Прасковья Жемчугова (1768–1803), ее трагически счастливая любовь и дело всей жизни

Храм добродетели душа ее была.
Мир, благочестие и вера в ней жила.
В ней чистая любовь, в ней дружба обитала…

Эпитафия на могильной плите Прасковьи Жемчуговой

Прасковья Жемчугова. Художник: Николай Аргунов Прасковья Жемчугова. Художник: Николай Аргунов Знаменитая русская актриса и певица Прасковья Жемчугова родилась 20 июля (2 августа по н. ст.) 1768 года в деревне Березино Юхотской волости Ярославской губернии в семье Ивана Степановича Ковалева, крепостного кузнеца графа П. Б. Шереметева.

Иван Ковалев (Кузнецов) был горбатым, так как страдал туберкулезом позвоночника, поэтому одно время его фамилия звучала как Горбунов. Хотя он и считался отменным мастером своего дела, но крепко выпивал и часто буянил. Мать, Варвара Борисовна, растила четырех сыновей и двух дочерей – Прасковью и Матрену.

В шесть лет у Параши (уменьшительное имя от Прасковьи) обнаружились артистические способности и прекрасный голос, и она была взята в Кусково, подмосковную усадьбу Шереметевых, и «определена к театру». Ее воспитание граф Петр Борисович Шереметьев поручил княгине Марфе Михайловне Шереметевой-Долгорукой, проживавшей в имении на правах родственницы. Парашу стали учить французскому и итальянскому языкам, игре на арфе, клавесине и гитаре, вокалу и танцам, а также изысканным манерам: ее готовили для труппы одного из лучших крепостных театров России, создателем которого был граф П. Б. Шереметев, знатный и богатый вельможа времен Екатерины II.

В шесть лет у Параши, дочери крепостного кузнеца, обнаружились артистические способности и прекрасный голос

В середине XVIII века русские дворяне увлекались устройством в своих имениях крепостного театра. На сцене широко известного в то время шереметевского театра давались драматические, оперные и балетные представления. Все артисты, число которых доходило до 95 человек, были набраны из крепостных. Для обучения сценическому мастерству одаренных детей и подростков приглашались как лучшие русские певцы, музыканты и актеры, так и иностранные профессиональные педагоги. Все они единодушно пророчили Параше блестящее будущее.

22 июня 1779 года в возрасте 11 лет Параша Горбунова дебютировала в роли служанки в опере Андре Гретри «Опыт дружбы». Успех пришел к ней в 1781 году после проникновенного исполнения партии Лизы в комической опере Пьера Монсиньи «Дезертир, или Беглый солдат». В следующем году одаренной девочке была поручена роль Белинды в опере Антонио Саккини «Колония, или Новое поселение». В этом спектакле актриса впервые выступила под фамилией «Жемчугова». Хозяин театра дал актерам сценические имена по названиям драгоценных камней: Гранатова, Алмазова, Жемчугова. Театральные хроники того времени назвали Прасковью «жемчужиной шереметевских самоцветов».

Прасковья обладала красивым лирико-драматическим сопрано. Артистический талант давал ей возможность играть как комедийные, так и драматические роли. В 16 лет она заслуженно стала примой театра, и слава о ней распространилась по всей Москве. Послушать ее пение съезжалась в Кусково вся московская знать.

Прасковья Жемчугова в роли Элианы Прасковья Жемчугова в роли Элианы В 1785 году певица Жемчугова с триумфом выступила в роли Элианы в опере Гретри «Браки самнитян». В этом спектакле она создала образ прекрасной и мужественной девушки, бесстрашно боровшейся за право на счастье. Это была ее звездная роль, которую Жемчугова играла в течение 12 лет – небывалый случай в истории крепостного театра.

Эту же партию Прасковья Жемчугова исполнила 30 июня 1787 года в новом, перестроенном здании театра в Кусково, открытие которого было приурочено к визиту в усадьбу Екатерины II. На императрицу спектакль произвел неизгладимое впечатление. Она была восхищена игрой крепостных актеров, особенно игрой и великолепным, завораживающим пением исполнительницы главной партии – Прасковьи Жемчуговой, которой пожаловала перстень с бриллиантами, сняв его со своей руки.

В 1797 году посетил шереметевский театр в Останкине и последний польский король Станислав II Понятовский. Наслаждались ее пением и император Павел I, и австрийский эрцгерцог – император Священной Римской империи Иосиф II, и шведский король Густав III, и другие знатные особы. Всего же Прасковья Жемчугова исполнила около 50-ти оперных партий.

Постепенно любовь к музыке и совместные занятия сблизили графа и крепостную актрису

На века рядом с именем Прасковьи Ивановны Жемчуговой будет стоять имя ее супруга – графа Николая Петровича Шереметева. Вернемся в нашем рассказе об удивительной женщине Прасковье Жемчуговой на 20 лет назад. В июне 1773 года молодой граф Николай Петрович Шереметев (1751–1809) вернулся в Россию после четырехлетнего пребывания в Европе, где повышал свое образование. Главным делом его жизни стал созданный его отцом домашний театр. Он подбирал репертуар, сам виртуозно играл на виолончели в оркестре во время спектакля, посещал репетиции. Когда перед ним впервые выступила маленькая Параша, он буквально пришел в восторг от ее чудесного голоса. Позднее он напишет об этом так: «Если бы ангел сошел с небес, если бы гром и молния ударили разом, я был бы менее поражен», – такое сильное впечатление произвел на него удивительный голос маленькой певуньи. Граф проникся симпатией к таланту девочки Параши, окружил ее заботой и стал уделять ей много времени: аккомпанировал ей и бывал на всех репетициях спектаклей с ее участием. Когда девочка подросла, молодой граф полюбил играть с ней на клавесине в четыре руки и разучивать арии из разных опер. Постепенно любовь к музыке и совместные занятия сблизили графа и крепостную актрису. Он увидел в ней родственную душу и без памяти влюбился, осознав, что вырвать ее из своего сердца уже не в силах. «Никогда ни на ком не женюсь, кроме Прасковьи!» – твердо решил сиятельный граф.

После смерти отца в 1788 году Николай Петрович стал сказочно богат, получив в наследство 200 тысяч душ, более 700 тысяч десятин земли и годовой доход в миллион рублей. Богатый и красивый граф был завидной партией для любой аристократки, но страстно любил только собственную крепостную – звезду театра Прасковью Ивановну Жемчугову.

В те годы многие помещики грешили связями с крепостными девушками, поэтому никто не удивился, когда Николай Петрович приблизил к себе 19-летнюю Прасковью и после смерти отца стал с ней открыто жить, построив ей отдельный дом в Кусковском парке. Но в отличие от любовных интрижек помещиков с их крепостными, отношения Николая и Прасковьи были освящены чувством искренней любви и привязанности, основанной на вере, любви к искусству и глубоком взаимном уважении.

И Николай, и Прасковья были глубоко верующими людьми, и в этом была самая большая трагедия их совместного проживания. Их приходской церковью был храм в честь святителя Николая Чудотворца, расположенный у Старого Каменного моста. Прасковья не отличалась особым здоровьем и, выздоровев однажды после продолжительной болезни, вырезала на печати следующие слова: «Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде» (Пс. 117: 8). Из этого следует, что она хорошо знала Священное Писание. Сохранился ее молитвенник в красном переплете, который ныне хранится в библиотеке Государственного Эрмитажа. Девиз на гербе дворянского рода Шереметевых гласил: «Бог сохраняет всё». Влюбленных мучила совесть, что они живут во грехе. Стараясь искупить грех блуда перед Богом, Николай Петрович под влиянием Прасковьи построил в конце ХVIII века церковь Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, величественный Дмитриевский собор в Спасо-Яковлевском монастыре в Великом Ростове.

В 1795 году Николай Шереметев ради своей возлюбленной выстроил во дворце Останкино новый театр, на открытии которого Прасковья исполнила роль пленной турчанки Зельмиры в героической опере «Взятие Измаила». Там же она сыграла последние в своей карьере спектакли.

В 1797 году Павел I пожаловал графу Николаю Петровичу Шереметеву, своему другу детства, звание обер-гофмаршала (т.е. распорядителя всего хозяйства императорского Двора). Это назначение обязывало графа присутствовать при Дворе, и 37-летний граф вместе со своей невенчанной женой Прасковьей Жемчуговой переехал в Петербург. С собой в столицу он взял и лучшую часть своей труппы. Он поселился в Фонтанном доме, в котором прошло его детство. Однажды Фонтанный дом посетил Павел I, которому показали оперу «Самнитские браки». Император хотя и восхитился игрой Прасковьи, но согласия на брак графа с крепостной актрисой не дал.

Не мысля существование театра без Жемчуговой в качестве примы, граф закрыл его

В сыром климате Петербурга у Прасковьи Ивановны обострился туберкулез, предрасположенность к которому она унаследовала от отца, пропал голос, и она была вынуждена оставить сцену. Не мысля существование театра без Жемчуговой в качестве примы, граф закрыл его, выдав актрисам деньги на приданое, а актеров пристроил служащими в имении.

Кроме климата, слабое здоровье Прасковьи подтачивали душевные муки: она очень тяготилась жизнью во грехе, тем, что в сущности была содержанкой графа. Сливки петербургского общества на всех приемах и во всех гостиных злословили по поводу неприличной связи графа Николая Петровича с «крепостной выскочкой». В искренность их чувств не верили, обвиняя графа и актрису в разврате. Эти сплетни доходили до Прасковьи, и она страдала и часто плакала. С болью переживал эту безвыходную, как ему казалось, ситуацию и сам Николай Петрович. Он сознавал свою вину перед Прасковьей, но сословные преграды не давали ему возможности жениться на простолюдинке. Как писал один из дворян, «крестьянкам в женах быть не годится за низостью своего рода». А тем более «не годилось» жениться на актрисах, которых запрещалось даже хоронить на православном кладбище, а только за его оградой.

В 1798 году граф Шереметев дал вольную своей избраннице и всей семье Ковалевых.

Граф Николай Петрович Шереметев. Художник: Николай Аргунов Граф Николай Петрович Шереметев. Художник: Николай Аргунов Когда в 1801 году на престол вступил Александр I, известный своими либеральными взглядами, граф решил воспользоваться этим обстоятельством и начал предпринимать шаги к сочетанию с возлюбленной законным браком. За огромную сумму ему удалось сфабриковать документы, из которых следовало, что предком актрисы был якобы шляхтич Якуб Ковалевский, который оказался в 1667 году в русском плену, а его потомки перешли на службу к русскому царю. Следующим шагом было получение благословения на брак московского митрополита Платона (Левшина). Так были преодолены некоторые препятствия к венчанию.

6 ноября 1801 года граф Шереметев тайно обвенчался с Прасковьей Ивановной Жемчуговой в московской церкви святителя Николая Чудотворца у Старого Каменного моста[1]. Его поступок достоин восхищения, ибо граф, представитель древнейшего дворянского рода, с неслыханной по тем временам дерзостью бросил вызов светскому обществу, женившись на собственной крепостной. На таинстве Венчания присутствовали лишь самые близкие друзья новобрачных. «Брачный обыск» (предбрачное свидетельство), документ, который удостоверял, что нет препятствий для брака, подписали: князь Андрей Николаевич Щербатов, археолог Алексей Федорович Малиновский и поручик Павел Нарбеков. Со стороны невесты присутствовала ее подруга Татьяна Шлыкова-Гранатова, балерина шереметевского театра. В метрической записи о венчании невеста указана как «девица Прасковия Ивановна дочь Ковалевская» без указания сословного статуса. Так крепостная крестьянка Прасковья Жемчугова стала графиней Шереметевой – законной супругой перед Богом и людьми.

Крепостная крестьянка Прасковья Жемчугова стала графиней Шереметевой

Но, к сожалению, счастье ее длилось недолго – всего два года. Поняв, что она беременна, Прасковья была безмерно рада: беременность стала для нее знаком, что Господь простил ей ее жизнь во грехе, а главное, она теперь сможет осчастливить мужа, давно мечтавшего о наследнике. 3 февраля 1803 года Прасковья Ивановна родила сына Дмитрия, которого назвали в честь почитаемого в семье святителя Димитрия Ростовского. Сразу же после рождения сына к главной иконе петербургского храма в честь образа Божией Матери «Всех скорбящих Радость» ею была пожертвована бриллиантовая с сапфирами цепочка. Беременность и роды подорвали ее здоровье. Несмотря на нежную заботу мужа, его трепетное к ней отношение, она умерла спустя 3 недели после родов – 23 февраля. «Жития ей было 34 года, 7 месяцев, 2 дня». Легко можно себе представить, что чувствовала она перед смертью, понимая, что расстается с любимым мужем и сыном-младенцем.

Похоронили графиню в усыпальнице церкви святого Лазаря Александро-Невской лавры г. Петербурга. За гробом шли ее товарищи по сцене: актеры, музыканты, также слуги. Никто из высшего света не почтил память графини. Отпевал ее митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Амвросий. Сам безутешный вдовец на похоронах не присутствовал: «пребывал в бесчувствии», «в мучительной горести», как сам он напишет позже. В письме сестре граф писал:

«Пожалей о мне. Истинно я вне себя. Потерял достойнейшую жену и в покойной графине Прасковье Ивановне имел я почтения достойную подругу и товарища».

Так закончилась красивая история светлой и печальной любви графа Николая Шереметева и его несравненной возлюбленной – Прасковьи Жемчуговой.

Николай Петрович обратился к императору Александру I, умоляя его признать новорожденного сына законным наследником семьи Шереметевых. Царь официально признал брак законным и дал согласие на признание за младенцем Дмитрием графского титула.

Графиня Прасковья завещала свои личные средства и драгоценности осиротевшим детям и бедным невестам на покупку приданого. Потеряв единственную в своей жизни любовь, Николай Петрович последние 6 лет жизни посвятил благотворительности. Он выполнил волю покойной жены: пожертвовал часть капитала на помощь бедным невестам и ремесленникам; выделил средства на выкуп должников из тюрем и на погребение бедных, открыл Невскую богадельню в Петербурге. В Москве на Сухаревской площади построил Странноприимный дом – приют «для призрения бедных, старых и немочных», первый параграф устава которого гласил: «Оказывать помощь бедным и убогим, не спрашивая роду и племени». Строительство богадельни и больницы началось еще в 1794 году, когда блистательной актрисе крепостного театра было 23 года. Именно она повлияла на решение графа построить Странноприимый дом. После ее безвременной кончины он решил перестроить здание, сделав его более величественным и достойным памяти незабвенной супруги. При Странноприимном доме граф построил храм в честь Живоначальной Троицы, который недавно был отреставрирован и сейчас является действующим. Странноприимный дом ныне известен как Научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н.В. Склифосовского. В память о своей горячо любимой жене Прасковье Ивановне Н.П. Шереметев на ее родине в 1805 году выстроил церковь Богоявления с двумя приделами.

В «Завещательном письме» сыну граф Николай Петрович писал о его матери:

«Я питал к ней чувствования самые нежные. Долгое время наблюдал я свойства и качества любезного моему сердцу предмета и нашел в нем украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность; нашел в ней привязанность ко святой Вере и усерднейшее Богопочитание. Сии качества пленили меня больше, нежели красота ея, ибо они сильнее всех внешних прелестей и чрезвычайно редки. Они заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности рода и избрать ее моею супругою…»

В этом же «Завещательном письме» Николай Петрович наставлял сына:

«В жизни у меня было всё. Слава. Богатство. Роскошь. Ни в чем этом не нашел я упокоения… Во всех твоих намерениях призывай в помощь Бога – без Его воли ты ничего сам собою исполнить не можешь. Не дерзай никогда что-либо помыслить противу веры. Она есть тайна небесная, тайна вечная. Пусть лучше погибнут все стяжания твои в мире сем, нежели погибнет в тебе вера твоя. Она есть душа нашей жизни временной и вечной; без нее бытие наше – мука вечная. Помни, что жизнь быстротечна, что весь блеск мира исчезнет, и все живущие в нем переселятся в вечность, не взяв с собой ничего, кроме добрых дел».

Супруги Николай и Прасковья Шереметевы оставили неизгладимый след в истории искусства и благотворительности в России

Граф Николай Петрович Шереметев умер 1 января 1809 года. Он завещал похоронить его рядом с любимой супругой. Хоронили одного из богатейших людей России в простом гробу: по воле усопшего все деньги на пышное погребение, соответствующее его званию, были розданы беднякам.

Граф и графиня Прасковья Ивановна Шереметевы вполне могли бы гордиться своим сыном. Граф Дмитрий Николаевич, меценат и благотворитель, был попечителем Странноприимного дома, помогал гимназиям, приютам, отчасти Петербургскому университету. Оказал помощь в преображении Лазаревской церкви в Александро-Невской лавре. В Петербурге того времени широко распространилась поговорка: «Жить на шереметевский счет». А когда после освобождения крестьян доходы графа уменьшились, он сократил расходы на личную жизнь, но на дела благотворительности отдавал прежние суммы.

Благодарные потомки не забыли великую актрису и оперную певицу Прасковью Ивановну Жемчугову, вышедшую из народной среды: в ее честь назвали улицу на востоке Москвы, в районе Вешняки – Аллея Жемчуговой.

Супруги Николай и Прасковья Шереметевы оставили неизгладимый след в истории искусства и благотворительности в России, а их личная жизнь – гимн супружеской любви.

Мария Тоболова

17 октября 2023 г.

[1] Многие авторы, писавшие статьи о Прасковье Жемчуговой, уверяют, что венчание ее с графом Шереметевым было в церкви св. Симеона Столпника на Поварской улице, а не в храме свт. Николая Чудотворца. Думается, что в данном случае эти авторы не учитывают то обстоятельство, что в ХVIII веке перед венчанием полагалась помолвка, которая могла действительно состояться в храме св. Симеона Столпника. А венчание состоялось в церкви свт. Николая Чудотворца, о чем свидетельствую дошедшие до нас архивные материалы. Это мое личное мнение. – М.Т.

Смотри также
Золушка на русском престоле Золушка на русском престоле
Евдокия Лукьяновна Стрешнева (1608–1645)
Золушка на русском престоле Золушка на русском престоле –
Евдокия Лукьяновна Стрешнева (1608–1645)

Мария Тоболова
Родители были недовольны выбором сына «худородной» Евдокии, но Михаил Федорович остался непреклонен.
Ирина Годунова – первая единоличная царица всея Руси Ирина Годунова – первая единоличная царица всея Руси
Мария Тоболова
Ирина Годунова – первая единоличная царица всея Руси Ирина Годунова – первая единоличная царица всея Руси (1557(?)–1603)
Мария Тоболова
Вплоть до избрания царем Бориса Годунова инокиня Александра более месяца была законной правительницей Московского царства.
Крест любви Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
Крест любви Крест любви
Схимонахиня Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
Мария Тоболова
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Комментарии
Марина 1 сентября 2024, 17:09
Помяни, Господи, души усопших раб Твоих Николая, Параскевы и сына их Димитрия. Прости им вся согрешения вольная и не вольная.
Иоанна_24 октября 2023, 08:53
Брак - это таинство, а таинство - это благодатное соединение человека с Богом, ни больше ни меньше. Брак никак не равняется освящению яблок (обряд). Подобное пренебрежительное отношение к браку - это НЕ позиция Православной Церкви, это догматическое заблуждение, отвергнутое ещё отцами семи Вселенских соборов. Сектантство, как правильно указала Галина.
И. 23 октября 2023, 21:12
Александр, надеюсь, Вы не намеренно смешали все в кучу. У Бога нет бессмысленных, тем более продиктованных корыстью, запретов и ограничений. Также в Ветхом и Новом Заветах у Господа весьма дифференцированные подход к грешникам и их наказанию. Например,за прелюбодеяние свободная и рабыня несут разную ответственность. И поаакуратней с вашим "все", на основании которого Вы судите людей. В тексте сказано: ""Никогда ни на ком не женюсь, кроме Прасковьи!" – твердо решил сиятельный граф". Прочее Ваши домыслы.
Александр23 октября 2023, 11:36
Иоанна_, Церковь и яблоки освящает особым чином и автомобили, но это отнюдь не означает , что яблоки и автомобили необходимы для спасения. Это всё приятные дополнения, но не цель и даже не средства к цели. Естественно, что безбрачие ради Христа выше брака. А вот брак ради Христа - это нонсенс, также как и ядение мяса или питие вина ради Христа. Это абсурд. Поэтому , если человек очень хочет вступить в брак , но не может по ряду причин - это вообще не проблема. Пусть не вступает, а живёт чистой жизнью в безбрачии. Никто Шереметева насильно в блудное сожительство с крестьянкой не вёл и театры заводить не обязывал. Он целенаправленно шёл к греху и никто в его проблемах не виноват кроме него.
Александр23 октября 2023, 11:28
И. сословные и расовые ограничения существовали всегда и, в том числе, узаконены Богом. Если вы почитаете Ветхий Завет, то увидите там ограничения для евреев брать жён из других народов, ветхозаветное священство может набираться только из определённого рода. Судя по всему, это для вас должен быть нож острый. А граф Шереметев не хотел христианского брака, ибо, если бы хотел, то не вступал бы в блудное сожительство. Вор , который сначала ворует, а затем пытается оправдаться - честной жизни не ищет.
Александр23 октября 2023, 08:46
Галина И, я ни в чем не запутался и моё видение ситуации с браком ни в чем не противоречит ни позиции Церкви, ни взглядам двух упомянутых вами людей. Вы плохо понимаете суть того, что я пишу, а находитесь где-то на своей волне.
Иоанна_22 октября 2023, 11:41
Если брак не имеет значения для спасения - тогда и безбрачие САМО ПО СЕБЕ тоже не имеет никакого значения для спасения. Что же имеет? В самом сжатом виде, По Исааку Сирину - чистая вера и смирение. Можно добавить сюда любовь к Богу и ближнему, хотя смирение и это предполагает. Так что спасение определяется совсем по другим параметрам. Если же безбрачие/ девство идёт в связке с гордостью - тогда оно наоборот: губительно, это часто встречающийся сюжет из патериков. И уж конечно не может быть так, чтобы Церковь освящала таинством то, что для спасения безразлично.
И.22 октября 2023, 00:11
Александр, Апостол там же говорит: "Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет...". Да, граф Шереметьев из тех, кому не дано вместить, хотел брака христианского. "Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает(Мф.19:4-6)". Сословные ограничения люди вводили ради Бога? или ради выгоды занимались самоуправством, как и те евреи, что разводились? Цель жизни - восхождение к богоподобию, которое и есть идеал христианства. В браке или девстве - второстепенный вопрос.
Галина И .-Александру21 октября 2023, 19:52
Книгу Апостол знаю не хуже вас. Но вы уже сами запутались в своих комментариях. Вот ваши утверждения из них:" христиане живут не по Евангелию...несоответствие позиции Церкви Евангелию...безбрачие идеал христианства.." и т.д.и т.п. Ничьих доводов не признаете, только свои собственные. Приводимые мною изречения св. Отцов и богословов, выдержки из церковных документов для вас тоже ничто. В комментарии от 21 октября вы обвиняете меня,на самом деле- засл.проф. Осипова и свт. Кирилла Александрийского, чьи высказывания я привожу. По вашим комментариям, вы один все вмещаете, а все остальные - нет. Вот это действительно прискорбно: считать себя неким просвещающим светом. Всего вам доброго, прощайте.
Александр21 октября 2023, 17:36
Галина И, прискорбно, что вы не знакомы со словами Апостола - "посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше". Или "Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. " Также плохо, что вы не в курсе слов Спасителя про безбрачие - "не все вмещают слово сие, но кому дано". Вы, видимо, не вмещаете. Никто тут не утверждает, что брак не благословлен. Просто безбрачие - лучше.
Галина И.21 октября 2023, 13:40
"Брак всегда и всюду является браком. С самого начала бытия человеческого он был благословлен Богом и остается таковым всегда, независимо от того, каких убеждений и верований придерживаются вступающие в него. А для искренно верующих христиан, вступающих в брак, Церковь установила еще и особое вспомоществующее благодатное средство в их совместной жизни, в их трудах и подвигах — таинство брака, венчание...Сам Господь Иисус Христос утверждает брак как дело Божие и потому священное и нерасторжимое: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19,6)" (проф. А.И. Осипов). Различать бы нам высокую, настоящую любовь, преследуемою противниками, от обыкновенного страстного блуда с сожительством.
Галина И.21 октября 2023, 08:29
Печально, когда человек самоуверенно берется судить людей и Церковь, имея лишь беглый взгляд со стороны, начитавшись Библию без святоотеческого толкования. Никогда безбрачие не было идеалом христианства.Это мнение ряда сект,н.манихейства и монтанизма."Мы утверждаем,что Он (Христос) благословил брак в соответствии с домостроительством" (свт.Кирилл Александрийский). Церковь благословляет второй и третий брак в исключительных случаях, в т.ч.в случае "развода по "вине любодеяния" (Мф.5,32).Время другое, см. Откровение св. Иоанна Богослова.
И.21 октября 2023, 03:32
Александр, можете от сотворения мира начать и показать, где и когда Господь велел человекам по сословиям разделиться? запретить брак между мужчиной и женщиной разных сословий? Государство создало условия для греха как самим крепостничеством (попустительство и безнаказанность за принуждение зависимых женщин к блуду), так и препятствиями браку людей разных сословий. Не было бы человеческого установления, в той ситуации брак был бы заключен сразу, минуя стадии "сожительства" и "подделки документов" для удовлетворения формальностям. Горе тому, через кого приходят соблазны, разврат и алчность довели то гос-во до катастрофы, а не стремление узаконить отношения между дворянином и простолюдинкой.
Кира20 октября 2023, 20:36
Большинство из окружения Николая Шереметева выбирали себе будущих жён из своего сословия, до венчания с ними не сожительствовали и театр у себя в доме не организовывали. Однако не помогали нуждающимся так, как помогали он и его жена. А он ещё и сына вырастил таким, что тот его дело помощи бедным продолжил. Поэтому явно не худшими христианами были Николай и Прасковья. И не их вина, что пришлось им подделать документ, чтоб пожениться смочь, а власти, требовавшей от людей документов подобных. И будь среди богатых людей побольше таких, как они, к жизни народа вокруг неравнодушных, всем известные позднейшие трагические события, возможно, не случились бы.
Александр20 октября 2023, 16:43
Алла, исповедь - это обязательная процедура, без которой спасение маловероятно, брак - нет. Брак к спасению отношения не имеет, так как идеал христианства - безбрачие. Поэтому желание выйти замуж - это как желание пробежать стометровку за 11 секунд. Хотите - не бегите, а хотите - бегите. Но если собрались бежать, то делайте это по правилам, а не так как вам удобно. Вы же пытаетесь тут доказать , что ваши взгляды важнее позиции Церкви и общества.
Александр20 октября 2023, 15:19
Иоанна_, например, по Евангелию развод запрещён. И женитьба на разведённой запрещена,кроме греха любодеяния. Так сказал Христос - чётко, прямо и развёрнуто. Позиция современной Церкви по этому вопросу: " .. в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак,..отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию..". Что мы видим? Несоответствие позиции Церкви Евангелию. А до этой позиции была другая. Поэтому, вы просто не понимаете о чём пишете.
Иоанна_20 октября 2023, 13:31
Если тайна исповеди "церковный закон", то тем более церковный закон - Священное Писание, которое утверждает равенство всех людей во Христе. Так что здесь государство и в одном, и в другом примере вторгается в таинство. И разумеется, христиане живут именно по Евангелию! А чтобы 2 человека не понимали одно Евангелие "различно" - существует постановление отцов Вселенских соборов о том, что понимать Священное Писание следует ТОЛЬКО в святоотеческом толковании. Евангелие - фундамент христианской жизни, а постановления и правила сегодня одни, а завтра другие, особенно если Церковь несвободна или вообще изничтожается государством и находится на грани выживания.
Алла20 октября 2023, 00:26
Александр, вообще-то, и исповедь, и венчание - это таинства, и имеют к спасению самое прямое отношение. И христиане имеют полное право не соглашаться с несправедливыми законами государства. С чего бы люди должены отказываться от брачного союза, который сделает их счастливыми, если никаких канонов этот союз не нарушает? Из-за чьего-то самодурства страдать? И Церковь, вообще-то, очень даже знает понятие брачного возраста, а вот расового или сословного деления - нет.
Галина И.19 октября 2023, 21:04
/"Христиане живут не по Евангелию, (а)по церковным правилам и постановлениям, действующим в текущий момент"./ Ересь. Христиане, живущие не по Евангелию,- лжехристиане. Православный катехизис свт. Филарета Моск.-го, ч.I, 194: "Учением Христовым явилось Евангелие Царства Божия, или, иначе, учение о спасении и вечном блаженстве,- то самое, которое и теперь провозглашается в Православной Церкви". "Всякий, преступающий учение Христово /т.е. Евангелие/ и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына" (2 Ин.1,9). "Православие есть Церковь Христова на земле..., не учреждение, но новая жизнь со Христом и во Христе, движимая Духом Святым" (о. Сергий Булгаков).
Александр19 октября 2023, 17:33
Алла, нет ничего общего между тайной исповеди и браком. Тайна исповеди - это церковный закон, который для христианина выше государственного. Ограничения брака по возрасту, сословию и расовым признакам Церковь не регламентирует вообще, потому что это никакого отношения к спасению паствы не имеет. Поэтому в данном вопросе Церковь следует в рамках государственного закона. Также как и сейчас, только церковный брак заключается после государственного. И если вас по какой то теоретической причине не расписали в ЗАГСЕ, то в церкви вас не обвенчают. Вы конечно можете преодолеть это ограничение, используя обман или подкуп, но это всего лишь скажет об уровне вашей христианской веры.
Алла19 октября 2023, 16:13
Александр, причем тут революция? Каноны Церкви не знают никаких сословных привятствий для брака, а значит для христианина они ничтожны. А то ведь Петр вон требовал даже нарушения тайны исповеди от священников, и законодательно это было оформлено, как положено, но доносить на паству массово никто не побежал.
Александр19 октября 2023, 14:47
Иоанна_19 октября 2023, 12:36 Христиане живут не по Евангелию, так как два отдельных человека могут понимать одно Евангелие различно. Христиане живут по церковным правилам и постановлениям, действующим в текущий момент. И если вы считаете, что их придерживаться не следует по ряду вам известных причин, то вы судите Церковь и ставите себя над ней. А кто вам дал на это право?
Иоанна_19 октября 2023, 12:36
Не призывает к революции, но и строить брак на сословных принципах не обязывает. Все эти требования не имели ничего общего с Евангелием, а были следствием порабощения Церкви государством в определённый исторический период.
Александр19 октября 2023, 10:14
Иоанна_18 октября 2023, 22:03 Если вы статью внимательно прочитаете, то обнаружите, что именно Церкви в тот момент для заключения брака требовался документ - «Брачный обыск» (предбрачное свидетельство), документ, который удостоверял, что нет препятствий для брака". И документ этот герои статьи подделали. Обычно христианин выполняет требования Церкви (и неважно чем они вызваны) или он не христианин. А что там было в античные времена - это дело античных времён. Там был свой закон и его тоже требовалось выполнять, если Церковь не имела ничего против.
Александр19 октября 2023, 09:56
Алла18 октября 2023, 21:43 Сословия Христианство вполне себе знает и осуществлять революцию не призывает. Рабство существовало в Римской империи даже после Константина Великого и Церковь на отмену данного института не посягала. "«Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся." Так что ничего тут "противоречащего заповедям" нет и в помине. А коммунистическое, то бишь левацкое, воспитание вполне себе и сейчас процветает. Откуда проистекают все ваши перетолковывания вполне очевидных вещей.
Галина И.19 октября 2023, 08:33
"Выше закона может быть только любовь, выше права — лишь милость, а выше справедливости — лишь прощение" (Святейший Патриарх Алексий II).
Иоанна_18 октября 2023, 22:21
Не путайте Христианство со своим морализаторством! Валяется в грязи тот, кто не кается, кто смирился с грехом или отчаялся, потеряв надежду на милосердие Божие. А кающийся грешник, в каком бы состоянии он ни находился - на правильном пути, потому что осознаёт свой грех и из глубины своего греха вопиет к Богу, на Него одного надеется и не отчаивается получить прощение и исправиться. "Не столько заботится диавол о том, чтобы грешили, сколько о том, чтобы не видели свой грех и оставались грешниками" (свт. Иоанн Златоуст).
Иоанна_18 октября 2023, 22:03
/Соблюдать законы государства, в котором живёшь. И если закон и общество говорит, что нельзя... // Соблюдать в том, что не противоречит Христианству, а если противоречит - соблюдать такие законы и правила христианин не обязан. Нет среди препятствий к браку, определённых Церковью, такого, как низкая ступень социальной иерархии жениха или невесты. В апостольские времена христиане женились на рабынях вопреки законам античного государства и общественной морали, это грехом не являлось и не является.
Алла18 октября 2023, 21:57
Александр, насчет коммунистического воспитания это вообще совсем мимо. Я при СССР даже не жила.
Алла18 октября 2023, 21:43
Александр, нет, если закон государства противоречит заповедям, то соблюдать его никто не обязан. И уж тем более слушать "общество". Сословий христианство не знает, и любой холостой совершеннолетний мужчина может жениться на любой незамужней совершеннолетней женщине, если нет иных канонических препятствий. Конечно они грешили, но предшевствующая браку блудная связь не препятствие для венчания блудников.
Галина И.18 октября 2023, 21:41
"Печальней нету повести на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте". И чем повесть о графе Николае и крепостной актрисе Прасковье. И более самоотверженно возвышенной тоже, наверно, нет. Не наше дело ковыряться в драматических коллизиях чужой любви, педантично сверяя их с буквой закона и вынося им свой вердикт. Да еще указывать на неправильность действий редакции сайта. Нашла в Интернете информацию о графе Н.П. Шереметеве и изумилась величию и доброте этой исторической личности. Указано, что он "похоронен рядом с супругой Прасковьей Жемчуговой". В статье также четко и ясно написано, что бывшая крепостная актриса "стала графиней Шереметевой–законной супругой перед Богом и людьми". ЗАКОННОЙ.
Александр18 октября 2023, 16:58
Алла17 октября 2023, 23:20 "Александр, с какой стати сословное общество это какое-то христианское установление" Христианское установление - соблюдать законы государства, в котором живёшь. И если закон и общество говорит, что нельзя - значит нельзя, чтобы там не казалось человеку с коммунистическим воспитанием через 200 с лишним лет. И уж тем более нет такого христианского установления, которое разрешало бы блудное сожительство. Не смотря ни на какие причины.
Александр18 октября 2023, 11:17
Ольга17 октября 2023, 20:00 "..при этом в том, как они вынуждены были жить, для них и была трагедия" Штука в том, что никто их не вынуждал так жить, так же как вора никто никто не вынуждает воровать. Это их личный и свободный выбор - жить во грехе. В этой статье всё неудачно, а самое неудачное - это появление её на православном сайте.
Елена О.18 октября 2023, 10:59
"И умиляться тут нечему - начали с женитьбы графа на крестьянке-лицедейке, а закончили убийством Царя." Я бы уточнила - и начали не с женитьбы, затем продолжили не убийством, а убийствами царей в разные века, ну и закончили потерей всего и вся. Видимо, вместо камня местами песочек заложили при строительстве. Но ведь историю-то надо знать.
Димитрий Собриевский18 октября 2023, 09:57
Бог разорил сословия на нашей земле, взирая, в том числе и на муки, здесь описанные. Святой Царь отдал жизнь свою за послушание этому промыслу. В Евангелии, если кто читал, ни одного человека не нашлось, кто взял бы камни и стал кидать в Прасковью. но здесь подоспели братья фарисеи и этот недочет быстренько устранили. Немного от советского есть в стиле повествования, но все равно очень интересно, спасибо.
Ольга18 октября 2023, 09:49
Прекрасная статья, спасибо! Главное, что сын - достойнейший человек, продолжил дело своих родителей! Что пережили главные герои - не нам судить, мы вот такие все праведные, можно подумать. Надеюсь Господь упокоил Николая и Прасковью в Царствии Небесном! Видимо очень переживал Николай уход своей жены, раз прожил всего шесть лет со дня ее смерти! Спасибо за статью!
Наталья18 октября 2023, 06:56
Большое спасибо автору за глубокую и содержательную статью. Светлая память Николаю и Прасковье и их сыну Дмитрию. Какой пример любви, верности, порядочности, благотворительности!
Алла17 октября 2023, 23:20
Александр, с какой стати сословное общество это какое-то христианское установление, которое нельзя обрушать? В Христе нет ни раба, ни свободного, а значит женитьба графа на крестьянке совершенно законна и нормальна.
Наталья 17 октября 2023, 21:01
Замечательная статья о прекрасных людях, достойных памяти, которую о них хранят века. Знала эту историю в общих чертах. Благодарю автора за подробности, благодаря которым стало понятно, какими нравственными страданиями была наполнена жизнь графа Шереметева и его верной спутницы, и почему они так помогали ближним и дальним. Комментаторы Антоний и Александр, вижу вас оставшимися после слов Спасителя "Кто из вас без греха, первый брось на неё камень" (Ин.8,3-11),и забросавшими камнями грешницу,взятую в прелюбодеянии (Прасковья Жемчугова таковой не была) ведь совесть вас не обличает, в отличие от ушедших книжников и фарисеев.
Ольга17 октября 2023, 20:00
Вот эта фраза все же неудачна: И Николай, и Прасковья были глубоко верующими людьми, и в этом была самая большая трагедия их совместного проживания. Трагедия в том, что они были верующими? Все-так поправить бы ее: И Николай, и Прасковья были глубоко верующими людьми. А при этом в том, как они вынуждены были жить, для них и была трагедия.
Natalia17 октября 2023, 18:23
Такие тут все правильные и праведные комментаторы некоторые, кто вы такие чтобы осуждать и судить героев статьи? Владимир, поддерживаю Ваш комментарий. Статья прекрасная, а современным олигархам и так называемой "элитке" многому чему есть поучиться и взять пример.
Александр17 октября 2023, 17:26
Владимир17 октября 2023, 13:30 Не увидел тут побед или подъёмов, а одно лишь валяние в грязи и наплевательское отношение к нормам общественной жизни того времени. Подкуп и подлог документов в том числе увидел. Вся эта история хороша для любителей романтики и мексиканских сериалов, где главное - это, так называемая, "любовь", но для христианина тут всё плохо.
Иоанна_17 октября 2023, 17:21
Только человек, который никогда не боролся с грехом в своей душе и не знает, как это трудно, может осуждать другого, все обстоятельства жизни, сердечное устроение и вся тяжесть искушений которого ему не известны, а известны одному Богу. Суть Христианства вовсе не в "строжайшем соблюдении канонов" - для этого Христу не надо было бы приходить на землю, всё это было и в Ветхом Завете.
Александр17 октября 2023, 16:52
Есть и другой пример - князь Петр и княгиня Феврония, наши русские святые.. А вот жить в блуде, осознавать это... и все равно продолжать - Господь за это наказывает, как отдельных людей так и целые народа если нет покаяния.
Надежда 17 октября 2023, 16:07
Прекрасная и благородная история о большой любви двух достойнейших людей. Царствие небесное рабам Божиим Николаю, Прасковье и Димитрию!
Владимир17 октября 2023, 13:30
Читаю первые комментарии , и диву даюсь "праведникам" с мечами (святого писания) отсекающими всякие человеческие страсти, но хочется напомнить этим буквоедам , для которых вера в Бога это только бубнение псалтыри , что человек идёт к Богу , не от победы к победе , а чаще всего через падение , находя в себе силы подняться и идти ко Христу со смирением , и осознанием своей немощи, приходя к конечной своей цели Любви ко всему сотворённому.
Антоний 17 октября 2023, 12:09
Все верно, дорогой брат Александр. С блуда хорошее дело не начинается, о чем и писал богомудрый Василий Великий. Запрет Патриаршества, строительство борделей, нормализация смертного греха как допустимого (если нельзя, но очень хочется, то можно и "глубоко верующим" жить вне брака, да и прошвырнуться разок-другой по публичным домам тоже можно) привели к падению морали, эпидемии сифилиса и краху некогда Святой Руси. Все прекрасно описано в дневниках Брюсова - бесценнейшем документе конца XIX века, описывающем нравы московской богемы тех лет, неотличимые от древнеримских своей распущенностью. Итог известен: народ восстал, Бог попустил.
Александр17 октября 2023, 09:27
Нет в этой истории ничего хорошего и полезного. Видны только предпосылки того хаоса, который обрушился на Россию сто лет спустя. Потрясение устоев общества, которое в итоге привело к катастрофе - вот что это. И умиляться тут нечему - начали с женитьбы графа на крестьянке-лицедейке, а закончили убийством Царя.
Антоний 17 октября 2023, 06:55
"Его поступок достоин восхищения" - из 26-го канонического Правила Василия Великого следует, что таковых "лучше есть разлучати аще возможно". Как видим, сегодня мы живём гораздо строже с точки зрения Канонов, сверяя с ними каждый шаг, чтобы не уклониться от установленного Святыми Отцами образа жизни. Если тогда быть глубоко верующим и грешить было нормой, сегодня - немыслимо. И если мы Православные, то, разумеется, и помыслить не можем такого, чтобы жить во грехе вне брака ни при каких обстоятельствах.
Наталья17 октября 2023, 02:31
Большое спасибо за статью! Мария, просьба к Вам, расскажите о немецком докторе Фёдоре Петровиче Гаазе, враче, жившим в России в 19 веке. Многие не знают о нём.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×