию путей Божественного Промысла в материальном мире и в истории человеческой культуры. Многочисленные публикации и исследования церковных и светских ученых всего мира свидетельствуют о том, что жизнь, личность и творчество о. Павла имеют общекультурное и общецерковное значение.

Творчество священника Павла Флоренского опровергает известное представление о мнимой несовместимости духа научного исследования, с одной стороны, и христианского миропонимания – с другой. Ложное противопоставление разума и веры, получившее наибольшее развитие в эпоху Просвещения, нанесло немалый ущерб как научному сообществу, так и Церкви, а в итоге – всему человечеству. Убежден, что в XXI столетии диалог веры и науки не только будет успешно развиваться, но и ляжет в основу обновленного, целостного мировоззрения. И вклад нашего выдающегося соотечественника, верного сына Церкви священника Павла Флоренского, в формирование такого мировоззрения не может быть забыт…

Да послужит жизненный подвиг священника Павла Флоренского поучительным примером верного служения Церкви и Отечеству, залогом возможности и необходимости добрых отношений между наукой церковной и светской, залогом согласия веры и разума!»

Раскрытие сути творческого подвига отца Павла стало делом жизни игумена Андроника. В 2022-м году первому исполнится 140, а второму – 70 лет. Если бы не каток истории, они могли бы встретиться во времени, ведь в 1952-м году, когда родился Саша Трубачёв, его деду исполнилось бы всего 70 лет. Но оба не дожили до этого возраста…

Круг жизни отца Андроника свершился безукоризненно. В 1908-м году отец Павел был удостоен Макариевской премии за труд «Столп и утверждение истины». Ровно через столетие его внук тоже получил премию памяти митрополита Макария – за шеститомную монографию «Путь к Богу. Личность, жизнь и творчество священника Павла Флоренского». Он закончил издание этой беспрецедентной по замыслу и воплощению работы, опубликовал отдельной книгой свое исследование «Русская духовность в жизни преподобного Сергия и его учеников» и – упокоился.

На вручении Макариевской премии. 30 октября 2019 года На вручении Макариевской премии. 30 октября 2019 года     

После смерти отца Андроника его двоюродный брат Павел Васильевич Флоренский горестно воскликнул:

«Кто придет на его место, равный по церковности и способностям, по воле и по порядочности, я пока не знаю».

Вечная память!

Ольга Ковалик

16 июня 2021 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 347 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«По выражению деда, “он стоял за семью в алтаре”» «По выражению деда, “он стоял за семью в алтаре”»
Памяти игумена Андроника (Трубачева)
«По выражению деда, “он стоял за семью в алтаре”» «По выражению деда, “он стоял за семью в алтаре”»
Памяти игумена Андроника (Трубачева), внука священника Павла Флоренского
Павел Васильевич Флоренский
Он обладал прозорливостью, а когда я ему это сказал, ответил: «Павел, я же священник, а тому, кто стоит в алтаре пред престолом, дан дар прозорливости».
Преемство старчества: Валаам – Псково-Печерский монастырь Преемство старчества: Валаам – Псково-Печерский монастырь
Надежда Шелепова
Преемство старчества: Валаам – Псково-Печерский монастырь Преемство старчества: Валаам – Псково-Печерский монастырь
Надежда Шелепова
Жившие в Псково-Печерском монастыре валаамские старцы – отец Михаил (Питкевич), отец Николай (Монахов) – назидали «примером дел». Через общение с этими великими молитвенниками Господь готовил и отца Ипполита (Халина) к старчеству.
Вознесение открыло Ее славу Вознесение открыло Ее славу
Игумен Андроник (Трубачев)
Вознесение открыло Ее славу Вознесение открыло Ее славу
Слово на Успение Пресвятой Богородицы
Игумен Андроник (Трубачев)
Она пришла к Богу ранее Страшного Суда, и потому Она ходатайствует о нас, как Всесильная Матерь рода христианского.
Комментарии
Ирина16 июня 2021, 14:18
Царствие Небесное и вечная память игумену Андронику! Спасибо большое автору за статью.
Антонина16 июня 2021, 09:26
Вечная память дорогому отцу Андронику!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Ольга Ковалик

Новые материалы

Выбор читателей

×