«Не торопись языком твоим» (Еккл. 5: 1)

«Русский язык… является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовалось бы для этого целые фразы». Эти слова французского писателя Проспера Мериме вспомнила в разговоре со мной Елена Исаева, главный библиотекарь детской библиотеки – филиала № 4 ЦБС г. Обнинска. Почему же сегодня мы так безжалостно коверкаем «богатейшее из всех европейских наречий», так плохо умеем писать и говорить на языке, «созданном для выражения тончайших оттенков»? О причинах всеобщей безграмотности размышляют психолог Екатерина Кулебякина и библиотекарь и писатель Елена Исаева.

Екатерина Кулебякина: «Уважительное отношение к своему языку – это черта, отличающая настоящего патриота»

– Люди стали относиться к родному языку как к формальному набору символов, в которых заключена какая-то информация, совершенно забыв, что язык – это живая народная память, обеспечивающая связь многих поколений. Именно язык хранит в себе историю народа лучше, чем любая книга. Уважительное, грамотное отношение к своему языку – это черта, отличающая настоящего патриота или, вернее, настоящего националиста – то есть человека, любящего свою нацию, свой народ, его культуру. Как любой человек, уважающий себя, без ошибок пишет свое имя, так и, уважая культуру своего народа, нельзя допускать безграмотное использование родного языка.

К сожалению, в наше время высшее образование не гарантирует духовного воспитания человека, а современная телепропаганда старается всячески измельчить, унизить и опошлить русский язык. Это и реклама, использующая примитивные неологизмы – «не тормози», «круто», «клево»; это и сериалы, в которых популяризируется молодежный сленг (ведь любое слово, произнесенное с эмоциональным накалом, глубже западает в память); это и телеведущие, которые на протяжении нескольких лет упорно именуют «родину деда Мороза» Великий Устюг, тогда как правильно говорить Устюг – от слова «устье», с ударением на первом слоге.

Люди забыли происхождение слов, их изначальное значение. Школьная программа начальных классов засорена такими предметами как риторика, информатика, смысла которых дети не понимают.

Между тем у детей, не перегруженных повседневной суетой, сильнее, чем у взрослых, выражено желание «докопаться до начала». Именно поэтому они разбирают игрушки, часы, телефоны… Поэтому я считаю самым лучшим возрастом для знакомства с истоками русского языка в «занимательной» форме начальные классы.

Любовь к языку идет из семьи. Если родители следят за чистотой своей речи, то и ребенок будет говорить грамотно. Конечно, привнесение с улицы, из детского сада словесного мусора неизбежно, но в этом случае задача родителей – отсекать его, не позволить укорениться. Недавно на мое замечание, что нет в русском языке глагола «торкнуть», сын-подросток достал учебник русского языка и с важностью процитировал, что жаргон является неотъемлемой частью языка. Тогда пришлось прибегнуть к сравнению, что уличная грязь – тоже неизбежна, но культурный человек никогда не поставит грязные ботинки на стол.

Для меня наиболее важным в постижении русского языка стало чтение русской классики. Пушкин и Тютчев, Гоголь и Тургенев, Толстой и Островский, Ершов и Есенин – какой необъятный кладезь сокровищ русского языка!

Елена Исаева: «Чтение незаменимо для преодоления сложностей в языке»

– Я скажу так: нет любви к русскому языку и литературе – не будет и грамотности. «Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знания и радость, а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицем Божиим. И это – суета и томление духа» (Еккл. 2: 26). Можно «собирать и копить» коллекцию вузовских дипломов, но это не заменит истинной любви к мудрости. Бесспорно, лучше, если стремление к знаниям привито с детства, в культурной, читающей семье и подхвачено добрыми, толковыми учителями в школе. Идеальный вариант – хороший ранний старт. Но, как известно, огонь в светильнике надо поддерживать, и тут уже все зависит от желания человека. Пусть он сам тянется к знаниям, учится с удовольствием, радуется интересным книгам и людям, тогда все с его грамотностью будет в порядке.

Да, есть и наследственный фактор – так называемая «врожденная грамотность». На мой взгляд, это нечто вроде музыкального слуха к музыке языка. Но можно ведь научить музыке и «немузыкального» человека; гениальным композитором, наверное, он не станет, а компетентным профессионалом – почему бы и нет? То же самое – в русском языке и литературе.

Как выраженному «гуманитарию», так и любому другому человеку нужны: любовь к знаниям, начитанность хорошими книгами, развитой читательский вкус, избирательность в чтении и общении, стремление «ясно мыслить» и «ясно излагать» свои мысли устно и письменно. «Богатство языка есть богатство мыслей» (Н.М. Карамзин). И, действительно, откуда взяться глубокомыслию, грамотной и содержательной речи в голове, которая не хочет думать?

Высшее образование – это как точка над i – личностью. Несколько дипломов – несколько «точек». А над чем их ставить, если человек не стремится развивать свою личность?

Есть великие писатели, не получившие даже среднего образования. Но какие это личности! Иван Бунин не окончил гимназии, но он – Бунин. Шекспир вообще ничего не окончил, но это – Шекспир. Великий поэт Пушкин окончил Царскосельский лицей – среднее специальное учебное заведение, а отнюдь не высшее. Великий писатель Сервантес не окончил университета. Максима Горького только и осталось вспомнить – с его «университетами». А современные «слепцы Брейгеля» гонятся за дипломами престижных вузов – и не видят Премудрость, «сидящую у дверей своих».

Что же касается того, как надо преподавать русский язык в школе… Есть ряд психологических теорий, положенных в основу учебного процесса, – чтобы легче было подобрать «ключик» к каждому ученику. В зависимости от темпераментов, характеров, акцентуаций, способностей, лево- или правополушарности, типа личности учеников и рекомендуется строить преподавание. Но… «суха теория». Учитель, который все это в совершенстве знает теоретически и виртуозно применяет свои знания на практике – персонаж, скорее, из области фантастики. Не всегда тип личности учеников виден совершенно отчетливо; бывают типы «скрытые», «смазанные», выглядящие «мозаичными». Да и где учителю находить время разбирать психотип каждого ученика в многолюдной, орущей, непредсказуемой современной школе?

Я сейчас работаю над диссертацией о психотипах в библиотеке. И вопросов пока больше, чем ответов. Библиотека, равно как и школа, живой организм, но в школе особенно важны живые, интересные подходы. Лично мне нравится метод перипатетиков, о котором я узнала от своего папы. Основатель метода – Аристотель; он преподавал философию не в классах, а беседуя с учениками во время прогулок. Если можно было так преподавать философию, то почему нельзя русский язык и литературу? Хотя бы для разнообразия сочетая этот замечательный метод с традиционными занятиями в классе? Мой отец спонтанно «апробировал» на мне этот метод с раннего детства. Для учеников с живым интеллектом метод перипатетиков особенно хорош – а ведь таково большинство русских людей, россиян. И ленивых так можно «расшевелить», чтобы не заснули в классе.

И еще о генах и предрасположенности. Среди моих предков – учителя, инженеры, военные. Люди разных профессий и судеб. Один предок совершил кругосветное путешествие на фрегате «Диана» в 50-х годах ХIХ века (о другом фрегате – «Паллада» – известно больше: о нем очерк И.А. Гончарова «Фрегат “Паллада”»). Предок был мичманом (после путешествия ему пожаловали личное дворянство). Но всех объединяет одно – «книжность». Все любители книг и чтения.

Чтение незаменимо для преодоления сложностей в языке. И не просто чтение «потому что читать полезно», а чтение «с жаром и увлечением», как читал Дон-Кихот. И не хаотичное чтение, а избирательное: только лучшие произведения.

Зачастую одно изречение А.С. Пушкина («Чтение – вот лучшее учение») люди вырывают из контекста и понимают буквально. Получается абсурд. Выходит, что для учения (следовательно, для повышения грамотности) вполне годится любая книга, книжица, книжонка. Но нет, полностью афоризм великого поэта звучит так: «Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». Видите разницу? Пушкин не стал бы читать что ни попадя. И другим бы не посоветовал!

Читать надо лучшую художественную литературу, а также книги по отраслям знаний. «Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная – от грубости и пошлости» (Н.Г. Чернышевский).

Читать надо всю жизнь. «Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание» (В.И. Даль).

Для меня русский язык как многогранник, сверкающий всеми гранями и излучающий свет, с неподвижным ядром внутри («корень премудрости неподвижен» (Прем. 3: 15). Или как светлое и горячее Солнце – звезда и старая, и молодая. Новые идеи, образы, слова попадают, как атомы водорода, в самое горнило русского языка – народную мысль и речь. Преобразуются в «гелий»: обрусевают. Распространяется колоссальная творческая энергия! Наш язык очень солнечный и многогранный; смыслы слов надо искать глубоко – в ядре («зри в корень»), а отблески красок радуг русского языка мы встречаем в языках мира.

Многие ученые, библиотекари, педагоги, литераторы уже давно бьют тревогу по поводу «компьютерного поколения» юных читателей. Их мышление, речь, письмо, восприятие текста – отрывочны, а не последовательны, как у представителей более старших поколений. Молодые не в состоянии читать классику – им нужны триллеры, комиксы; иллюстрированные энциклопедии и журналы, структура и тексты которых напоминают компьютерные «окна». Таким молодым людям следовало бы: перестать «дергаться», больше жить настоящим, обратить свои взоры на вечные ценности и читать старую добрую классику.

Почему XIX век был «золотым» для русского языка и литературы, ХХ век – «серебряным», а XXI век впору назвать «железным» (даже его начало показывает нам, что это – век информационных технологий)?

Если поразмыслить, можно обнаружить исторические параллели. Ведь и XVIII век был «железным» для России (новые для того времени технологии, бурное развитие наук и промышленности, преобразования Петра I; немецкие и голландские неологизмы в русском языке и т.д.). Значит, это век «базиса», который потом увенчает век «надстройки» – «золотой» XIX век. Используя и дальше эту триаду, осмелюсь предположить, что XХII век будет «золотым» веком русской литературы!

«Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), и русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара» (А.Н. Толстой)

Поживем – увидим.

Записал Андрей Сигутин

17 июня 2009 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Обнинск28 декабря 2017, 10:34
Екатерина Кулебякина - не психолог, а ВРАЧ-ПСИХИАТР ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ, ДЕТСКИЙ ВРАЧ-ПСИХИАТР НАУКОГРАДА ОБНИНСК
Светлана10 ноября 2009, 00:08
Большое спасибо за очень актуальную статью.К сожалению, наш "великй и могучий"язык сегодня оскудевает.На Украине (или в Укриине, как сегодня принято, кем?)дети не знают ни украинского, ни русского. Очень печально! Особенно на юго-востоке страны.В вузах занятия проводятся на "рідній мові", но мыслим-то на русском! Как трудно даже самые легкие темы излагать на украинском языке!Идет постоянный перевод.Порой забываешь легкое слово и чувствуешь себя постоянно скованным.Мы любим наш украинскиий язык, но дайте нам свободу учиться на нашем родном РУССКОМ ЯЗЫКЕ!И еще.Канули в прошлое интересные передачи с настоящей интеллигенцией, теми, кто задает тон в кинематографе, литературе, музыке (встречи в Останкино, 80-егг.).Уже не спрашивают у знаменитостей:ваша любимая книга, ваш любимый литературный герой, стихотворение.Потому и "прикалываемся", "тусуемся".Но "Свет во тьме светит и тьма не объяла его". Дай Бог нашим правителям-руководителям всех уровней вернуться к своим истокам, по-настоящему любить,оберегать и нести РУССКИЙ ЯЗЫК, РУССКУЮ КУЛЬТУРУ, РУССКУЮ СВЯТОСТЬ.
Виталий29 июня 2009, 23:04
Уважаемая, Лариса из Севастополя, не забывайте, что в Российской империи украинский язык был запрещен (Валуевский указ, Емский указ), что мы украинцы были лишены возможности учить собственный язык, читать литературу на украинском языке и т.п. Не стоит повторять выдумки российских журналистов, о "свежевыдуманном украинском языке". Также если я не ошибаюсь в Севастополе нет ни одной украинской школы, ни одной украиноязычной газеты, есть возможность читать российские газеты, смотреть российское телевидение, слушать российские радиостанции. В то же время Севастопольский горсовет принимает решение о обязательном преподавании во всех школах только на русском языке, ущемляя права тех кто хотел бы что бы чтобы их дети учились на украинском языке.
Григорий, Украина26 июня 2009, 11:12
Лариса из Севастополя и все православные русские! Неужели патриотом и националистом может быть только русский, а если украинец - то это сразу плохо. Не обижайте украинский и любой другой язык. Неуважение чужого языка - противление Духу Святому (Пятидесятница). "Вспомните апостола Павла в Афинах и его проповедь в ареопаге (Деян.17,22). Если бы апостол неуважительно выскозался о афинянах, их языке или культуре - они бы его не слушали. Если русские не будут подобны Павлу - украинцы не поверят, что русский им брат. "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий" (1Кор.13:1).
Галкин Владимир21 июня 2009, 14:56
Язык - все же средство решения проблем. Какие проблемы(чувства) - такой и язык. Будем добрее (чище) друг к другу - будет чище и язык.
Светлана19 июня 2009, 23:27
Мне понятен пафос статьи - и НЕ понятно, зачем она написана. Можно сто раз повторить, что язык надо любить, но от этого КТО его полюбит?? Можно сто раз сказать, что "молодые не способны читать классику", но кто от этих слов ее прочтет??

Я готовила учеников к егэ по русскому - все тренировочные задания полны текстами с подобным содержанием. Белов, Солоухин, Паустовский, Лихачев, Солженицын. Если в начале года дети еще верят, что Солоухин писал это искренне, то после 20-го текста глаза просто стекленеют. Я ужаснулась и стала подбирать что-то - не "о красоте языка", а то, где она отражена. И только потом смогла говорить о Потебне и Колесове, о том, что "назвать - значит понять" и пр.

Программа русского языка составлена ужасающе. Она составлена так, что вырабатывает стойкое отвращение к предмету. И остается надеяться, что дети все равно полюбят язык - через историю, философию, богословие когда-то смиренно придут к грамматике - и восхитятся красоте и радости, которые отражены в ней.



Лариса, Севастополь19 июня 2009, 13:59
Очень люблю родной русский язык. А сейчас помимо "сленга", нам, севастопольцам, еще и свежевыдуманный украинский пихают. Иногда так наседают, что совсем невмоготу становится: называют нас "русскоязычными", "меньшинствами", требуют отречься от своей национальности и "становиться украинцами"... Пересказывать противно! Но мы держимся. И детей учим. Господь с нами и Он поможет нам пережить времена смуты.
Виктория18 июня 2009, 19:24
Крайне обидно за наш язык. Я сама учитель английского языка, и отношение к русскому и английскому мня просто ужасает!!! Если у ребенка в школе нелады с русским, родители это воспринимают как само собой разумеющееся, к учителю - никаких претензий. Но если же у ребенка проблемы с английским, то тут с учителя особый спрос, ведь по мнению родителей, английский - самый нужный предмет. Приходят ко мне родители дошкольников, просят: научите английскому. Просят меня о том же и воспитатели сада, куда ходит мой сын. А у меня на все один аргумент: СНАЧАЛА НАУЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ ПО-РУССКИ, ведь это как-никак ваш РОДНОЙ язык!
А они не понимают. Обидно!
Борис18 июня 2009, 10:25
Шекспир все же, как считают многие исследователи, закончил грамматическую школу. Ну это, к слову.

А так, конечно, с грамотностью плохо, даже, к сожалению, среди т. н. филологов.
орешкина людмила18 июня 2009, 06:18
Этот вопрос болевой и волнует ежечасно и ежеминутно,так как речь людей окружает тебя постоянно ,независимо от того:хочешь ты этого или не хочешь.Слышишь дома речь близких - и ужасаешься.Как говорит молодежь!Не речь,а условные"символы"!Неужели не слышат, как говоришь ты и твои друзья - и это уже исчезающая речь. Ведь детям кажется,что с экранов звучала только речь Хрущева и Брежнева.Но это не так.Мы слушали Б.Лихачева ,Пиотровского-старшего,С.Гейченко,И.Андронникова.Для нас звучали голоса М.Бабановой,В.Сперантовой,М.Царева,Р.Плятта...и можно продолжать. Их голосами вещали Пушкин,Гоголь,Лермонтов,Диккенс,Теккерей.И это тоскка не о прошлом времени,это тоска о музыкальной ,правильной,ласкающей слух речи, грамотном русском языке,который дает покой душе и нормальное течение мысли.А речь всех"дорожных радио"-это же настоящее насилие людей,едущих в транспорте!Ёрничанье и не знание того,что будет сказано в следующую минуту.И полная безответственность перед теми ,кто тебя слушает.Спасибо за ваше волнение о нашем прекрасном,но искалеченном русском языке и таком же искалеченном бедном нашем народе.
Васильева(Жукова) Ольга17 июня 2009, 17:24
Благодарю Вас за столь ценный и эмоциональный пересказ!!! Действительно наболевшая тема...В начальной школе есть такие программы которые направленны именно на любовь к языку(Планета Знаний")Как раз писала план урока рус.языка для 2 класса! Эта программа возвращает детей к устному народному творчеству и к классике - даже тексты не обработанные и не адаптированные есть!Честно :) Но я одними своими силами могу разжечь только в детях любовь к языковой культуре, но её ведь надо укреплять и питать -а это общение с родителями, Петей из соседнего подъзда, дядей-соседом..."добрые" зарубежные мультики и т.д. Поэтому даст Бог кому-то вложу я в сердце горячую любовь и стремление к языку, к тому,что значит "быть русским", а дальше как пойдет этот человечек по миру с этой любовью или без неё...
СпасиБо
17 июня 2009, 13:43
Статья интересная и полезная, особено для меня, т.к. с русским языком не в ладах, однако бросается в глаза неточность относительно образования в Царскосельском Лицее. Это учебное заведение было создано специально для воспитания будущей элиты России из числа молодежи дворянского сословия и давало блестящее образование, которое приравнивалось к университетскому. По этому поводу можно справиться в многочисленной литературе. С уважением Вегразов Сергей.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×