«По выражению деда, “он стоял за семью в алтаре”»

Памяти игумена Андроника (Трубачева), внука священника Павла Флоренского

Сегодня 9 дней по кончине игумена Андроника († 5.04.2021; в миру Александра Сергеевича Трубачёва). Внук священника Павла Флоренского, богослова, религиозного философа, ученого, отец Андроник свою жизнь посвятил собиранию, изучению, сохранению и публикации наследия отца Павла, увековечиванию памяти о нем. Это было для него в том числе и семейным долгом.

О своем двоюродном брате, единомышленнике и сотоварище по трудам, о семье Флоренских, о том, как шла работа по собиранию материалов об отце Павле Флоренском и его рукописного наследия, рассказывает Павел Васильевич Флоренский.

Игумен Андроник (Трубачев) Игумен Андроник (Трубачев)

– Павел Васильевич, вы были двоюродным братом новопреставленного игумена Андроника (Трубачева), насельника Троице-Сергиевой Лавры. Конечно же, мне хотелось бы начать нашу беседу воспоминаниями о нем, чтобы почтить память отца Андроника.

– Вечная память брату моему, игумену Андронику. Сейчас только-только начинает пониматься, кто он был вообще и кто он был для нас. Вроде бы подумаешь: брат он и брат, всегда он здесь, всегда рядом, всегда он любим… Масштаб-то человека не чувствуешь «носом к носу». Убежден, что он принадлежит к тем людям, понимание масштаба которых будет расти с годами и с годами. А сейчас – какая-то вроде бы «естественная» смерть после тяжелой болезни. А дальше – естественная беда. И семьи, и общества.

– Расскажите, пожалуйста, побольше о семье.

– Насчет семейных дел… Дед очень много занимался теорией семьи – и своей прошлой семьи, и будущей. Из концлагеря, по сути дела, он формировал нашу семью. Каждому из зятьев он писал отдельный абзац, с отдельными мыслями и нравоучениями. Сначала я был только «в проекте», потом появился на свет, дед обо мне знал. И по поводу меня много писалось: как меня растить, как воспитывать.

Лето 1936 года, когда я родился, было жаркое, очень жаркое. Вот как несколько лет тому назад было. А у меня, месячного, было воспаление брюшины… У месячного! И вот – такая пауза писем из Соловков, а спустя время – одна фраза. Я, например, убежден, что по его молитвам я очухался.

У меня, месячного, было воспаление брюшины! По молитвам деда я очухался

Его сестра, Юлия Александровна Флоренская, известный психиатр, занималась заиками – сначала детьми, а после войны – контуженными. И вот она мазала мне больное место маслицем от батюшки Серафима, из лампады, и вы видите сейчас результат ее лечения! Я просто убежден, что дед меня отмолил! С тех пор, когда я оказываюсь в Дивеево, нахально подхожу к лампаде – и палец туда! На меня, конечно, шипят, но ничего…

– Много у вас родственников?

– У нас всегда был культ семьи. И слава Богу, у деда было 5 детей, 20 внуков, 24 правнука. Праправнуков не считаю – этот процесс идет еще! Но по 24 – уже подбираемся, слава Богу!

Мы – достаточно сложная, большая, противоречивая (даже и по вкусам), но дружная семья.

По крайней мере спина у нас в семье всегда закрыта близкими.

– Каково было место отца Андроника в этой семье?

– Отец Андроник, конечно же, занимал особое место. Дед писал, что в семье хотя бы один ее представитель должен «за семью стоять в алтаре».

Дед писал: в семье хотя бы один ее представитель должен «за семью стоять в алтаре»

И это не обязательно должен был быть священник-духовник, но молитвенник. Кстати, отец Андроник категорически отказывался меня исповедовать, не путая эти понятия. И то, что отец Андроник молился за нас, за семью, это теперь мне стало особенно понятно! Именно теперь – особенно понятно, а раньше казалось естественным… В этом смысле, конечно, он был у нас главным.

– Какова у вас разница в возрасте?

– Он последний внук, а я первый – именно по возрасту. Ну, а по чести – он, конечно, был главный у нас. И его потеря для всей семьи – это потеря по очень многим параметрам.

Он родился в 1952 году. Это третий ребенок Сергея Зосимовича Трубачева и Ольги Павловны Флоренской (впоследствии Трубачевой), дочери Павла Александровича.

Тогда дядя Сережа был музыкантом, он прошел всю войну, поступил в консерваторию, закончил ее, был дирижером. Был заслуженным артистом Карельской ССР, куда он был распределен. Потом он вернулся в Москву, в Гнесинское училище. А потом, уйдя на пенсию, «открыл сам себя»: он стал писать церковную музыку.

– А в семье еще есть музыкально одаренные представители?

– Да, пожалуй. Например, у меня сноха поет в церковном хоре храма преподобного Марона Пустынника в Москве, и она говорит, что они очень любят исполнять музыку отца Сергия Трубачева. И сестры отца Андроника издают его ноты: издано уже два сборника нот отца Сергия Трубачева, сейчас готовится третий.

Благодаря традициям, заложенным дедом, мы любим и ценим своих предков. И не только на словах, но и на деле: вот, они сохраняют память семьи.

– Вы тоже следуете семейной традиции?

– Да, я написал две книги о своем отце. Дядя мой, Кирилл Павлович, в большей степени прославлен своими учениками.

– Чувствовалось ли церковное влияние отца Андроника на семью?

– Церковное влияние его на семью было несомненным. В первую очередь – тайное, сокрытое молитвами, которое за эти прошедшие несколько дней с его кончины я начал осознавать. Ну и явное, конечно.

Среди двоюродных братьев и внучатых племянников отца Андроника, по-моему, шесть юношей служат алтарниками, и тоже, по-моему, шесть девушек поют в хорах. Так что, в целом, можно сказать, вся семья является воцерковленной в разной степени.

– Как прошла юность будущего отца Андроника?

– Он был нормальным школьником, немножко хулиганистым. Он был «спартаковцем»: ходил в красной футболке, с флагом спартаковским, бывал на стадионах, где болел за «Спартак»… В общем, вполне адекватный юноша своего времени.

Были потом колебания, куда поступать учиться после школы: поступил он в Историко-архивный институт.

Тогда мы с ним дружили, хотя я был заметно старше его, и я некоторое влияние на него оказывал.

Я как бы «компенсировал» некоторые стороны «родительского» воспитания. Потому что, как правило, родители «оттачивают» свои характеры на детях, а дети, особенно сыновья, «оттачивают» свой кинжальный характер на родителях, как правило на отце.

По крайней мере, со мной он был юношей очень близок. Близок настолько, что я однажды взял его в геологическую экспедицию.

Он был тогда студентом-филологом, так что ему это было совершенно как-то несвойственно…

Итак, поступил он в Историко-архивный институт, в котором благополучно учился.

– Он был комсомольцем?

– Да. Но тут был такой казус: как раз в то время меняли комсомольские билеты. Он сдал комсомольский билет, а потом (не только он, но и двое его товарищей) новые комсомольские билеты не взяли. Был, конечно, маленький скандальчик, но это не закончилось ничем смертельным – время было уже другое. А из его друзей, которые отказались от билетов, один потом стал архиереем, судьбу третьего я не знаю.

Уже во время выпускных Александр, будущий отец Андроник, искал тему для своего диплома. Конечно, околоцерковную. Первоначально он планировал заниматься житиями соловецких святых. Отца звали Сергей Зосимович, а Зосима – это трубаческое семейное имя.

– Вы помогали ему с дипломом?

– Не скажу, что я тогда в чем-то повлиял на его выбор, но я, помню, сказал: «Парень, ты что?! У тебя есть знаменитый дед, чей архив не разобран! Занимайся этим! Иконой Соловецких святых занимаются десятки людей, да и она висит в музее…

И он стал заниматься дедом.

Ну, я его учил «держать верстку»!

– А где он работал после института?

– Закончив Историко-архивный, он поступил работать в Издательский отдел Московской Патриархии к владыке Питириму, который был очень дружен с бабушкой, и – через нее – и со всей нашей семьей. Поступил в отдел и там вошел в состав этой, в общем-то, великой бригады издателей, которые создали Издательский отдел Патриархии. Это сейчас в нашей Церкви нет епархии, где не было бы своего Издательского отдела, и все, слава Богу, издают одну за другой книги. Сейчас появилась бездна церковных писателей, которые пишут биографии старцев, праведных людей… И слава Богу! Но тогда это было контрабандой. Сам «ЖМП» – «Журнал Московской Патриархии» – был контрабандой – почти на грани самиздата! И это несмотря на то, что он был крайне осторожный и ортодоксальный журнал, он был «битым» и «пуганым». Но, тем не менее, он был.

И вот Александр с сотрудниками были как раз той бригадой, которая начинала издательское патриархийное дело.

– Трудно верится в то, что так строго было с церковными изданиями и издательством. Это же был конец 1970-х, неужели Церковь жила в таких гонениях?

– Вы поймите, что если в то время у кого-то «отлавливали» Евангелие, то этот человек становился «закрытым», он никуда не мог уже поехать. Дорога ему всюду была перекрыта, всё! Евангелие – это была одна из страшнейших контрабанд. Даже издания «УМКА-ПРЕСС» (жаргонное название французского издательства «YMCA-PRERSS», вестника христианского движения) и то были менее опасными! Поверьте, я знаю, о чем говорю! Хотя там бывала прямая антисоветчина, но Евангелие было гораздо опаснее!

И вот в то время отдел владыки Питирима уже издавал и Евангелие, и тома богослужебных книг.

– А тиражи, конечно, были небольшие?

– Да, ограниченные тиражи, но в то время особенно большие тиражи были еще и не нужны.

Будущий отец Андроник работал в этой бригаде. Конечно же, это была школа церковного издательского дела современного! На современном советском уровне. А, с другой стороны, она сформировала тех, кто это делал.

«Питиримовцы» всем известны, на них на всех ярлык! Если ты слышал фразу «работал в издательстве у Питирима» – все сразу ясно. Тут и рекомендация, и репутация, и сразу все!

«Работал в издательстве у Питирима» – это и рекомендация, и репутация

И вот он там работал. А потом ушел в монастырь…

– Это тоже было осознанное заранее решение?

– Не знаю, только родители были, естественно, опечалены. Потому что всем родителям хочется быть дедами и прадедами; тем более в нашей фамилии.

Я с ним говорил об этом. Помню, он даже меня попрекнул: «Павел, ну я же вижу, как тебе трудно в семье с твоим характером. А у меня характер не лучше, мне трудно тоже будет в семье и с близкими… Нет, я не буду создавать семью». И он ушел в монастырь.

– Кто-то разделил это его решение, одобрил его?

– Я был на его пострижении, рядышком стоял совсем. Что я могу сказать? Да он светился просто, когда это происходило! Удивительно было – светился просто, и все тут!

Но тогда еще он продолжал быть очень лихим молодым человеком.

– Что вы имеете в виду?

– Я просто вспоминаю его, потому что давать ему характеристики – это не мое. О нем еще будут писать книги, анализировать его характер и личность, а вот такое живое, простое – это мое. Я только что его видел, вчера его видел… Прах, конечно, но это он был…

– Был яркий момент в вашей биографии – выборы в Верховный Совет ССР. Как отец Андроник к этому отнесся?

– Если я не путаю, это был 1989 год. Это тот Верховный Совет, который развалил Советский Союз. Не без очень активного совета отца Андроника я баллотировался от Сергиева Посада. Мне очень хотелось «выговориться», но я не надеялся, что меня выберут.

И я был чуть ли не единственным, кто открыто в зале сказал: «Я – православный». Это было для того времени несколько удивительно. Все мы это скрывали тогда. И именно тогда же я открыто перекрестился (а раньше – всегда пальчиком в кармане).

– Какая была у вас программа?

– Первым и основным пунктом было то, чтобы город Загорск обратился к своему духовному патрону – преподобному Сергию. Я сказал тогда, что если город хочет быть благополучным и счастливым, то это может быть только под покровительством преподобного Сергия!

Что тут началось! Зал просто ревел: «Мы “за горами” родились, “за горами” и помрем!»

Что тут началось! Зал просто ревел: «Мы “за горами” родились, “за горами” и помрем!» Ну помирайте, ребята… Но надо ведь знать, что Загорск – это не просто «за горами», а Загорский – прозвище Лубоцкого, коммуниста, у которого руки по локоть в крови. Тем не менее, конечно, я терял голоса катастрофически.

Но город все-таки переименовали! Хотя как хорошо работали тогда «демократы»: они были профессионально научены. В зале сидели в ярких куртках «дирижеры», которые давали нужные знаки своим людям, и чуть что – свои люди рабоче-крестьянскими голосами поднимали галдеж в зале.

Помню, редактора журнала «Молодая гвардия» окружили ненавистью, а я как-то проскочил тогда. Ну да, я же все-таки «внук заключенного» – и свой я или нет, они не понимали. По крайней мере достаточно ясно. Да и программа у меня была такая экологическая, внешне спокойная. Потом был еще Бовин, комментатор Брежнева. Но он выступал с антисоветчиной. А еще был Крутов, член парткома Гостелерадио, в прошлом футболист, с Кольского полуострова. И он занял место Клыкова, абсолютно русский патриот.

Так что «русская партия» победила в Сергиевом Посаде, как и в немногих городах, но все-таки победила! Порода сказалась, и молитвы преподобного Сергия тоже были услышаны!

– И как прошли выборы?

– Выборы прошли, я был на восьмом месте. Всего прошли 20 человек, так что я не был последним.

Я был знаком с председателем комиссии, а она в свою очередь была большим другом архимандрита Иннокентия (Просвирнина). И она мне говорила: «Павел Василевич, весь участок Лаврский голосовал за вас!» Так что и семинария, и академия – голосовали за меня! Что же еще может быть лучше, ведь это лучшие голоса в городе, а, может быть, и в России! Чего же мне было жаловаться!

– И отец Андроник был к этим выборам тоже неравнодушен?

– Да, он очень активно тут действовал: он мне помогал, советовал… Надо сказать, что его советы уже тогда были парадоксальными, нелогичными и, как правило, правильными!

Он обладал очень большой прозорливостью, но, когда я ему это сказал, он ответил: «Павел, но ведь я же стою пред престолом в алтаре. А священник, стоящий в алтаре пред престолом – ему дан дар прозорливости». Так что, мол, это нормально, это в порядке вещей, обычно.

– Но я бы хотел, чтобы вы вернулись к архиву вашего деда. Работа с ним продолжалась?

– В это время мы уже с громадным трудом, но начали пробивать публикации деда. С одной стороны, их публиковали патриоты, например Палиевский. А публикация в Тарту (там публиковал Иванов) вообще была недоразумением, потому что они вообще ничего не знали о Флоренском, честное слово! По закону Оруэлла, вообще-то Флоренский должен был быть забыт! И если бы не работа Кирилла Павловича, игумена Андроника и вашего покорного слуги, то Павел Флоренский так бы и остался для многих лишь «редактором “Богословского вестника”» и автором нескольких – довольно интересных – статей в журналах. И «Столпа», конечно, о котором он сам говорил: «Моя юношеская работа…» Того Флоренского, который пришел к читателю, привели мы (не создали, конечно, не смейтесь!). Мы его привели, мы его вам отдали. И мы – это, разумеется, и моя бабушка, и мой отец, которые умудрились сохранить его рукописи.

Флоренского к читателю привели мы: мы – это и моя бабушка, и мой отец, и другие родные, которые сохранили рукописи отца Павла

– Я слышал, что библиотека Флоренского была утеряна.

– Да, после того, как отца Павла взяли, кто-то натравил власти на его библиотеку. Дело в том, что книг из библиотеки Флоренского – то есть с экслибрисом или с автографом – нет. Впечатление такое, что их уничтожили.

– Много был книг в библиотеке? Я читал в воспоминаниях Сергея Волкова, последнего студента Московской духовной академии перед революцией, что это была одна из самых обширных библиотек в Сергиевом Посаде.

– Волков был большой друг нашей семьи. Четыре машины вывезли, так что представьте себе сами! Так вот. А рукописи бабушка с отцом куда-то запрятали, так что все сохранилось. А позже уже были письма из концлагеря.

Поскольку большинство из друзей-корреспондентов отца Павла плохо кончили, то реально писем Флоренского к внешним людям почти не сохранилось. А письма к нему сохранились все (или почти все). Они отцом Андроником переписаны и по частям опубликованы. И остались даже некоторые черновики письменных ответов на некоторые письма.

Часть их находится у меня. Письма деда к семье бабушка мне передала, и я почти все это опубликовал. Они здесь, эти материалы, рядом с вами.

– А что вы хотели сказать про издание в Тарту?

– Честное слово, они сначала не знали, кто такой Флоренский. Им страшно понравился структурализм: они увидели «элементы структурализма в обратной перспективе» и с радостью все это опубликовали. Потом приходили к Кириллу Павловичу (он так поеживался, рассказывая мне) и задавали ему вопросы. Но все равно – честь им и хвала! И кое-где в тексте даже слово «Бог» осталось (не везде, конечно, местами просто отточие). Но если и осталось, то напечатано было точно с маленькой буквы. А всякие «сомнительные» вещи были там представлены отточиями или просто выброшены.

– А вы переиздали потом эту статью?

– У меня была мечта издать эту статью двумя шрифтами (как издали, например, сейчас «Мастера и Маргариту» – сделали купюры другим цветом). А почему были сделаны эти купюры – тоже поразительно и непонятно! Во времена «Мастера и Маргариты» по рукам ходили «списки купюр».

И начались издания… Дело в том, что это был огромный труд – бороться за подлинность рукописей. Я никогда не любил редакторов – как правило, это малообразованные дамы, обычно с педагогическим образованием и с гигантскими амбициями. И ведь правда, она может унижать кого угодно. Достоевского редактировала, Чехова редактировала, а уж с Флоренским чего церемониться…

Ну, когда мои научные книги редактируют, может быть, это и к лучшему. А тут… Каждое издание первых времен Флоренского было на грани уничтожения. Другое дело, что в «ЖМП» отец Иннокентий (Просвирнин) издавал подлинные вещи.

Из пяти подлинных изданий Флоренского, вышедших в свет, три принадлежат ему. А потом Флоренский пробился в «Богословские труды», в то время редактором их был большой поклонник Павла Александровича.

– И так начались и другие издания Флоренского?

– Да, но это был, уж поверьте, тяжелейший труд! Часть рукописей напечатана на машинке с пометками отца Павла, а почерк у деда был не ахти какой, часть – от руки, а часть он диктовал Софье Ивановне Огневой. Так что часть его работ написаны ее рукой (например «Иконостас» и «Детям моим»), он ей диктовал.

– Вы совмещали эту деятельность с другой вашей работой?

– Я продолжал заниматься геологией, экспедициями, для меня внутренне это было важнейшей стороной, но по душе – конечно, нет.

– А отец Андроник?

– Отец Андроник целиком переключился на издание работ деда. И на их комментирование. А комментировать – это целую большую научную работу проводить. И вот по сути он посвятил себя своему собственному деду. Он как-то мне пожаловался: «Злые языки обвиняют меня в том, что я всем обязан своему собственному деду!» А кто из нас не обязан своим дедам или родителям? Мы все им обязаны! Очень он веселился по этому поводу…

– Но ведь издавали не только вы?

– Да, далеко не все он издавал, многое давали издавать третьим лицам.

– Был период, когда отец Андроник возглавлял Валаамский монастырь.

– Да, потом его перевели в Валаамский монастырь. Надо сказать, что там он сделал очень много. В частности, он умудрился на один день устроить на Валааме встречу Ельцина и Патриарха Алексия. Я присутствовал при этом. Не знаю, встречались они когда-нибудь так еще или нет.

Помню: кучка людей стоит на полянке, долго ждали Ельцина, он потом прилетел на вертолете.

Кроме того, от Военно-морского флота он умудрился получить ряд кораблей для монастыря, так что на Валааме монастырский флот образовался.

– А как отец Андроник относился к монархии?

– По убеждениям он был монархист, как и все мы, Флоренские. Окормлял великого князя Георгия и великую княгиню Марию Владимировну, привозил их в Загорск. Официально монастырь от их приема устранился – а он принимал, водил по монастырю. Я присутствовал при этом.

– Расскажите побольше об отношении отца Андроника к семье.

– Он занимался постоянным ведением нашей семьи. Конечно же, он был духовником всей семьи – неофициальным, часто не принимаемым и даже не понимаемым. Подумаешь, Сашка… Для многих из нас он был Сашей – и это нормально, ничего тут нет ни плохого, ни хорошего. Кстати, когда мы с ним ссорились, я звал его Сашей.

– А вы ссорились?

– Ссорились, хорошо ссорились! Не прерывая отношений и взаимного чаепития.

– А на какой почве?

– Да по моим грехам, уж позвольте мне этого не рассказывать. Это касается больше меня, чем его.

Плохо у него было со здоровьем: диабет – характерная болезнь священнослужителей. Полнота, долгое стояние на ногах, особенности монастырского стола. И он начал катастрофически полнеть. Ну, а спортом не занимался.

Когда дом восстанавливал и сад строил, он очень много двигался, а потом все это пошло дальше, он располнел.

У него была мечта создать Музей Флоренского в Костромской губернии, откуда мы родом. А пошли мы, вместе с Тарковским, из одного села

У него была мечта создать Музей Флоренского в Костромской губернии, откуда мы родом. А пошли мы, вместе с Тарковским, из одного села. Музей Тарковских-Флоренских существует, у него там дом, и что с ним будет, я не знаю. Но он много сделал для памяти Тарковского и Флоренского в Костромской губернии.

Кроме того по сути он создал два музея. Один из которых в Москве. А дом в Сергиевом Посаде он просто стал восстанавливать, ремонтировать, потому что тот от старости стал рассыпаться. Сейчас дом, слава Богу, в порядке.

Кроме того он умудрился выбить громадный участок под названием «детский сад», в котором пытался создать музей. Но только пытался – кроме его организаторских способностей там нужны были миллионы!

– Насколько я знаю, он хотел сделать там «Парк философов».

– Разные варианты были, но денег-то не было. Я знаю, что сейчас предпринят целый ряд реформ по увековечению церковности Сергиева Посада, которые патронируются патриархом. Быть может, идея создать этот музей не пропадет. Хотя движитель-вдохновитель этой идеи и ушел от нас.

Кто придет на его место, равный по церковности и способностям, по воле и по порядочности, я пока не знаю. А там, где пахнет деньгами, сохранить все эти качества ох как трудно!

– Несколько слов о труде отца Андроника «Путь к Богу»: написано им, по-моему, семь томов. Была закончена эта работа или нет? Расскажите что-то об этом собрании.

– Дело в том, что я с юности, под влиянием бабушки, собирал все упоминания о деде. А их, поверьте мне, в тридцатые годы было два-три у нас в стране. Потом ко мне потекли эти упоминания из-за «бугра», и у меня, и у отца Андроника скопилось много книг, где только был упомянут дед. Как только дед упомянут – мы тут же эту книгу или на карточку берем, или в коллекцию. Я собрал около тысячи упоминаний за столетие. Я ограничился 1983 годом.

Потом отец Андроник это подхватил, использовал мою библиографию, добавил другие упоминания, и создалась уже более полная библиография. И в справочном томе (последнем томе этого труда) этих упоминаний гораздо больше. Так что мы это собирали, это была своего рода филателия.

Картотека у меня – метра два. Когда я издал опубликованную картотеку, то передал ее в подарок издателю.

Сейчас, конечно, не упомянуть Флоренского – уже просто неприлично.

Надо сказать, что дед хранил буквально все: клочки бумажек, записочки. Всё это сохранилось (или почти всё). И когда отец Андроник занялся этим, то материал был громадный.

Когда я был в Тбилиси (а там я бываю регулярно) в 1982 году, одна из племянниц отца Павла, тетя Оля Кониашвили (Царствие ей Небесное!), отдала мне наволочку (!) семейных переписок. Так что у меня оказалась переписка прадеда и прабабушки, студенческие письма деда (когда он студентом был, писал письма матери). После студенчества тоже писал. Их все я опубликовал (Университет 1900–1904 годов, 2 тома). Остальные разделы тоже в разных местах я публиковал. Ну и, кроме того, громадный объем у деда сохранился своего архива. И присоединено было то, что было у меня, к тому, что было у отца Андроника.

И вот этот громадный папочный архив лег в основу труда «Путь к Богу».

– Но как это все написано и оформлено: это же на грани гениальности!

– Но ведь отец Андроник Историко-архивный институт закончил, это ведь его профессиональное дело! Он знал, как это делается! Я допускал много ошибок, а он просто знал, что делается это вот так, что правила – такие-то.

А сохранили они очень много. Дед понимал, что он – непростой человек, берег все о себе, и чудом все это сохранилось.

И все это было сбережено, и отец Андроник, с присущим высокому профессионалу умением (да и школа владыки Питирима тут пригодилась) все это отработал, обработал и опубликовал. Успел! Причем удивительно: он издал по сути дела последний том – и покинул нас. Так что эта работа и держала его.

А сейчас издали небольшую его книжку «Русская духовность в жизни преподобного Сергия и его учеников», уже 2021 год, только что выщла. Издательство «Общество памяти игумении Таисии».

– Отец Андроник остается с нами, мы его помним и любим, и, конечно, он являет собой нечто большее, чем просто насельник Троице-Сергиевой Лавры или преподаватель Московской духовной академии: он был представителем какой-то старой жизни, которая соединяла нас со всем тем, что мы потеряли в прошлом.

– Дорогие друзья, все-таки отодвиньте от меня Андроника как какого-то великого человека! Оставьте мне моего брата! Позвольте мне быть рядом с ним, спорить с ним – на грани ссоры (но побеждал всегда он, морально и по уму), оставьте мне его таким, каким он был для меня!

Конечно, это громадная утрата для меня лично и для всей семьи тоже! Мы осиротели… Что будет дальше? Не знаю что. Может быть, кто-то выйдет из нашей семьи и займет его место в алтаре у престола. По крайней мере алтарники в семье Флоренского среди потомков есть. Все может быть.

Никто не ожидал, что он – болельщик «Спартака» – станет игуменом. Вечная ему память, вечный покой!

Создание морального и физического памятника ему в нашей семье нам еще предстоит. Он живой был – мы так его и воспринимали! Только девять дней ему будет, может быть, он и сейчас нас слышит!

Помню, я всегда демонстративно целовал у него руку, в отличие от многих, кто просто говорил: «Саша! Саша, брат!» Для меня он все-таки всегда был иереем Божиим. Вечная ему память, а нам, Господи, дай возможность не разрушить то, что он созидал, быть достойным его дел. Эта очень трудная, громадная ответственность на всех нас – и перед дедом, и перед ним. И главное – перед самими собой. Если мы что-то порушим из того, что он создал, то в первую очередь мы на себя это обрушим и на наше будущее поколение! Он очень нам нужен, всей нашей семье.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Вознесение открыло Ее славу Вознесение открыло Ее славу
Игумен Андроник (Трубачев)
Вознесение открыло Ее славу Вознесение открыло Ее славу
Слово на Успение Пресвятой Богородицы
Игумен Андроник (Трубачев)
Она пришла к Богу ранее Страшного Суда, и потому Она ходатайствует о нас, как Всесильная Матерь рода христианского.
Лавра. Из цикла «По Руси» Лавра. Из цикла «По Руси»
Прот. Павел Недосекин
Лавра. Из цикла «По Руси» Лавра
Из цикла «По Руси»
Протоиерей Павел Недосекин
Мы – это дети тех лет. Лавра для нас была родная, своя. Она отличалась от того монастыря, куда ходили молиться наши взрослые родители.
"Иконостас" о. Павла Флоренского как опыт православного осмысления искусства
Священник Олег Корытко
"Иконостас" о. Павла Флоренского как опыт православного осмысления искусства
Священник Олег Корытко
20-е годы XX века - эпоха, мягко говоря, не самая лучшая не только для Церкви, но и для всей страны. Развертывалась ужасающая компания по вскрытию мощей, изъятию и уничтожению икон, и в самый разгар этого атеистического террора Флоренский пишет труд, основная задача которого - показать духовную связь между святым и его мощами, иконой и лицом, на ней изображенным. Подобный поступок не может быть назван иначе, как духовным подвигом, подъятым во имя торжества православной веры.
Комментарии
Зинаида19 апреля 2021, 14:48
Спаси Господи и помилуй меня и всех ищущих Бога в душе своей. Бесконечно благодарю автора за знания о жизни святых для нашей России служителей и великомучеников и мучеников. Спасибо вам за статьи для нашего познания духовного мира духовных людей. Павел Флоренский - имя его уже свято свим прочтением. А история его семьи и потомков окрылённых его именем заставляет гордится за Россию и её многострадальный народ. И мне дана долгая жизнь, чтобы познать русских просветителей и покаяться, что мало знаю о них.А потому и БЛАГОДАРЮ ВАС ДОРОГИЕ ЗА ПРОСВЕЩЕНИЕ. Благодарю канал - ПРАВОСЛАВИЕ.РУ за познание и за фильмы отца Тихона и всех кто работал над ними Конец империи. Русский вопрос. МОЙ ВАМ ПОКЛОН
Игорь14 апреля 2021, 14:23
Спаси Господи! Как жаль, что ушёл из жизни игумен Андроник. Отца Павла Флоренского давно люблю и почитаю. Надеюсь на его канонизацию.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×