Триодь постная, 1551 г.
Входное время поста да будет нам причиной отложения всякого греха.
Да не шествуем в унынии, но в кратких и малых днях
многих скверн очистимся умилением сердца, Бога воспевающе.
Приблизилась возвещающая весну седмица
Несколько лет тому назад я впервые познакомилась с текстами Постной Триоди.
Постная Триодь, как известно, начинается с Недели о мытаре и фарисее, но я открывала всегда только тексты, начиная с первой седмицы. Как-то казалось, что с подготовительными неделями и так всё более-менее понятно, все тексты и так слышим в субботу вечером и воскресным утром.
Тексты Сырной седмицы очень тонко и постепенно, но глубоко и всерьез подготавливают нас к Великому посту
Но два года назад я внезапно обнаружила, что на каждый день Сырной седмицы (Масленицы), оказывается, положены свои уникальные тексты.
Я начала их читать и с каждым тропарем всё больше осознавала, какая это необыкновенно насыщенная неделя. Она вся – порог, вся – преддверие.
Она просто излучает весеннюю свежесть, порыв к обновлению, тоску по свету.
«Весну возвешающая, приблизилась предочистительная седмица всечестная священного поста, тела и души всех просвещающая».
Теперь тексты Сырной седмицы – каноны-трипеснцы, стихиры и тропари – стали одними из самых моих любимых.
«Как всё премудро устроено в Церкви!» – воскликнул однажды митрополит Вениамин (Федченков). Это в полной мере относится к текстам Сырной седмицы. Они очень тонко и постепенно, но глубоко и всерьез подготавливают нас к Великому посту. Причем не в тональности: «Всё, с понедельника начнется сплошное умерщвление плоти, восплачем, братие». Напротив. Все тексты Масленицы – про жизнь. Деятельную, активную, светлую. Настоящую.
«Ныне, любящие Христа, подражаем мудрым девам и постараемся Христа встретить со свечами светлыми.
Мирным постоянием, чистою любовью священнейшее время святого поста восприимем, верные, просяще оставления наших согрешений, чтобы радость получить вечную.
Вводится чистоты время, душа моя, не будь небрежной. Голодным дай пищу, молись Господу каждый день и каждый час, да спасет тебя».
Я читала буквально по одной стихире – и даже этого было достаточно, чтобы мгновенно освежить атмосферу души. А еще благодаря этим текстам… я впервые в жизни стала с нетерпением ожидать начала поста.
Благодаря этим текстам… я впервые в жизни стала с нетерпением ожидать начала поста
До этого, признаюсь, я смотрела на него с определенной грустью. Да, я знала, что это – время воскресения души, знала, что к концу поста буду страшно жалеть, что он так быстро пролетел… Но вот ждала с неохотой.
Тексты Сырной седмицы изменили и это. Они показали мне, с какой ответственностью нужно подходить к Великому посту. С каким бодрым, добрым нетерпением.
«Свечи елеем добрый деяний все ныне зажечь поусердствуем тщательно, чтобы вместе с мудрыми девами войти нам в светлый чертог, радуясь».
«Светло войдем в святого поста преддверия!»
Как провести Масленицу? – спрашиваем мы себя озабоченно из года в год. Хочется баланс соблюсти: и духовно провести, и близких радости вкусной трапезы и дружеского общения не лишить.
Так как ее провести?
Самый краткий и исчерпывающий я нашла в Постной Триоди:
«Постов входы и преддверия, да не оскверним зло невоздержанием и пьянством: но в чистоте помышлений усердно войдем, чтобы принять спасения венцы и трудов достойные плоды.
Воссиявает блаженное время поста, испуская лучи покаяния. Приступим благочестиво, отгоняя тьму глубочайшей лености, в веселии».
И сразу становится понятно: стоит ли поедать блины стопками, или всё же лучше не надо…
Стоит прочесть такой вот текст:
«Все усердным сердцем в преддверия святого поста светло войдем и благодарственные песнопения Христу принесем».
И сразу появляются и собранность, и душевная бодрость.
Но, может быть, у кого-то возникнет вопрос: а как же все-таки масленичная радость? Эта собранность ей не помешает? Когда же и повеселиться-то?
В том-то и секрет, что настоящей, подлинной радости собранность как раз не помеха! Наоборот. Святой Паисий Афонский говорит, что собранность и трезвение (в широком смысле слова) придают душе благородство и свободу, широту и мир.
Потому-то Церковь и призывает: «светло войдем в святого поста преддверия».
«Со страстями борись, но вот таким непосредственным, веселым, готовым откликнуться, спокойным – оставайся», – советует известный современный духовник молодому человеку.
Если всё обобщить, получается, что веселье на Масленицу очень даже уместно – веселье, соединенное с воздержанием, чистотой и светлостью души.
Иными словами, святое.
Свято ведь можно не только плакать.
Свято можно и улыбаться.
«Ведь веселость-то не грех, – говорил святой Серафим Саровский. – Она отгоняет усталость, а от усталости ведь уныние бывает. И хуже его нет: оно всё приводит с собою. Сказать слово ласковое, приветливое да веселое, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда весел был, а не уныл, – вовсе не грешно, матушка».
И смеяться тоже можно свято.
«Благодарим Тебя, Господи, за наши семьи: за мужей, жен, особенно за детей, которые учат нас, как славить имя Твое святое в радости, движении и святой возне», – говорил прот. Александр Шмеман.
Не опоздать
Уже в прошлом году, начиная с понедельника Масленицы, мы ввели тексты Сырной седмицы в свою повседневную жизнь. На практике это оказалось очень легко.
Начиная с понедельника Масленицы, мы ввели тексты Сырной седмицы в свою повседневную жизнь
Достаточно положить листок с распечатанными заранее текстами туда, где он будет под рукой (я поместила на рабочем столе).
Можно читать вслух перед общей трапезой по одному тексту. На это уйдет секунд 15.
Вечером же мы в индивидуальном порядке старались включать тексты из распечаток в вечернее правило – кто по 2–3, а кто и всё прочитывал.
Кто-то даже до несокращенных канонов Постной Триоди дошел.
Главное, чтобы всё было по силам. Главное – ощутить: приближается весна, стучится в двери обновление, очищение, оживление.
Не пропустить бы, не замедлить, не опоздать бы!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Избранные тексты Сырной седмицы
(на церковнославянском языке)
Ве́сну возвеща́ющая прибли́жися сия́, ны́не предочисти́тельная седми́ца всечестна́я, свяще́нных посто́в, телеса́ и ду́ши все́х просвеща́ющая.
Посто́в вхо́ды и преддве́рия, вси́ да не оскверни́м зле́ невоздержа́нием и пия́нством: но в чистоте́ помышле́ний усе́рдно вни́дем, прие́мше нетле́ния венцы́ и трудо́в досто́йне плоды́.
Введе́ся вре́мя душе́ моя́ покая́ния, не небрези́: а́лчущим да́ждь хле́б, моли́ся Го́сподеви на вся́кий де́нь, и но́щь, и ча́с, да спасе́т тя́.
Ми́лующии, рече́ ни́щия, Спа́су взаи́м даю́т разу́мно. О ра́дость неуподоби́мая! Подае́т бо бога́тно воздая́ния до́брых, во вся́ ве́ки.
Вхо́дное вре́мя поста́ на́м бу́дет вся́каго греха́ отложе́ния вино́вное, да не до́лу преклони́мся, ниже́ уны́ло теце́м, я́ко да в кра́тких и ма́лых дне́х, мно́гия скве́рны умиле́нием се́рдца измы́ем, еди́наго Бо́га на́шего пою́ще.
Нача́ло умиле́ния и покая́ния, злы́х отчужде́ние, и страсте́й воздержа́ние. Те́мже потщи́мся отсече́ние лука́вых де́л сотвори́ти.
Ны́не предочи́стимся в посте́ и слеза́х, и в ве́лиих исправле́ниих, да обря́щем ве́лию ми́лость.
Ны́не подража́им му́дрым де́вам, христолю́бцы, и потщи́мся Христа́ усре́сти со свеща́ми све́тлыми.
По́ст освяти́м любому́дренно, пропове́даим воздержа́ние страсте́й, возопии́м во слеза́х Влады́це: да́ждь на́м Го́споди благода́ть, соде́йствующую в Твоя́ хоте́ния, Многоми́лостиве.
Воздержа́ния вре́мя возсия́вшее мы́сленно просвеща́ет душе́вная чу́вства, и страсте́й мглу́ отго́нит: те́мже лобыза́им сие́ от се́рдца, превознося́ще во ве́ки.
Ми́рным постоя́нием, чи́стою любо́вью свяще́ннейшее вре́мя святого поста́ восприи́мем, ве́рные, прося́ще оставле́ния наших согрешений, чтобы радость получить вечную.
По́прище отве́рзеся богода́нного воздержа́ния, све́тло усря́щем тре́бующии ми́лости: жа́ждет бо Благоутро́бный на́шего спасе́ния, и е́же да́ти проще́ние простира́ется, и́щущим его́ усе́рдно, и любо́вию рабо́тающим.
Отверзо́шася боже́ственнаго покая́ния преддве́рия:присту́пим усе́рдно, очи́стивше телеса́, бра́шен и страсте́й отложе́ния творя́ще, я́ко послу́шницы Христа́, призва́вшаго ми́р в Ца́рствие Небе́сное, десяти́ны всего́ ле́та принося́ще все́х Царю́, я́ко да и воскресе́ние Его́ любо́вию у́зрим.
Свещы́ еле́ем благи́х дея́ний, вси́ ны́не вжещи́ тща́тельно возусе́рдствуим, я́ко да вни́дем с му́дрыми де́вами во све́тлый черто́г ра́дующеся.
Напита́им ни́щия, ми́лость ми́лостию восприе́млюще, и поще́ния боже́ственною водо́ю душе́вныя скве́рны отмы́ем.
Возсия́ воздержа́ния благоле́пие, бесо́вскую мглу́ отгоня́щее: прии́де по́стная ле́пота, душе́вных страсте́й исцеле́ние нося́щая.
Вхо́дное вре́мя поста́ на́м бу́дет вся́каго греха́ отложе́ния вино́вное, да не до́лу преклони́мся, ниже́ уны́ло теце́м, я́ко да в кра́тких и ма́лых дне́х, мно́гия скве́рны умиле́нием се́рдца измы́ем, еди́наго Бо́га на́шего пою́ще.
Нача́ло умиле́ния и покая́ния, злы́х отчужде́ние, и страсте́й воздержа́ние. Те́мже потщи́мся отсече́ние лука́вых де́л сотвори́ти.
Преддве́рия поста́, подвиго́в благопло́дии венча́нная прие́млют притека́ющих тре́звенно пе́сньми и пе́нии та́инственными, тща́тельно ве́рнии вси́ стеце́мся.
Умерщвле́ния ри́зы прие́м, в де́рзость невоздержа́ния облеко́хся окая́нный: но Ты́ мя облецы́ Сы́не Бо́жий, оде́ждею све́тлою.