Восприятие имен и образов

Свято и страшно имя Его.
Пс 110, 9

Да защитит тя имя Бога Иаковля.
Пс 19, 2

Именем Моим будут изгонять бесов.
Мк 16, 17

Вероятно, многие не сознают, какое значение имеет произнесение вслух или в уме какого-либо имени. Вот, например, я произношу имя дорогого для меня человека. Во мгновение времени в моих глазах встает его образ, в уме воспроизводятся отличительные черты характера, его жизненный путь, его взаиморасположение ко мне; в моем сердце просыпаются по отношению к нему чувства любви, симпатии, нежности, уважения и т. п., и душа моя как бы заполняется этим образом, сливается с ним. Это невидимое единение меня с образом друга совершенно реально и в сильнейшей степени влияет на меня.

Если друг отличается жизнерадостностью, его образ влил в меня струйку жизнерадостности. Протоиерей Иоанн С.: «В имени человека — душа человека. Итак, на призыв: “Иван Иванович” — его душа сознает себя в этом имени и откликается на него». Итак, имя вызывает образ, а образ в душе есть соприкосновение или даже единение души с этим образом. Если мы в любви тянемся к нему, то этот образ вливается в нашу душу, объединяется с нами и влияет на наши чувства и ощущения. Итак, произнесение имени ведет к общению нас с образом и отражается в той или иной степени на переживаниях ума и сердца. Глубина этих переживаний зависит от отношения сердца к именуемому образу.

Вот почему была дана евреям заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх 20, 7).

Протоиерей Иоанн С.: «С крайним благоговением произноси имя Божие, помня, что Богом все приведено из небытия в бытие и все существующее содержится в благобытии по Его благости, всемогущею силою и премудростью Его».

С крайним благоговением произноси имя Иисуса Христа, Сына Божия, через которое все «начало быть» и которым все управляется. Имя БОГ имеет в духовном мире то же значение, что свет в физическом мире для растений и животных.

Так мы можем постигнуть освящающую, просвещающую и очищающую силу святых имен, действующих на нашу душу, на наш разум и сердце и через это — на всю нашу жизнь. Вот откуда сила Иисусовой молитвы: она очищает, одухотворяет душу христианина, убивает в ней страсти. При этом, естественно, тем глубже образ Христов западает в сердце христианина, творящего молитву, тем сильнее единение духа христианина с Духом Господа, тем сильнее освящающая сила молитвы.

Целительный бальзам изливается на нашу душу и от благоуханного имени Божией Матери, Приснодевы Марии, от имени бесплотных служителей Бога — архангельских и ангельских чинов и всех святых.

Протоиерей Иоанн С.: «Благодать присуща каждому церковному слову ради обитающего в Церкви ипостасного, вочеловечившегося Божия Слова, Которое есть Глава Церкви».

Икона, изображение, фотографии и т. д. также воспроизводят в душе образ и объединяют душу с этим образом. Один старец сказал: «Чтобы приблизить себя к Господу, надо достать хороший образ Иисуса Христа во весь рост, в натуральную величину, и поместить его в своей комнате».

Чем больше в доме икон и духовных картин, тем легче душе бороться со своей нечистотой, легче подавлять страсти, искушения и соблазны, легче за видимым миром видеть свет горнего мира.

Среди образов особое место занимает знамение креста. Христиане первых веков полагали крестное знамение не только на своем челе, очах, устах, но и на одежде, постели, пище, утвари домашней.

Поток светлых образов и имен, которыми наполнена молитва, будет просветлять сердце лишь благоговейного христианина. Упоминание «черного» роднит душу с темной силой и объединяет ее с ней.

Пренебрежительное отношение человека к святым изображениям порочит душу. Скверные изображения надо уничтожать, мы в силе это сделать. Этим мы так же будем служить Господу, как те ревнители, которые уничтожали идолов.

Имя человека есть некоторое сравнительно независимое от своего носителя, но для его благоденствия или несчастья высоковажное, параллельное ему существо, которое одновременно представляет своего носителя и влияет на него. «Уже не имя при человеке, но человек при имени». Отец Павел Флоренский: «Имя — особое существо, по преимуществу со всеми прочими живое, дающее жизнь, жизнеподательное: то благодетельное, то враждебное человеку...» По своему происхождению имя — небесно. Оно — Божественная сущность. В особенности Божественные имена — нечто Божественное: они несут с собою благодать, преобразуют их носителей, влекут их по особым путям, куют их судьбы, охраняют и ограждают их.

***

Из книги «Близок к нам Господь: Жизнеописание, воспоминания духовных чад и труды схиигумена Саввы (Остапенко)»,

выпущенной Сретенским монастырем.

 

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
ludmila toll 8 июня 2013, 05:15
Спасай нас проповедями и молитвами твоими теплыми отче схиигумен Савва!
я очень рада и как будто озарение вокруг и стало легко и
и понятно почему надо стоять как свеча на молитве забыть о чем либо а стоять
всеми помыслами изнутри мозга из глубин сознания ПЕРЕД
БОГОМ ЖИВЫМ ВСЕВИДЯЩИМ СЕЙЧАС В ЭТО САМОЕ ВРЕМЯ моей молитвы .
Господи Всемилостивый !!!!! прости меня грешную,каюсь что не всегда я так молилась.
Сейчас перешлю сыну эту потрясающую проповедь!
Дивен Бог во святых Своих!
р Б Людмила
Александр19 июля 2010, 15:48
Дорогой наш отче, Схиигумене Савва, моли Бога о нас!
АЛЕКСИЙ11 июня 2010, 01:18
СПАСИБО!
АЛЕКСИЙ.
Марина10 июня 2010, 20:16
Читаешь и словно пьешь из родника свежайшую воду и душа поет. А ведь слова просты и понятны, и как будто ничего в них нет нового. Но почему благодать вливается и радость жизни появляется необыкновенная!? А бывает читаешь мудренные статьи современных батюшек и поражаешься, бред какой-то об искусстве, о формировании культурного пространства Церкви, каких -то высоких материях ничего общего с верой не имеющего. И на душе гадко становится, тошнотворно и страх вползает. Вот вам и искусство!
Elena10 июня 2010, 15:38
СПАСИБО БОЛЬШОЕ!!!
Александр Иванов. Москва. ЮЗАО10 июня 2010, 11:40
Благодарю.

Некоторые положения, правда, вызвали вопросы и сомнения:

«Один старец сказал: «Чтобы приблизить себя к Господу, надо достать хороший образ Иисуса Христа во весь рост, в натуральную величину, и поместить его в своей комнате».

«Чем больше в доме икон и духовных картин, тем легче душе бороться со своей нечистотой, легче подавлять страсти, искушения и соблазны, легче за видимым миром видеть свет горнего мира.»

«Уже не имя при человеке, но человек при имени».

…Но в итоге объяснил себе так: еще духовно дорасти требуется тебе - до полного понимания и восприятия этого и подобных материалов. А рост духовности всегда связывал и с личным противостоянием ко греху. Коли грех периодически валит с ног, следовательно, и разумение многих духовных ценностей – либо недоступно, либо «плоско-поверхностно» пока для собственного разума и для собственной души.
Юлия Павловна10 июня 2010, 03:35
Cпасибо редакции сайта за эту публикацию. Именно такие слова хотелось услышать - выстраданные и горячие, кроме того не относящиеся конкретно к сегодняшним событиям, взбудоражившим прихожан, а обобщающие опыт святых отцов.
Искусство является областью духовной жизни и очень важно, каким именно духом движется художник, каким духом дышат его картины, какой дух наполняет сердца зрителей.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×