Съезд «под липами»

Лица и лики XIV Всезарубежного молодежного съезда в Германии

Епископы Ириней и Иов с участниками съезда в Михельсберге Епископы Ириней и Иов с участниками съезда в Михельсберге

Середина лета в Германии – период цветения липы. Цвести липа начинает обычно позже, чем все растущие по соседству с ней деревья, и каждое липовое дерево зацветает в свой срок. Поэтому время цветения длится долго – около месяца. Так что и у большинства участников XIV Всезарубежного молодежного съезда, который в этом году прошел в конце июня – начале июля в Германии, германское лето теперь наверняка будет ассоциироваться со сладким запахом липового цвета.

Съезд «под липами» Съезд «под липами»

Липа была везде – и по дороге на крутую гору, ведущую к Елизаветинскому храму в Висбадене, и в самом конференц-центре Михельсберг недалеко от Штутгарта. Здания, где молодежь из 11 стран мира жила, знакомилась, молилась, узнавала много нового и полезного, отдыхала, расположены на опушке леса на высоте 710 метров. Двум двухэтажным автобусам, на которых участникам съезда и духовенству предстояло паломничать по храмам, забраться туда возможности не было, потому они останавливались на стоянке, откуда молодежь на микроавтобусах отправлялась вверх, на «Михайлову гору», как с немецкого можно перевести название комплекса.

Здесь собрались 130 юношей и девушек с разных континентов. Смотрю на оборотную сторону футболки, которые приготовили местные организаторы для участников, вспоминаю названия стран. Самые многочисленные делегации – из США, Австралии, принимающей стороны – Германии (позже узнала, что германская молодежь вообще участвовала в съезде на конкурсной основе), Канады, Великобритании, России, Австрии, Шотландии, Швейцарии, Венгрии, Испании, Норвегии, Нидерландов, с Гавайских островов. И вижу лица.

Съезд о настоящем человеке

Тема съезда – «Сохраняем православную идентичность и наследие за рубежом» – особенно актуальна для молодежи, живущей вдали от своей исторической родины. Семь дней молодежь через интереснейшие доклады и выступления, вызывавшие массу вопросов и поводы к обсуждению уже за пределами конференц-зала, через общение, паломничества, богослужения, мастер-классы обсуждала тему осознания своей идентичности и сохранения ее в современном мире. Они задавали себе вопросы: «Кто я? Как формируется и трансформируется моя личность в зависимости от взросления, места жительства, возрастания в профессии и в вере?» И приходили к выводу, что на самом деле мы больше, чем то, как видят нас посторонние; что без идентичности не может быть и личности; что человек может меняться, принадлежать к разным группам – по языковому признаку, профессии, культуре и идентичность его зреет по мере того, как человек узнает себя. Идентичность – это то, что делает человека настоящим человеком.

Епископ Штутгартский Иов с молодежью Епископ Штутгартский Иов с молодежью

На съезде обсуждалась тема осознания своей идентичности и сохранения ее в современном мире

«Тема сохранения своей идентичности в какой-то мере всегда присутствует на всех молодежных мероприятиях, – считает епископ Штутгартский Иов, бывший с молодежью все дни работы съезда. – На съезде мы глубоко рассмотрели эту тему с разных точек зрения: что такое диаспора, что дает сохранение идентичности как молодежи, так и людям старшего поколения. На мой взгляд, идентичность – это то, в чем мы живем, и проявляется она больше в действиях, чем в теории и в словах. Вот и в ходе работы съезда мы старались показать, как мы живем, что мы в жизни из себя представляем. Это не легко, но организаторам и докладчикам это удалось.

И наш съезд стал действительно уникальным. На мой взгляд, особенность его в том, что мы, как Зарубежная Церковь, рассеянная по всему миру, на деле показали, что мы соблюдаем те же обычаи, придерживаемся единого духа. И все это за счет того, что мы регулярно встречаемся, общаемся, вместе молимся. В этот раз молодежь со всего зарубежья увидела, что в Германии такая же церковная жизнь, как и во всем зарубежье. Все это духовно созидает Зарубежную Церковь и в то же время проявляет наши особенности».

Диакон Патрик Хиндз Диакон Патрик Хиндз

Идентичность за пределами исторической Родины очень важна для принятия себя, сохранения своей культуры и веры. Большинство приходов Русской Зарубежной Церкви – многонациональные: в них вместе молятся русские, греки, сирийцы, украинцы, белорусы, сербы, румыны, люди других национальностей. В разных странах православные ищут православные храмы и часто приходят именно в приходы РПЦЗ. Их притягивает как дух Зарубежной Церкви, так и ее многолетний миссионерский опыт окормления верующих разных национальностей за пределами исторической родины. Как раз об этом говорил на примере своей жизни и прихода к православной вере диакон Елизаветинского храма в г. Рокки-Хилл в штате Нью-Джерси, США, Патрик Хиндз.

Дарья Епифанова Дарья Епифанова

В своем выступлении епископ Лондонский и Западно-Европейский Ириней – человек, родившийся в японской Окинаве, большую часть своего детства проведший в городе Москва, что в американском штате Айдахо, выпускник Оксфорда, – отметил:

«Я, не имеющий не единой капельки русской крови в своем теле, безумно рад быть частью именно Русской Православной Церкви».

«Лично для меня вопрос своей идентичности достаточно сложный, – рассказала Дарья Епифанова, студентка Тюбингенского университета в Германии. – Я родилась в Риге, до 9 класса ходила в русскую школу, а потом в латышскую гимназию. Так во мне сформировалась смесь из двух культур. Главным источником русской культуры для меня была воскресная школа при Рижской духовной семинарии, где мы устраивали и театральные постановки, осваивали церковнославянский язык, обучались различным рукоделиям, устраивали лагеря – так что все это знакомо мне с детства.

Мы не должны основывать свою идентичность только на национальном признаке. Следует больше сопрягать ее со своей верой

До определенного момента жизни вопрос идентичности для меня не стоял – я ощущала себя русской на 101 процент. Но когда я стала учиться в латышской гимназии, мое мировоззрение немного пошатнулось, потому что все, что нам там преподносилось, было не просто латышским, но и антирусским. И тогда определенный кризис – кто я? – имел место быть. В Россию я приезжала только как гость, как турист, навещала родственников или была в паломнической поездке. Но в своей родной стране я, получается, тоже была чужой. Такой же кризис переживали многие мои друзья. И, мне кажется, владыка Ириней в своем вступительном слове очень хорошо по этому поводу сказал, что мы не должны основывать свою идентичность только на национальном признаке, а больше сопрягать ее со своей верой. Это тот ответ, который я для себя нашла. Как говорит апостол Павел: “во Христе нет ни элина, ни иудея”, ни русского, ни латыша, ни немца, ни американца… И я, конечно, в первую очередь считаю себя христианкой. Но это не означает, что я отказываюсь от своих корней. Я очень люблю русскую культуру, русскую литературу. Достоевский – мой любимый писатель, и я получаю много опыта и сил от русской культуры».

Лидерские семинары, городской квест, балы и… игротерапия

Андрей Лимбергер и Катя Хорсун Андрей Лимбергер и Катя Хорсун

Готовила и сопровождала съезд вместе с духовенством команда молодых людей из разных городов страны, которые за последние 10 лет участвовали в подобных съездах как в самой Германии, так и международных.

В Штутгарте у железнодорожного вокзала ребят встречала Мариэтта Аванесян и «человек-оркестр» Андрей Лимбергер, в самом Михельсберге – Катя Хорсун, тоже «человек-оркестр», и оба – члены Молодежного комитета при Германской епархии РПЦЗ. Был на съезде синхронный переводчик – священник Роман Кульчинский, клирик Свято-Николаевского храма в Штутгарте, приехавший в Германию из украинской Бучи. А первым, пожалуй, кого видели ребята, входя в конференц-зал, был «человек за камерой» – епископ Штутгартский Иов и еще несколько человек с камерами. Регентовали на литургиях Мария Андрияшик (Кобург, Германия) и Николай Концевич (Сан-Франциско, США). Был на съезде свой «доктор Айболит» и даже «человек-колокольчик», в обязанности которой входило следить за тем, чтобы никто не опоздал на утренние молитвы, мастер-класс и, конечно, в трапезную.

В Михельсберге В Михельсберге

«В нашей епархии очень много активной неординарной молодежи, – рассказывает Катя Хорсун. – Духовенство приходов направляет средства на молодежную работу: маленький приход – 50 евро, средний – 100 евро, крупный – 150 евро в год. Это не много, поэтому с целью поддержания молодежной работы два года назад мы создали молодежную организацию ROJ – Russischen Orthodoxen Jugend (“Русская православная молодежь”) и зарегистрировали ее как независимую, которая имеет право получать финансирование от государства.

Молодежная организация пишет проект и подает его в государственные органы, но не всегда финансирование поступает деньгами. Например, если вы входите в состав молодежной организации определенной земли, то вы раз или два в год имеете право бесплатно взять зал для проведения молодежного мероприятия. Для того, чтобы провести, например, бал, вам нужен зал, ведущие и музыка. И если вам дают зал и музыку, то ведущих всегда можно найти среди своих».

Епископ Иов с участниками съезда Епископ Иов с участниками съезда

Балы в последнее время стали в Германии одной из наиболее популярных и любимых форм молодежного общения. Их легко организовать, на них легко познакомиться с ровесниками своей веры.

«Когда мы работали над организацией бала в Мюнхене, глава епархии митрополит Марк (Арндт) мне сказал, чтобы после бала у нас должно быть минимум пять свадеб, но мы не добрали: свадеб после того бала у нас было всего три, – делится Катя. – Но помимо того, что молодые люди создают семьи, мужчины со временем становятся диаконами и священниками и пополняют клир нашей епархии».

Раньше в епархии было два больших бала – кельнский и штутгартский, сейчас их 10. Некоторые приходы организуют по два бала в год.

Еще одна форма молодежной работы в епархии – семинары. Самые крупные епархиальные семинары проводятся в Кельне и Мюнхене. Территория Кельнского собора – самая большая из тех, которую имеет православный приход в Европе. Земля Кельн дала приходу такую территорию специально под развитие молодежной работы. На ней находится огромный храм, гостиничный корпус, воскресная школа. Сейчас приход построил отдельное здание для молодежной работы.

Литургия в Михельсберге Литургия в Михельсберге

В Кельне проходили семинары на темы «Церковь и психология», «Церковь и искусство»… Организаторы приглашают докладчиков-профессионалов, которые выступают с лекциями, проводят с молодыми людьми работу в группах. Во время проведения семинаров обязательно служится молодежная литургия, которую молодежь очень полюбила. Потому что здесь все молодежные мероприятия, что главное, – это естественное продолжение Евхаристии, жизни по Евангелию.

«Мюнхенский семинар мы стали проводить как обучающий, – рассказывает Катя. – Мы специально подбираем такие упражнения, чтобы потом каждый, кто побывал на нашем семинаре, мог сделать из него свой собственный семинар на приходе».

На семинары собирается близкая по духу молодежь от 16–18-ти до 35–40 лет. Участники всегда рады, когда в семинарах принимает участие духовенство.

«Мы считаем, что наш семинар обучающий и предназначен больше для молодежных лидеров – продолжает Катя. – Потому и темы мы предлагаем лидерские. Организаторы как этих семинаров, так и нынешнего международного съезда вышли как раз из нашего мюнхенского семинара».

О молодежных проектах Германской епархии Русской Зарубежной Церкви знают по всей Европе и не только в православной среде

О молодежных проектах Германской епархии Русской Зарубежной Церкви знают по всей Европе и не только в православной среде. Однажды русская мама из Парижа отправила свою русскоязычную невоцерковленную дочку в лагерь в Германию. После лагеря-семинара девочка воцерковилась и теперь ходит в храм. Но, как бывает в жизни, не всегда благие намерения и дела приносят добрые плоды. На следующий год на семинар приехала ее подружка и попросила воцерковить ее тоже. Но с ней успеха не случилось. Что ж… Главное, что на этих семинарах молодежь видит настоящую любовь. Не ту, о которой все много говорят, а которую они чувствуют на себе.

«В этом году у нас в Мюнхене пройдет 10-й юбилейный семинар, – продолжает Катя. – Все мероприятия проводятся по благословению нашего священноначалия. Владыка Марк говорит, что за молодежью не будущее, молодежь – это наше настоящее.

Проводить мюнхенский съезд-семинар нам предложил заместитель председателя Синодального молодежного отдела, ключарь Знаменского собора гор. Нью-Йорк о. Андрей Соммер, который был на одном из наших первых съездов с молодыми американцами».

Протоиерей Андрей Соммер с участниками съезда из Нью-Йорка Протоиерей Андрей Соммер с участниками съезда из Нью-Йорка

«С Молодежным комитетом Германской епархии мы начали сотрудничать еще в 2011 году в Париже на XII Всезарубежном молодежном съезде, – рассказывает о. Андрей. – Тогда я специально пригласил молодежь из Германии принять участие во Всезарубежном съезде. С того момента мы развиваем личные контакты с руководством Молодежного комитета епархии и молодежью Германии. Вернувшись из Парижа домой, они начали активно развивать деятельность на своих приходах. В 2014 году германская молодежь приехала на XIII Всезарубежный съезд в Сан-Франциско, где мы совершенствовали методы молодежной работы через мастер-классы, которые мы сейчас используем на большинстве наших съездов. Эти мастер-классы дают молодежи возможность разработать и опробовать разнообразные проекты, которые в дальнейшем осуществляются в епархиях и на приходах. Плоды этой работы мы видим уже не первый год. Потому важно и далее расширять эту работу как в Германии, так и в Америке, Австралии, других странах».

«В прошлом году тема мюнхенского семинара была “Опасности в молодежной работе”. Мы разбирали актуальные проблемы приходской молодежной жизни, – рассказывает Катя. – Для нас важно, чтобы молодежь честно говорила о своих приходских проблемах. Мы хотим знать, на каких приходах молодежь поддерживают, а на каких нет. И что делать, если на приходе молодых прихожан, например, всего двое.

На один из наших семинаров приезжал батюшка из Украины – отец Николай Могильный. Гениальный священник, он стал большим нашим другом. Одну из тем семинара – “Лидерство” – он рассмотрел с неординарной стороны, обратив внимание на личностные качества библейских пророков: красноречие одного, кротость другого, харизма, умение находить общий язык с людьми – такое потрясающее осмысление темы, когда Библия с тобою говорит.

Мы приглашаем священников, которые не боятся молодежь и любят общаться с ней, и у нас происходит живой разговор с духовенством – полноценными участниками наших семинаров.

Сейчас в епархии обучили уже достаточно молодых людей, у каждого из которых рождается множество идей. Ответственный за молодежную работу епархиальный отдел регулярно проводит еще одно популярное мероприятие – конкурс молодежных проектов. В прошлом году первое место выиграл проект “Дни без интернета”, когда молодежь на 4 дня уезжала на интернет-детокс и оставалась на природе без мобильного телефона, проводя время в разговорах о Боге, о жизни, о церкви. Второе место занял кинопроект, третье – Мюнстерский проект строительства храма.

А так как в епархии много именно образовательных мероприятий, то в этом году организаторы решили провести творческий фестиваль в Манхайме, где для молодежи будут организованы мастер-классы по золотому шитью, вышивке, фотографии…

Также популярны среди молодежи такие формы работы, как городской квест, игры на знакомство. Это такая комплексная игра, когда за три часа можно подружить и сделать почти родными группу из 30–40 человек».

Участники съезда в соборе новомучеников и исповедников Российских в Мюнхене Участники съезда в соборе новомучеников и исповедников Российских в Мюнхене

По профессии Катя – социальный педагог, и такая ненавязчивая игротерапия являлась частью ее обучения.

«Я живу недалеко от Штутгарта и являюсь прихожанкой собора святителя Николая, – рассказывает Даша Епифанова. – Настоятелем его является владыка Иов, который был с нами на протяжении съезда. На нашем приходе проводится активная молодежная работа, которую на протяжении более 30 лет возглавляет отец Илия Лимбергер.

Я приехала в Германию и была поражена, как много здесь проводится мероприятий для молодежи и какие здесь классные ребята. Летом буквально каждые выходные в одном городе – бал, в другом – съезд, молодежь из третьего города собирается в паломничество, молодые прихожане четвертого города сплавляются по реке или идут в поход. Православная молодежь очень сплоченная, и, конечно, я сразу влилась в их деятельность. Я очень люблю детей и уже пять лет работаю вожатой в лагере, что меня очень вдохновляет, духовно наполняет и заставляет использовать все мои творческие навыки и ресурсы.

Помимо этого мы занимаемся благотворительностью. Сама я сейчас участвую в проекте, который называется “Теплые сердца” (Warm Herzen). Мы помогаем молодым бездомным людям: каждую неделю организуем для них обед, но это только способ войти с ними в контакт, главная цель, конечно, интегрировать их в общество, помочь им найти работу и жилье, получить страховку, вылезти из той западни, в которую они попали. Проект спонсируется немецким телевидением.

И, конечно, я была очень рада, когда меня пригласили участвовать во Всезарубежном съезде, потому что у нас в Германии был очень строгий отбор участников. Приглашали только самых активных, талантливых ребят. И для меня этот съезд является огромным толчком, огромной мотивацией продолжать делать то, чем я сейчас занимаюсь.

Особенно отрадно видеть здесь ребят моего возраста со всех уголков планеты, которые разделяют мои взгляды. Я очень рада, что на этом съезде с нами находится и владыка, и духовенство. От них мы получаем благословение, наставления и просто ощущаем их любовь и заботу о молодежи. Думаю, в этом и заключается одна из уникальных черт этого съезда – такие близкие отношения между пастырями и паствой редко где встретишь».

Одно из значимых для германской молодежи мероприятий – крестный ход к самому первому концлагерю в мире

Еще одно значимое для германской молодежи мероприятие – крестный ход к самому первому концлагерю в мире.

«9 мая мы выходим из мужского монастыря преподобного Иова Почаевского в Мюнхене и идем 17 километров к концлагерю Дахау по тому пути, по которому гнали пленных, – рассказывает Катя Хорсун. – Там духовенство служит литию. В этом году это был 17-й крестный ход. Даже в пандемию коронавируса мы брали разрешение, шли крестным ходом и нас охраняла полиция. На месте концлагеря отец Илия читает короткие выдержки из книг или из жития святителя Николая Сербского, который был в Дахау в заключении. Там есть русская православная часовня, где также служится лития».

Катя Хорсун Катя Хорсун

Отец Илия

Руководит Центром молодежной работы Германской епархии Русской Зарубежной Церкви протоиерей Илия Лимбергер – настоятель Никольского храма в Штутгарте. Родился отец Илия в Москве, вырос в Нью-Йорке, учился в Мюнхене. По образованию – математик и богослов.

«В 1977 году наша семья иммигрировала в США, – рассказывает отец Илия. – Я закончил Свято-Сергиевскую гимназию при Архиерейском Синоде РПЦЗ в Нью-Йорке. В обучении присутствовал компонент Православия, но он был ненавязчивый: нас не заставляли обязательно ходить в церковь, а митрополит Филарет (Вознесенский) собирал молодежь на чай, но я редко тогда ходил на эти встречи.

После окончания гимназии я поступил в Нью-Йоркский университет на математический факультет, а когда мы переехали в Мюнхен, продолжил обучение в Мюнхенском университете. В Мюнхене, на почве любви к фотографии, я подружился с тогдашним диаконом и будущим владыкой Агапитом (Горачеком).

Крестился я в монастыре прп. Иова Почаевского в 1984 году. Крестил меня владыка Марк. Тогда нам обоим было на 40 лет меньше, чем сейчас.

Со своей супругой я познакомился в Греции. В 1988 году мы поженились и в следующем году у нас родились две дочки – Соня и Настя. В 1990 году я закончил университет и в августе 1990 года был рукоположен во диакона. В Штутгарте у нас родилось еще трое детей – Юля, Андрей и Давид.

Протоиерей Илия Лимбергер Протоиерей Илия Лимбергер

В Штутгарт на приход я приехал еще до распада Советского Союза, до того, как в Германию приехало очень много русскоязычных, так называемых русских немцев, и на приходе тогда фактически не было семей с детьми. Приход был очень маленький, и на воскресной литургии было человек 30, в основном люди преклонного возраста. Так что моя семья и еще одна или две были единственными семьями с детьми, и для меня было важно сделать так, чтобы таких семей было больше, чтобы мы вместе могли сохранить русский язык и православную веру. Так мы начали заниматься молодежной работой. Это в каком-то смысле была такая эгоистичная потребность, но которая очень быстро дала хороший результат.

По своему складу характера я больше занимаюсь со старшими – подростками. Мне интересно смотреть, как молодые люди развиваются, как переходят из детства в молодость и во взрослость. Это всегда некое таинство, волшебство. Вчерашний ребенок становится молодым человеком, а потом взрослым. Хотя ничего нового в этом нет, но в каждом отдельном случае это потрясающее событие. Я с большим любопытством смотрю на наших подрастающих ребят, и через это общение, через эту деятельность я стал доверять подросткам. Не все они постоянно остаются в Церкви, включая и моих собственных детей, и детей моей расширенной – приходской, церковной – семьи. Если молодой человек идет своим путем, не так, как я себе представляю, или какова наша традиция – для меня это не трагедия. В конце концов, Господь меня тоже нашел не в очень “товарном состоянии”. И их найдет. И сейчас для меня системообразующим в моей личной жизни является, конечно, церковь и ее Божественная литургия. Они держат меня и позволяют выжить в нашем не очень счастливом мире».

К царским храмам

Липа – долгожитель. В среднем деревья доживают до 300–600 лет. Они уж точно помнят, как в Германии строились уникальные царские храмы, помнят приезжавших помолиться и потрудиться над устроением храмов и благотворительных учреждений – чаще больниц –членов Императорского Дома Романовых: императрицу Марию Александровну, великих княгинь Ольгу Николаевну и Веру Константиновну… Поэтому в германских городах – Штутгарте, Дармштадте – вы нередко увидите улицы, названные именами наших царственных особ.

В Елисаветинском храме в Висбадене В Елисаветинском храме в Висбадене

Участники съезда посетили замечательные города Германии – Висбаден и Дармштадт и их царские храмы. Висбаден – административный центр федеральной земли Гессен, один из старейших курортов Европы. Духовенство и участников съезда встретил настоятель Свято-Елизаветинского храма протоиерей Валерий Михеев, бывший военный, и рассказал об истории храма, приходской жизни, пожелал молодежи плодотворных и интересных дней работы, а еще, что стало уже традиционным пожеланием, – найти свою вторую половинку. Приходское сестричество накормило гостей вкусным обедом.

Но к величественному, русско-византийского стиля храму, заложенному здесь в 1847-м и освященному в 1855 году во имя матери св. Иоанна Крестителя – праведной Елисаветы, – надо было еще подняться по крутому склону горы Нероберг.

На протяжении всего пути, конечно, липы, а сам храм снизу смотрится как слеза, и только войдя внутрь, понимаешь, что это не случайно. Это не просто церковь, а храм-усыпальница в память о безвременно ушедшей из жизни герцогине Нассау, российской великой княгине Елизавете Михайловне Романовой, племяннице императоров Александра I и Николая I и внучке императора Павла I.

Храм св. Марии Магдалины в Дармштадте Храм св. Марии Магдалины в Дармштадте

Проект храма принадлежит архитектору из Нассау Филиппу Гофману. В свой проект Гофман перенес впечатления от строившегося в центре Москвы Храма Христа Спасителя. В северной части храма находится часовня, в которой стоит мраморный саркофаг. На саркофаге – лежащая фигура великой княгини Елизаветы. Внутри храм облицован несколькими видами драгоценного мрамора: черным, белым, серым, красно-коричневым, мрамором цвета слоновой кости. Свод храма украшают фрески работы О. Р. Якоби. Все иконы на иконостасе написаны профессором Императорской академии искусств в Санкт-Петербурге Карлом фон Неффом, расписывавшим Храм Христа Спасителя в Москве и Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.

Затем участники съезда отправились в южную часть федеральной земли Гессен, в старинный город Дармштадт – родной город двух из супруг российских императоров, принадлежавших к Гессенскому дому: Марии Александровны – супруги Александра II и Александры Федоровны – супруги Николая II.

Внутри храм, к которому ведет улица Николайвег, больше похож на домовый, каким он и задумывался для царской четы на время их посещения Дармштадта. Александра Федоровна лично разрабатывала внутренний дизайн церкви, роспись и убранство храма: сама вышивала и, как доминирующий цвет в росписи стен храма, посоветовала свой любимый сиреневый.

Сводный хор участников съезда Сводный хор участников съезда

Храм был построен на русской земле, привезенной из многих губерний России, и освящен в 1899 году в присутствии императора и императрицы.

При входе – мозаичная икона св. Марии Магдалины, выполненная по эскизам русского художника-живописца и архитектора Виктора Васнецова. Ему же принадлежит эскиз мозаичной иконы Богородицы с Младенцем над алтарем.

Фреска В. Васнецова в храме св. Марии Магдалины Фреска В. Васнецова в храме св. Марии Магдалины

На наружных стенах храма – иконы небесных покровителей царского рода и великокняжеской семьи – св. Александры Никомидийской и святителя Николая, преподобного Сергия Радонежского и св. князя Александра Невского, святых Захарии и Елизаветы, а также небольшая икона св. Ольги, покровительницы первой дочери царской семьи.

Одна из главных святынь храма – Казанская икона Пресвятой Богородицы, принадлежавшая, как рассказывают, преподобномученице Елизавете Федоровне.

Последний раз царь и Елизавета Федоровна, тогда уже монахиня, посетили храм в 1910 году. В 1914 году храм был закрыт, ценные предметы перемещены в Дармштадтский архив, многие чудом сохранились и сейчас находятся в храме. В их числе паникадило, плащаница, вышитые и металлические хоругви, мастерок, которым пользовался император при закладке камня в основание церкви.

Сегодня храм в Дармштадте является домом молитвы для православных около 10-ти национальностей

После Второй мировой войны за церковью присматривала сербская община, а сегодня храм является домом молитвы для православных около 10-ти национальностей.

Во всех храмах, которые посещали участники съезда, они сводным хором славили святых, в честь которых возведены церкви, пели духовные песнопения.

***

Литургия в соборе новомучеников и исповедников Российских в Мюнхене Литургия в соборе новомучеников и исповедников Российских в Мюнхене В предпоследний день работы съезда ребята молились, прислуживали и пели за литургией в главном храме русского зарубежья в Германии – кафедральном соборе в честь Новомучеников и Исповедников Российских и святителя Николая в Мюнхене. А завершился съезд традиционным костром, песнями и пожеланиями дружить и снова встретиться (из Великобритании, кстати, Телеграм-канал уже доставил ребятам приглашение от Молодежной группы РПЦЗ в Лондоне на осенний бал). Но съезд этот стал поистине уникальным.

«Уникальность XIV Всезарубежного молодежного съезда состоит, прежде всего, в том, что это международный съезд, в котором приняли участие ребята из многих стран мира, – считает о. Илия Лимбергер, – такое огромное пространство объединяет Русская Зарубежная Церковь. И то, что ребята из этих стран находят не только общий язык, но и общее духовное единство, – это потрясающе!

Такого успеха съезду удалось достичь благодаря команде устроителей под руководством о. Андрея Соммера и команде устроителей из Германии, которые имеют опыт проведения Всегерманских и Всеевропейских съездов.

С другой стороны, международность съезда поставила нас перед определенными вызовами, когда ребята взяли на себя ответственность и преодолевали возникавшие трудности. К счастью, все прошло гладко, с большим воодушевлением и любовью. Я это отношу к заступничеству святителя Иоанна Шанхайского, который реально с самого начала присутствовал в нашем деле. Понимая, что это в каком-то смысле превосходит наши земные возможности, мы просили святителя Иоанна о помощи. Так совместными усилиями и состоялся наш съезд».

Татьяна Веселкина (текст и фото)
Штутгарт, Германия

29 июля 2024 г.

Смотри также
«Открой мне, Господи, где Ты? где Твоя Церковь?» (+ВИДЕО) «Открой мне, Господи, где Ты? где Твоя Церковь?» (+ВИДЕО)
История Ефрема из Гамбурга
«Открой мне, Господи, где Ты? где Твоя Церковь?» (+ВИДЕО) «Открой мне, Господи, где Ты? где Твоя Церковь?» (+ВИДЕО)
История Ефрема из Гамбурга
Православным возможно стать и быть только при помощи Господа.
«Неполезно, когда священник скрывает проблемы на приходе и задабривает архиерея» «Неполезно, когда священник скрывает проблемы на приходе и задабривает архиерея»
Еп. Штутгартский Иов
«Неполезно, когда священник скрывает проблемы на приходе и задабривает архиерея» Епископ Штутгартский Иов: «Неполезно, когда священник скрывает проблемы на приходе и задабривает архиерея»
Мы в Зарубежной Церкви всегда жили вместе: украинцы, белорусы, русские. И сейчас, слава Богу, удается поддерживать эти теплые отношения.
«Немцы видят в Православной Церкви хранительницу святоотеческих преданий» «Немцы видят в Православной Церкви хранительницу святоотеческих преданий»
Священник Алексий Веселов
«Немцы видят в Православной Церкви хранительницу святоотеческих преданий» «Немцы видят в Православной Церкви хранительницу святоотеческих преданий»
Беседа со священником Алексием Веселовым
Приехавший в православный лагерь погружается в православную среду, видит, что православных много. И в лагере все – волонтеры. Это самая эффективная форма молодежной работы.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×