Недавно довелось услышать мнение одного известного в медиасфере священника о том, что Исповедь на Пасху недопустима. Священнослужитель считает настолько неуместным проведение таинства Покаяния на Пасху, что называет это действие… кощунством. Был целый пост, когда и нужно было каяться, а Пасха – это время радости, когда неуместно покаяние. Нужно сразу заметить, что это частное мнение, на которое каждый имеет право, однако частное мнение популярного человека само становится популярным, а потому может нуждаться в комментарии.
Первый призыв Бога к человечеству был именно о покаянии
Итак, действительно ли кощунствуют те, кто кается на Пасху? Для начала скажем пару слов о покаянии как таковом. Покаяние заповедано Богом. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17), – сказал Спаситель, как только вышел на проповедь. Неслучайно первый призыв Бога к человечеству был именно о покаянии. Это говорит о сверхважности этого делания. По сути, именно Покаяние, Крещение и Причастие – это то, что Господь напрямую связал со спасением. Он не сказал: Кто не будет собороваться, или кто не станет священником, или кто не венчается, не войдет в Царствие Небесное. Но вот кто не крестится, не покается и не будет вкушать Его Тело и Кровь, не может спастись, – об этом Он говорил неоднократно. Причем покаяние – как осознание и оставление греховного образа жизни – даже предшествует Крещению, является условием для его принятия: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян. 2, 38).
Все церковные таинства установлены Богом и направлены на благо и во спасение человека. Более того, все церковные таинства совершаются Богом. Значит, вопрос можно поставить иначе: может ли по определению быть кощунством таинство Церкви, т.е. действие, которое таинственно совершает Святой Дух? Очевидно, нет. Может быть, будет кощунством на Пасху воздохнуть из глубины души к Богу и покаяться в душе? Вряд ли. Мы не знаем таких запретов. Уверен, если у самого священника в пасхальную ночь будет отягощена совесть, то он, конечно, не будет ждать окончания Пасхи, но при первой возможности исповедуется собрату в алтаре. Тогда почему мы будем лишать верующих того же блага, ведь смерть может наступить и на Пасху.
Возможно, обозначенная проблема с покаянием на Пасху связана с мнением, что плач неуместен для дней радости. Действительно, Екклесиаст говорит: «Всему свое время... время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать» (Еккл. 3, 4). Также святитель Иоанн Златоуст в своем Огласительном слове говорит: «Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия». Речь тут, конечно, не про то, что на Пасху нельзя каяться, а о милости прощения грешному человечеству, которое Господь стяжал Своей Кровью. Однако в Евангелии мы видим, что покаяние часто стоит в одном контексте с радостью. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17); «Так бывает радость на небе о едином грешнике кающемся» (Лк. 15, 7); «Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (Лк. 15, 24).
Если покаяние есть воскресение души, то разве может оно не соответствовать Дню Воскресения Христова?
Т.е. покаяние не только не противоречит радости, а, напротив, бывает его причиной. Любой практикующий христианин знает о той освежающей радости, которая наполняет сердце после чистосердечной Исповеди. Небо радуется о покаянии грешника, отец устраивает пышный пир о возвращении блудного сына и говорит, что об этом надо «радоваться и веселиться» (Лк. 15, 32), а мы не пускаем людей к Исповеди в день Пасхи. Не странно ли это? Если покаяние есть воскресение души, то разве может оно не соответствовать Дню Воскресения Христова? Оно как раз гармонично вписывается в него, дополняет его, делает праздник полным, а радость – совершенной.
В Церкви действительно существуют запреты проведения некоторых таинств в разные дни года. Например, Венчание совершается в определенные дни, а в большие посты и накануне постных дней не совершается. Также Евхаристия (Божественная литургия) проводится не каждый день: в известные дни Великого поста литургии не положено. Однако подобные запреты существуют вовсе не потому, что служить или венчать в эти дни было бы кощунственно – скорее, нецелесообразно. Если пост – это время сугубого покаяния, то литургий в нем действительно меньше. Однако если есть праздник, то литургия может быть совершена в любой день Великого поста, даже в Великий Пяток. Например, если Благовещение выпадает на Великую Пятницу, то служится Литургия Иоанна Златоуста, а не Преждеосвященная (см. 52 правило VI Вселенского Собора). И если есть исключения в плане праздников, которые вполне имеют место в постные дни, то, конечно, есть исключения и в вопросе покаяния, когда внезапные грехи могут быть отпущены на Пасху. То есть дело вовсе не в кощунственности действия как такового, а, скорее, в его несвоевременности. Грех является грехом всегда, но неуместное в одних обстоятельствах действие становится уместным в других.
И тут возникает закономерный вопрос, является ли покаяние деланием исключительно великопостным? Как было замечено, Великий пост действительно время сугубого покаяния. Об этом нам говорится на каждой службе поста. Но было бы опрометчиво утверждать, что покаяние ограничивается лишь днями поста. Мы грешим постоянно, а значит, и каяться должны постоянно. Это делание не имеет границ и расписания (так же как и покаянная по своему содержанию непрестанная Иисусова молитва). Великий пост похож на курсы повышения покаянной квалификации, но само делание покаяния выходит далеко за его рамки.
«Покаяние, как я полагаю, – говорит преподобный Марк Подвижник, – не ограничивается ни временем, ни какими-либо делами...».
Того же мнения придерживается и преподобный Исаак Сирин:
«Подвиг покаяния никогда не может быть оконченным: он приличествует всегда и всем грешникам и праведникам, хотящим получить спасение. Нет того предела, который бы обозначал совершенно исполнение его... Почему покаяние не может быть определено ни временем, ни количеством подвигов даже до смерти».
Даже на Пасху мы помним о своем недостоинстве, отчего благодарность Богу за Его подвиг спасения и любовь к нам, грешникам, еще сильнее
Таким образом, утверждение, что надо было каяться, когда был пост, не вполне корректно. Великим постом мы действительно учились покаянию на других достойных подражания примерах (мытаря, Иоанна Лествичника, Марии Египетской и т.д.), но по окончании поста мы пытаемся воплотить в жизнь то, чему нас научил Великий пост. И даже на Пасху мы помним о своем недостоинстве, отчего благодарность Богу за Его подвиг спасения и любовь к нам, грешникам, еще сильнее.
Указанная проблема имеет, скорее, практический, нежели духовно-нравственный характер. Исповедь на Пасху не кощунственна, но сложно осуществима. Действительно, не каждый приход может себе позволить проведение Исповеди на Пасху. Но связано это с большим количеством исповедников и недостаточным штатом священнослужителей. В советское время такая же проблема была и с Причастием на Пасху, когда вместо Дня Воскресения Христова старались причаститься в Великий Четверг или Великую Субботу. Сейчас, слава Богу, от этой традиции отошли, и народ сам стремится причаститься и в Великий Четверг, и на Пасху. Однако людей приходит столько, что не всех удается исповедать, ведь в этот день к постоянным прихожанам присоединяются и те, которые приходят в храм раз или два в год. Многие из них, попав в очередь на Исповедь и подойдя к священнику, даже не знают, для чего стояли и зачем подошли. Другие просто хотели освятить кулич, а в очередь встали по привычке. Но священнику приходится общаться и с ними, ведь даже на то, чтобы сказать пару слов этим случайным захожанам и никого не обидеть, уходит какое-то время. Особенно сложно на приходах с одним-двумя священниками. В этом смысле можно понять настоятелей, которые не проводят таинство Покаяния в пасхальную ночь. Однако связано это не с несовместимостью и кощунством, а с большой занятостью, иногда – с неорганизованностью.
Не знаю, как в других местах, но у нас в монастыре Исповедь является постоянным элементом любой службы, в том числе и пасхальной. Каждый желающий может исповедаться в пасхальную ночь накануне, перед пасхальной полунощницей, а также перед второй Поздней литургией, т.е. непосредственно в день Пасхи. У нас это никогда не считалось чем-то недопустимым, не соответствующим дню Пасхи, тем более кощунством. Каждый верующий всегда рад подчистить храм своей души перед Причастием на Пасху, даже в том случае, если добросовестно занимался этим весь Великий пост.
Покаяние – неотъемлемая часть духовной жизни каждого христианина. Неслучайно оно названо вторым Крещением, ведь через него человек словно умирает и воскресает для новой жизни, омывается в слезах, как в водах Крещения. К сожалению, не все верующие вполне знают, что такое покаяние. Часто оно заменяется беседой по душам или вовсе уничтожается самооправданием и осуждением других, якобы виновников наших грехов. Нам еще предстоит много учиться покаянию и познанию его бездонных глубин. А потому любому священнику всегда отрадно наблюдать искреннее раскаяние людей на Исповеди, а нередко и самому есть чему у них поучиться. В этом смысле нам нужно не препятствовать, а наоборот, поощрять к покаянию и словом, и примером. А тем, кого лишают Исповеди в пасхальную ночь, хочется пожелать терпения и понимания. Возможно, для этого есть гораздо более глубинная причина, нежели просто желание настоятеля, и нужно принять это с благодарностью. Нам никто не запретит каяться в сердце. Более того, мы обязаны это делать сразу же после совершения греха, а не ждать прихода в храм. А Бог, видя наше сердечное раскаяние и благое намерение, без сомнения, устроит для нас то, что будет нам во спасение.