***
Затем молится и за вся (обо всем), так как с падением человека тлению подвергалась и вся тварь... Также этим она молится и о всем необходимом человеку для его душевного и телесного существования и благополучия.
Уже по этому одному Церковь Божия — как наша любящая мать — достойна высокого почитания нами, нашей любви и уважения.
И уж перед чем мы должны благоговеть и преклоняться, так это перед нашей Церковью-Матерью! Аминь.
***
Самая любящая Мать — это Церковь. И кто действительно жалеет нас по-настоящему больше всего, так это Церковь. Слава Богу!
***
В церкви человек получает подлинную пользу.
Человек часто так стремится к различным зрелищам, театрам, представлениям, кинематографам и т.п.
Но что он там получает?
Временное удовольствие, рассеянность, а иногда даже получает вред для своей души и для своего здоровья. Во всяком случае, все это для временной жизни. Только это и приносят человеку зрелища.
Ходя же в церковь, человек в ней получает богатство нетленное, вечное, которое постоянно с ним пребудет. Насколько же человеку полезнее ходить в церковь, а не на зрелища!
***
Возлюбленные братие и сестры! Сегодня я хочу сказать вам несколько слов о значении Церкви! Несколько дней тому назад меня просили помолиться о матери, которая не могла разрешиться от своего бремени. Это натолкнуло меня на мысль о значении Церкви.
Когда мать рожает и не может разрешиться от бремени, она обращается к Церкви! Когда надо крестить младенца, мы обращаемся к Церкви. Надо миропомазывать — Церковь для нас совершает это Таинство. Надо причастить младенца — опять мы обращаемся к Церкви. Надо нам исповедоваться, каяться в своих грехах — мы обращаемся к Церкви. Заболеваем — обращаемся к Церкви. Посещает нас радость — обращаемся к Церкви, чтобы воздать благодарение Господу, благодеющему нам! Собираемся венчаться — обращаемся к Церкви. Думает ли кто принять монашество — Церковь облекает его в ангельский образ. Принимает ли кто священный сан — Церковь облекает его этим Божественным даром. Отправляемся в путь — обращаемся к Церкви за благословением. Когда кто отправляется в самый далекий путь — в мир иной, загробный, обращаются к Церкви за напутствием: Церковь туда провожает умерших и после смерти ушедших молится за упокой их душ. Церковь никогда не оставляет нас! В церкви мы молимся, церковь мы посещаем каждый воскресный день. В церкви мы встречаем нашу Светоносную, Прерадостную и Живоносную Пасху! Вы видите, возлюбленные братие и сестры, как нуждаемся мы в Церкви в течение всей нашей жизни — от младенчества до гроба. Куда мы ни обратимся, везде нужна нам Церковь! Как после этого не созидать нам свою Церковь?! Как после этого не заботиться нам о своей Матери- Церкви?! Как после этого не любить нам свою Церковь?!
Этого, я думаю, достаточно, братие и сестры, чтобы понять вам, какое великое значение имеет Церковь в нашей жизни и как она необходима нам. Помимо того, и к Царству Небесному — венцу всех стремлений истинного христианина, о котором учил и говорил Господь наш Иисус Христос, — можно прийти не иначе, как только через Его Святую Церковь. Аминь.
***
Как Христос вечен, так вечна и Церковь.
***
Если и весь мир восстанет против Церкви, то и тогда он ей ничего не сделает.
***
«Верую... во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь...» В соборности Святой Христовой Церкви заключается великая сила и гениальное ее устройство.
В самом деле, не замечательно ли, что части Церкви живут самостоятельной жизнью и вместе с тем все составляют единое целое?! Уже одно это указывает на ее Божественное происхождение. Возможно же это единение самостоятельных церковных частей — на основе любви. Непобедимость Соборной Церкви заключается в том, что какое-либо событие с одной из ее составляющих отражается на всех и недостаток одной Поместной Церкви может восполняться другой.
Конечно, и враг способен пытаться подражать устройству Церкви, но такое дело устоять не может, потому что там не может быть любви.
***
Какое богатство в Церкви!
Что ни тропарь, что ни молитва к Божией Матери — какое в них богатство мыслей и духа! Что ни святой и что ни обращение к нему в его тропаре, кратко изображающем суть его христианского делания, — какое тут богатство и разнообразие!
Вот тропарь Успению Божией Матери: в нем говорится и о девстве Ее, и о Рождестве Христовом, и о том, что Божия Матерь и по Успении Своем не оставила мира.
Тропарь же Благовещению Приснодевы Марии говорит нам о начале, о самом основании нашего спасения и вновь о девственном зачатии Сына Божия.
Тропарь и кондак святителю Николаю Чудотворцу — о воздержании, кротости, смирении, об исполнении им Евангельского учения, о любви его к людям, о его защите невинных.
Тропарь преподобному Сергию Радонежскому — о нем как о духовном воине Христовом, свято подвизавшемся против страстей и послужившем примером для своих учеников.
Тропарь преподобному Серафиму Саровскому — о его любви ко Христу от юности, о его подвиге постом и молитвою, о его избранничестве Божией Матерью.
Тропарь святому великомученику и целителю Пантелеймону уже в своем обращении к нему как к целителю — о его цельбоносной силе, полученной им от Бога.
Или, например, тропарь Казанской иконе Божией Матери учит и нас, и всех несчастных обращаться к Ней с просьбой о заступничестве во всех бедах и скорбях, — особенно общественных, в горе и печали, потому что Она уже бывала спасительницею нашего Отечества от нашествия иноплеменников.
Вот сколько мыслей взято только из крупицы духовного богатства, хранящегося в духовной сокровищнице — в Церкви!
Приходи же, верный сын Святой Православной Церкви, и поучайся!
Пей из неисчерпаемого источника благости, открывающего тебе свои потоки учений — возвышенных и благодатных! Пей из неоскудеваемого источника веры и Церкви — без цены сребра и злата!
Жаждущие, идите на Воду Живу и с веселием почерпайте ее — от Отца нашего Небесного!
Все насладитесь живоносными учениями Церкви Христовой! Аминь.
***
Если Церковь есть небо на земле и учение Христово, преподаваемое Церковью, — такое высокое, то насколько же люди, ходящие в церковь, духовно и морально выше, насколько счастливее и блаженнее тех, которые идут в воскресенье и праздничные дни на земные занятия, а наипаче в театр, кинематограф, танцы или на иные увеселения.
Одни ищут высокого и духовного. Другие тленного, житейского и скоропреходящего, если не греховного... И насколько первые счастливее! Аминь.
***
Из книги «Епископ Феодор (Текучёв). Истина всегда победоносна…», выпущенной издательством Сретенского монастыря.
Алексий.