Славянская Масленица с ее обильным, сытным угощеньем, безудержными забавами, играми да развлеченьями… Шумные, яркие, фееричные и роскошные карнавалы Европы и Нового Света… Чем они похожи и чем отличаются? Что это: пережитки язычества или уже часть христианских традиций? Что и почему жители Европы и Латинской Америки празднуют во время этих не менее грандиозных, чем новогодние, торжеств?
Основное, что объединяет Масленицу и карнавалы, – все они проходят в разных странах мира накануне Великого поста. Предваряют его и обозначают начало.
Можно встретить самые противоречивые мнения и сведения (правда, трудно доказуемые за давностью лет) о предыстории возникновения этих всенародных увеселений, о том, что все началось еще во времена язычества и из-за него. Однако и карнавалы, и Масленица имеют большую популярность до сих пор, и не доказывает ли это, что в сознании современных людей сохранилось многое от наших предков, еще не знавших христианства?
На масленичных гуляньях бывать, думаю, всем доводилось, и блины печь, и наедаться ими до отвала тоже. Православные, у кого-нибудь румяный, круглый блинчик ассоциируется с образом солнца и с желанием совершить перед ним некий акт поклонения? Не думаю. Ни одного такого «идолопоклонника» встречать не доводилось. Покушать вкусно перед постом – да! Это вполне естественное человеческое желание, не чуждое и христианам. Хотя наесться-то впрок нереально, как ни старайся! Но, по всей видимости (и это подтверждают многие исследовательские тексты), желание это – одна из причин популярности и живучести традиций Масленицы и карнавала.
Но если с Масленицей мы, славяне, хорошо знакомы, то с карнавалами не особо. Мало кто видел их воочию. Поэтому будем пользоваться информацией, найденной в разных источниках, чтобы узнать подробности и детали того, как проводят время перед постом на Западе.
Европа
Венецианский карнавал в Италии. Фото: vanityfair.it
Карнавалы начинаются в разные сроки, но заканчиваются перед «Пепельной» средой, с которой у католиков начинается Великий пост. Бытует несколько версий происхождения названия «карнавал», но родилось оно однозначно из сочетания двух слов – «carne» (мясо) и «vale» (прощание). Получается что-то вроде «прощания с мясом».
Понятие «карнавал» родилось из сочетания двух слов – «carne» (мясо) и «vale» (прощание). Получается что-то вроде «прощания с мясом»
Самые популярные и пышные карнавалы проходят в Венеции и Бразилии. А вообще, в преддверии весны пьянящий и ликующий карнавал охватывает всю Италию (особенно Рим), Францию, Швейцарию, Австрию, Германию, Канары и Испанию, а также некоторые страны Южной Америки. Именно преддверие весны, радость по поводу того, что завершается холодная (а для кого и голодная), унылая зима – один из важнейших поводов и причин возникновения еще в древние, языческие времена народных празднеств в период весеннего равноденствия. Когда солнце, наконец, поворачивает к лету, а впереди – тепло, обновление природы и обилие плодов земных.
Карнавалы и Масленица сопровождаются массовыми народными гуляньями, играми, театрализованными представлениями. Но главная отличительная часть любого карнавала – шествие по главным улицам города. Его основной мотив – изобилие. Оно может быть выражено в изобилии цветов, плодов и кушаний, которыми угощают всех желающих.
Празднование карнавала, да и Масленицы тоже – это еще и выражение потребности избавиться от негативных эмоций, которые накопились за зиму. И потому на этих празднествах царят безудержное веселье, смех и юмор.
Однако карнавальный юмор не так прост и однозначен, как может показаться на первый взгляд. Карнавальный смех всенароден, потому что смеются все и у всех на виду. Кроме этого, он направлен на все и всех (в том числе и на самих участников карнавала), мир видится в своей веселой относительности. А еще этот смех жизнеутверждающий, ликующий и одновременно насмешливый, высмеивающий…
В карнавальном веселье есть и негативная сторона, которая наиболее ярко проявлялась в городах средневековой Европы. Тогда одной из характерных особенностей карнавала была профанация традиционно высоких понятий, ведь отменялись запреты на слова, которые публично употреблять не принято – отсюда карнавальные кощунства, непристойности и даже вульгарные пародии на священные тексты.
И всей этой пародии на общественные, религиозные и прочие устои жизни весьма способствовала традиция надевать маски и костюмы, под которыми можно было спрятать и лицо, и свое общественное положение. На карнавале все становились равными. Если на официальных праздниках Средневековья подчеркнуто демонстрировалось, кто знатен и богат, а кто плебей или же ремесленник, то карнавал выказывал временное упразднение существующего строя, временную отмену всех привилегий, норм и запретов. Человек скрывал свое лицо и одежду под карнавальным костюмом – и никто не знал, кто же он на самом деле. Каждый мог ощутить себя просто человеком – без имени, без звания, без положения в обществе.
Маски из папье-маше дают массу возможностей – как положительных, о которых сказано выше, так и неприглядных. Описано немало случаев, как во время маскарада, переодевшись врачом, монахом, надев женское платье, шутники позволяли себе самые смелые, экстравагантные, авантюрные выходки, оставаясь при этом неузнанными.
Бывало, что ряженые использовали маски, которые были символом религиозных представлений, суеверий (в виде нечистой силы, ведьм, животных).
Латинская Америка
Карнавал в Рио-де-Жанейро. Фото: pinterest.com
Подобная языческая и откровенно демоническая атрибутика встречается и на современных карнавалах. Так, православный священник, служивший в течение нескольких лет в Рио-де-Жанейро, пишет о том, что там в некоторых карнавальных костюмах можно легко узнать элементы макумбической атрибутики (макумба – языческая африканская религия, где практикуется «общение» с духами и жертвоприношения).
В наше время маски и костюмы, скорее всего, вряд ли предоставляют такие возможности, как в прежние века, и на первом плане сейчас зрелищность – это шоу. В том же Рио-де-Жанейро самое главное событие карнавала – парад 12-ти школ самбы. Его участники в фантастически роскошных костюмах устраивают столь эффектное танцевальное шоу, что посмотреть на него съезжаются туристы со всего мира.
Вообще, история Рио-де-Жанейро в каком-то смысле началась именно с карнавала. Как остроумно выразился один писатель, первооткрыватели Бразилии, изумленные ее диковинной природой, подумали, что попали в земной рай, и решили это отпраздновать, да, видно, так и не смогли остановиться.
Итак, самый яркий, феерический праздник на планете проходит перед началом Великого поста в стране, где большая часть жителей исповедует католичество. Но когда смотришь на блеск, танцы и экстаз всеобщего буйного веселия, в это с трудом верится. Особо жесткий культурный шок (особенно в сравнении с костюмами Венецианского карнавала) вызывает вид танцовщиц с их не прикрытой наготой, обрамленной, правда, роскошными перьями и сверкающими стразами. Да, явно не зиму провожают… Да и какая зима в жарких тропиках!
А карнавал в Аргентине – это сущий марафон, который продолжается весь Великий пост и даже после него – практически два месяца! До полного «праздничного» изнеможения местных жителей и гостей. Для сравнения: Венецианский карнавал длится 10 дней, Бразильский – 5, Норвежский – 3 дня. Масленицу празднуют одну неделю.
Смысловое наполнение и карнавала, и Масленицы в наше время изменилось, сместились акценты
Смысловое наполнение и карнавала, и Масленицы в наше время изменилось, сместились акценты. Иным стало общество и жизнь всех, кто его составляет. Да и Церковь, как православная, так и католическая, в разные времена по-разному относилась к этим праздникам – то критично, даже категорично, то более-менее терпимо. Почему? Хотела удержать христиан от крайностей. Ведь эти весенние торжества очень легко раскрепощают человека, но не всегда в разумных пределах – от буйства страстей, низменных желаний никто не застрахован, в том числе и христианин.
Изобилие еды, алкоголя и обнаженных тел (это про Латинскую Америку) дает массу поводов для искушения совершить вместе со всеми, в единой человеческой массе то, на что в одиночестве человек, может быть, и не решился бы никогда.
А так, ничего плохого нет в том, чтобы ликовать и веселиться из-за того, что зиме конец и скоро мы погреемся на солнышке! И совсем не грешно в дни масленицы или карнавала вкусно поесть, потанцевать и повеселиться, надеть красивый костюм и маску, поглазеть, как сжигают чучело зимы. В наше время это просто этнографическое шоу, а не языческий обряд солнцепоклонников. Избегать стоит «всяких излишеств нехороших» в еде, питье и прочем.
Завершая этот исторический и сравнительный экскурс, хочется напомнить: во время Сырной седмицы – недели, которую в народе принято называть Масленицей, – православным предлагается нечто большее, чем просто порадоваться приходу весны. А именно: найти возможность помириться с теми, с кем были в ссоре, навестить родственников, друзей и согреть их своим вниманием, дать им очередной раз почувствовать, как они нужны и дороги.
И как логично, красиво, значимо, что Масленица завершается Прощеным воскресеньем – еще одним шансом простить и отпустить обиды!