В мае 2007 года в Москве в Храме Христа Спасителя был подписан Акт, провозгласивший объединение Русской Православной Церкви Заграницей с Московским Патриархатом. Свои подписи под ним поставили Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр. Первоиерархи «поднялись» и на пьедестал монумента «Воссоединение», установленного напротив возрожденного соборного храма Рождества Пресвятой Богородицы в Курской Коренной пустыни. Вместе патриарх Алексий II и митрополит Лавр держат одну из древнейших икон Русской Церкви – образ Пресвятой Богородицы «Знамение», который мы молитвенно вспоминаем 21 марта.
Нечаянная радость
Именно этой, небольшой по размерам, иконе было предначертано выполнить в наши дни непростую миссию – стать послом примирения. С задачей она справилась блестяще.
Образ был обретен в XIII веке, в трудное время для Курского края – время разорений и опустошений от набегов татарской орды. Время, когда люди особенно нуждались в духовной защите и поддержке. По преданию, икона была найдена охотником из Рыльска в лесу, на берегу реки Тускари, «при корени древа ниц лежащей». Когда мужчина поднял икону, из земли забил источник и образовался колодец. Охотник позвал товарищей, и на месте чудесной находки они построили часовню, куда поместили икону. К ней приходили окрестные жители, многие исцелялись.
Вот как о чудесах, явленных чудотворным образом, говорится в памятнике русской литературы XVII века «Сказание о граде Курске и о явлении чудотворныя иконы Пречистыя Богородицы…», известном также под названием «Повесть о граде Курске»:
«По приказу рыльского князя Шемяки икону перенесли в Рыльск. Однако князь не оказал ей должного почитания и был наказан слепотой. После раскаяния и моления перед иконой он получил исцеление и в благодарность построил в Рыльске храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Икона же, спустя некоторое время, без посторонней помощи вернулась в часовню близ Тускари. Там часто бывал и служил рыльский иерей Боголюб. Во время набега крымских татар на русские пограничные земли он был уведен в плен. Татары пытались поджечь часовню, но это им удалось не сразу, так как ее охранял находившийся в ней образ. Тогда они разрубили икону и развезли ее части в разные стороны, чтобы она не помогала больше христианам».
Вскоре Боголюба выкупили у крымского хана посланцы великого князя Московского. Он вернулся на берег Тускари, нашел части иконы, и, когда составил их вместе, они чудесным образом срослись.
Слава о чудотворном образе дошла до царя Феодора Иоанновича. В 1597 году по его приказу икону принесли в Москву. А «царица Арына Феодоровна сделала к иконе пелену с крестом и под ним вышито золотом, в коем году сию пелену она государыня приложила и со всяким предивным украшением и велели устроить монастырь и поставить церковь Рождества Богородицы». К слову, пелена, хранилась в курском Знаменском монастыре. Сейчас место ее нахождения неизвестно.
Царь Феодор Иоаннович повелел восстановить разоренный татарами Курск, намереваясь вернуть туда икону. Образ сначала перенесли в основанную на месте часовни Коренную пустынь.
Примечателен и такой факт. Во время осады Курска войском польским в 1612 году горожане во время молитвы дали обет Богоматери, что в случае спасения воздвигнут монастырь и поставят икону в нем. Сразу после этого по городу разнеслось благоухание. Защитники, осмелев, вышли из крепостных стен и прогнали превосходящие силы противника. Слово свое куряне сдержали – заложили Знаменский монастырь с храмом Рождества Пресвятой Богородицы. После завершения строительства делегацию курян отправили в Москву за иконой. Найденный в царских палатах образ был возвращен в Курск, в Знаменский собор.
В правление царя Бориса Феодоровича Годунова, с 1601 по 1604 год в стране «был глад великий и мор на люди». Курск же не пострадал от неурожая, кормил и себя, и жителей соседних губерний. В этом видели знак особого расположения Пресвятой Богородицы к Курску, находившемуся под защитой Ее образа. Узнав о чудесах от иконы, царь Борис прислал в Коренную пустынь «образа, книги, колокола, ладан, пелены и церковные украшения».
Икона многократно избавляла Курск от покорения врагами. Святой лик Богородицы способствовал поднятию духа русского воинства. В 1676 году его впервые вывезли на Дон для благословения казаков. Во время войны с французами в 1812 году с чудодейственного образа был написан список и подарен Кутузовскому войску.
Святой лик Богородицы способствовал поднятию духа русского воинства
И еще об одном из главных чудес: преподобный Серафим Саровский в детстве получил исцеление от тяжелой болезни по молитве перед этой иконой Пресвятой Девы.
«Знамение» – икона с непростой судьбой
В один из дней 1898 года в курском Знаменском храме под киот с иконой террористы заложили бомбу с часовым механизмом. От взрыва здание сильно пострадало, а святыня осталась невредимой. Через 50 лет один из террористов покаялся и рассказал, что именно это чудо повернуло его к Богу.
В апреле 1918 года из того же собора были похищены икона и ее список в драгоценных окладах. Почти месяц спустя они были найдены без риз в заброшенном колодце близ Знаменского монастыря. Так как чудотворный образ без риз почти никто не видел, пригласили иконописца Шуклина, который незадолго до кражи писал копию. Он и опознал икону.
В 1919 году при отступлении Белой армии икона была увезена из Курска и переправлена в Сербию, оттуда в Германию и, наконец, в Соединенные Штаты Америки. С 1957 года она пребывает в Синодальном Знаменском соборе в Нью-Йорке. Но вернемся в Сербию, где в Троицком храме святой лик Богородицы находился более 20 лет. Особую благодать явила Богородица жителям Белграда во время войны. Город накрывали постоянные бомбежки, но ни одна бомба не упала на русские храмы и те дома, в которых проходили молебны перед святым ликом Богородицы.
– Архиепископ Курский и Обоянский Феофан (Гаврилов) был верным хранителем Курской-Коренной иконы в Белграде. Икона была при нем до его последнего вздоха. Потом хранителем стал владыка Серафим (Иванов), тоже курянин, ставший епископом Чикагским и Детройтским. Он же строил новую Коренную пустынь под Нью-Йорком. Один из митрополитов Зарубежной Церкви Филарет (Вознесенский) был тоже курянином. Так что Курская епархия тесно связана с Зарубежной Церковью, – рассказывал мне Сергей Локтионов, руководитель автономной некоммерческой организации «Содружество». – Многие считали, что эмигрировавшие монахи украли нашу святыню. А они ее спасли.
«Многие считали, что эмигрировавшие монахи украли нашу святыню. А они ее спасли»
И было от чего… Советские власти закрыли монастырь, разрушив, разграбив, осквернив его. На месте разрушенного храма Рождества Богородицы устроили фонтан с медвежьими фигурами. В монастырских зданиях разместился санаторий, позднее – сельское профтехучилище. Коренной пустыне дали новое название – местечко Свобода. Пытались уничтожить живоносный источник, но он пробивался в новых местах. Я видела те бетонные «пробки», мешающие воде выходить на волю.
Местные жители признавались, что водопроводную воду используют для стирки-уборки, а пьют исключительно родниковую, целебную. По секрету добавляли, что крестные ходы, несмотря на запреты, не прекращались, проходили то открыто, то тайно. Верилось и не верилось: возможно ли? Позднее из открывшихся и опубликованных документов узнала – было!
Возрождение
В ходе подготовки к 1000-летию Крещения Руси в общественном восприятии Русской Православной Церкви и ее роли в истории России произошел перелом. Началась передача Церкви монастырей и храмов. У Курской епархии тоже была необходимость многое вернуть под свое крыло, прежде всего, Коренную пустынь. С письмом по этому поводу архиепископ Курский и Белгородский Ювеналий (Тарасов) обратился к Генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Сергеевичу Горбачеву. И уже 15 июля, в день тезоименитства, владыка Ювеналий получил предварительное заключение о передаче епархии территории Коренной пустыни, а позднее – решение исполкома областного Совета народных депутатов.
Уже на следующий день владыка был в Коренной, и, хотя разрушения были колоссальными, он уже строил планы и показывал, где и что будет находиться.
– Работа предстояла огромная, – вспоминал руководитель «Содружества» Сергей Локтионов. – Начали с расчистки и уборки. Помогали работники заводов, различных учреждений. Владыка находился рядом. Нужно что-то перенести – спешил с носилками, надо копать – у него в руках лопата, поливать – брал шланг. На уговоры об отдыхе не реагировал.
Через неделю на месте взорванного большевиками величественного храма обители во имя Рождества Пресвятой Богородицы была отслужена первая за 66 лет Божественная литургия.
А 15 июня 1990 года состоялся крестный ход, который прошел по территории монастыря всего лишь 300 метров. Между собой его назвали внутренним. Но именно он стал первым возрожденным после долгого перерыва.
Русская Православная Церковь Заграницей в 1989 году подарила епархии список чудотворной иконы Божией Матери «Знамение». С ним 7 июня 1991 года, в девятую пятницу по Пасхе, прошел крестный ход по всем исторически сложившимся правилам.
Во время перестройки крестные ходы стали набирать силу. И чем масштабнее они становились, тем чаще куряне обращались в управление епархии с предложением если не вернуть из Америки образ Богородицы, то хотя бы организовывать краткосрочные визиты главной святыни курского края. Но для этого надо было убедить иерархов Русской Православной Церкви Заграницей в том, что иконе ничего не угрожает, условия ее пребывания будут безопасными. Начался многолетний период переговоров. Сергей Павлович Локтионов, в то время ответственный секретарь Попечительского совета по возрождению Коренной пустыни и глава фонда Курской Коренной пустыни, помнит его в деталях:
– Впервые курская делегация прилетела в США осенью 1997 года. Переговоры о временном возвращении курской святыни – чудотворной иконы Божьей Матери «Знамение» – проходили сложно. Иерархи Зарубежной Церкви на контакт шли неохотно, несмотря на историческую связь Курской епархии с Зарубежной Церковью.
В том, что Курская Коренная пустынь вновь обрела статус духовного центра России, большая заслуга митрополита Курского и Рыльского Германа (Моралина).
Представители РПЦЗ главным условием для прибытия иконы на родину ставили восстановление храма Рождества Пресвятой Богородицы в монастыре Коренная пустынь. И каждый раз мы докладывали о ходе работ. И вот, наконец, в мае 2007 года в Москве в Храме Христа Спасителя был подписан Акт, провозгласивший объединение Русской Православной Церкви Заграницей с Московским Патриархатом. Была определена и дата – 12 сентября 2009 года главную святыню Русского Зарубежья привезут в Москву. Там она пробудет 10 дней, затем отправится самолетом в Курск.
Главным условием для прибытия иконы на родину ставили восстановление храма Рождества Пресвятой Богородицы
Встречать икону вышла и я. Облюбовала местечко вблизи Знаменского собора, куда должна была прибыть наша ценность и гордость. Обернулась в ту сторону, откуда двигалась процессия, и обомлела: центральная улица от края до края была заполнена людьми. Не заметила, как вслух произнесла свои мысли: «Господи, как много нас, жаждущих встречи с Богородицей и ждущих от Нее помощи! А что же мы можем сделать для Нее?» Стоящая рядом женщина ответила: «Любить, благодарить и молиться!»
Позже спросила Сергея Локтионова:
– Когда Курская-Коренная икона приезжает в Россию, ее место в Нью-Йорке, в Синодальном Знаменском соборе, остается свободным или выставляется список?
– Икона есть икона, а Божия Матерь находится там, где считает нужным, – ответил Сергей Павлович. – Икона посещает православные храмы Зарубежной Церкви в Австралии, Новой Зеландии, Южной и Северной Америке, Канаде, в европейских странах. Расписан график. Но место возвращения – Нью-Йорк, Синодальный Знаменский собор. Она присутствует на всех знаковых событиях, торжествах. Когда находится в разъездах, ее место занимает список. У нас тоже имеется список, который также является чудотворным.
…Благодаря иконе родилась еще одна важная традиция – ежегодное проведение Коренской ярмарки. Но пусть эта тема станет поводом для другого разговора.