Уважаемые читатели портала Православие.Ru! Я не писатель, и потому заранее прошу прощения за возможные огрехи и неточности литературного стиля, но в память о моем любимом духовном отце я решилась написать эти строки и рассказать об этом замечательном человеке – иерее Илие Сиразиеве, настоятеле храма во имя Святой Троицы в селе Луговое Тюменского района Тюменской области.
Вот уже как два года его с нами нет, он ушел от нас в жизнь вечную в 2020 году, когда бушевала эта страшная болезнь под названием «коронавирус», унесшая жизни многих замечательных пастырей. После того как нам сообщили о том, что отец Илия почил, было чувство, что земля из-под ног ушла, мы осиротели как будто… Но нужно жить дальше!
Отец Илия получил икону в храм
Путь к Богу отца Илии был очень трудный и долгий. Он родился в Узбекистане 18 июля 1964 года в татарской семье, впоследствии жил в Башкирии. Родился в день памяти преподобного Сергия Радонежского, которого батюшка очень любил. Он говорил, что преподобный Сергий был очень значим в его жизни. После окончания школы Илья учился на сварщика, затем ушел в армию. Затем уехал работать на север, и в одной из командировок в г. Тобольск он зашел со своим другом в собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы, что находится рядом с Софийским собором Тобольского кремля. В то время там шло богослужение, и его поразило пение, которое, по словам батюшки, уходило куда-то в небо. Он почувствовал что-то необыкновенное, пережил в тот момент такое душевное волнение, которое в дальнейшем перевернуло его жизнь. После этого события начался поиск смысла жизни и путь к вере.
Он решился открыться родным, что покрестился и стал православным, но родные не поняли и не приняли его выбор
Крестился Илья в 1991 году в небольшом храме на окраине города Нефтеюганска, но осознанно тогда к вере еще не пришел. Он искал путь к Богу и истиной вере, и путь этот был непростым: через увлечение восточной философией, йогой; через сомнения, мучительный поиск ответа на то, как жить дальше. В итоге он оказался на грани жизни и смерти и, думая о приближающейся кончине, решился открыться родным, что он покрестился и стал православным, но родные не поняли его и не приняли его выбор. Он очень переживал и говорил родным: «Я не отрекся от вас, я принял Христа!». Как тяжело ему тогда приходилось, можно было понять только по выражению его лица в тот момент, когда он затрагивал эту тему. Но он никогда не жаловался, и старания отца Илии не были напрасны – впоследствии его мама приняла Святое Крещение.
И в это тяжелое для него время он начинает потихоньку посещать маленький храм в честь великомученика и целителя Пантелеимона на окраине г. Нефтеюганска (в настоящее время ‒ Свято-Духовский храм г. Нефтеюганска). Он приезжал из поселка Мамонтово в город Нефтеюганск на выходные и очень втянулся в приходскую жизнь, помогал священнику Николаю Матвийчуку, несколько лет пел на клиросе и с удовольствием впоследствии вспоминал это время.
В 1995 году Илия поступил в Тобольскую семинарию, там же вскоре познакомился со своей будущей женой – матушкой Агнией. В их семье родилось четверо детей: Вера, Богдан, Тихон и Никита. 10 апреля 1999 года архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий рукоположил Илию в диаконы, а 26 марта 2000 года – в иерея.
Начинал свое служение батюшка в храме в честь Семи отроков Эфесских г. Тобольска сначала диаконом, затем уже священником. Потом был переведен в храм во имя Святой Троицы с. Юргинского Тюменской области, затем ‒ в Крестовоздвиженский храм г. Тюмени, параллельно окормлял приход храма в честь Казанской иконы Божьей Матери п. Каскара Тюменского района Тюменской области. Впоследствии его перевели на служение в храм Михаила Архангела г. Тюмени, потом в храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы п. Московский Тюменского района. Сначала он служил в храме-вагончике, а затем его усилиями была построена большая церковь. Во всех этих храмах батюшка налаживал приходскую жизнь, приобретал духовных чад, которые потом переходили за ним туда, куда его отправляли на новое служение. Он всегда очень болезненно переживал свой новый перевод, ведь это было расставание с прихожанами, которых он любил.
Я не знаю ни одного человека, которому бы он отказал в просьбе. Он был неравнодушен к чужой беде и трудностям
Отец Илия был большим тружеником, не жалел сил для миссионерской деятельности. В двухтысячные годы он стоял у истоков возрождения в городе Тюмени общества «Трезвость и трезвение». На протяжении 16 лет отец Илия был духовником общества. Окормлял православное сестричество, Тюменский хоспис, Тюменское казачество, совершал духовное окормление заключенных в ИТК № 4. Не отказывал никому в требах: покрестить, повенчать, отпеть, пособоровать болящего. Я не знаю ни одного человека, которому бы он отказал в просьбе, а знакома с ним с 2003 года. Он был неравнодушен к чужой беде и трудностям.
У меня было чувство, что он знает все, чем живет моя душа, иногда на исповеди он обращал мое внимание на те мои поступки, действия, мысли, о которых я либо забыла, либо не придавала им значения, или говорил о моем сокровенном, тайном, которым я не делилась ни с кем, но что меня тяготило. Один раз я очень заболела, болезнь меня очень мучала, но я скрывала этот факт. Батюшка, посмотрев на меня, в срочном безотлагательном порядке велел прийти на соборование, после чего болезнь постепенно начала отступать. Он очень утешал, наставлял по-отечески, иногда журил, но тоже по-отечески. Иногда на исповеди маешься, не знаешь, как сказать, что сказать, когда что-то мучает, а он возьмет голову исповедующегося руками, прижмет к себе ‒ и у того слезы градом…
Последним храмом, где служил отец Илия, был храм во имя Святой Троицы в селе Луговом. Храмовое деревянное строение было очень ветхим, и службы в нем было проводить опасно, поэтому стараниями батюшки был установлен теплый вагончик-храм, очень уютный, хоть и небольшой. Мечта батюшки была поставить каменную церковь с престолами во имя Святой Троицы, Пресвятой Богородицы и великомученицы Екатерины, но, увы, осуществить мечту он не успел… Наш приход далеко не богатый, прихожане ‒ в основном его духовные чада, которые из года в год переходили за ним по разным храмам, местные жители нечасто приходят в храм, поэтому и доход небольшой. Но у батюшки всегда находилась возможность всех накормить: и своих прихожан, и гостей. После литургии он всегда приглашал всех к столу, беседовал с нами. Паломникам на праздник Святой Троицы устраивал большое угощение. Я до сих пор не могу понять, где он находил средства…
Последнюю свою литургию отец Илия отслужил с прихожанами 14 октября 2020 года, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. 17 октября 2020 года отслужил литургию уже без прихожан, только в семейном кругу, так как чувствовал, что заболел, и не хотел подвергать своих прихожан опасности заразиться. После нескольких тяжелых дней болезни он попал в больницу и почил 29 октября ‒ в день памяти святителя Иоанна Тобольского, покровителя Тобольской и Тюменской земли, которого батюшка очень любил. Так случилось, что путь к Богу отца Илии начался с Покровского храма и свою последнюю литургию с нами он отслужил также на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
За несколько недель до смерти он был очень сосредоточенным, много молился. Было видно, что внутри у него что-то происходит, он о чем-то постоянно думал, не о земном… Как будто предчувствовал свою скорую кончину. Отец Илия говорил: «Я так ко Христу хочу! Если бы не вы…». Еще он хотел поболеть «хорошенечко так». Он говорил: «Поболеть бы перед смертью недельки две и умереть». Так и случилось…
Он говорил: «Вот построю себе келейку возле храма и буду жить в ней!» Построили «келейку» прямо возле храма, в церковной ограде…
3 ноября 2020 годы мы его похоронили. Он говорил: «Вот построю себе келейку возле храма и буду жить в ней!» Построили «келейку» прямо возле храма, в церковной ограде…
Очень много людей пришло на похороны батюшки, из разных приходов. Несмотря на то, что в это время бушевала болезнь, все хотели проститься с ним. Приехали священнослужители из других городов, епархий. Наш маленький храмик и прихрамовая территория наполнились большим количеством людей из разных приходов. Люди, которые его знали, не остались безучастными к нашему горю, утешали нас. Большим утешением для нас был приезд его друга – митрофорного протоиерея Сергия Кравцова, настоятеля храма в честь преподобных Петра и Февронии Муромских г. Ханты-Мансийска, который нас очень поддерживал в это трудное время, беседовал с нами, чтобы мы не унывали и не роптали. Очень поддерживал нас и протоиерей Григорий Мансуров, настоятель Свято-Никольского храма соседнего села Кулаково Тюменского района, протоиерей Николай Цирке, клирик Знаменского собора г. Тюмени, которые окормляли наш приход вплоть до того момента, когда протоиерей Роман Маркелов выразил желание нас окормлять и быть настоятелем нашего храма. Все это, наверное, произошло по молитвам батюшки ‒ наш приход сохранился и не распался после его смерти.
Наш приход живет! Два года пролетели очень быстро, батюшки очень не хватает, рана не затянулась до сих пор, но, приходя к нему на могилку, утешаю себя надеждой на то, что когда-нибудь мы с ним встретимся там, за чертой этой жизни, ведь у Бога нет мертвых, у Бога все живы!