Православный календарьПравославный календарь
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.

«Суеверие – это пустота, глупость и самообман»

Беседа с профессором А.И. Осиповым

Черная кошка, пустое ведро, 13-число, особенно если оно выпадает на пятницу… Примет, сулящих неудачу или какое-нибудь несчастье, много. Хорошо, что большинство из нас знает лишь о малом их числе, а то бы… Впрочем, а что бы? Разве совместимо суеверие с христианством? Увы! Более того, и в церковной среде немало суеверий, связанных с какими-то действиями в храме или даже обрядами. Что уж говорить о совершенно суеверном по своей сути отношении к иконам, святым источникам, даже паломничеству. О том, где корень живучести суеверий, почему люди так часто попадают под их власть, как изжить в себе страх перед приметами, сглазом и прочим, мы беседуем с Алексеем Ильичом Осиповым.

Алексей Ильич, сегодня мы бы хотели поговорить о суевериях. Это явление, которое буквально захлестывает нашу жизнь: люди обращают внимание на какие-то мелочи, которые их начинают очень беспокоить. А как бы вы определили суть суеверия?

– Слово «суеверие» встречается во многих языках. В частности в греческом есть такое понятие – «мэтэотис», которое как раз и переводится на славянский и русский языки как суеверие. В греческом оно означает пустоту, призрачность, глупость. Есть и в еврейском языке слово со схожим значением: «дым, пар, который легко рассеивается, ничего не значит, не имеет сути», а также «глупость и обман». Мне кажется, эти языки: греческий и еврейский – поскольку это языки Священного Писания и именно о суете говорится в Священном Писании – очень хорошо передают нам суть этого явления – суеверия. По своему содержанию это некая пустота и глупость. А если говорить о языке еврейском, то даже обман. В данном случае – самообман. Вот что такое суеверие.

Суетное – это никчемное, ничтожество, пустота, то, чего на самом деле нет. А человек придает этому значение как будто бы чему-то существующему в действительности, и в результате он впадает в обман, в самообман и наносит себе, естественно, вред, заблуждается. Вот что такое суеверие: вера суетным, ничтожным, не имеющим никакого значения и сути вещам.

Почему суеверие называется грехом? Это тоже страсть?

– Тут дело вот в чем. Что такое грех? Грех (о, сейчас дам определение!) – это то, что вредит человеку. Вот, например, сейчас возьму и отрублю себе палец – будет грех. Или иголку всажу – это будет грех. Грех – это все то, что вредит человеку. А, представьте себе, суеверие: вот я начинаю верить, что черная кошка перебежала дорогу и теперь неизвестно, что со мной будет, или с пустым ведром кто-то попался мне навстречу… Человек расстраивается, не знает, что делать, от этого нарушается вся его нормальная жизнь – потому это и грех. А есть ведь суеверия разного порядка. Какой-то вологодский лжестарец говорил: «Если вы, крестясь, не дотянете свою руку до левого плеча, надо сверху, сверху! – то он останется сидеть там и будет вам нашептывать на левое ухо». Или, представьте, в церкви вы передаете что-то через левое плечо – так многие шарахаются даже – до чего доходит!

Есть вещи, может быть, и смешные, а есть такие, которые приводят людей к самым печальным выводам. Например, в одном монастыре мне монахиня сказала: «В этом году нам не удалось на Крещение искупаться – а ведь когда искупаешься, все грехи за год прощаются, очищается человек от грехов». Вы подумайте! И кстати, эта глупость, Господи! – разливается по нашей России-матушке, и многие начинают: «Обязательно надо искупаться – смыть грехи». Как легко: искупался – всё в порядке. Ни покаяния не нужно, ни труда – ничего! Искупался, да еще если мужичок после купания стаканчик выпьет – ну просто красота! В общем, Православие – лучшая религия в мире.

А как бороться с суеверием, с этой пустотой? Как в нее не попасть?

Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Вера в Бога нужна!

– Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Для человека, который верит, что без воли Божией ничего не происходит, что в мире нет никаких случайностей и что воля Божия – это не просто то, что Бог захотел и сделал, а это есть то, что вполне соответствует человеческому духовному состоянию, и что Бог только как Врач посылает нам наилучшие обстоятельства для того, чтобы мы опомнились, – так вот, для того, кто верит именно в Бога, все эти суеверия, конечно, есть не что иное, как чушь, пустота и больше ничего. Вера в Бога нужна. А когда человек забывает о Боге, он начинает верить всякой ерунде. Язычество, кстати, на этом всё и построено – язычество и есть в конечном счете суеверие.

Какова природа возникновения суеверия? Необразованность? Какие еще есть причины этого явления?

    

– Причины могут быть и другие. Иногда же, бывает, что-то действительно совпадает. Перебежала черная кошка дорогу – человек шел, споткнулся и разбил себе коленку: вот! И, может, само совпадение вызвано тем, что человек поверил в эту черную кошку, потому и разбил себе нос или коленку, но само по себе совпадение этих вещей укрепляет в нем веру в приметы. Это один из факторов, которые присутствуют в нашей жизни.

Ну, а, может быть, самое главное заключается в том, что вера в Бога налагает на мою жизнь ответственность – перед своей совестью, перед верой в вечную жизнь, перед верой в то, что за гробом всё, что я делал здесь, мне будет показано и принесет мне действительные страдания, если я делал что-то злое.

Вера в Бога – это ответственность, труд, необходимость понуждения себя. В суеверии же всё легко

В общем, вера в Бога – это ответственность, труд, необходимость понуждения себя. В суеверии же – ничего не надо. Только избегать: избегать, чтобы кто-то мне не перешел дорогу… Бывают же случаи – до смешного: идешь – вдруг бежит со всей мочи… И при этом – что? Ну, хорошо, я не перешел тебе дорогу – а ты-то перешла мне. Значит, по такой логике, ты хочешь мне зла? Как же это понять? – Об этом даже мысли нет. Самый основной христианский принцип жизни – это принцип любви, и этот принцип в данном случае отбрасывается полностью: лишь бы мне было хорошо.

Крестик валяется в храме на полу – никто не поднимает. Моя сестра подняла его и положила на окно рядом. Крестик исчез моментально. Потом только она узнала, в чем дело. Оказывается, бросают крестик с тем, чтобы кто-то поднял и взял таким образом на себя болезнь или неприятность – представляете: суеверие становится уже зловерием. Кстати, это один из ответов, почему суеверие – грех. Оно становится зловерием.

В любом случае суеверие не налагает на меня никакой моральной ответственности ни перед чем. Никакие заповеди мне не нужны, ни о каких грехах можно не думать, и поэтому суеверие, конечно, гораздо легче, и интуитивно человек следует этому, нежели вере в Бога, где всё сопряжено с трудом. В этом основная причина.

То есть заполнение своего сознания какими-то неоправданными страхами – это и есть суеверие, и нужно просто с этим решительно бороться?

– Объяснять надо. К сожалению, довольно часто приходится слышать, что в проповеди объясняют историю праздника, объясняют, что такое свечка, что такое амвон, и очень мало, почти никогда не говорят о том, что существуют духовные законы жизни, нарушать которые опасно для тебя – так же, как нарушить закон тяготения или закон температуры: нельзя тебе – ты обожжешься или замерзнешь, нельзя прыгать с десятого этажа. Есть законы: не Бог меня накажет, когда я прыгаю с пятого этажа, а закон тяготения. Так и в духовной жизни – то же самое: если ты желаешь кому-то зла, этим самым ты вонзаешь нож в свое тело. Завидуешь кому-то – недаром говорят: «позеленел от зависти», – а святитель Василий Великий писал: «И не зарождалось в душах человеческих более пагубной страсти, нежели зависть». Оказывается, любой грех – это рана, которую мы наносим себе. И в данном случае суеверие связано очень часто со зловерием, и всегда оно наносит человеку урон, грех, рану, которой надо, конечно же, стараться избегать. Но для этого нужно, увы, знать Православие, что его суть не в правильном исполнении просто всех церковных требований, а в том, чтобы бороться со своими дурными желаниями и влечениями: не лгать, не притворяться, не обманывать и т.д. – вот в чем суть Православия-то. «Дай мне сердце твое, сыне», – говорит Господь, – а не ноги и руки. А мы – нет: руки и ноги.

Магическое отношение к православным святыням – это тоже очень распространенное явление. От болезни – такой-то источник, найти квартиру – надо туда и т.п. Почему сейчас такое явление укоренилось?

– Ой, какой хороший вопрос. Действительно, сейчас, когда мы говорим о возрождении Православия, вдруг народ поражается таким суеверием. Однажды на лекции, где-то на приходе, я грозно спросил: «Кому надо молиться от пьянства?» Все ответили: «“Неупиваемой Чаше!”» Я сказал: «Правильно. Не вздумайте молиться перед Владимирской, или Казанской, или Иверской иконой Божией Матери! Не поможет!» Все сразу: «Хи!» До чего мы дошли! Причина все та же: это же легко, это гораздо легче. Легче поставить свечку, заказать молебен, акафист. Недаром же один из поэтов написал замечательные строки: «Да, бой с самим собой есть самый трудный бой. Победа из побед – победа над собой». Действительно, я готов проделать сотни километров к «Неупиваемой Чаше» в этот монастырь, но чтоб воздержаться от лишней рюмки – это уж слишком, конечно.

Бой с самим собой – самое трудное дело, и Православие именно к этому призывает: к борьбе со своим ветхим человеком. А наш хитрый ум делает так, как бежит водичка: натыкается на камень – обходит его и течет дальше. Так и здесь: мы натыкаемся на заповеди Божии – и обходим их. И подменяем заповеди Самого Бога вот этими формальными вещами, тем, что в иудаизме называется «субботой». Главное – исполни субботу. Эти правила исполнил – всё, ты хорош. Вот, оказывается, какие вещи.

Посмотрите, как писал святитель Феофан о паломничестве. Мне как-то прислали ролик об одном крестном ходе, где священник перед его началом объявил: «Все те, кто дойдут до конца, получают полное отпущение всех грехов, которые совершили». Священник! Что он делает! Правда, там идти дня три, и он трудный, но вот такие вещи говорили. Оказывается, вот как очищаются от грехов: не покаяние, не исповедь, не внимание к своей жизни, не борьба со своим ветхим человеком, а вот – ножками протопай. Вот что пишет святитель Феофан Затворник насчет паломничества: «А в дороге-то и не заметишь, как окостенеешь. Сколько предметов налезет в голову – и пойдет одна форма, без силы и жизни. Не лучше ли вам отказаться от странствования?» – пишет он одной особе. В другом письме: «А в дороге – чего не наберетесь, чего не навидитесь и не наслушаетесь!»

Да, действительно, в храме человек стоит, и то мысли по всему свету бродят. А здесь, когда человек идет, попробуй сосредоточься. Ну, поют – самое лучшее. Видите, как святитель относился даже к паломничеству – кажется, хорошее дело, святое дело – а ну-ка, загляни. Правда, он при этом пишет, чтобы быть объективным, что человеку, который еще почти ничего не знает о вере, который не может вести никакой христианской жизни у себя дома, паломничество может подчас помочь хоть немножко, когда он придет к святыне, помолиться, исповедоваться, причаститься. «Для таких людей, – говорит он, – ну, что же, это может быть и полезно. А для человека, укрепленного в вере, это может явиться только причиной рассеянности».

Разве Масленица церковный праздник? Это же язычество! Да вы покажите, как люди готовятся к посту!

А вот наша Масленица, посмотрите, во что она превращается! «После Божественной Литургии – масленичные гуляния», – читаю я. И это объявляется на церковных страницах! Вспоминаешь историю Русской Церкви, как боролись наши подвижники – одного епископа даже убили за то, что он грозно обличал то распутство, которое начиналось на Масленице. И посмотрите: сейчас Масленица входит в нашу жизнь. Скоро мы вообще не разберемся, где Церковь, а где мир. Не поймешь даже. И все это под флагом какого-то миссионерства. Простите, какое же это миссионерство? Это, напротив, – подрыв авторитета. Если вы знаете, что есть люди, которые действительно готовятся к посту, – покажите их: вот, посмотрите, как они себя ведут, – они уже начинают готовиться к посту. А то происходит ровно наоборот, то есть это уже язычество. И что говорить об этом? Масленица – языческое празднество, совершенно очевидное.

Как бороться со страхами (страхом перед черной кошкой, перед сглазом и проч.), которые испытывают люди, ходящие иногда в храм? Они осознают эту проблему, но никак не могут с нею справиться…

Если есть вера, что со мной Господь Бог, – только веру нужно в себе подогревать, – тогда и страха не будет

– Христос ответил: «Когда услышите…» – и перечисляет те страшные вещи, которые грядут человечеству в конце истории. Он говорит: «Когда услышите, то поднимите головы ваши!» Это Он говорит о каком времени? Когда люди будут, говоря по-славянски, «издыхать» от страха грядущих бедствий. Уже сейчас очень многие страшатся. Христос предупредил: когда вы услышите (вы – то есть христиане), то поднимите голову, ибо приближается час нашей встречи. Встречи со Христом! Опять приходится повторить те же самые слова: чем меньше у нас веры во Христа, тем больше у нас всяких не только суеверий, но и страхов. Это совершенно естественное и закономерное явление. Кто меня может обидеть, когда со мною стоят великаны-защитники, скажите? Да никто! Никого я не боюсь. Тут со мной Господь Бог, а не кто-нибудь. Если есть эта вера – только веру нужно в себе подогревать, – тогда, естественно, у человека этот страх будет отходить в сторону, отступать от него. Чрезвычайно важно это напоминать себе. Как писал игумен Никон (Воробьев): «Правильные мысли нужно не запрятывать в какой-то склад памяти, а постоянно напоминать их себе, возгревать их в себе, потому что они согревают душу и помогают человеку в его жизни».

Вот, оказывается, какой путь: «Восклоните головы ваши!» Для современных людей, мне кажется, эти слова приобретают все большую значимость.

Большое спасибо, Алексей Ильич, от портала «Православие.ру» и всех наших читателей и зрителей.

– Спаси, Господи, всех вас. И всех нас тоже.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 1506 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Мы захвачены чепухой и безумием» «Мы захвачены чепухой и безумием»
Схиархим. Иоаким (Парр)
«Мы захвачены чепухой и безумием» «Мы захвачены чепухой и безумием»
Схиархимандрит Иоаким (Парр) о миссии и монашестве в мегаполисе
Мир умирает, а мы его убиваем, потому что у нас есть Истина, есть Христос, но мы в это не веруем, а раз так, то и люди не видят Христа в мире.
Жизнь без подпорок, <br>или Зачем класть астры в чай Жизнь без подпорок,
или Зачем класть астры в чай

Ксения Манякова
Жизнь без подпорок, <br>или Зачем класть астры в чай Жизнь без подпорок,
или Зачем класть астры в чай

Ксения Манякова
Не абсурдно ли, помолившись святому, тут же идти привязывать ленточку на дерево, чтобы «желание сбылось»? Подобных суеверий даже у воцерковленных людей немало!
О суеверии и подлинной вере О суеверии и подлинной вере
Валерий Духанин
Человеческой душе свойственна потребность веры. И суеверие есть попытка удовлетворить эту потребность, только не верой, явленной в Божественном Откровении, – ведь это требует огромных личных усилий, душевных, волевых и даже интеллектуальных. А когда нет подлинной веры в Бога, то богом становится что-то более близкое и понятное, на что можно полагаться в обыденной жизни. Так возникает идолопоклонство перед вещами и священный страх перед народными преданиями.
Комментарии
Алла 2 сентября 2021, 19:34
Суббота - Это не формальность, которой мы подменяем заповедь! ведь суббота, это и есть заповедь Божья! И её нужно исполнять и святить из любви и уважения к Богу. Суббота это Не суеверие, а истинное постановление Божие от самого сотворения мира! Всё хорошо в статье написали, очень понравилось, но о субботе поразмышляйте ещё, читая Библию. Спасибо!
Наталья Борджакова25 июля 2016, 09:49
Спаси, Господи.
Как же хорошо рассказано и истолковано. Простым, доступным языком, без величия и учительского наставления.
Легко стало, будто душ для души )
Спасибо.
Юлия16 марта 2016, 17:41
Здравствуйте всем. Вот и я пострадала от суеверия и лжепрограмм. В свое время насмотрелась "Битвы экстрасенсов", а потом, так получилось, что купили квартиру с "прошлым" (соседи добрые рассказали о несчастном случае или суициде в нашей квартире). Вот я и зациклилась. Сразу страшно стало, образы и мысли, навеянные передачей, о разной плохой энергетике полезли в голову. К сожалению дошла до кардионевроза.... Вот как бывает :( И рада бы выбросить все из головы, но не просто это для меня...
Денис13 марта 2016, 17:04
Спасибо дорогому Алексею Ильичу за просветительский труд! В свое время меня тоже Господь привел к вере через лекции Алексея Ильича. Да, не зря сокрушались Отцы, что русский народ в большинстве своем не знает своей веры православной, все как-то обрядность на первом месте, которая, увы, часто приводит к фарисейству (несмь якоже прочии человецы).
Татьяна Иванова13 марта 2016, 01:58
Благодарю Господа за то, что в начале воцерковления оказалась на лекции Алексея Ильича как раз на подобную тему, где уважаемый профессор все доступно и четко объяснил, очень помогло! Спасибо журналисту и редакции!
Игорь, Киев11 марта 2016, 12:42
Благодарность порталу Православие.ру за сотрудничество с Алексеем Ильичом. Учение святых Отцов и опыт духовной жизни звучат в каждом слове проф.Осипова.Спаси Христос.
Иван11 марта 2016, 00:48
Спасибо огромное! Алексей Ильич и Никита, пожалуйста не останавливайтесь, не бросайте нас.
Лия10 марта 2016, 09:01
У нас народ очень склонен к суеверию и обрядоверию. И все эти масленицы только подогревают языческие чувства. Когда пытаешься объяснить, то выглядишь как нудный морализатор. Советская власть пыталась приглушить это образованием. Но изжить склонность к язычеству в нашем народе по-моему вообще невозможно. И недоброжелатели этим пользуются.
Yekaterina Kartasheva10 марта 2016, 00:21
Наконец-то начали говорить о суевериях. Ведь проблема огромна. Сколько людей увлекаются суевериями, магизмом, колдовством, гаданиями. Это же такой грех! И такая беда! Публикуйте больше материала по этим темам, пожалуйста
Лариса Воронина 9 марта 2016, 16:20
Тот факт, что Алексея Ильича снова стали публиковать на данном сайте, это уже пусть маленькая, но - победа. У него много рабочего материала, где всё настолько доходчиво разложено по полочкам, что вопросов не остаётся. Случись встреча, я бы даже не знала, о чём спрашивать - всё необходимое развёрнуто изложено в книгах, лекциях, вопросах-ответах. Плюс, у Осипова часто звучат рекомендации, каких Отцов читать мирянам, чтоб ум за разум не зашёл. Спасибо ещё раз!
Иннокентий 9 марта 2016, 15:43
Суеверия некоторым людям помогают справиться с тревогой: "Если я сделаю так, и не сделаю так, тогда всё будет хорошо". Возможно поэтому суеверия такие живучие. При таком рассмотрении суеверие потому грех, что мы надеемся на какие-то силы, которые контролируют и управляют нашей жизнью, а не на Бога.
Татьяна 9 марта 2016, 13:35
"Как бороться со страхами " Основа этих страхов - инстинкт самосохранения, доведенный до крайности. Инстинкт, который холят, развивают, потакают ему. Вот, другой инстинкт - размножения, обычно сдерживается людьми, сдерживается нормами поведения и морали. А этот тоже основной, без него человечество не выживет, но если его не сдерживать верой в Бога, тогда и получается, как говорит Алексей Ильич - грех.
Погорелов Юрий 9 марта 2016, 12:59
Прекрасная трезвая статья. Подача текста хороша: коротко и на одну тему.
Л.К. 9 марта 2016, 12:50
Для меня очень важно, что Алексей Ильич - такой же мирянин как мы. Это доказывает, что Истина доступна каждому, а не просто посвящённому кругу лиц. Его всегда можно посоветовать послушать другим людям. Слово священника не каждый способен воспринимать объективно, но из моих знакомых еще никто не отказывался послушать профессора.
Лариса Воронина 9 марта 2016, 11:28
По поводу масленицы: каждый год напоминаю знакомым, что это неделя о Страшном суде. Пока «пробить» брешь не удаётся. Зовут в разгул, искренне считая, что это церковное мероприятие. Ярмарки куда ни шло, дело полезное. А вот сжигание чучела зимы посреди бухты, а после этого – лазерное шоу. Как по мне, так это перебор! На приходах тоже какие-то спектакли ставят, в общем, популяризируемся как можем… Рада, что Редакция прояснила вопросы с Алексеем Ильичом и стали публиковать его на сайте. Мне в своё время его лекции посоветовал священник. Даже не просто порекомендовал, а поймал меня после службы (на исповеди у меня была полная каша в голове) и дал диск с лекциями, и я за это очень благодарна! Если бы не Осипов А.И. и тот батюшка, для меня до сих пор Церковь была бы местом, где ставят свечки на желание, а болезнь случается от сглаза. Интересующимся глубже с радостью рекомендую официальный сайт А.И., сейчас он исправно работает. Уверена, что не только общие темы, но и апологетика, и сравнительное богословие будут интересны и полезны всем слушателям.
ТАТИАНА17 8 марта 2016, 16:59
Может быть,мой рассказ кому-то поможет.В прошлом году у моего мужа случился сложнейший инфаркт.Решение врачей было однозначным:только операция может продлить жизнь.Супруг мой колебался:"может,мне уже пора?" После всех нелегких "семейных дебатов" решили оперироваться.И операцию назначают на 13 марта 2015г.(пятница).8человек в Федеральном кардиологическом центре (у которых те же показания)отказываются(у всех стоят иконки на тумбочках).А у нас с мужем одно на двоих:как Бог даст!День операции.В семь утра пришла в Храм и молюсь,молюсь Господу нашему Христу!А потом происходит необъяснимое.С почти закрытыми опухшими глазами я ОКАЗАЛАСЬ перед иконой Преподобного Серафима Соровского!А в голове молотком стучит :"СЕРАФИМУШКА,РАДОСТЬ МОЯ,ХРИСТОС ВОСКРЕС!".Экстаза не было,было НАПОЛНЕНИЕ!Я даже не поняла как пролетели 7часов.Оперировать начали в 9 утра,а закончили в четыре часа дня.Хирург позвонил:"операция прошла успешно,БЛАГОДАРИТЕ БОГА".А я благодарю и Бога, и врачей (пусть пошлет им Господь здоровья).А то,что я пережила перед ЛИКОМ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО,пусть останется со мной навсегда.
Дорогие мои,не верьте никаким приметам! СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!!!
Анна 8 марта 2016, 14:33
Большое спасибо за такую нужную статью. Иногда читаешь как "легко" все желания исполняются, надо только съездить куда-нибудь, постоять несколько часов в очереди к святому и всё будет хорошо. А как же терпение скорбей? А как же вера, что на всё воля Господа? Постоянно встречаюсь с таким суеверием в храме, побольше бы таких пояснительных статей.
Александр Калашников 8 марта 2016, 14:29
Мне когда-то повезло. Объяснил сынку о суевериях ну прямо-таки лучше не бывает.
Не я, конечно, но как бы типа я, отец.

Идем мы с ним, кстати, в храм, бежит нам на встречу стройненькая черная кошечка.
Сын у меня и спросил насчет черной кошки, бегущей через дорогу.
Я ему типа "Топай-топай...".

Он засмотрелся на кошку и шмякнулся в лужу.
Хорошо, что еще снег лежал. Отчистил его снежком. Пошли дальше.

Спрашиваю: "Понял насчет кошки?".
Отвечает: "Понял. Засмотрелся на нее, а надо было под ноги смотреть."

После этого он все "приметы" через этот случай рассматривает.

Милостив Господь к детям. Мягко учит.
ТАТИАНА17 8 марта 2016, 14:29
Алексей Ильич,только не молчите!!!Просвещайте нас,невежд дремучих!Сколько раз убеждалась,что
"молчание - золото" это не Ваш случай.Пусть Господь дает Вам силы на Ваше СЛУЖЕНИЕ.
юля 8 марта 2016, 14:14
спасибо. Пишире еще, пожалуйста. Очень трезво.
Надежда 8 марта 2016, 10:03
Огромное Спасибо за статью!!! Очень доходчиво все. Как для меня человека недавно пришедшего в веру в статье все понятно. Правельно сказал профессор А.И. Осипов :"Объяснять надо". Еще раз Спасибо!
Алексей Уткин 8 марта 2016, 08:37
Спаси Господи.
Елена 8 марта 2016, 07:33
Спасибо, Алексей Ильич! Спасибо Никита! Как всё просто и понятно, и на душе становится легче от Ваших бесед. Храни Вас Бог!
Иван Х. 8 марта 2016, 07:20
Опять буду ворчать насчёт съёмки. Видео снято шикарно, но несколько ошибок не позволят ему сделать своё дело: объяснить массе верующих о вреде суеверия. 1.Широкий зритель не знает, кто такой Алексей Ильич и совершенно не готов к его медленной, многословной манере говорить, используя много сложных слов и сравнений, особенно в начале. 2.23 минуты видео! Откройте глаза! Кто будет смотреть такие продолжительные ролики? 3.Оператор и режиссёр монтажа всеми силами пытаются придать видео динамики и смотрибельности. Но монтажный метр не соответствует темпу речи, как гостя, так и интервьюера. Поэтому зритель будет быстро уставать от визуального ряда. Второй побочный эффект такого мелькания: сложнее запомнить мысли. Что делать? 1.Поставить чёткую цель: работать для зрителя, как талантливый педагог для ученика. 2.Писать сценарий и обсуждать его заранее. Я понимаю, что заслуги и уважение к гостям будет мешать этому, но главное - цель, а не придворные тонкости. 3.Исследовать обратную связь. Достигает ли наш труд Целевой Аудитории? Делать выводы и работать над ошибками. Это огромный труд, который нужно поднять. Иначе данные видео сюжеты так и останутся красивыми дорогими клипами, которые посмотрят только пара тысяч священников, семинаристов и поклонников творчества профессора. Но ведь их снимают не для этого?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×