«А вот знаменитый монастырь Джеймса Бонда»

Грустные заметки из Метеор

То, что обители нуждаются в деньгах, бесспорно. Другое дело, когда забота о финансах превращается в главную цель существования монастыря. Какое будущее «светит» в этом случае обителям, бывшим «светильникам Православия»?

– А вот это знаменитый монастырь Джеймса Бонда! – провозгласила экскурсовод и профессионально отошла в сторону, давая тем самым возможность туристам нащелкать еще пару сотен мегабайт на своих мобильниках.

Реакция туристов, хоть и немцев (а уж их-то паломниками при всем желании назвать сложно), порадовала:

– Мы приехали в Метеоры не за фильмографией голливудской, а чтобы увидеть ваши монастыри, – тихо, но отчетливо сказали несколько человек. – Нас не «агент-007» интересует, а Православие.

Храм напоминал музей в день открытых дверей. Даже не музей, а супермаркет

– Да-да, конечно, – поспешно согласилась девушка-группенфюрер, – пойдемте скорее в монастырь. У нас несколько минут: видите, сколько экскурсантов своей очереди ждут! Да: чтобы зайти в обитель, женщины должны надеть платки и юбки – их вы можете взять напрокат в монастырском киоске по пять евро. Повторяю: у нас несколько минут.

Храм напоминал музей в день открытых дверей: десятки, если не сотни посетителей, разделенные по группам, пытались расслышать своих экскурсоводов, уловить хоть что-то в общем гвалте, хоть немного узнать об истории монастырей Метеоры, о греческом Православии, восстановлении независимости Эллады, сопротивлении османам… Какое там! Туристический конвейер не позволял даже всмотреться во фрески, не говоря уже о простом желании побыть одному, отойти в сторону и спокойно помолиться. «Это даже не музей – это супермаркет какой-то», – опять кто-то из немцев прошептал возмущенно.

– Так, пойдемте быстрее, уступаем место следующей группе: из храма выходим на обзорную площадку (правда красиво?), здесь снова можно фотографировать, я вас жду в монастырском магазине (обязательно зайдите, там много всего интересного и не очень дорого), а затем мы едем в другую обитель, там тоже красиво и интересно.

Больше всего времени туристы-экскурсанты проводят именно в монастырских лавках, покупая там всякие сувениры, чтобы не забыть, в каком именно монастыре они, кажется, были.

Стремглав промчавшись по нескольким обителям Метеоры, выдохнули. Вздохнула и девушка-экскурсовод:

– Уф, вот теперь можно отдохнуть после этой гонки. Как вам наши красоты?

Я не сдержался:

– Да красоты-то замечательные, всё хорошо, но уж очень всё суетливо. Вон, даже братья по разуму немцы жалуются: хотели, говорят, в тишине побыть, а кто и помолиться (и с немцами случается), а вместо тихой обители – «черная пятница» какая-то. Не говорю уж о паломничестве: даже туризм затерялся в общем бизнес-потоке.

Монастыри живут во многом за счет туристов – вот мы и подбиваем нашу программу под Голливуд. И чем веселее, тем лучше

Вот тут экскурсовод вздохнула всерьез:

– А ведь ты прав. И прости за Джеймса Бонда: но сейчас нам проще рассказывать о монастырях Метеоры именно в таком тоне. Монастыри живут во многом за счет туристов – вот и подбиваем мы, экскурсоводы, нашу программу под Голливуд и всё такое прочее. Чем веселее, тем лучше. «Развлекухи» побольше в программе надо. Больше денег для монастырей.

– Да, но молитва, уединение…

– Чего захотел! (Вздох был еще печальней). Тут ведь как: на время богослужений монастыри закрываются, то есть никто, кроме их насельников, на них присутствовать не может. В промежутке между литургией и всенощной – «бизнес-тайм»: от туристов нужны деньги, вот и всё. От нас, внешних, мне кажется, ждут не молитвы, а денег. Вижу, ты морщишься. Я сама православная, мне самой этот новый порядок противен, но я должна работать, зарабатывать – куда я денусь? Если утешит, то скажу по секрету: у самого подножия Метеор есть один небольшой скит – вот туда советую сходить помолиться. Там всё по-старому. Никакого туризма с экскурсиями: служит старенький иеромонах, он там один и живет. Так наши из окрестных деревень и городков только туда молиться и ходят – от «бизнес-обителей» с их сувенирами и прочими завлекушками нас воротит. Знаешь, у меня во время одной экскурсии было ощущение, что я в гетто…

Это гетто мы сами построили. Деньги нам подавай. А молитвы особо и не надо

– …это как?

– Да очень просто: туристы увидели, как одна монахиня шла из храма в келью. Такой был восторг, аж свистели: «Ты смотри! Живая монашка! В черном вся! Вау! Cool!».

– У нас такое при «советах» было. Так же приезжали, пялились на монахов, ржали.

– Ну вот, пожалуйста, добро пожаловать в прошлое.

– Лишь бы не в будущее. А то ведь и правда гетто напоминает.

– Только это гетто мы сами построили. Деньги нам подавай. А молитвы особо и не надо. Элладу жалко.

– Может, не всё еще потеряно.

– Очень надеюсь.

Мне захотелось в Россию: туда, где даже туристы могут стать паломниками. Где слово «деньги» пишут со строчной, а «молитва» с заглавной

Мы расстались. Экскурсовод подарила на прощание икону. Немцы долго вертели ее в руках: «Что мы с ней будем делать? Мы ничего в этом не понимаем. Отвези ее в Россию, отдашь там в какую-нибудь церковь или монастырь». А в Россию мне очень хотелось вернуться. В маленькую обитель: на Спас Каменный, например, в Суру, в Сийский монастырь, Трифонов Печенгский – в общем, туда, где даже туристы могут стать паломниками. Где слово «деньги» пишут со строчной, а «молитва» – с заглавной.

Степан Игнашев

14 декабря 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Алла18 декабря 2021, 23:45
Про немцев не то что не по-христиански, но и элементарно неэтично сказано.
Павел К.16 декабря 2021, 17:35
Вывод напрашивается такой : экскурсии по монастырю должны проводить сами монахи или послушники монастыря по продуманной (в духовном смысле) программе в строго определенное время . Вход ,конечно,свободный ,но без права самочинной экскурсионной деятельности .Базарную составляющую (кроме свечей) лучше вынести за стены обители .
Юлия 15 декабря 2021, 22:07
Благодаря статье узнала о таком чудесном месте. Посмотрела видео об этих монастырях. Сколько величия, труда строителей, вековая история, вид с высоты захватывает дух. Тогда монахи хотели уйти от мира, быть ближе к Богу, но в 21 веке туристы всюду:и на дне океана, и на самой высокой горе. Такая тенденция не только в Метеорах, но и в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Сама много раз была в поломнических поездках по монастырям России. Всегда группа разделяется на тех,кто от мощей святых не отходит и реально молиться приехал, и на тех,кто по лавкам и экскурсиям бегает. А бывает когда уже не первый раз приезжаешь и осмысленно хочешь узнать место, тогда и экскурсия не помешает.Главное-не осуждать.
Ольга15 декабря 2021, 17:18
Если автору неизвестно,то пусть запомнит немцы будучи гонимы и высылаемы в ссылки,везли с собой Библию,лежала на столе и читалась ежедневно. Бабушка моя имея в 1945 году двоих детей сушила сухарики и в маленьких мешочках раздавала сиротам. Мужа расстреляли в 1938 году,как врага народа. Он играл на органе в кирхе. А чем тратить деньги на Грецию ,поехали бы в Богом забытое село и поработали во Славу Божию у бедного священника на приходе. Я не за немцев обиделась,просто ни кого не смущает песочек купленный в монастыре российском.Как могут так и выживают. Простите обидеть не хотела.
Anna15 декабря 2021, 15:29
Неприятная и непонятная статья: то немцев всё же интересует православие, то пренебрежительное "хоть и немцев", и как такой автор-ревнитель оказался среди них. И почему именно на Метеоры "наезд"? Как будто в России по-другому. Мы были в Метеорах на экскурсии в 2017 году. Конечно, времени мало, но это на всех экскурсиях так. Заглянули в храмы, послушали рассказы о монастырях, пофотографировались, что-то купили в лавках. Метеоры - это в первую очередь природное чудо, которое дополнительно украшено монастырями. Оно достойно посещения. Если нужно помолиться, то это формат паломнической поездки, когда отведено время на молитвы, Литургию.
Галина И.15 декабря 2021, 11:10
Основной акцент рассказа направлен на то, что, дескать, эти немцы такие- сякие, не то что я и мы, русские. "Реакция туристов, хоть и немцев...".О такой основной "духовной" проблеме в наших храмах и монастырях, как деньги, промолчу. Но вот из детства. Жила я в небольшом, с крепкими традициями, по-настоящему православном русско- украинском селе в Киргизии, и в те глухие советские годы там было очень много искренне верующих немцев. Они отличались своей глубокой религиозностью и добропорядочностью. Со мною в одной школе учились немцы, и они были для нас примером- во всем. Мы все их уважали. Одного из них я хорошо помню: Эрик Шнайдер. Не может быть, чтобы их вера и молитвы так бесследно пропали.
Валерий15 декабря 2021, 06:44
"Я тоже летом был в Абхазии и поехал в паломническую поездку получилось " голопом по европам", самое главное количество и даже не мест, а туристов... поэтому следующий раз нужно больше узнать про место, и поехать самому, чем то помочь, что то сделать, и тогда по смирению души перед Богом, он даст малую толику своей благодати для спасения души.Всем Божией помощи и эдоровья, чтобы дольше хвалить пречестное Имя его..." Спасибо, Георгий! И, верно, лучше подобные поездки планировать и совершать независомо от каких-либо групп, можно с друзьями и близкими, чтобы самостоятельно рассчитывать время..
Анна14 декабря 2021, 23:58
И у нас в монастырях, особенно, в крупных бывает довольно многолюдно. И далеко не все из приезжающих - паломники. Сейчас многие туркомпании включают в туры посещение монастырей как исторических и культурных достопримечательностей. Хорошо это или плохо? Двояко, на мой взгляд. Потому что бывают же случаи, когда человек попадает как турист в какое-то святое место и это посещение оказывает такое влияние на человека, что он потом воцерковляться начинает. Но, конечно, когда едут просто для "развлекухи" в обитель, это ужасно!
Анна14 декабря 2021, 23:54
Была в Метеорах в 2014 г. Народу, действительно, полно! Экскурсовод рассказала, что монахи сами не рады такому положению, но, ничего не попишешь, их обязали туристов пускать, не только паломников. Поэтому в каждом монастыре Метеор есть определённый день, когда монастырь полностью закрыт для посещения. А продажа всего разного сувенирного начинается уже у стен монастырей. С одной стороны, вроде, и приятно на память что-то купить или родным-друзьям в подарок, а с другой, главное, чтобы это не ставилось во главу угла. Так что, наверное, многое зависит от нашего собственного отношения.
Viktoria14 декабря 2021, 20:58
Да уж, меня тоже эти комментарии в адрес немцев покоробили. Как будто они какие-то недоразвитые.
Максим14 декабря 2021, 20:27
Андрей, так у нас, у русских, как раз очень считается модным и правильным своё ругать
Ирина14 декабря 2021, 16:20
Посещала монастырь в Метеорах восемь лет назад, но таких впечатлений как у автора статьи у меня почему-то не осталось. Далеко добираться до монастыря, заезжают много паломников
Глеб14 декабря 2021, 14:35
Группенфюрер - это звание в нацистской структуре СС. Наделять этим именем экскурсовода немецкой группы по крайней мере не этично, а по большому счёту - глупо.
Галина14 декабря 2021, 13:21
Самое главное , ты сам в каком настрое едешь в такое паломничество
Елена О.14 декабря 2021, 13:09
Ну что сказать? Хочешь кататься, люби и саночки возить. У Греции большой долг перед ЕС. А долги надо возвращать...
Читатель14 декабря 2021, 12:33
Немцы, кстати, бывают по-настоящему набожные. Зря автор делает такой акцент на национальности. А “бизнес-обителей» и в России хватает.
Андрей14 декабря 2021, 11:37
Да нет, не сильно мы от греков отличаемся. Все люди - люди. Кто-то действительно в монастрь приходит ради Христа. А кто-то успешно сочетает служение Богу и бизнес. Может он и пишет на бумаге слово "деньги" с маленькой буквы, но уж зато в сердце... Чужих ругать легко, а вот про своих слабо что-то подобное написать?
Наталья14 декабря 2021, 10:11
Только надо бы помнить, что виноваты не монастыри, которым "нужны деньги". Монастыри Метеор заставили открыть для туристов Евросоюз и правительство Греции (кстати, вот что бывает, когда Церковь - государственная). После этого большая часть монахов покинула Метеоры. Мужские обители в полном составе ушли на Афон. Очень сильны опасения, что со временем так же поступят со Святой Горой. Это очень большая проблема и беда. Поэтому зарисовка выглядит несколько поверхностно. Изложено всё правдиво, а информации (причина - следствие) не хватает
Наталья14 декабря 2021, 09:09
Спасибо за статью, не хочу комментировать в ключе, типа да вот сейчас как "бизнес-конвеер",и при этом говорят,что это же пожертвование на храм и на церковь, по мне так человек, сам должен для себя понять,для чего и зачем он ездит по монастырями и храмам и что он хочет из этого вынести для себя , очистить души и больше ее "захламтть"
Светлана 14 декабря 2021, 09:02
Эту статью смело можно было бы написать про Дивеево
Валерий14 декабря 2021, 08:43
Степан, вы пишете про Грецию, но ведь и Исаакиевский собор функционирует как музей.
Георгий14 декабря 2021, 08:10
Я тоже летом был в Абхазии и поехал в паломническую поездку получилось " голопом по европам", самое главное количество и даже не мест, а туристов... поэтому следующий раз нужно больше узнать про место, и поехать самому, чем то помочь, что то сделать, и тогда по смирению души перед Богом, он даст малую толику своей благодати для спасения души.Всем Божией помощи и эдоровья, чтобы дольше хвалить пречестное Имя его.
Валерий14 декабря 2021, 06:34
"..хоть и немцев (а уж их-то паломниками при всем желании назвать сложно)...""Вон, даже братья по разуму немцы жалуются: хотели, говорят, в тишине побыть, а кто и помолиться (и с немцами случается)..." Степан, вы несправедливы к немцам
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×