C 17 по 19 сентября в Доме Русского зарубежья прошла традиционная, восьмая по счету, конференция, посвященная наследию митрополита Антония Сурожского. В этот раз тема конференции звучала так: «Кризис: суд или открывающиеся возможности?». Среди выступающих были известные священнослужители, ученые, публицисты, а также те, кто лично знал владыку Антония и общался с ним. Корреспондент портала Православие.Ru записал наиболее интересные фрагменты выступлений, посвященные приснопоминаемому Сурожскому митрополиту.
Протоиерей Христофор Хилл:
– Владыка Антоний ценил свободу, уважал ее, оберегал. Владыка и сам был свободен, и эта свобода проявлялась прежде всего в духовной жизни, он не был обременен чем-либо земным. У владыки было уникальное качество: он легко находил общий язык с каждым человеком. В момент общения собеседник становился для него целым миром, всей вселенной. Мало кто из нас может так общаться с другими людьми, ведь у каждого из нас масса своих мыслей и забот, которые не позволяют нам быть полностью свободными. Для владыки Антония приходящий к нему человек всегда был самым родным и дорогим, и все его внимание было посвящено только собеседнику.
Я заметил, что владыка не носит привычные для архиерея роскошные облачения
Владыка был всегда собран и сосредоточен, он молился, видел в человеке образ Божий. Он был скромен в быту, не любил пышности и роскоши. Я помню, как однажды я алтарничал на его службе в Успенском лондонском соборе и заметил, что он не носит привычные для архиерея роскошные облачения – вместо саккоса на нем был обычный диаконский стихарь, а митра была сделана из папье-маше и пластмассовых бусинок.
Джиллиан Кроу:
– Общаясь с владыкой Антонием, я чувствовала его веру и поддержку и была уверена в правильности всего, что он говорит. Он всегда отвечал на вопросы мудрыми советами. Через него я чувствовал любовь и заботу Бога по отношению к людям.
Однажды он сказал мне в шутку, что Православие начинается с ног, когда ты учишься стоять на долгих службах, потом доходит до желудка, когда ты начинаешь поститься, а затем достигает и сердца. После чего владыка с улыбкой добавил: «А у некоторых людей и до головы доходит».
Приход владыки Антония был весьма многонациональный, и он всегда говорил, что все мы должны быть едины, – и сам создавал такую атмосферу. Владыка всегда говорил о красоте Православия: о том, как прекрасны храмы, иконы, богословие, богослужение, все Божии творения. Но прежде всего владыка видел красоту в людях и всех нас учил этому видению. Несмотря на все наши недостатки и промахи, он видел в каждом из нас образ Христа.
Вот уже более 20 лет владыки нет с нами, но нам важно передавать друг другу его понимание и видение, память о нем.
Фредерика де Грааф:
– Личность владыки Антония, его книги, его мышление говорят нам о внутренней свободе человека, примером чего был он сам. Он говорил, что всегда нужно быть со Христом, нужно молиться, зная о том, что Христос жив и слышит нас, и только тогда у нас будет уверенность, не будет страха и перед трудностями, и перед самой смертью. В этом случае и не будет кризиса, о котором мы сегодня говорим. На мой взгляд, беда заключается в том, что для большинства людей Воскресение Христа не является реальностью… Это настоящая беда.
Беда заключается в том, что для большинства людей Воскресение Христа не является реальностью
Мне кажется, что наша общая основная проблема заключается в том, что мы живем вне себя. Мы полностью погрузили себя в цифровой мир, в гаджеты. Никто не видит происходящего перед собой. Мы боимся заглянуть внутрь себя. Часто владыка с болью говорил, что современный человек не желает знать Бога, общаться с Ним, идти к Нему навстречу. И это настоящая катастрофа… И не только молодежь стоит перед лицом этой проблемы. Не нужно бояться! Нужно верить, нужно обращаться ко Христу. Владыка говорил, что одним сиянием глаз можно показать веру, живую веру во Христа.
Келси Чешир:
– Владыка Антоний был глубоко убежден, что кризис и страдания могут открыть нам такие вещи, которые мы бы иначе и не увидели, и дать рождение новой жизни, если мы, конечно, мужественно приняли эти трудности. Владыка всегда говорил, что необходимо преодолевать боль, выносить ее с терпением и мужеством до самого конца, рассматривать ее как упражнение для роста; научиться справляться с маленькими трудностями, чтобы потом переносить испытания более сложные.
Любить сложнее, чем выносить страдания, ведь любовь предполагает добровольное действие, а страдания пассивны
На лице владыке Антония в момент трудностей можно было видеть мужество, сосредоточенность, волю, которая была настолько сильной, что даже пугала. Но в то же время на его лице отражалась и боль, о которой владыка говорил, что будет выносить ее во всей полноте, во всей чистоте, во всей остроте, что он позволит этой боли перепахать его до самых глубин, но не даст ей запятнать свою душу ненавистью и темнотой.
Также владыка говорил, что без любви страдания ничего не значат, а любить гораздо сложнее, чем выносить страдания, ведь любовь всегда предполагает добровольное действие, в отличие от страданий, которые пассивны. На долю владыки выпало много страданий, но всегда было совершенно очевидно, что, какой бы ни была трагедия, любовь воссияет. И с любовью владыка относился к каждому человеку.