«Не в первый раз Мамай прошел – Бог даст, прогоним»

Заметки из северной деревни

Усть-Печеньга Усть-Печеньга

Видишь старенькую учительницу, которая, сгорбившись, проходит мимо школы, где проработала полвека, подняла несколько поколений учеников. Глаза учитель на школу старается не поднимать – всё больше смотрит в землю. «Оптимизирована» сельская школа. Разорена. Зияющие пустые окна. Заросли кустарника – перед крыльцом, где, помнится, и «линейки» проходили, и выпускные, и веселые перемены с играми. Больно. Нет больше учеников, и дело не в войне, а в безудержном переселении из «неперспективных» сел и деревень в город.

Оживает Усть-Печеньга, как и многие русские сёла, только летом: отпускники, дачники, бывшие жители увеличивают население в несколько раз. Вновь можно услыхать детский смех, обсудить со взрослыми житьё-бытьё, дать пару советов насчет рыбалки или огорода. Часто, да что «часто» – почти всегда! – услышать благодарность в свой адрес от учеников, которых всех помнишь по имени: приехали вот из своих мегаполисов. Стесняясь своей оторванности от настоящей-то жизни, рассказывают о себе, детях, внуках – взрослые дядьки ведут себя так, будто их к доске вызвали, а они «домашку» не сделали. «Что ж, – вздыхает старенькая учительница. – Всё путём. Увидимся в храме тогда». Кто-то смотрит с непониманием: мол, совсем старушка сбрендила – в религию подалась; кто-то отнекивается, ссылаясь на занятость (огород, лес, рыбалка, дети); а кто и вправду приходит. Может быть, впервые за всю жизнь. Оказывается, родное село может открыть много нового, чего и не знал никогда. Или – Кого не знал. Кто всерьез задумывается, потом храм не оставляет – что местный, Покровский, что там, у себя, в городе. Но Покровский всё равно как-то ближе. Не «перспективный», конечно. Зато не «оптимизированный».

Оказывается, родное село может открыть много нового, чего и не знал никогда. Или – Кого не знал

Община здесь хоть и небольшая, но крепкая. Чего-чего, а городской беды, когда прихожане одной церкви годами могут не знать друг друга, хотя стоят рядом на службе, здесь нет в принципе: любой новичок, хочет он этого или нет, известен сразу, со всей своей биографией – ГРУ позавидует. От людей на деревне не спрятаться, это да. Но забота о родном храме, а он действительно очень быстро становится таковым, помогает избежать всевозможных сплетен-пересудов. Положим, нужно обеспечить приходской дом и сам храм дровами – тут не до сплетен: мужчины колют, пилят, складывают огромные поленницы. То же с благоустройством, косьбой, покраской: все вместе работают. Не говорю уже о трапезе после службы: каждый старается что-то свое принести, чем-нибудь своих порадовать. Или гостей, которых с каждым годом всё больше.

С одной стороны, плохо, что здесь редко служится литургия: священнику нужно быть в церкви в том селе, где он живет, а это в полусотне верст. И если он едет служить в Усть-Печеньгу, то, следовательно, другое село остается без службы. Жатвы много, а делателей мало. С другой же стороны, по моим наблюдениям, здесь есть и хорошее: во-первых, служат сами – читают каноны, акафисты, утренние и вечерние молитвы, обедницу – то есть богослужение становится привычным, естественным делом: «Как это – храм есть, а молитвы в нем нет? Непорядок!» Во-вторых, если ты ежедневно говоришь на церковнославянском языке, он действительно становится родным, уходит это отчуждение: мол, «там всё непонятно». Как это непонятно, если все мы на нем прямо тут говорим? Если какое слово разобрать – вот тебе, пожалуйста, приходская библиотека, давай вместе посмотрим, интересно же. В-третьих, литургия здесь – это действительно событие, а не очередная служба, которую можно пропустить, потому что завтра тоже будут служить. Нет, тут всё иначе: ты готовишься, как-то подтягиваешься внутренне, сосредоточиваешься. Только здесь, кстати, я понял, как это могло быть: в годы советских гонений, когда церковь была одна на несколько сотен километров, и сюда, в Усть-Печеньгу, люди на службу ходили пешком. 30–50 верст пешком к всенощной – переночевать, быть на литургии, причаститься – и тем же путем обратно, чтобы на работу в понедельник успеть. И ничего, никаким особым подвигом это не считалось: «Так надо дак!» Предложи это мне сегодня…

А еще здесь нет мобильной связи и телевизора. Сигнал поймаешь, только поднявшись на колокольню, но зачем он тебе сдался, если открываются такие виды на Сухону! Ты не отдыхаешь – ты освобождаешься от мобильной зависимости. Кстати, сложно оказаться вдруг с самим собой наедине, без постоянного заглатывания новостей, пережевывания панических слухов. Книги вместо телевизора. Мысли – вместо долбёжки скандалами «звёзд». Тихая рыбалка – вместо очередного конца света. Нелегко, признаюсь.

Сейчас Усть-Печеньга снова опустела – глубокая осень. Действительно, больно смотреть на убитую школу, на прочие следы очередного разорения русской деревни. Но, как сказала та старенькая учительница из Покровского храма: «Не в первый раз Мамай прошел: даст Бог, прогоним. Нам бы только церковь не забывать. Унывать Бог не велит. А работать – велит. И молиться».

Я далёк от того, чтобы впадать в идиллические настроения – видя нашу деревню, легко представляю себе времена Смуты. Но надежды на возрождение, как это ни странно, не теряю. А видя своими глазами, как люди собираются на молитву в храм, заботясь о нём, друг о друге, верю: Бог управит. Не может быть такого, чтобы Христос оставил, если люди без Него жизни не мыслят.

Петр Давыдов

28 октября 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Поездка в Троицкое, что под Башмаковым Поездка в Троицкое, что под Башмаковым
Валерий Серяков
Поездка в Троицкое, что под Башмаковым Поездка в Троицкое, что под Башмаковым
Валерий Серяков
«У тебя есть последний шанс вернуться к жизни. Тебя Бог зовет. Хочешь – иди, хочешь – ползи, но утром будь у храма».
Урок возвращенных икон Урок возвращенных икон
Свящ. Серафим Розин
Урок возвращенных икон Урок возвращенных икон
Беседа с иереем Серафимом Розиным, настоятелем храма в Усть-Печеньге
О том, как были найдены иконы, украденные из Покровского храма в Усть-Печеньге, об уроке для преступников – да и для сельчан, о «стоимости» и ценности святынь.
Не нужно новой «моды» на Бога! Не нужно новой «моды» на Бога!
Беседа с сельским свящ. Серафимом Розиным
Не нужно новой «моды» на Бога! Не нужно новой «моды» на Бога!
Беседа с сельским священником о грабителях, амбарных замках и христианской скромности
Петр Давыдов
От того, будет ли действовать церковь в селе или же будет служить глупой побрякушкой для туристов, зависит, каким село будет.
Комментарии
Татьяна30 октября 2022, 11:51
Мы живём в деревне. Муж работает инженером - проектировщиком удаленно. Образование получил по другой специальности (заочно). Для своей работы ему помог интернет. Так что всё возможно.
Надежда30 октября 2022, 07:33
Мне всего 30 лет. А помню в своем селе ( с.Ижевское Ряз.обо) и огромнейший молочно-консервный завод, колхоз, совсох, 5 детских садов, 3 яслей,2 школы. Те, кому сейчас 40-45 лет даже в мыслях не было уехать в город жить. Отучились- вернулись.не учились- тоже работа есть. А уже мои ровестники и я в том числе, работаем и живем в городе. В селе ничего не осталось почти. За 20- 25 лет в прямом смысле умерло. Как отдали в частные руки......страшно смотреть на школу, садик, завод. Там даже зданий почти не видно из-за деревьев. Слава Богу Храм есть.
Алексей, Кострома29 октября 2022, 07:42
Христос воскресе! Статья хорошая. И полностью согласен с Антонием. В том числе по поводу дистанционного обучения. Говорю это как преподаватель вуза.
Антоний28 октября 2022, 15:52
А вот дистант, дорогой брат Василий, я бы запретил и приравнял к покушению на жизнь и здоровье неограниченного круга лиц, на само будущее. Честный студент в таком режиме страдает, а жулик играет в компьютер дни и ночи напролет, говоря, что у него нет компьютера (доступа в интернет, рабочего места дома и далее по списку). Да и курам на смех такая учеба: какой же это инженер, который не проходил практику в аэропорту, не обслуживал самолёт своими руками? В общем, мы, простые россияне, хотим получить качественное образование и далее - соответствующее всем нормам рабочее место. Остальное - суррогат жизни.
Василий28 октября 2022, 09:17
Деревня в 2022 - не место работы, а способ расселения. Можно работать на ферме, а жить в городе. И уж тем более наоборот, с развитием удалёнки. Просто мы, россияне, предпочитаем комфорт города деревенским просторам. А деревня пусть умирает.
Антоний 28 октября 2022, 09:15
Надежда на возрождение оправдана может быть лишь в том случае, когда Государство создаст для этого все условия: будут дороги, газ, электричество в достатке, будет полный комплект инфраструктуры (детсад, школа, поликлиника, магазины), транспорт (в Советское время если не самолёт малой авиации, так автобус и поезд до кадоо колхоза доезжали) современная связь, и, самое главное, - рабочие места. Не будет - зачем ехать туда, где ничего нет, если есть места, где есть все?! Если до школы и поликлиники 50 верст, а работы нет, то ничего не получится. Именно поэтому сегодня после страшных 90-х полстраны заброшено: люди ушли, когда Государство перестало исполнять свои обязанности.
Читатель28 октября 2022, 06:53
Так по всей России, стоит только отъехать от больших городов, увы. Хорошо в этом селе молятся, это уже далеко не везде в таких местах.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×