На Светлой Пасхальной Седмице
Митрополит Чувашский и Чебоксарский Варнава совершил
праздничное Богослужение в Свято-Троицком мужском
монастыре, что в небольшом, уютном старинном городке
Алатыре. Монастырь этот – мощный духовный центр
Чувашии, жемчужина древней земли, ровесник города,
который ведет свое летоисчисление со времен Царя
Иоанна Грозного. На протяжении всей своей
многовековой истории монастырь дважды горел, до
полного уничтожения огнем, но по Промыслу Божию,
молитвами и трудами верующих всякий раз возрождался
из пепла.
По благословению Митрополита Варнавы Свято-Троицкий мужской монастырь с 1995 года после долгих лет духовного запустения и разрухи активно восстанавливается. Владыка часто бывает здесь, молится, помогает советом и делом, наблюдает за ходом работ, за духовным становлением и ростом многочисленной монашествующей братии.
Сегодня Митрополит Чувашский и Чебоксарский Варнава – наш собеседник.
– Христос Воскресе! Ваше Высокопреосвященство! В Чувашии немало подписчиков нашей газеты «Благовест», поэтому хочется, чтобы со страниц газеты прозвучало сегодня Ваше слово Архипастыря. Расскажите о епархии, о храмах, монастырях…
– Чебоксарско-Чувашская епархия образовалась в шестнадцатом веке. В то время на чувашской земле, в душах человеческих еще господствовало язычество. Но постепенно люди просвещались светом веры Христовой, возводили храмы, возносили свои молитвы к Врачу душ и телес наших. Но жили чуваши всегда очень бедно. И потому те старинные церкви, которые сохранились в республике до наших дней, не отличаются богатством и красотой внутреннего убранства. Когда в 1976 году я принял управление епархией, народ даже в храмы на Богослужения ходил еще в лаптях. У приходских батюшек в селах зачастую не было в запасе даже простыни, чтобы организовать после службы отдых Архиерея; отправляясь в поездки, я всегда брал с собой деревянную ложку. Но несмотря ни на что я всей душой возлюбил этот особый народ. Порой смирялся, терпел – а как же иначе? Терпением человек приобретает многое. Тем более – духовный отец должен понимать, для чего он пришел к людям. И верующие стали отвечать мне тем же: горячей любовью и преданностью.
Но есть в истории нашей епархии и другие факты. Например, когда правящим Архиереем служил здесь Митрополит Мануил (Лемешевский), позднее Куйбышевский Архипастырь, однажды он приехал на Богослужение в поселок Канаш. Местные жители по причинам, понятным только им одним, повесили на храм огромный замок: не признали Владыку – не впустили, и Митрополит Мануил не смог там служить Божественную литургию. С тем и уехал. Вот такой был неординарный случай. Хотя все знают Митрополита Мануила как доброго и многоуважаемого Архипастыря, сильного молитвенника, духовного наставника Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева).
За долгие годы служения здесь я уже отлично знаю, когда необходимо проявить к своей пастве строгость, потребовать соблюдения дисциплины, а когда – пожалеть, и люди видят и ценят это. В приходах епархии верующие принимают меня очень хорошо, и – слава Богу за все! В свое время мне предлагали возглавить другие епархии, но я отказался, потому что всем сердцем прикипел к этим местам, к этим людям. Да и они ко мне, думаю, тоже привыкли.
Трудиться каждодневно приходится много. Если раньше в Чувашии было открыто всего тридцать пять храмов и соборов, то теперь – почти двести двадцать, плюс семь действующих монастырей: три мужских и четыре женских. Священников на начало моего Архипастырского служения было в епархии сорок один человек, сейчас – двести пятьдесят. Свято-Троицкий мужской монастырь в Алатыре – древняя святыня чувашской земли, где всегда была сосредоточена большая духовная мощь. Сегодня он возродился из руин непрестанными кропотливыми трудами Архимандрита Иеронима (Шурыгина), подвизающейся здесь братии и благодетелей. Красивые стены монастырских храмов – это ведь далеко не самое главное в духовном делании. Главное – что люди отовсюду едут сюда за духовностью и находят ее здесь. Батюшка Иероним – большой молитвенник, труженик, безсеребренник, и сердце мое спокойно за эту обитель.
– Какие красивые сегодня во время Всенощной звучали греческие молитвенные распевы…
– Это у нас отец Василий пел! Француз, а какой усердный нашим монахам образец! Совершенно уникальный случай, когда за границей взрастили такого кроткого, благочестивого монаха-молитвенника. Он был католиком, затем принял Православие и уже долгое время подвизается здесь, в Чувашии, в Алатыре. И тому, что умеет сам, старается научить других.
– Владыка, Вы один из старейших Архипастырей нашей Русской Православной Церкви. Где Ваши корни, Ваша малая родина, каким путем Вы пришли к служению у престола Божия?
– В монашеском сане я уже пятьдесят два года, тридцать два из них служу Архиереем. Родом из Рязанской области, из духовного звания: священником был мой дед, папа учился в духовной семинарии, но окончить ее не успел. Во время гонений на Церковь его пришли и забрали в ночь на начало Масленицы. А в ночь на Великую Субботу того же года родился у мамы я. Дедушку увезли в неизвестном направлении еще раньше, чем папу. Храм, в котором он служил, закрыли. Оба – и папа, и дедушка – погибли.
В те годы были жестокие репрессии, жизнь была очень тяжелая. Многие верующие даже отказывались от своей веры. Слава Богу, я с детства ходил с мамой в церковь. Девятнадцатилетним пареньком меня забирали в следственные органы, силой принуждали писать расписку об отказе от посещения храма, участия в Богослужениях. Как сейчас помню тот духовно очень значимый для меня 1950 год. И если кто-то спросит, что в моей жизни было хорошего, скажу так. Это была ночь под Страстную Пятницу, когда меня увезли из дома в милицию и до смерти избивали там, требуя вышеназванную расписку, угрожая убийством. Меня два человека в форме бьют жестоко, а мне – удовольствие, я боли совсем не чувствую. Как в Житиях святых читаем: им зубы вырывают, глаза выкалывают, а они – поют, Господа Иисуса Христа славят. И я так же: ничего не чувствовал тогда, мне было даже хорошо. Думаю, Господь берег меня. Из той ситуации я выбрался победителем, убить меня не успели. Пришел какой-то начальник и распорядился отпустить на волю. С тех пор меня больше не трогали.
– Как складываются отношения между Православной Церковью и светскими властями в Чувашии? Ощущаете ли вы помощь, поддержку?
– Слава Богу, отношения хорошие. Президент республики, премьер-министр, многие высокопоставленные чиновники у нас – люди верующие, поэтому по многим вопросам, проблемам достигаем полного взаимопонимания.
– Достаточно ли сегодня священнослужителей в храмах епархии и есть ли в Чувашии духовные учебные заведения?
– Священников, конечно же, не хватает, хотя и имеется у нас духовное училище. Но, к великому сожалению, молодежь нынче не та, ей порой недостает воспитанности, образованности, культуры. Даже в духовное училище приходят не всегда подготовленные молодые люди, не все становятся на духовный путь по призванию, по вере своей и убеждениям. Это серьезный минус. Но в целом ситуация ровная, терпимая и небезнадежная.
– Готовы ли школы республики к преподаванию религиозного предмета?
– Если еще недавно в печати широко обсуждалась тема преподавания в школах Основ Православной культуры и была неопределенность в этом вопросе, то теперь религиозный предмет на государственном уровне введен в программу общеобразовательных школ. Поэтому в Чувашии сейчас, как и в целом по стране, идет подготовка, обучение преподавателей Основ Православной культуры. Думаю, с сентября будущего года школьники начнут изучать этот очень необходимый предмет.
– А чувашская молодежь идет сегодня в церковь?
– Да, молодежи в храмах с каждым годом становится больше. Но нам, взрослым, все же надо больше внимания уделять духовному воспитанию детей, ведь без веры, без Бога наше присутствие на земле теряет смысл. Надо, чтобы посещение храма было не тяжкой обязанностью, а живой потребностью сердца каждого человека. Тогда мы сдвинемся с мертвой точки. К сожалению, развитие цивилизации, технический прогресс, телевидеомания вершат свое губительное для юных душ дело, взращивают в них повальное стремление к вседозволенности, комфорту, развлечениям. А это – недопустимо, если мы хотим сохраниться как единый народ, общность, как Православная цивилизация.
– Как нам сберечь в чистоте и целомудрии нашу Православную веру?
– Надо благочестиво жить, как жили наши предки, и воспитывать на церковных традициях молодежь. Надо, чтобы родители были примером своим детям. Если родители – добропорядочные, благочестивые люди, то и дети чаще всего вырастают добрыми. Но бывает, что и родители воцерковляются, приходят к вере благодаря своим детям. Главное – всем нам устоять в вере, когда придут нелегкие времена испытаний. И не только каждому за себя постоять, но и друг о друге позаботиться, привести в Дом Божий ближних своих. Со смирением, любовью, не обличая, а помогая им на этом непростом пути. Обличить и наставить можно, когда люди уже пришли к вере, окрепли в своих убеждениях. Тогда можно и что-то сказать, поправить, но опять-таки – с любовью. А если мы новоначальных станем одергивать, осмеивать, что же будет? Сегодня они пришли в храм Божий, а завтра могут и не прийти. Кто же выиграет от этого? Только враг рода человеческого. О Господе можно говорить только с любовью.
Записала Ирина Гордеева