Сретенский монастырь |
В материалах архимандрита Филарета (Петухова) сохранилась составленная им записка, посвященная историческому обзору пекинских миссий, в которой он писал: «Архимандрит Антоний (Платковский)[2], наскучив неприятным для себя пребыванием в Пекине, просил о замене себя и прочих церковно- священнослужителей. Тогда в 1732 году посланы из Москвы к этой миссии: Чудова монастыря иеромонах Лаврентий (Уваров), иеродиакон Виктор и другой иеромонах из Москвы же Златоустова монастыря Антоний (Лыговский) и четыре церковника. Все они прибыли в Иркутск в 1733 году, а в следующем 1734 году отправились в Китай, но не были приняты и остались в России. На место архимандрита Антония 14 сентября 1734 года[3] в С.-Петербурге был посвящен в архимандрита Илларион (Трусов), бывший прежде того в Китае при архимандрите Антонии. Архимандрит Илларион прибыл в Иркутск в 1735 году, а из него с вышеупомянутыми иеромонахами прибыл в 1736 году в Пекин»[4].
Руководимые архимандритом Илларионом (Трусовым), по прибытии в Пекин они должны были освятить новопостроеннную церковь в честь Сретения Господня, «егда она иконостасом и прочим подобающим благолепием совершенно совсем убрана будет»[5].
Освящение храма было совершено 20 декабря 1736 года, во имя Сретения Господня, и при ней был основан Сретенский монастырь.
Архимандрит Илларион (Трусов) также поручил иеромонаху Лаврентию смотреть за воротами на посольском дворе, чтобы в неположенные часы никто не выходил[6].
Затем иеромонах Лаврентий служил в старой Никольской церкви города Пекина, освященной еще в 1696 году для пленных албазинцев, а иеромонах Антоний (Льховский) состоял при посольской церкви[7].
В 1740 году между участниками Пекинской миссии возникли нестроения, в которых оговаривались некоторые члены миссии, в том числе иеромонах Лаврентий (Уваров), на которого был составлен донос. Это дело рассматривалось Святейшим Синодом вплоть до 1744 года. Следствием чего явилась и болезнь иеромонаха Лаврентия.
7 июля 1740 года он послал прошение в Синод об увольнении его по болезни от занимаемой должности и о возвращении в Россию. В своем прошении Лаврентий жаловался, что «от тяжелого пекинского воздуха впал в немалые болезни и пришел в беспамятство, отчего стал головою весьма худ». Протоколом Святейшего Синода от 23 февраля 1741 года (дело № 99) было постановлено «отпустить его в Россию и быть ему в послушании у Иркутского епископа, а потом, если захочет, ехать в Москву на своем коште[8]». Так заболевшего иеромонаха Лаврентия (Уварова) вывезли из Пекина в Иркутск, а затем он возвратился в Москву.
27 февраля 1744 года состоялось окончательное определение Святейшего Синода по этому делу, в котором показание против иеромонаха Лаврентия признано не уважительным и он был освобожден от взыскания. Московскому архиепископу Иосифу было поручено определить его иеромонахом в один из монастырей Московской епархии[9]. 18 марта 1744 года иеромонах Лаврентий архиепископом Иосифом был произведен в игумены московского Сретенского монастыря.
«В Сретенском монастыре к 1745 году заново была отстроена церковь святителя Николая с трапезной. Она была освящена архиепископом Иосифом (Волчанским). Соорудили новый настоятельский дом во дворе монастыря рядом со сгоревшим прежним, что выходил фасадом на улицу. Вместо прежнего, шатрового, колокольня приобрела барочный вид. Нужно было заново переливать знаменитый большой колокол монастыря. Оплавившиеся осколки благовестного колокола пошли в дело»[10]. Игумен Лаврентий заказал работу лучшему мастеру соседней колокольной слободы, о чем повествует надпись, бывшая на колоколе: «1745 году, месяца марта 20-го дня, лит сей колокол в бытность игумена Лаврентия Уварова тщанием его; лил мастер Константин Михайлов сын Слизов, он же Чейкин. Весом 195 пуд 10 фунтов»[11].
13 июля 1752 года игумен Сретенского монастыря Лаврентий (Уваров) с братией подал челобитное письмо в контору Святейшего Синода: «В 1737 году монастырь церковным и прочим строением обветшал, и немалая часть монастырской каменной ограды развалилась, а исправлять того, за неимением при монастыре вотчин, нечем, почему около монастыря мостовая исправлялась от коллегии Экономии… а ныне того ниоткуда не исправляется, и потому съезжий двор принуждает меня мостовую около монастыря мостить и чинить и по нарядам потребности отправлять, за что иеромонахов, монахов и церковников берут на съезжий двор и держат под караулом, отчего в церковной должности бывает остановка. На починку назначено от коллегии Экономии 1534 р. 64 к., но сумма эта не дана, и здание не починено. В прошлых годах имевшаяся у монастыря вотчина с крестьянами взята и приписана к дворцовому селу Коломенскому, а вместо той вотчины, по определению приказа Большой казны велено из приказа Большого дворца руги давать деньгами по 67 р. 73 к., ржи и овса – по 124 четверти в год. В 1700 г. велено давать деньгами только по 23 р. в год, а хлебное жалованье – по-прежнему, и несколько лет получали, а ныне в монастырь дается жалованья самое малое – только по 11 р. 50 к., хлебное – по наличеству братии». Просил починить ветхости откуда соблаговолено будет» (дело № 192 за 1752 г.)[12].
С игуменом Лаврентием (Уваровым) связана и начало установки в Сретенском монастыре известного Шумаевского креста. «Это замечательный крест (вышиною 10 аршин 14 вершков, шириною 6 аршин, бок киота 1 аршин 9 вершков) с предстоящими при распятом Спасителе Пречистой Его Maтерью и апостолом Иоанном Богословом; кругом креста изображены как страдания Господа Ииcyca Христа, так и события из земной Его жизни. Кроме того, изображены здесь мытарства, несколько видений из Апокалипсиса, внизу креста изображен ад, а вверху – царство небесное. Как сам крест, так и все, что окружает его, резной работы; резал этот крест в течение 30 лет плавилыцик Денежного Монетного двора Григорий Семенович Шумаев. Из делопроизводства Московской сенатской конторы видно, что дело о перенесении этого креста в Сретенский монастырь возникло еще 22 августа 1754 года, вследствие того, что Григорий Семенович Шумаев оказался весьма стар и дряхл и не в твердой памяти, так как ему девяносто лет, а в доме его при нем, кроме одного его сына – отставного матроса Василия Григорьева (который по отставке числился в богадельне) с женой – никого нет, но и сын к содержанию и хранению упомянутого креста весьма ненадежен, так как пьянствует и непочтителен к отцу. Крест же этот помещается над сенями на чердаке; поэтому в ограждение от пожара, с согласия самого Шумаева, приказано было разобрать крест и перенести в Сретенский монастырь… Из статс-конторы синодальному члену, архимандриту ставропигиального Новоспасского монастыря Мисаилу поручено Св. Синодом осмотреть место в Сретенском монастыре, и когда крест будет установлен, то, если в резьбе и в украшениях окажутся “неприличности”, то для этого поручить осмотреть заседавшим в консистории и по осмотре донести Св. Синоду. С 29 марта по 7 апреля 1755 года происходила переноска и установка креста; а затем до 4 апреля 1761 года дополняли и отделывали некоторые его части. 3 ноября 1755 года члены Московской духовной консистории, игумен Угрешского монастыря Иларион и иерей Иоанн Спасский, осматривали крест и по освидетельствовании “неприличностей и противностей святой Церкви” в украшении не найдено. В 1756 году, 15 мая, члены Московской духовной консистории архимандрит Богоявленского монастыря Иоасаф, архивариус Дмитрий Кривинков и секретарь Филипп Донской осматривали еще раз крест, после вновь произведенных в нем дополнений и поправок»[13].
Игумен Лаврентий скончался 22 ноября 1757 года
в возрасте 60 лет, а обителью руководил
14 лет. Это были тяжелые годы частичного
восстановления разрушенного пожаром
хозяйства. Погребен он под спудом внутри
придела Рождества Иоанна Предтечи, у
входа, рядом с Моисеем Великосельским[14]
.
Автор благодарит за помощь Г.А. Романова, А.Л. Бабаеву, Т.П. Понамареву, В.П. Волкова, А.И. Осипову, А.Л. Мущинкина.