Во имя Отца и Сына и
Святого Духа!
Распятие. 1520 г. Кипр
Евангельский рассказ о страстях Христовых сохранил для нас не только свидетельство о крестном подвиге Христа Спасителя, но и донес до нас слова насмешки и недоверия: «Иных спасе. Себе ли не может спасти? Христос, Царь Израилев, да снидет ныне с Креста, да видим, и веру имем Ему». Произнесены они были «момоходящими», праздными зрителями страданий и смерти Христа. Они были свидетелями искупления, но не стали искупленными, для них была принесена крестная жертва Сына Божия, но они прошли мимо.
«Зачем нужны была эта смерть? Неужели у Всесильного Бога, во власти которого весь мир, не имел какого-нибудь другого способа спасти человека? Разве такие страдания могут кого спасти», — может быть спрашивали они друг друга. Что бы мы могли ответили им? Как нас спасают страсти Христовы?
Само слово «спасение» выражает крайнюю опасность, крайнюю степень бедственного положения. Спасать было надо существовавший государственный миропорядок и не улучшать видимое благополучие повседневного быта. Спасать надо было самого человека, устроителя всех этих несовершенных изобретений. Спасать и исцелять от греха, проклятия, смерти и вечных мук его душу, удалившуюся от Бога грехопадением. Со времени прародителя Адама первородный грех непослушания воле Господней, как смертельная прививка, овладел человеком, передаваясь из от рода в род. Забыты была райская радость близости с Богом. Грех исказил представление людей о их земном предназначении, целью которого отныне было только приобретение земных удовольствий, а смерть тела полагала и конец существованию души. Такова была тяжкая плата за грех.
И если платой за грех была смерть (См.: Рим. 6, 23), то и через саму смерть только возможно было совершить искупление, сделать ее не концом, но началом новой жизни. Это непосильный для человека подвиг — восстановление прежнего союза с Богом мог совершить только сам Бог. В безнадежной без помощи Бога борьбе с грехом человеку Сам Творец протянул руку помощи — по Его милосердию Сын Божий облекается при рождении в нашу человеческую плоть, проходит земной путь, принимает смерть на кресте, сходит в ад, восстанавливает прежний союз, дарит для всех верующих в Него как искупителя путь обретения вечной жизни. Теперь мы можем быть не чужими, и не пришельцами, но согражданами святым и своими Богу (Ср.: Еф. 2,19-20). Воскресение Господа в третий день становится знаком нашего освобождения от уз греха и ада.
Христос становится новым Адамом, родоначальником поколения людей, рожденных к новой жизни. Но рождение это происходит уже не от плоти, но от веры. Вера — вот первое и главное условие спасения.
Веры — это таинственное Божие сеяние в душе человека, это великий дар Божий. Нет достаточных слов чтобы объяснить эту тайну. Разными путями приходит человек к вере, но она открывает для каждого путь восхождения к спасению через таинства святой Церкви, через в жизнь в Церкви, которая сама и есть тело Христово.
Вера дает нам силы следовать за Христом. И сами страсти Христовы спасительны для нас, когда с мы сердцем веруем в Его подвиг. И повторяя, вместе с апостолом Павлом, что Господь пришел в мир грешные спасти, от них же первый есмь аз, мы исповедуем, что Господь пришел спасти не просто все человечество, но лично меня, каждого из нас.
Вера укрепляет нас в подвиге преодоления своих страстей, труде молитвы и подвиге трудного изменения себя через покаяние, через осознание и исполнение заповедей евангельских, в подвиге несения своего жизненного креста, своего восхождения на Голгофу.
От мига крещения каждый час христианина наполняется трудом по возделыванию плодов веры. Грех, о котором ранее и не подозревал человек, что это такое, теперь изгоняется прочь из души. Отныне покаяние, медленный и трудный путь подъема по лестнице духовного совершенства становятся целью жизни.
Нелегок этот подъем, но отныне все состояния души: радость, горе, уныние, болезни утраты и обретения все теперь оцениваются как искушения, испытания духовного совершенства и решимости следовать за Христом. И укрепляющий пример распятого Спасителя помогает в этом борении. Так мы соучаствуем в страданиях и смерти Иисуса Христа, становимся участниками новой благодатной жизни будущего века, наследниками Царства Божьего, что и есть спасение.
А если этого труда покаяния нет, то потеряна будет драгоценная жемчужина — вера. Невнимание к духовному своему состоянию, забвение слова евангельского, нерадение о грехах, расслабление в исполнении закона Божьего — все это, как болотная тина заглушить источник живой воды и он иссякнет. И воцарятся тогда в душе тоска, отчаяние и пустота еще более страшные, чем до прихода к Богу, к вере.
Чтобы этого не случилось, мать Церковь выводит нас в определенное время на особое делание — делание поста. Это время сугубого бодрствования о душе своей, когда мы, как часовые на посту, бдим о охранения своего главного сокровища — веры.
И сейчас, окружая возлежащее на аналое распятие, продолжим наши труды. По словам святого апостола Павла возьмем щит веры, которым возможем угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмем, и меч духовный, который есть Слово Божие (См.: Еф. 6, 14-17) Спаситель наш и Искупитель Иисус Христос, которому со Отцем и Святым Духом слава во веки.
Аминь.
По душе, для души сказано. И от всей души Вашей.
С благодарностью,
Елена.