Иеромонах-реаниматолог из Введенского монастыря Оптина пустынь Константин
Священнослужители Русской Православной Церкви духовно окормляют военнослужащих в зоне специальной военной операции с начала боевых действий на передовой и в тылу. О том, как война меняет отношение к Богу, о служении на передовой и статусе клириков, в интервью РИА Новости рассказал иеромонах-реаниматолог Константин из Введенского монастыря Оптина пустынь. Беседовала Анна Горбашова.
— Как вы, иеромонах Оптиной пустыни, попали в зону СВО?
— Промыслом Божиим я познакомился с замечательным человеком — комбригом, он предложил присоединиться к добровольческому отряду в качестве священника и медика, я увидел в этом волю Божию, а наместник нашего монастыря епископ Иосиф благословил меня. Написали прошение в Москву в Синодальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами. Там дали добро. 1 декабря прошлого года я начал проходить подготовку на полигоне в Тамбове, а 25 декабря уже вместе с отрядом заходил в зону СВО. Отряд начал потихонечку свои задачи выполнять, а я с ребятами нахожусь там, где они. Если на передовой, приезжаю на передовую — причащаю, исповедую. Здесь одновременно я и как медик оказываю помощь, участвую в эвакуации раненых, отвожу их в больницу. У меня есть высшее медицинское (образование) — анестезиология, реанимация, до монашества я работал врачом. Но первая моя задача, тем не менее, священнослужение.
— Правовой статус военных священников до сих пор надлежащим образом не урегулирован, Церковь разработала концепцию поправок в законодательство, которую поддержал президент России. В частности, поправки касаются льгот и выплат. Вы согласны, что военные священники должны быть приравнены к контрактникам?
— Только так и должно быть, без вариантов. Обычно тем, кто сюда едет от Синодального отдела, какие-то материальные средства выделяются, пусть небольшие, но выделяются. Я этим не пользуюсь, поскольку состою на контракте как медик.
— Как война меняет у людей отношение к Богу?
— Самое главное, наверное, что есть много людей, которые прохладно относились к церковной жизни, а здесь, на войне, перед лицом смерти, они серьезно свое отношение к Богу пересматривают. Тут уже осознанный подход. Много случаев, когда наши воины впервые в жизни приходили на исповедь и причастие, многие решают здесь покреститься, лично я человек 40 крестил.
— Примерно скольких бойцов вам приходится окормлять?
— Точно сложно сказать. Я приезжаю на передовую, обхожу огневые позиции, там, где артиллеристы, танкисты, минометчики, всех объезжаю потихонечку. Сегодня одних посетил, завтра других. Где наши бойцы располагаются, я везде, где возможно, прихожу, общаюсь с ними как священник. В среднем, мне за неделю удается 20-30 человек исповедать и причастить. Иногда получается молебен провести, литию заупокойную послужить. Одно дело, если бы все могли бы просто прийти на службу, и другое дело, когда сидят, допустим, два человека где-то очень далеко на позиции, а я к ним еду и на это уходит целый день. Там, где бойцы отдыхают на месте постоянной дислокации, мы утренние и вечерние молитвы проводим. Здесь уже и без меня приходят ребята на молитвы.
— Вам не страшно без оружия на передовую ездить?
— Не страшно, автомат не защитит от миномета.
— Какое настроение у наших бойцов?
— Отряд у нас добровольческий. Те, кто идут в добровольческие отряды, этим уже обозначают свою патриотическую позицию.
— К чему вам сложнее всего было привыкнуть в таких непростых условиях для служения?
— Не сказал бы, что какие-то вообще проблемы есть, просто здесь есть свои особенности. Таинства, молебны приходится проводить в условиях повышенной опасности, ведется постоянная вражеская разведка, поэтому все приходится делать очень быстро, аккуратно, не привлекая внимание.
— Сейчас идет Рождественский пост. Можно ли на фронте каким-то образом соблюдать пост, дело же не только в питании?
— В пост нужно обратить внимание на свою внутреннюю жизнь, на отношения с ближними. Самое главное, чтобы при отсутствии возможности соблюдать пост по всем правилам, включая кулинарную составляющую, быть внимательным к себе, воздерживаться от греха.
— Отмечать Рождество в отряде будете?
— Как Бог даст, но в прошлом году мы отмечали и Рождество, и Пасху. Собирались в молитвенной комнате, службу вечернюю послужили, все исповедались, все причастились, подготовились духовно к празднику.
— Вы собираетесь быть в зоне СВО до нашей победы?
— Хотелось бы. Я уже здесь привык и ко мне привыкли.