Статья посвящена двум древним святым Англии, чьи мощи, как считается, сохранились до наших дней. Большая часть реликвий, относившихся к православному и католическому периодам истории Британии, была уничтожена при короле Генрихе VIII, инициаторе английской Реформации, в XVI веке, а также при Оливере Кромвеле в середине XVII века. В результате в наше время паломники могут приложиться к мощам совсем немногих святых Британии: эти мощи были либо вывезены в континентальную Европу, а позднее возвращены, либо были спрятаны от иконоборцев верующими и впоследствии обнаружены совершенно неожиданным образом.
***
Мученица Алькельда Мидлхемская
Память совершается 27 марта / 9 апреля и 5/18 ноября
О жизни и обнаружении мощей св. Алькельды
Хоругвь св. Алькельды в церкви Св. Алькельды в Гиглсуике, Северный Йоркшир, работа Барбары Торнтон (любезно предоставила - Kathleen Kinder) К сожалению, раннее житие святой Алькельды (Alkelda, Alkeld, Athilda) не сохранилось, и мы знаем о ней лишь из устных преданий и более поздних источников. Вероятнее всего, святая жила во второй половине IX или в X веке. Она, предположительно, родилась в королевстве Нортумбрия на севере Англии и была знатного происхождения. Святая дева Алькельда решила посвятить свою жизнь Богу, став монахиней и подвижницей. По преданию, она даже предприняла миссионерскую деятельность в Йоркшире, на месте нынешнего национального парка «Йоркширские долины» (Yorkshire Dales) между «Озерным краем» на западе и йоркширскими вересковыми пустошами на востоке. Сегодня этот красивый район Пеннинских гор, живописных долин и пустошей популярен среди туристов, а во времена Алькельды он был малонаселенным. Здесь, по преданию, святая приняла мученический венец: она была задушена язычницами из Скандинавии.
Святая приняла мученический венец: она была задушена язычницами из Скандинавии
После этого ее глубоко почитали по всему Йоркширу, а особенно в расположенных в 50 километрах друг от друга городке Мидлхем (Middleham) и деревне Гиглсуик (Giggleswick) в Северном Йоркшире на территории «Йоркширских долин». Ее имя носили несколько местных святых источников, вода которых лечила глазные болезни и прочие недуги.
Англиканская приходская церковь в Мидлхеме освящена в честь Святых Марии (Божией Матери) и Алькельды, а церковь в Гиглсуике – в честь Святой Алькельды. В Средние века рака с мощами мученицы Алькельды находилась в церкви Мидлхема.
Церковь Свв. Марии и Алькельды в Мидлхеме, Северный Йоркшир (фото - Philip Platt, Geograph.org.uk)
Мощи угодницы Божией пережили кровавую Реформацию и были спрятаны под полом этой церкви. В 1878-м году во время ремонтных работ пол вскрыли, и под юго-восточной частью нефа был обнаружен древний примитивный каменный гроб. По мнению специалистов того времени, внутри него находились кости женщины, с высокой степенью вероятности принадлежавшие святой Алькельде – по преданию, ее гроб был захоронен именно здесь. Останки были перезахоронены вскоре после их обнаружения, и теперь это место отмечено медной табличкой на колонне с надписью:
«Рядом с этой колонной во время ремонтных работ были найдены останки святой Алькельды, покровительницы нашей церкви, в 1878-м году от воплощения Господа.
Ф. Баркер, настоятель; Т. Е. Суэйл и С. Крофт, церковные старосты».
Церковь Св. Алькельды в Гиглсуике, Северный Йоркшир (любезно предоставила - Kathleen Kinder)
Фрагмент резного камня с замысловатым англо-саксонским декоративным «плетеным узлом» (разновидность шнурового орнамента), установленный на полу нефа рядом с кафедрой церкви Мидлхема, мог быть частью ее донорманнской раки. За последние несколько лет церковными общинами Мидлхема и Гиглсуика предприняты немалые усилия по возрождению почитания этой древней святой. Оба прихода отмечают день ее памяти; мученица увековечена в обеих церквях. В 2019-м году был открыт 50-километровый паломнический маршрут наследия под названием «Путь святой Алькельды» (StAlkelda’sWay)[1]. Он соединяет Мидлхем и Гиглсуик и посвящен памяти этой героической святой. До начала эпидемии Covid-19 первые паломники успешно прошли этот пеший маршрут. Он проходит через некоторые из самых красивых и разнообразных пейзажей в стране, используя древние тропы, которыми, возможно, ходила сама святая Алькельда. Этот проект обязан своим существованием местной 89-летней прихожанке, историку и большому энтузиасту Кэтлин Киндер.
О почитании св. Алькельды в Мидлхеме и Гиглсуике
Витраж с изображением мученичества св. Алькельды в церкви Свв. Марии и Алькельды в Мидлхеме (предоставил - co-rector of the church in Middleham)
Церковь в Мидлхеме была значимой со времен Средневековья. Сохранилась жалованная грамота короля Эдуарда IV (1461–1483), позволяющая его брату Ричарду Глостеру (будущему королю Ричарду III) основать Мидлхемский колледж в честь Христа-Спасителя, Богородицы и Св. Алькельды. Таким образом, церковь Мидлхема имела коллегиальный статус со своими деканом и канониками до 1840 года. Вероятно, в 1484-м году в церкви был похоронен юный сын Ричарда III Эдуард Мидлхем, принц Уэльский, которому было не более 11 лет. В 1559-м году настоятель Мидлхема упоминал в своем завещании частицу главы святой Алькельды. В западном окне северного бокового нефа есть медальон (декоративный элемент храма круглой формы) XV века, изображающий мученичество святой Алькельды от рук двух злобных женщин-викингов. Он был собран из нескольких сломанных кусочков. На двух других медальонах, вставленных в витражи в ризнице, увековечены мученичество святой и вознесение ее души на небеса. Изображение святой Алькельды также имеется у ее могилы.
Витраж с изображением вознесения души мц. Алкельды в церкви в Мидлхеме (любезно предоставил - co-rector of the church in Middleham)
В задней части церкви хранится точная копия «Мидлхемского сокровища» XV века, обнаруженного в 1985-м году в поле около местного замка (оригинал находится в Музее Йоркшира в городе Йорк). Это именная золотая ромбовидная подвеска с сапфиром, с гравировкой Троицы на лицевой стороне и Рождества Христова на оборотной; она некогда использовалась как маленький реликварий. Церковь Мидлхема датируется 1280–1290 годами, хотя в ней сохранились и некоторые нормандские черты. Слава святой Алькельды была столь велика, что в 1388-м году король Ричард II (1377–1399) предоставил Мидлхему право проводить ежегодную ярмарку в день памяти святой. Ярмарка была одной из крупнейших в районе и длилась 3 дня (перестала существовать в 1926-м году). К западу от церкви в Мидлхеме тысячи паломников посещали источник святой Алькельды, который, как считалось, находился на месте ее мученической кончины. К настоящему времени источник засох, спрятанный в каменной стене – питавшие его подземные воды были отведены при строительстве новых зданий. Но, по крайней мере до недавнего времени, ниже по склону холма стояла старая купель источника, полная воды.
Англо-саксонский плетеный узор на камне в церкви Свв. Марии и Алькельды в Мидлхеме (предоставил - co-rector of the church in Middleham)
Древко креста на кладбище церкви Св. Алькельды в Гиглсуике, Северный Йоркшир (любезно предоставила - Kathleen Kinder) Нынешняя церковь Святой Алькельды в Гиглсуике построена в конце XV века, хотя на некоторых основаниях колонн видны нормандские элементы. Более раннее здание было сильно повреждено или разрушено во время шотландского набега на северную Англию в 1319-м году (в склепе был найден фундамент англо-саксонского периода). На кладбище у южной двери храма находится древко донорманнского креста. В 2019-м году в церкви был установлен новый витраж с загадочным изображением святой Алькельды, задушенной, будучи в подвешенном состоянии над водой. Ранее этот витраж был обнаружен в приходской комнате в виде отдельных красивых панно неизвестного происхождения и с тех пор с любовью отреставрирован (в церкви средневековые витражи были разбиты солдатами Кромвеля; некоторые фрагменты были найдены во время ремонтных работ 1890–92 гг., но их местонахождение неизвестно).
В западном окне церкви – три панно с изображениями сцен из жития святой Алькельды. Святая также изображена на витраже Мемориальной часовни (бывшего придела Богородицы). Имеется и вышитая хоругвь святой Алькельды, созданная старостой прихода Барбарой Торнтон. Алтарь и его ограда[2] сделаны из дуба XVII века. Великолепное восточное окно содержит сцены Распятия и Вознесения Господня. Набалдашник жезла каждого церковного старосты в Гиглсуике украшен фигуркой святой Алькельды.
Три окна с изображением мц. Алькельды в западном конце церкви Св. Алькельды в Гиглсуике (фото -Nigel Mussett, предоставила - Kathleen Kinder)
Источник Bank Well в Гиглсуике, Северный Йоркшир (любезно предоставила - Kathleen Kinder) Первое упоминание о святой Алькельде как покровительнице этой церкви относится к концу XIV века, когда отмечался всеобщий рост почитания Пресвятой Богородицы и святых после «Черной смерти»[3], охватившей всю страну. Во времена Алькельды Гиглсуик находился у самых западных границ Нортумбрии и был несколько отдален от христианского влияния. Святая, возможно, предприняла опасные поездки в эту область, чтобы просвещать светом Христовой веры ее население. В то время Йоркширские долины, если не считать отдельных деревень с возделываемыми землями, были дикой местностью, местом обитания опасных животных и пристанищем для преступников. Даже если бы не было датских викингов[4], там все равно было опасно. Святая Алькельда была ведома пламенной любовью и мужеством.
Издавна Гиглсуик славился святыми источниками. Из древних источников здесь лучше всего сохранился «Bank Well» («береговой источник») рядом со старым домом священника, который никогда не пересыхает. Он существовал с римской и доримской эпох и раньше использовался в лечебных практиках. Древний «Источник приливов и отливов», символически изображенный на витраже церкви в Гиглсуике, находится за пределами деревни, на обочине дороги, а за ним возвышается «Гиглсуикский утес» (Giggleswick Scar) – местная достопримечательность. Наконец, источник святой Алькельды находился на холме Холивелл-Тофт (Holiwell Toft) недалеко от нынешней школы. Его вода ушла под землю во время реконструкции гиглсуикской школы (основанной в 1499-м г.) в 1850-м году. Дом директора был построен над этим источником, вода из которого заведена в трубу, а чуть дальше вытекает из нее в открытое русло и течет вдоль деревенской улицы. Несколько крестов англо-саксонского периода найдены в близлежащих пещерах, а ранняя часовня была раскопана неподалеку в Мальхаме (Malham). Мы можем только догадываться, была ли святая Алькельда связана с этими реликвиями.
Вода источника Св. Алькельды в Гиглсуике, Северный Йоркшир (любезно предоставила - Kathleen Kinder)
Некоторые предполагают, что «Алькельда» было не настоящим именем святой, а, возможно, ее ласковым прозвищем
Некоторые современные историки ставят под сомнение существование святой Алькельды, утверждая, что ее имя является искаженной формой слова «Halig-kelda», что на смеси староанглийского и староскандинавского означает «святой источник». Однако существует древнейшее устное предание о том, что эта святая действительно существовала, и самым красноречивым свидетельством этому является обнаружение в 1878-м году гроба с ее мощами. Некоторые предполагают, что «Алькельда» было не настоящим именем святой, а, возможно, ее ласковым прозвищем, тогда как ее настоящее имя было забыто[5]. Святая Алькельда могла быть миссионеркой, проповедовавшей местным жителям: помогала им в каждодневных нуждах, отводила их к священникам для совершения таинства Крещения и воздвигала кресты. Есть трагические исторические причины, почему мы так мало знаем об этой героической святой деве. Даны напали на Йорк и разрушили его около 867 года, а затем пронеслись через Долину Йорка и восточные долины, беспощадно сжигая и убивая всё на своем пути. Святая Алькельда стала для них легкой мишенью и была замучена. Некому было рассказать ее историю – даны были неграмотными язычниками.
Витраж с изображением мц. Алькельды в католической церкви г. Сетл, Северный Йоркшир (фото - Margaret Fox, любезно предоставила - Kathleen Kinder) В «Книге судного дня» 1086 года – материалах всеобщей поземельной переписи, проведенной в Англии по приказу короля Вильгельма I Завоевателя (1066–1087) – Мидлхем упомянут как «waste» («обезлюдевшее поселение»), а Гиглсуик – как «waste implied» («предположительно обезлюдевшее поселение»). Эти термины связаны с ужасным наказанием, известным как «Разорение севера» («Harrying of the North»; 1069–1071 гг.), которому Вильгельм Завоеватель подверг мятежный народ северной Англии вместе с его городами, селами, землями и посевами. То, что он сделал, было поистине ужасно и характеризуется многими как геноцид, в результате которого погибло более 100 000 человек. Вильгельм не только сжег посевы, но и засолил землю севера, сделав ее бесплодной на долгие годы. Выжившие голодали или прибегали к каннибализму. Мидлхем, должно быть, был одним из центров сопротивления, потому что в 8 километрах друг от друга здесь появились два оборонительных курганно-палисадных замка (motte-and-bailey castles).
Замок в самом Мидлхеме был воздвигнут, когда Вильгельм вернулся на юг. Мидлхем пострадал больше, чем Гиглсуик, но именно поэтому в «Книге Судного дня» не упомянуто ни одной местной церкви – они были уничтожены. Но в Мидлхеме могила святой Алькельды сохранилась, и над ней впоследствии построили норманнскую церковь. Норманны принесли с собой французский язык. При них французский был языком двора, а латынь стала языком науки и Церкви. Подвиг святой Алькельды сохранялся лишь в народной памяти. Только в конце XIV века, после набегов шотландцев и страшной эпидемии чумы, жители Нортумбрии начали возвращаться к своим английским корням и писать по-английски.
Святую Алькельду также помнят в городке Сетл (Settle) на реке Рибл (Ribble) на окраине Йоркширских долин недалеко от Гиглсуика – там она изображена на витражах в католической церкви Святых Марии и Михаила.
Преподобный Хибальд, игумен Линдсийский
Память совершается 14/27 декабря
Православная икона прп. Хибальда Линдсийского (любезно предоставил - Revd. David Eames) Святой отец Хибальд, или Хигебальд (Hibald, Hygbald), преставившийся ко Господу около 690-го года, был учеником святителя Чада (Чед, Хад; Chad, Ceadda) Личфилдского, апостола Мерсии (ныне в центральной Англии), которому во всем старался подражать. Возможно, он обучался в ирландской монашеской традиции в обителях на острове Линдисфарн (Lindisfarne) или в Ластингаме (Lastingham) в Нортумбрии на севере Англии, но письменных свидетельств об этом не сохранилось. Преподобный Хибальд упоминается в «Церковной истории народа англов» (кн. IV, гл. III) преподобного Беды Досточтимого в связи со смертью святителя Чада:
«Рассказ… о кончине епископа [Чада – Д.Л.] согласуется также с видением, о котором поведал упомянутый уже преподобнейший отец Эгберт. В юности они с Хадом [Чадом – Д.Л.] вместе жили монашеской жизнью в Ибернии [Ирландии – Д.Л.], погруженные в молитву, пост и размышления о Божественных Писаниях. Когда Хад вернулся в свою страну, Эгберт остался на чужбине, чтобы жить там до конца дней во имя Господа. Долгое время спустя навестить его приехал святейший и воздержаннейший муж по имени Хигебальд, который был аббатом [настоятелем монастыря – Д.Л.] в Линдсийской провинции. Как подобает святым людям, они говорили о жизни ранних отцов и о том, с какой радостью они подражали бы им. Когда зашла речь о преподобном епископе Хаде, Эгберт сказал: ‟Я знаю человека на этом острове, живущего и поныне, который видел, как душа его брата Кедда спустилась с небес со свитой ангелов и вернулась в Небесное Царство, унося с собой душу Хада”[6]».
Место упокоения прп. Хибальда в церкви в Хибалдстоу (предоставил - иподиакон Чад Андрей Лайон, община св. Хибальда Антиохийской Церкви в Северном Линкольншире) Имя преподобного Хибальда можно найти в «Эксетерском мартирологе» XII века и в средневековом синодике под названием «Книга жизни» (Liber Vitae), созданном в Даремском монастыре (IX–XV вв.). До наших дней сохранился фрагмент приписываемой ему покаянной молитвы, содержащейся в «Вустерском молитвослове» VIII или IX века. Хибальд служил в маленьком англо-саксонском королевстве Линдси, существовавшем на севере нынешнего графства Линкольншир на востоке Англии. Вероятно, он был настоятелем обители в Хибалдстоу (Hibaldstow; по другой версии – знаменитого монастыря Бардни – Bardney) в Линкольншире, который использовал как миссионерскую базу, а также вел жизнь пустынника. Сегодня его почитают в нескольких местах Линкольншира, особенно в большой деревне Хибалдстоу[7] («святое место Хибальда» или «место захоронения Хибальда») недалеко от знаменитого своими ярмарками городка Бригг (Brigg) – ее название указывает на то, что там могла находиться могила святого. В местную церковь стекались паломники, чтобы помолиться святому Хибальду и поклониться его мощам, вплоть до Реформации.
Церковь Св. Хибальда в Скоби, Линкольншир
Церковь св. Хибальда в Хибалдстоу, Линкольншир (любезно предоставил - иподиакон Чад Андрей Лайон, община св. Хибальда Антиохийской Церкви в Северном Линкольншире) В 1866-м году было решено отремонтировать англиканскую приходскую церковь Святого Хибальда в Хибалдстоу: тогда под полом ее алтаря был обнаружен древний каменный гроб с останками человека высокого роста – предположительно мощами преподобного Хибальда. Письменных свидетельств о существовании на этом месте донормандской церкви или монастыря не сохранилось, а нынешняя церковь впервые упоминается в 1086-м году. В этом небольшом храме сохраняется особая атмосфера и дух святости. Дальнейшее исследование найденных останков, как мы надеемся, могло бы подтвердить подлинность мощей преподобного Хибальда. После обнаружения останки были перезахоронены под полом южной стены алтарной части. Хотя точное место упокоения святого не обозначено, рядом находятся подсвечник, кадило и икона преподобного Хибальда, написанная архимандритом Давидом (Мейриком; 1933–1993) из Русской Зарубежной Церкви.
Сообщалось о случаях чудес и благоухания рядом с местом захоронения святого
В этой англиканской церкви читается краткая молитва (коллект) преподобному Хибальду незадолго до дня его памяти. Церковь в Хибалдстоу снова посещают паломники, в частности, русская православная община Святых Айдана и Чада из Ноттингема (Сурожская епархия). Сообщалось о случаях чудес и благоухания рядом с местом захоронения святого. В совсем недавнее время в городе Сканторп (Scunthorpe) в северном Линкольншире образовалась община Антиохийского Патриархата, покровителем которой выбран преподобный Хибальд. В декабре 2021 года в церкви Хибалдстоу этой общиной совершено великое повечерие рядом с мощами святого, приуроченное ко дню его памяти[8].
Изображение прп. Хибальда на восточном окне церкви Св. Хибальда в Скоби, Линкольншир (любезно предоставил - Revd. David Eames) Другие англиканские приходские храмы, носящие имя святого Хибальда в Линкольншире, расположены в деревнях Ашби-де-ла-Лонд (Ashby-de-la-Launde; самые ранние элементы относятся к XIII и XIV векам) и Скоби (Scawby; средневековый, в раннеанглийском готическом стиле, в значительной степени перестроен в XIX веке). Преподобный Хибальд запечатлен на восточном окне церкви в Скоби, а также на витраже на ее северной стене, хотя это может быть изображение апостола Петра или Христа. Еще существовала церковь Святого Хибальда в деревне Мантон (Manton) в Северном Линкольншире, перестроенная в 1860-х годах, которая, к сожалению, недавно была переделана в частный дом.
Молитва, приписываемая преподобному Хибальду Линдсийскому (перевод с английского):
«Молю Бога Отца, Вседержителя, сотворшаго небо и землю, море и вся яже в них, Бога благословеннаго во всем и о всех, о еже отпустити ми вся грехи и прегрешения моя, яже аз содеях от юности моея даже до сего часа, делом, словом, мыслию, зрением, смехотворением, исхождением, слышанием, осязанием и обонянием, грехи вольныя и невольныя, ведомыя и неведомыя, душею и телом содеянныя безрассудно».
Святые Алькельда и Хибальд, молите Бога о нас!