«Хотя он и Лев был, но не смог разорвать цепи сатаны»

Свидетельства современников о духовной трагедии Льва Толстого

Лев Николаевич Толстой с сестрой Марией Николаевной. 1 сентября 1898 года. Снимок сделан женой писателя Лев Николаевич Толстой с сестрой Марией Николаевной. 1 сентября 1898 года. Снимок сделан женой писателя

«Великое зло это толстовское учение, сколько оно губит молодых душ, – говорил преподобный Варсонофий Оптинский своему духовному сыну, будущему священнику Василию Шустину. – Раньше Толстой действительно был светочем в литературе, и светил во тьме, но впоследствии его фонарь погас, и он очутился во тьме, и, как слепой, он забрел в болото, где завяз и погиб».

Не сразу, не в короткое время погубил великий писатель свою душу, долго продолжалась в невидимом для нас духовном мире битва за него, битва в его собственном сердце между светом и тьмой. И трагедии могло бы не быть, сделай сам Лев Толстой иной выбор… Об этой битве и об этом выборе приведём несколько свидетельств современников писателя.

Сергей Нилус в книге «На берегу Божьей реки» пересказал пророческое видение сестры Льва Толстого – монахини Марии:

«Вот что я слышал лично от Марий Николаевны Толстой осенью 1904 года:

– Когда нынешнею осенью, – говорила мне Мария Николаевна, – заболел к смерти брат наш Сергей, то о болезни его дали мне знать в Шамордино и брату Левочке, в Ясную Поляну. Когда я приехала к брату в имение, то там уже застала Льва Николаевича, не отходившего от одра больного. Больной, видимо, умирал, но сознание было совершенно ясно, и он мог говорить обо всем. Сергей всю жизнь находился под влиянием и, можно сказать, обаянием Льва Николаевича, но в атеизме и кощунстве, кажется, превосходил брата. Перед смертью же его что-то таинственное совершилось в его душе, и бедную душу эту неудержимо повлекло к Церкви. И вот, у постели больного мне пришлось присутствовать при таком разговоре между братьями:

– Брат, – обращается неожиданно Сергей к Льву Николаевичу, – как думаешь ты: не причаститься ли мне?

Сергей Александрович Нилус, писатель, публицист Сергей Александрович Нилус, писатель, публицист Я со страхом взглянула на Левушку. К великому моему изумлению и радости, Лев Николаевич, не задумываясь ни минуты, ответил:

– Это ты хорошо сделаешь, и чем скорее, тем лучше!

И вслед за этим сам Лев Николаевич распорядился послать за приходским священником.

Необыкновенно трогательно и чистосердечно было покаяние брата Сергея, и он, причастившись, тут же вслед и скончался, точно одного только этого и ждала душа его, чтобы выйти из изможденного болезнию тела.

И после этого мне пришлось быть свидетельницей такой сцены: в день кончины брата Сергея, вижу, из комнаты его вдовы, взволнованный и гневный, выбегает Лев Николаевич и кричит мне:

– Нет?! ты себе представь только, до чего она ничего не понимает! – Я, говорит, рада, что он причастился: по крайности, от попов теперь придирок никаких не будет! В Исповеди и Причастии она только эту сторону и нашла!

И долго еще после этого не мог успокоиться Лев Николаевич, и, как только проводил тело брата до церкви, – в церковь он, как отлученный, не вошел, – тотчас же и уехал к себе в Ясную Поляну.

Когда я вернулась с похорон брата Сергея к себе в монастырь, то вскоре мне было не то сон, не то видение, которое меня поразило до глубины душевной. Совершив обычное свое келейное правило, я не то задремала, не то впала в какое-то особое состояние между сном и бодрствованием, которое у нас, монахов, зовется тонким сном.

Лев Николаевич Толстой за работой Лев Николаевич Толстой за работой

Забылась я и вижу… Ночь. Рабочий кабинет Льва Николаевича. На письменном столе – лампа под темным абажуром. За письменным столом, облокотившись, сидит Лев Николаевич, и на лице его отпечаток такого тяжкого раздумья, такого отчаяния, какого я еще никогда у него не видела… В кабинете густой, непроницаемый мрак; освещено только то место на столе и лице Льва Николаевича, на которое падает свет лампы. Мрак в комнате так густ, так непроницаем, что кажется даже как будто чем-то наполненным, насыщенным чем-то, материализованным… И вдруг, вижу я, раскрывается потолок кабинета, и откуда-то с высоты начинает литься такой ослепительно-чудный свет, какому нет на земле и не будет никакого подобия; и в свете этом является Господь Иисус Христос, в том его образе, в котором Он написан в Риме, на картине видения святого мученика архидиакона Лаврентия: пречистые руки Спасителя распростерты в воздухе над Львом Николаевичем, как бы отнимая у незримых палачей орудия пытки. Это так и на той картине написано. И льется, и льется на Льва Николаевича свет неизобразимый, но он как будто его и не видит… И хочется мне крикнуть брату: Левушка, взгляни, да взгляни же наверх!.. И вдруг сзади Льва Николаевича, – с ужасом вижу, – из самой гущины мрака начинает вырисовываться и выделяться иная фигура, страшная, жестокая, трепет наводящая: и фигура эта, простирая сзади обе свои руки на глаза Льва Николаевича, закрывает от них свет этот дивный. И вижу я, что Левушка мой делает отчаянные усилия, чтобы отстранить от себя эти жестокие, безжалостные руки…

…На этом я очнулась, и, как очнулась, услыхала, как бы внутри меня, говорящий голос:

– Свет Христов просвещает всех!

Таков рассказ, который я лично слышал из уст графини Марий Николаевны Толстой, в схимонахинях Марии».

Преподобный Варсонофий Оптинский Преподобный Варсонофий Оптинский Преподобный Варсонофий Оптинский рассказал С. Нилусу:

«...великий старец Амвросий говорил той же Марье Николаевне в ответ на скорбь её о брате: «‟ У Бога милости много: Он, может быть, и твоего брата простит. Но для этого ему нужно покаяться, и покаяние свое принести перед целым светом. Как грешил на целый свет, так и каяться перед ним должен. Но, когда говорят о милости Божией люди, то о правосудии Его забывают, а между тем Бог не только милостив, но и правосуден”».

После своего отлучения Толстой больше со старцами не виделся. Так, однажды, подойдя к скиту, он остановился: какая-то невидимая сила задерживала его у святых ворот. Ясно было, что в нем шла сильная борьба со страстью гордости; он повернулся обратно, но нерешительно вернулся опять. Вернулся он и в третий раз, уже совсем нерешительно, и затем, резко повернувшись, быстро ушел оттуда – и уже больше никогда не делал попыток войти в скит. Только в последние дни своей жизни, можно думать, почувствовав близость конца и что ему не уйти от суда Божия, Толстой рванулся в Оптину, бежав от своего ближайшего окружения, но был настигнут.

В последние дни своей жизни, почувствовав близость конца, Толстой рванулся в Оптину, бежав от своего ближайшего окружения, но был настигнут

И когда Оптинский старец о. Варсонофий, по поручению Св. Синода, прибыл на станцию Астапово, дабы принести примирение и умирение умирающему, он не был допущен к нему… Отец Варсонофий до конца своей жизни без боли и волнения не мог вспомнить об этой поездке.

Он говорил своим духовным детям:

«А недавно другой гениальный писатель, Толстой, тоже приезжал сюда, подходил к этой моей двери и к дверям другого старца, Иосифа, и ушел. Отчего? Что помешало ему войти в эту или другую дверь? Не гордыня ли его? Что может сказать какой-то старец? Кому? Льву Толстому, перед которым преклонялся весь мир... О чем ему говорить с этими старцами? Не мог он сломить своей гордыни – и ушел. Конечно, это только предположение, но кто знает? Не близко ли оно к истине? Ушел куда? В вечность. В какую? Страшно сказать! И все это произошло почти на моих глазах...».

О своей поездке в Астапово к умиравшему Толстому старец с глубокой грустью вспоминал:

«Не допустили меня к Толстому... Молил врачей, родных, ничего не помогло. Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана».

И.К. Сурский (протоиерей Ильяшевич), духовный писатель, рассуждая о причинах страшной смерти Толстого, писал:

«…Толстой был антихристом в полном смысле слова [А.А. Анкирова рассказывала, что так назвал его св. прав. Иоанн Кронштадтский].

В период отлучения Толстого от Церкви Г-н Ярмонкин издал книжку, в которой были перечислены запрещенные дотоле к печати хуления и глумления Толстого над Господом нашим Иисусом Христом, Богом-Словом, Вседержителем, и над Пречистой Богородицей.

Страшно повторить, но повторю, чтобы все знали, что Толстого Святейший Синод отлучил от Церкви за эти потрясающие хулы и за совращенную им массу людей. Толстой писал, что Христос оттого называл себя Сыном Божиим, что был незаконнорожденный, что Он был нищий, которого высекли и повесили.

Я привел только это, а в книжке Ярмонкина было напечатано множество ужасных хулений, которые этот сын дьявола изрыгал.

Как жалко, что Святейший Синод не опубликовал всех или части этих хулений и глумлений, тогда бы никто не возмутился отлучением Толстого».

Один прозорливый старец поведал о виденном им на Валааме видении.

На озере поднялась страшная буря, и он увидел несущуюся по воздуху массу бесов, впереди которой несся Лев Толстой и стремился к церкви, бесы же старались преградить ему путь

Однажды, когда он стоял на скалистом острове около храма, на озере поднялась страшная буря, и он увидел несущуюся по воздуху массу бесов, впереди которой несся Лев Толстой и стремился к церкви, бесы же старались преградить ему путь к церкви – и, наконец, окружили его и увлекли с собою в пучину у самого обрыва скалы, на которой стоял храм.

Старец впоследствии только узнал о смерти Толстого…

Валентина Ульянова

21 октября 2024 г.

Составлено по книгам:

  • Концевич И.М. Оптина Пустынь и её время.
  • Нилус Сергей. На берегу Божьей реки.
  • Прп. Варсонофий Оптинский. Духовное наследие.
  • Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский).
Смотри также
«Черный квадрат» Льва Толстого «Черный квадрат» Льва Толстого
Дмитрий Менделеев
«Черный квадрат» Льва Толстого «Черный квадрат» Льва Толстого
Дмитрий Менделеев
О том, почему перед смертью Толстой шел в Оптину, а оказался в Астапове, зачем герой романа «Анна Каренина» прятал ружье и можно ли молиться за Льва Толстого.
Негативные репрезентации миссионеров в прессе к. XIX – нач. XX в. Негативные репрезентации миссионеров в прессе к. XIX – нач. XX в. Негативные репрезентации миссионеров в прессе к. XIX – нач. XX в. Негативные репрезентации миссионеров в прессе конца XIX – начала XX века
Священник Алексий Яковлев
«Тяжкая тревога закрадывается в сердце при виде этой зияющей бездны ненависти, окружающей Церковь и истинно церковных людей… В обществе, среди простодушных людей, читающих газеты и принимающих газетные фразы за чистую монету, из года в год растет недоверие и нерасположение к Церкви… Подготовляется почва для равнодушия, безцерковья и воспринятия всякого вида сектантства или даже особого “мужицкого нигилизма”, самого страшного по своим проявлениям и последствиям», – писал отец Иоанн Восторгов в 1911 году по поводу газетной травли Церкви.
Уроки Льва Толстого Уроки Льва Толстого
Свящ. Георгий Ореханов
Уроки Льва Толстого Уроки Льва Толстого
Беседа со священником Георгием Орехановым
Церковь для своей проповеди может много полезного найти в ранних произведениях и дневнике писателя. Беда Толстого в том, что в своем духовном поиске он не нашел нужной дороги – к храму.
Комментарии
Natalja24 октября 2024, 13:50
Лев Толстой сам выбрал свой путь, а зло не войдет в человека , если он не захочет. Хулил Бога и Богородицу, ну что может быть еще страшнее. В каком же он был отчаянии и ужасе , когда после смерти увидел Бога и Богородицу вспоминая свои хуления. Вся жизнь человека напрасна без БОГА!!!
Михаил23 октября 2024, 18:39
Галина, вы писали: Удивляет в таких статьях отсылка не к первоисточнику, а к вторичному, третичному и еще какому-то пересказу". Вы похоже не внимательно прочитали название статьи. Сурский такой же современник Толстого, как и другие приведенные авторы, как и те лица, о которых он пишет в цитируемом отрывке. Тема статьи не "святые отцы о кощунстве Толстого". В ней показывается, как сатана уводил его к гибели и как он погиб. Далее вы пишете: "Толстой, тем не менее, остается писателем великим. Господь уже в отношении него все разьяснил и место Льву Николаевичу определил". Великий писатель - не духовная категория. И на основании чего вы говорите об определенном Толстому месте? Есть известия?
Тамара 23 октября 2024, 17:35
Что тут спорить ещё!! Лев Толстой был безбожником и хулителем Господа Бога , и православной церкви!! Нет слов больше... !! Дорого воспоминания его родной сестры схимонахини Марии!! И нечего больше его защищать !! Великий писатель, но не православный христианин, который хулил и отрицал Господа Бога Иисуса Христа!!!
Антоний 23 октября 2024, 12:52
Оценивать литературный талант Льва Николаевича не возьмусь (я все же более специализируюсь на фантастике). Но отдам безусловное уважение его воинским заслугам. Почему-то, говоря о Толстом, вспоминают его произведения и громкую историю взаимоотношений с Церковью, но забывают о его воинской доблести. Он храбро сражался с бойцами Шамиля, командовал батареей в ходе Крымской войны, держал оборону Севастополя. Отважный, храбрый офицер - вот кто для меня Лев Николаевич. Загробная же участь его нам неведома, и как сказал Николай Второй, "Господь Бог да будет ему милосердный судья".
Галина23 октября 2024, 00:49
Лина, за ссылку спасибо. Отца И.Кронштадсткого читала. Удивляет в таких статьях отсылка не к первоисточнику, а к вторичному, третичному и еще какому-то пересказу. Толстой, тем не менее, остается писателем великим. Господь уже в отношении него все разьяснил и место Льву Николаевичу определил.
Кира22 октября 2024, 18:23
Есть книга Павла Басинского "Святой против Льва", где рассказывается о духовном становлении святого праведного отца Иоанна Кронштадтского и писателя Льва Толстого, в том числе и об их отношении друг к другу. Всем, кому интересна данная тема, рекомендую прочесть.
Лина22 октября 2024, 14:29
Галине. Вас интересовала ссылка на отзывы св. прав. Иоанна Кронштадтского о Льве Толстом. Пройдя по этой ссылке, Вы сможете убедиться, что святой прав. Иоанн не только в разговорах со своими духовными чадами, но и в дневнике неоднократно называл Льва Толстого антихристом. «И так, по плодам этого безбожника, этого ругателя всего христианского человечества, вы, узнаете, кто он. Это – антихрист, – это зверь, вышедший из бездны (Откр.11:7)» Из дневника о. Иоанна Кронштадтского в обличение лжеучения графа Л.Толстого https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/iz-dnevnika-o-ioanna-kronshtadtskogo-v-oblichenie-lzheuchenija-grafa-l-tolstogo/
Лина21 октября 2024, 18:06
Посмотрела. Стоит почитать. Определение Святейшего Синода от 20–22 Февраля 1901 года № 557 "...он проповедует, с ревностью фанатика, ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской......и тем не прикровенно, но явно пред всеми, сознательно и намеренно отторг себя сам от всякого общения с Церковью Православною. ...Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею.... Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины (2Тим.2:25)". https://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povodu-otpadenija-ot-pravoslavnoj-tserkvi-grafa-lva-nik
Галина21 октября 2024, 16:04
Ссылка на Суркого? Почему не на отца И.Кронштадсткого?
Ольга21 октября 2024, 15:15
Андрей, 21 октября 2024, 06:45 На Азбуке есть известный "Критический разбор Толстовского Евангелия протоиерея П.И. Алфеева. Это здесь https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/kriticheskij-razbor-tolstovskogo-evangelija/ Там прямые цитаты, ссылки со страницами на "Краткое изложение Евангелия Графа Л.Н. Толстого" и "Соединение и перевод четырех Евангелий Графа Л.Н. Толстого". Я только одну здесь приведу "В православном вероучении я нашел изложение самых непонятных, кощунственных и безнравственных положений, не только не допускаемых разумом, но совершенно непостижимых и противных нравственности и не заключающих никакого учения о жизни и о смысле ее". Это из "Соединения".
Ольга 21 октября 2024, 13:57
Святейший Синод не отлучал Льва Толстого от Церкви, своим решением он "лишь констатировал уже свершившийся факт – граф Толстой сам отлучил себя от Церкви". "Ни до, ни после его смерти никаких "анафем и проклятий", как утверждали 100 лет назад и утверждают сегодня недобросовестные историки и публицисты, на него произнесено не было" (https://pravoslavie.ru/42885.html). Аминь.
Андрей21 октября 2024, 06:45
Откуда такие острые высказывания писателя? Часть источников сомнительна. Проверю по архивам.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×