«Нужно поощрять тягу к познанию мира»

Беседа с иереем Алексием Горячкиным о компьютерных играх

Священник Алексий Горячкин, клирик женского ставропигиального монастыря Зосимова пустынь, в детстве был настоящим игроманом: часами сидел за компьютером, играл по ночам и входил в пятерку лучших игроков России в «Counter-Strike». И он не только излечился от зависимости, но и стал впоследствии священником. Сегодня отец Алексий, помимо пастырского служения, преподаёт информатику в православной гимназии «Светоч» ученикам со 2 по 11 класс. Отец Алексий рассказал, как для него стало возможным победить пристрастие к играм и чем родители могут помочь своим детям.

Отец Алексий, когда вы увлеклись компьютерными играми?

– С раннего возраста, лет с семи. Тогда компьютеров ещё не было, были игровые автоматы. Мы жили в Ялте, и я часами пропадал на автовокзале, где устроили игровой зал. Некоторое время играл сам, но в основном стоял и смотрел, как играют другие. И так происходило почти каждый день! В 1990-м году, когда мне было 10 лет, в офисе, где работали мои родители, появились компьютеры. На работу пригласили человека, специалиста по компьютерам, чтобы и обслуживать их, и обучать сотрудников на них работать. Мама моя вела бухгалтерию, ей обычно не хватало времени на занятия, и, чтобы нанятый специалист не сидел без дела, ему поручили обучать меня. Тогда я познакомился с первой компьютерной игрой – «Принц Персии». Сколько компьютеров я переломал в том офисе! Залезал в программы, стирал системные файлы, ломал физически… Добавил работы сотруднику, которому приходилось всё это восстанавливать после моих экспериментов. Но впоследствии мне этот опыт очень пригодился: когда знаешь, как ломается, можешь понять, как починить.

До «Принца Персии» были какие-то несерьезные игрушки, вроде тетриса; потом я перепробовал много разных игр. А заядлым игроманом стал уже лет в 17, когда мы с братом открыли для себя «Counter-Strike». В эту игру я втянулся по-настоящему, и даже в какой-то момент вошел в пятерку лучших игроков России.

– Как это отражалось на учебе в школе?

– Сначала плохо, а потом я перешёл в другую школу, и всё изменилось – стал учиться хорошо. Думаю, дело было не в том, что в свободное время я увлекался играми, а в том, как относились к нам учителя. Помню, учительница литературы на первом же уроке заявила нам, девятиклассникам: «Я привыкла работать со взрослыми людьми и ребячества от вас не потерплю». Мы думаем: ничего себе, нас назвали взрослыми, с нами считаются! И стали иначе относиться к предмету. Серьёзней.

Если говорить о степени зависимости, специалисты приравнивают игроманию к тяжелым наркотикам. Как вам удалось избавиться от пристрастия к компьютерным играм?

– Параллельно с играми я увлекся программированием. Сначала изучал его самостоятельно, и это увлечение перетянуло мое внимание от игрушек к более серьезным предметам. Ведь игра – это потребительство: ты пользуешься плодами чьей-то фантазии. А программирование – чистое творчество: ты сам создаешь некий продукт. Тут столько возможностей, перед тобой раскрывается целая Вселенная – созидай, что хочешь! Потом это увлечение привело к тому, что я поступил в институт на факультет информационных технологий. Выучился на программиста; некоторое время работал по профессии в компании по ремонту компьютеров, кроме того, занимался версткой еженедельной газеты.

Увлечение привело к тому, что я поступил в институт на факультет информационных технологий

– Вы тогда были уже воцерковленным? Верующим?

Верующим я был всегда… Не знаю, есть ли вообще люди, которые отрицают существование Бога? Они могут по-разному Его называть, верить в некие высшие силы, но всё равно это вера. Человека, который полностью отрицал бы существование Бога, я ещё не встречал.

Я был верующим, но моя вера не принимала какой-то определенной формы. В 2003-м году, когда мне исполнилось 20 лет, я увлекся романами сектантского толка. Меня интересовала не столько идеология, сколько сюжеты – увлекательные и захватывающие. В одной из книг взгляд зацепился за фразу, в которой автор предложил подсчитать, сколько времени мы думаем о Боге. Буквально подсчитать: сколько минут в неделю, в месяц? Я прикинул и решил, что у меня наберется, наверное, несколько минут в неделю. Явно не больше. И подумал, что это несправедливо по отношению к Богу: Он так о нас заботится, столько нам всего предоставляет, и отвечать ему какими-то грошами в виде нескольких минут – это бессовестно.

Иерей Алексий Горячкин с семьей Иерей Алексий Горячкин с семьей С этого момента все и началось. Первый раз я пришел в храм, смотрю: очередь идет куда-то. Пристроился в конец этой очереди, спрашиваю: куда идут? На Причастие. А что это? Мне объяснили, что надо сначала исповедоваться, а потом батюшка расскажет, что делать. Ну ладно, я отошел в сторонку. Все было сказано по-доброму, никто не шикал. Мне в этом плане повезло, я не встречал в храме никаких сердитых бабушек. Потом поговорил со священником, он мне все объяснил, рассказал. Так потихоньку началось моё воцерковление.

Спустя полгода в храме некому было Апостол читать; поручили мне. Я в каких-то книжках вычитал, что с Апостолом нужно из алтаря выходить – а я же неофит, мне нужно все по канону делать! Подхожу к настоятелю, говорю: я из алтаря буду выходить. Отец Савва отвечает: да из храма тоже можно. Нет, настаиваю, нужно из алтаря! И батюшка смиренный пустил меня в алтарь. Вот я полслужбы стоял, не шелохнувшись, в алтаре с Апостолом, потом выходил красиво, читал, возвращался в алтарь и так же, не шелохнувшись, с Апостолом в руках стоял до конца службы. А в алтаре всегда ведь помощь нужна – то кадило подать, то записки… Так я стал алтарником. А потом как-то естественно, словно так и должно быть, я поехал поступать в семинарию в Сергиев Посад.

Мое первое образование пригодилось мне и в семинарии. Там у всех спрашивают, кто что умеет, у кого какие навыки. И все годы обучения я занимался системным администрированием семинарских компьютеров.

– Вернемся немного назад – как родители относились к вашему увлечению компьютерными играми? Пытались запретить?

– Родителей это беспокоило, но надо отдать им должное – они меня не дергали. Не прессовали, не переубеждали. Был период после школы, около года, еще до поступления в институт, когда я ночами бодрствовал, а днем спал. Тогда я уже меньше играл, больше занимался исследовательской деятельностью. Всю ночь возился с компьютером, утром мы встречались с родителями, здоровались, и я шел спать, а они завтракать. И весь этот год они меня не трогали. Потом, конечно, мои ночные бдения прошли сами, переросли в более серьезное отношение к предмету, и больше проблем не было.

– Что вы могли бы посоветовать родителям, чьи дети слишком увлечены, например, своими мобильными телефонами?

– Ну, мобильные телефоны – не компьютерные игры, к ним другой подход. Я своим четверым детям разрешаю играть на компьютере только в развивающие игры. Причем дети должны объяснить мне, какой именно навык развивает у них та или иная игра.

Дети должны объяснить мне, какой именно навык развивает у них та или иная игра

Необходимо растолковать ребёнку пользу и вред любого занятия. Может, не сразу, но он поймёт. Важность личного примера тоже никто не отменял: если мама часами сидит в Инстаграме, как она может требовать от дочери, чтобы та отложила смартфон?

Но вообще я всем родителям, которые приходят ко мне с жалобами на своих детей, говорю, чтобы они каким-то образом переключили внимание ребенка на познавательную деятельность. У детей пытливый ум, они сначала играют в машинки, а потом начинают их разбирать, чтобы посмотреть, как там все устроено. Нужно поощрять эту тягу к познанию мира. Отправить на курсы робототехники, на программирование – сейчас очень много подобных курсов. В школе, где я преподаю, мы с малышами занимаемся мультяшным программированием, очень простым и для детей увлекательным. Есть программирование Майнкрафт – многие дети увлекаются этой игрой, поэтому несложно переключить их внимание на более созидательный вид деятельности. Современным родителям проще – много инструментов, которых в моем детстве не было. И упускать эту возможность не стоит – ребенка нужно увлечь, чтобы он из пользователя превратился в творца. Впоследствии это увлечение может перерасти в профессию и даст возможность уже выросшему ребенку зарабатывать на хлеб для себя и своей семьи.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Компьютер, IQ и будущее наших детей Компьютер, IQ и будущее наших детей
Андрей Драгулинеску
Компьютер, IQ и будущее наших детей Компьютер, IQ и будущее наших детей
Андрей Драгулинеску
Специалисты с тревогой отмечают снижение у людей «эмоциональной компетентности», а ведь именно она фундамент наших способностей, в том числе и умственных.
«Если душу мы наполняем новостями, чем она будет “благоухать”?» «Если душу мы наполняем новостями, чем она будет “благоухать”?»
Иерей Сергий Ермолаев
«Если душу мы наполняем новостями, чем она будет “благоухать”?» «Если душу мы наполняем новостями, чем она будет “благоухать”?»
Беседа об информационном пощении
Иерей Сергий Ермолаев
Человек прочитал новость, начинает её обдумывать, раздражаться, гневаться, осуждать, в итоге - не может молиться.
Каким должен быть информационный пост христианина? Каким должен быть информационный пост христианина?
Ответы пастырей
Каким должен быть информационный пост христианина? Каким должен быть информационный пост христианина?
Ответы пастырей
Возьмем в руки не смартфон, а молитвослов и Евангелие, в тишине сердца помолимся. Когда Бог – на главном месте, то всё остальное – на своем.
Комментарии
Катерина 1 марта 2022, 18:41
Родители двух детей, младшему 12, уже зависимый, родители: "мимимими мы не знаем как его ОТВЛЕЧЬ"... не знают видите ли они... может быть, для начала не покупать всевозможные игровые приставки? А если глупость уже сделана, то урезать время сидения, исключить всякие пустые игры и ввести познавательные на тему естествознания? Организовать личное время ребенка по-другому? Конечно, проблема и в том, что родители, часто занятые борьбой за существования, ограничены в своих возможностях и не имеют концепции организации интересов ребенка БЕЗ компьютерных игр.
Маргарита 1 марта 2022, 10:57
В дополение к предыдущему. Очень приятно, что есть священники, которые хорошо ориентируются в современном мире. Добра батюшке!:)
Маргарита 1 марта 2022, 10:55
Я играла. Из плюсов общение с людьми со всего мира, быстрое изучение разных языков, прокачивается коммуникация, навыки совместной деятельности. Из минусов потребляет очень много времени, так построена архитектура современных игр, что бы есть время. Еще люди разные там, иногда попадается ой ой, ребенок может получить проблемы. В целом если ребенок зависает в играх, значит ему не хватает коммуникации в реальном мире, он не имеет навыка. Надо исходить из этого. Если есть много общения в реальности, то не затянет.
Виталий28 февраля 2022, 16:45
Анне 28 февраля 2022, 07:46 Священник Павел Островский в молодости тоже был игроманом, о чём неоднократно рассказывал в своих интервью.
Анна28 февраля 2022, 07:46
Очень полезная беседа. Чтобы игроман стал священником - таких примеров, наверное, больше и нет! Только важно сделать оговорку - не стоит родителям всех игроманов, прочитав интервью, вздохнуть с облегчением и увидеть в ребенке будущего пастыря. Алексею явно было дано больше, чем обычным подросткам, это исключение. И что-то еще важное было в его детстве...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×