Сретенский монастырь при игумене Арсении (1778–1786 годы)

В Центральном историческом архиве г. Москвы в фонде Московской духовной консистории сохранилось дело о прошении игумена Сретенского монастыря Арсения об увольнении его от настоятельской должности в 1779 году, в котором подробно изложен его послужной список.

«Игумен Арсений (68 лет, сын священника), из вдовых диаконов, пострижен в монашество 15 ноября 1741 года в Мосальском Боровенском монастыре Калужской епархии». В иеромонаха рукоположен 11 ноября 1749 года архиепископом Московским Платоном (Малиновским). Потом 6 октября 1753 года переведен в кафедральный Чудов монастырь, где находился при церковно- и священнослужении и на разных послушаниях до 1758 года.

Затем произведен 5 апреля 1758 года митрополитом Московским Тимофеем (Щербацким) в Боровенский монастырь игуменом, но за упразднением обители и переводом ее храма в приходскую церковь (по реформированным штатам 1764 года) по указу конторы Святейшего Правительствующего Синода снова определен в кафедральный Чудов монастырь на иеромонашеское жалованье. (До перевода в Чудов монастырь находился также в Полбиной и Белобережской пустынях Севской епархии[1].) В московский Златоустов монастырь переведен в число братства 29 сентября 1774 года.

По резолюции Московской духовной консистории 12 октября 1778 года определен в Сретенский монастырь на место архимандрита Никона, переведенного в Севскую епархию.

21 февраля 1779 года игумен Арсений писал: «По званию своему за старостью, а паче за частыми болезненными припадками в том Сретенском монастыре настоятельской должности править не в силах… по неимуществу моему как себя в содержании, так и в дневном пропитании имею крайний недостаток»[2]. Просил перевести его на обещание в Крутицкую епархию в Юхнов монастырь, где и просил для жительства отвести кельи, соответствующие его характеру, и о назначении жалования[3].

В ответ на это прошение 19 августа 1779 года Святейший Правительствующий Синод ответил, что «пенсионное жалование увольняемым настоятелям велено производить тем, которые состояли в штатных монастырях, – по положенным на них в том штате окладам», а Сретенский монастырь состоит за штатом, поэтому и пенсию игумену Святейший Синод определить не может. Вопрос о месте пребывания игумена Арсения и нахождения возможностей, чтобы «он не остался без пропитания», Святейший Синод оставлял на рассмотрение преосвященного Платона (Левшина), архиепископа Московского и Калужского[4]. Прошение об увольнении игумена Арсения не было удовлетворено.

Сохранилась ведомость о количестве монашествующих в Сретенском монастыре за 1780 год. В ней указано, что «в заштатных монастырях (третьего класса, находящихся на своем содержании) по указному положению должно быть: строитель – 1, монахов – 6. Итого: 7.

Ныне в Сретенском монастыре состоят: игумен – 1, казначей – 1, иеромонах – 1, вдовый поп – 1, послушник – 1. Итого: 5. (Недостает двух человек.) Игумену Арсению указано в ведомости 69 лет[5].

Игумен Арсений заботился о земельных владениях, принадлежащих Сретенскому монастырю. Он писал 26 мая 1782 года архиепископу Московскому Платону (Левшину) о том, что «по писцовым и переписным книгам 129 и 167 годов (то есть 1621 и 1659 годов. – и.И.), и по данной духовной от старца Леонтия Карамышева, и выписки из Земского приказа, и по другим документам значится при монастыре в разных местах монастырской земли довольное число». А больше всего ее значится, отмечал он, «от самого монастыря по Большой Сретенской улице до самых Сретенских ворот, на земле которой тогда стояла слободка, и также позади монастыря, где был двор помянутого Карамышева». О количестве принадлежащей земли написано в выписках. Поскольку монастырь находится на своем содержании, то прежними настоятелями и мной, писал игумен Арсений, «некоторое количество земли и до сих пор отдается по контрактам в наем, а собираемые деньги употребляются на пользу монастырскую. Но частью принадлежащей монастырю земли владеют самовольно обыватели разных зданий без всякого за нее платежа в монастырь». Игумен просил помочь в разрешении данного вопроса[6].

Игумен Арсений обращался и в Каменный приказ для измерения монастырской земли по писцовым книгам и другим письменным документам и для составления обстоятельного плана монастырских земельных владений[7].

В 1782 году начались ремонтные работы в обители. Коллежский асессор Афанасий Аврамович Гончаров 21 марта 1782 года просил благословение архиепископа Платона (Левшина) о поправлении ветхостей в Сретенском монастыре, особенно церкви Марии Египетской, и о помощи обители посильным вкладом. Он жертвовал 1000 рублей на содержание настоятеля с братией, с которых они должны были получать процентные деньги из Сохранной казны Императорского Воспитательного дома, и просил в монастыре совершать повседневную по родителям службу, в чем давали согласие и подписывались игумен Арсений, ризничий иеромонах Иона, казначей иеромонах Иосиф, священник Стефан Артамонов[8].

В июне 1782 года игумен Арсений приступил к работам. Он сообщал архиепископу Платону, что «из Московской духовной консистории от 15 июня указ № 1431 об исправлении в монастыре церковных и других ветхостей получил и работа с получением указа начата». Мастера, работные люди и надлежащие материалы, благодаря Афанасию Гончарову, имеются. Но, отмечал игумен, «при церкви Марии Египетской в приделе Сретения Господня в алтаре над престолом оказались опасные и неминуемым падением свода угрожающие расщелины, и поэтому во избежание, чтобы святой престол поврежден или разбит не был, пришлось его со всяким приличным к тому благоговением из алтаря в удобное место вынести, чтобы продолжать работы и не упустить способного к строению каменному нынешнего летнего времени». Сообщал, что «работа идет успешно»[9].

Афанасий Гончаров по контракту 1782 года должен был:

«Состоящую в монастыре церковь во имя преподобной Марии Египетской починкой исправить, а именно: святой алтарь и в церкви, и с монастыря изнутри и снаружи всякую ветхость, трещины и расселины пробрать и кирпичом вновь заделать. А при задней стене, разобравши печь со своими работными людьми, под всей аркою сделать стенку в равенстве с настоящей стеною, да при той же церкви в том же месте двери проломать и над нею арку, а другую заклеить и сделать окно, а старое заклеить.

В другой церкви Сретения Господня святой алтарь весь разобрать, вновь свод свести, фундамент вновь сделать, алтари полуциркулем мерой в вышину и в ширину, по показанию игумена и Хлебникова Алексея (приказчика Гончарова), и вывести сверх свода шпик, подобный тому, который имеется в этом же монастыре над приделом Иоанна Предтечи.

Полы в обеих церквях и в алтарях исправить, пороги алтарный и в дверях настилать из больших камней, а потом в новом алтаре свод и стены подмазать штукатуркой, а в церквях и снаружи их обелить; где будет потребно, класть железные скобы, в двух местах подделать два контрфорса из белого камня, снаружи карниз накрыть лещадкой»[10].

В октябре 1784 года игумен Арсений заменил с помощью коллежского асессора Афанасия Гончарова ветхие богослужебные сосуды на новые серебряные и позолоченные «в двух церквях Сретения Господня и преподобной Марии Египетской»[11].

В 1784 году церковь Марии Египетской была возобновлена. В память об этом событии при входе в храм находилась доска с надписью: «Возобновлен бысть храм сей в лето от воплощения Бога Слова 1784 в царство великия государыни императрицы Екатерины Алексеевны всея России по благословению Московского архиепископа Платона; иждивением г-на коллежского асессора Афанасия Абрамовича Гончарова, а освящена бысть онагож года месяца ноембрия в 18-й день; а освящал сея обители игумен Арсений с освященным собором»[12].

В 1785 году Афанасий Гончаров продолжал помогать в ремонте монастырских храмов.

В приделе святого Иоанна Предтечи он готовился вычистить иконостас, а святые образа на нем, на царских дверях и над иконостасом, запрестольный образ Богоматери и на горнем месте образ Владимирской Богоматери с предстоящими исправить и привести в «самое твердое и лучшее состояние».

«Аналойный листовой образ, писанный на клееной бумаге по обе стороны – два из двунадесятых праздников: Рождество и Введение Богоматери, также исправить вновь. Венцы на всех святых иконах позолотить червонным золотом, а над входной дверью придела образ Спасителя починить и около него резьбу выкрасить желтой краской.

В церкви святой Марии Египетской образ Воскресения Христова исправить вновь; за правым и за левым крылосами… у святых лики, одежды и подписи поправить у всех до единого святого. В Сретенском приделе северную дверь переклеить.

В церкви Николая Чудотворца в алтаре на жертвеннике образ Смоленской Богоматери поправить. Снять с него оклад, который, вычистив, по-прежнему наложить». Всю выше показанную как иконостасную, так и иконную работы и все ветхости Афанасий Гончаров должен был сделать «своим коштом самыми добрыми красками и лучшим мастерством» с первых чисел июня до августа 1785 года[13].

По указу Синода 5 ноября 1786 года был послан указ в Крутицкую духовную консисторию о назначении настоятелем Мещовского Георгиевского монастыря игумена Арсения. В декабре 1786 года игумен Арсений передавал управление монастырем и в нем все имущество новому настоятелю (строителю) – казначею Высоко-Петровского монастыря Иоакинфу. Передавались «принадлежащие к монастырю письменные дела, жалованные грамоты и разных вкладчиков на земли духовные завещания и другие документы и указы, при этом же и собранные игуменом Арсением от доброхотных подаятелей деньги – 340 рублей 83 копейки – да вкладной от г-на Гончарова в Императорский Воспитательный дом билет в 1000 рублей в монастырскую пользу»[14].

Игумен Арсений 21 декабря 1786 года вступил в управление Мещовским Георгиевским монастырем, где и скончался 10 мая 1789 года[15] .

 

Некоторые надгробия Сретенского монастыря в XVIII веке

На паперти при входе прямо в соборную церковь:

«1757 года ноября 22-го дня сего монастыря преставися раб Божий игумен Лаврентий Иванов (Уваров), по полуночи во 2 часу, на память святого апостола Филимона; от роду ему было 60 лет, а в монастыре жил 14 лет».

«1731 году сентября 14-го, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста, преставися раб Божий бригадир князь Никита Матвеевич Вадбольский; от рождения ему было 65 лет и 6 месяцев».

«1763 года ноября 21-го, в день Введения Пресвятой Богородицы, по полудни в 9 часу, преставися раба Божия его сиятельства генерал-майора Александра Александровича Прозоровского жена его, княгиня Марья Сергеевна».

«1769 году августа 7-го дня, на день преподобного мученика Дометия, по полудни во 2 часу, преставися раб Божий генерал-майор и ордена святой Анны кавалер князь Александр Александрович Прозоровский; жития его было 53 года и 11 месяцев».

«1753 году сентября в 1-й день преставися раба Божия генерал-лейтенанта, действительного камергера и кавалера Павла Феодоровича Балк-Полева жена его, Анна Димитриевна; рождение ее 1717 году декабря 23-го дня; всех лет жития ее было 36, 8 месяцев и 17 дней».

На паперти с правой стороны:

«Лета от создания мира 7227, от Рождества по плоти Бога Слова 1719 февраля против 26-го дня, преставись раб Божий сея обители игумен Моисей Великосельский; а жил от рождения своего 58 лет и 6 месяцев, быв в сей обители 26 лет во игуменах».

«1718 года июня 11-го, на память святых апостол Варфоломея и Варнавы, преставись раб Божий диакон Семен, Иванов сын, Черной; а от рождения его 67 лет».

«1735 года января в 9-й день в вечерню преставися раба Божия Семена, Иванова сына, Черного жена его, вдова Параскева, Матвеева дочь».

«1735 года апреля во 2-й день, 12 часу, в полночь самую, преставися раб Божий секретарь Иван, Семенов сын, Черной».

«1735 году августа в 22-й день, на память великомученика Луппа, преставися раба Божия камерира[16] Ивана Павлова жена его, вдова Марья Гавриловна; а жития ее было 51 год».

В монастыре. С правой стороны:

«1761 году июня 12-го дня, на память преподобного отца нашего Онуфрия, преставися раба Божия дочь боярина князя Андрея Петровича Прозоровского и супруга действительного статского советника Алексея Кирилловича Пихарева; жития ее было 57 лет».

Сверх того положены Карины, Марковы, Милютины.

С левой стороны:

«Лета 7187 (1678) декамбрия против 15-го числа, 7 часу ночи в 1-й четверти, на память святого священномученика Елевферия, преставися раб Божий думной дворянин Василий Яковлевич Голохвастов».

«1764 году июня 4-го дня, по полуночи в 11 часу, преставися раб Божий Николай Степанович Бахметев».

«1764 году августа 27-го дня преставися раба Божия морского флота лейтенанта Аврама Ильича Мещеринова жена его, Анна Алексеевна; от рождения своего 53 года».

«1740 году июня 15-го дня, на память святого пророка Аммоса, с полудня преставися раб Божий дворянин Федор Иванович Карамышев»[17].

Иеромонах Иоанн (Лудищев)

17 марта 2010 г.

[1] Центральный исторический архив г. Москвы (далее – ЦИАМ). Ф. 203. Оп. 751. Д. 1957. Л. 9.
[2] Там же. Л. 1.
[3] Там же. Л. 2.
[4] Там же. Л. 11.
[5] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 758. Д. 690. Л. 10–11.
[6] ЦИАМ. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 1. Л. 15–16.
[7] Там же. Л. 21.
[8] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 234. Д. 97. Л. 1–3.
[9] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 234. Д. 99. Л. 1.
[10] ЦИАМ. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 1. Л. 19–20.
[11] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 234. Д. 106. Л. 1.
[12] Иванов Н. Историческое описание Москвы. Обозрение достопримечательностей, соборов монастырей, церквей, дворцов, замечательных зданий, музеев, памятников и других мест. М., 1872. С. 174–175.
[13] ЦИАМ. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 1. Л. 31–32.
[14] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 234. Д. 109.
[15] Историческое описание Мещевского Георгиевского мужского общежительного монастыря. М., 1870. С. 185–186.
[16] Вероятно, камергера.
[17] Максимович Л. Путеводитель по древностям и достопримечательностям Московским, руководствующий любопытствующего по четырем частям столицы к место описательному познанию всех заслуживающих примечание мест и зданий. М., 1792. Ч. 3. С. 36–41.
 
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту